Семья как основной стабилизирующий фактор социальной адаптации ребёнка обучающегося на дому (доклад)
материал (2 класс) по теме

Очень редко и скудно отражена работа по организации занятий с детьми, страдающими эпилептическими припадками. В связи с этим появилась необходимость поделиться своим опытом работы с мальчиком, по многим параметрам, отличающимся от работы с другими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии  специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

VIII вида «Надежда» г. Коломна

Семья как основной стабилизирующий фактор социальной

             адаптации ребёнка, обучающегося на дому

                                    (из опыта работы)

 Автор статьи

учитель начальных классов

                                                                высшей категории

                                                                Таланова Наталья Ивановна

                                                 

                                               

             

2011

  В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в РФ (это 4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. 34 000 детей нуждаются в индивидуальном обучении.

В нашей школе тоже есть дети, которые обучаются на дому.  В 2008-2009 учебном году я начала работу с Шукаевым Иваном, который психолого –медико-педагогической комиссией был определён на домашнее обучение в связи с тем, что умеренная умственная отсталость этого учащегося отягощена  недоразвитием других физических  и нервно-психических функций, в том числе эпилепсией, причём лёгкие припадки в виде отключения сознания на 2-3 секунды случались и на фоне приёма лекарственных препаратов.

В целях углубления своих знаний  по данному диагнозу я изучила медицинскую литературу, а также разобраться в этих вопросах мне помогла бабушка Вани, которая более 40 лет проработала педиатром. Просматривая методическую литературу о воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями, я познакомилась с рекомендациями ведущих специалистов и опытом работы лучших педагогов страны (И.М.Бгажнокова, Л.М.Щипицына, Г.В.Цикото, В.В.Воронкова).

                     В современной методической литературе рассматривается проблема обучения и воспитания детей с проблемами интеллектуального развития, отягощённого другими хроническими и психоневрологическими заболеваниями, такими как ДЦП,  гиперактивность, астеническим синдром.

 При этом  очень редко и скудно отражена работа по организации занятий с детьми, страдающими эпилептическими припадками. В связи с этим появилась необходимость поделиться своим опытом работы с мальчиком, по многим параметрам, отличающимся от работы с другими детьми.

                     Для реализации комплексного подхода к работе с ребёнком я тщательно изучила личное дело, медицинскую карту, а также наблюдения и выводы дефектолога специального дошкольного учреждения. Познакомилась с ребёнком и его семьёй, так как считаю важным условием установление психологической совместимости всех участников образовательного процесса, то есть учителя, учителя-логопеда, учителя-психолога, семьи и самого ученика.  Социализация ребёнка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи. Основной целью психологического изучения семьи - выявление причин нарушающих гармоничную жизнедеятельность семьи и препятствующих адекватному развитию в ней ребёнка с психо - физическими отклонениями. Ведь семья -  микросоциум, в котором формируются нравственные качества ребёнка, его отношение к миру людей и представления о характере межличностных связей, который способен создать максимально благоприятные условия для развития и воспитания ребёнка. Внутрисемейная атмосфера, которая своим гармоничным воздействием развивает ребёнка, формирует в нём нравственные личностные качества, доброе отношение к миру, рассматривается как коррекционная. Во всё время работы между мною и семьёй были установлены контакт, доверие и взаимопонимание.

                       Работа с семьёй была организована следующим образом:

                       1.Определила степень соответствия условий, в которых растёт и воспитывается мальчик.

                       2.Диагностировала социальный статус семьи.

                        3.Определила способность членов семьи наблюдать за поведением и организовывать учебную деятельность ребёнка в течение дня. Выявила внутрисемейные отношения и факторы, как способствующие, так и препятствующие гармоничному развитию Вани в семье.

                        4.Выявила уровень педагогической компетентности родителей, готовность к изучению педагогических технологий с целью повышения уровня их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития сына.

                         5. Изучила отношение родителей к проблемам сына.

Для осуществления единства требований к обучению и воспитанию были проведены следующие мероприятия:

                          а) составлено расписание уроков с учётом состояния здоровья ребёнка и пожеланий семьи;

                          б) систематически проводятся беседы с родителями о состоянии здоровья мальчика на момент начала занятий (на фоне лечения припадки не каждый день, длятся в секундах, аура не всегда заметна, если проявляется, то в виде плохих запахов, зевоты, потягиваний, излишних хватательных движений; кроме судорожных припадков бывают приступы психических расстройств, протекающих без судорог, которые проявляются в виде помрачнения сознания и приводят к тому, что ребёнок перестаёт осознавать окружающую обстановку, не реагирует на обращённые вопросы, действует не в соответствии с обстановкой: агрессивен или апатичен);

                          в) занятия проводятся в присутствии членов семьи (объяснение конкретной задачи);

                          г) ежедневно осуществляются методические консультации, рекомендации по закреплению изученного материала;

                          д) реализуется совместное обучение навыкам самообслуживания (подготовка к уроку: одежда, внешний вид, учебные вещи);

                          е) проводятся беседы об интегрированном воспитании (посещение реабилитационного центра);

                          ж) оказывается помощь родителям в осознании того, что их ребёнку нужна нормальная жизнь (организация выходных, праздников, игр, общений со сверстниками).

Считаю, что включение родителей и других членов семьи учащегося в коррекционно-воспитательный  процесс позволяет не только скоррегировать, но и предупредить появление других отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления ребёнка с целью интеграции его в общество. К счастью, с семьёй Вани удалось установить очень доброжелательные взаимоотношения. Родители имели весьма скудные знания о современных методах коррекции, их психическое состояние было подавленным и угнетённым, мама находилась в постоянном нервном напряжении. Стиль воспитания в этой семье на первоначальном этапе - доминирующая гиперпротекция, которая проявлялась в сочетании заботы и внимания  с контролем и запретами. В связи с тем, что родители вынуждены оба работать, то основной груз ответственности за воспитание и обучение мальчика взяла на себя бабушка Вани.

Совместно с психологом и педагогом-логопедом периодически проводится диагностика ребёнка, которая отражает уровень развития и отклонения в познавательной и эмоционально-волевой сфере. Динамика развития  положительная.

                                Литература:

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. Воронковой В.В. - М.: Школа-Пресс, 1994.
  2. Маллер А.Р. Ребёнок с гораниченными возможностями. – М., 1988.
  3. Маллер А.Р.  Состояние и тенденция развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология.-1995 - №3.
  4. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. - СПБ: Изд-во Союз, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация ребёнка с патологией слуха.

Рекомендации для родителей детей с патологией слуха....

Опыт работы учителя МОБУ СОШ №3 с.Бураево Нуриахметовой Алевтины Рамазановны, с ребёнком обучающемся на дому, по программе VIII вида.

Я работаю с ребёнком обучающем на дому ,  диагноз его заболевания:органическое заболевание головного мозга сложного  генеза с умеренно-выраженным снижением психических функций,недоразвитие В...

01. Социальная адаптация личности как фактор успешности учащихся младшего школьного возраста

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaОдной из основных задач школы является подготовка детей к самостоятельной жизни, к овладению в будущем определённой профессие...

Основные направления работы социального педагога по адаптации воспитанников социального приюта

В статье рассказывается о том, как решаются стоящие перед социальным педагогом задачи по адаптации воспитанников, а также в статье говорится об основных этапах деятельности социального педагога в прию...

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СЕМЬИ, КАК ОСНОВНОГО УСЛОВИЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Из опыта работы педагога дефектолога о формировании адекватной позиции семьи как основного условия последующей социализации ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развития...

Внешние условия для комфортной социальной адаптации у обучающихся начальной школы.

Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны...