Влияние темперамента в младшем школьном возрасте на отношения со сверстниками и учебную деятельность
методическая разработка на тему

Куцаева Анна Викторовна
Что такое темперамент и что он отражает?
Типы темперамента?
Какие позиции может занимать ребенок в классе?
Особенности проявления темперамента у младших школьников?
Сочетания темпераментов и их взаимодействие?
Метод диагностики?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temperament_.pptx180.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние темперамента в младшем школьном возрасте на отношения со сверстниками и учебную деятельность Подготовила студентка Ш-21 группы Куцаева Анна

Слайд 2

Содержание Что такое темперамент и что он отражает Типы темперамента Какие позиции может занимать ребенок в классе Особенности проявления темперамента у младших школьников Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик Сочетания темпераментов и их взаимодействие Метод диагностики

Слайд 3

Каждый человек обладает темпераментом. Под темпераментом понимают сочетание индивидуально – психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную – волевую стороны ее поведения и деятельности. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Темперамент передается по наследству, но в дальнейшим на его проявление накладывает отпечаток воспитание и обучение.

Слайд 4

Выделены 4 типа темперамента: 1)флегматик 2)холерик 3)сангвиник 4)меланхолик.

Слайд 5

Но ошибочно полагать, что одному человеку соответствует единственный тип темперамента. В каждом из нас присутствуют все типы, только в различном соотношении. В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения.

Слайд 6

В классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занимать разные позиции: - быть в центре внимания; - общаться с большим количеством сверстников; - стремиться быть лидером; - общаться с избранным кругом сверстников; - держаться в стороне; - придерживаться линии сотрудничества; - выражать доброжелательность ко всем; - занять позицию соперничества; - выискивать у других ошибки и недостатки; - стремиться оказывать помощь другим.

Слайд 7

Здесь важно отметить, что темперамент играет важную роль в установлении межличностных отношений в коллективе младших школьников. Ребенок, обладающий определенным типом темперамента, может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Зная темперамент учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого младшего школьника, чтобы постепенно менее резко проявлялись свойства темперамента, которые мешают ребенку в его учебной работе, поведении и общении со сверстниками, и закреплялись положительные свойства его темперамента. Рассмотрим особенности проявления темперамента у младших школьников.

Слайд 8

Сангвиник Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы - увлекшись новым делом, он легко охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю — разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно.

Слайд 9

Единственный способ — заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень быстро совершенно забывает об этом, начиная бегать, играть с друзьями. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят. Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная. Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.

Слайд 10

Холерик Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив. Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их. У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением. Однако, такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках. Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жест.

Слайд 11

Флегматик Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Больше всего любит занятия по математике. Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить. Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно маловыразительная. Обычно учителю трудно добиться у них выразительности при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью.

Слайд 12

Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает самые необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно, во время диктантов отстает от класса. Школьник-флегматик, хорошо владеющий навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа. Движения его спокойные и медленные, мимика-бедная и маловыразительная, жесты - редкие, неэнергичные.

Слайд 13

Меланхолик На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.

Слайд 14

Меланхолики - ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей. Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые. Рассмотрев особенности темперамента младших школьников, необходимо выявить особенности проявления свойств темперамента в установлении отношений со сверстниками в группе младших школьников.

Слайд 15

Холерик Холерик очень общителен, в классе обычно занимает лидирующие позиции, стремиться всегда быть первым. Но в связи с тем, что он очень вспыльчив, он легко может поссориться со всем коллективом сразу. Холерик очень чувствителен к критике и замечаниям со стороны. В начальной школе, постоянно получая замечания от учителя, он может стать отверженным в детском коллективе. Сангвиник Сангвиники легко понимают других людей, не особенно требовательны к ним и склонны принимать людей такими, какими они есть. Они не борются за власть, но часто занимают лидирующее положение в компании. Сангвиники очень дружелюбны и имеют большое количество друзей. Флегматик Ему сложно налаживать контакты с детьми, так как он считает, что все окружающие должны соблюдать все те правила, которые он установил сам для себя. Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдает это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.

Слайд 16

Меланхолики Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество. Они с трудом знакомится с новыми людьми, так как боится потерпеть неудачу. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Такие дети чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Он очень тяжело переносит критику. Не может отстаивать свое мнение. С трудом находит выход из конфликтных ситуаций. Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.

Слайд 17

Рассматривая проблему взаимоотношений в группе младших школьников, обладающих различными типами темперамента, нельзя не сказать о их совместимости. Различные сочетания темпераментов создают разные виды их взаимодействия. Рассмотрим главные тенденции во взаимодействии основных темпераментов.

Слайд 19

Методы диагностики темперамента у школьников. Метод социометрии Дж. Морено . Главная задача социометрического метода - продиагностировать структуру межличностных взаимоотношений в группе сверстников младшего школьного возраста. Социометрия - метод, который уже традиционно используется в отечественной психологии при изучении межличностных отношений в малой группе. Данный метод был впервые предложен американским психологом и психиатром Дж. Морено для определения характерных особенностей и оптимизации межличностных отношений в группе, включая в себя не только определение положения личности в системе отношений, но и психодраму . Основными принципами социометрии является доверительность испытуемых к исследователю и конфиденциальность результатов, которые получаются в результате этого метода. Если испытуемые доверяют исследователю и уверены в том, что результаты, полученные с помощью этого метода, не будут использоваться в практике межличностного взаимодействия, то достоверность этого метода значимо увеличивается.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к другим народностям, их истории и культуре".

В наше время воспитание толерантности актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Целью моего проекта стало развитие коммуникативных умений учащихся, укрепление единства класса,построени...

«Методические рекомендации адаптивного типа по применению подвижных сюжетных игр на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте» (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 17 марта 2010 года).

Методические рекомендации имеют физкультурно-спортивную направленность и рассчитаны на обучение детей младшего школьного возраста.Несомненным достоинством методических рекомендаций является разнообраз...

Сценарии для детей младшего школьного возраста в пришкольном лагере и в учебное время

Материалы для проведения мероприятий в пришкольном лагере в помещении и на территории парка...

Консультация для родителей на тему Воспитание у «особых» детей младшего школьного возраста положительного отношения к труду.

Воспитание интереса к труду и желание трудиться начинается в младшем дошкольном возрасте. Однако дети этой возрастной ступени еще малы, чтобы их отношение к делу, людям было достаточно ясным и стойким...