Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.
статья (1 класс) по теме

Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.

Остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития, Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

1. Это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

2. Это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем, это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть и не совсем хочется.

3. Формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной причины их стремления к приобретению знаний. [Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.:1996., 123].

Все эти три мнения одинаково важны, и не одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не «захромала» с самого начала.

Можно выделять отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Что понимается под физической готовностью?

Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста: зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшей формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать планы действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

Иногда различные аспекты, касающиеся произвольности психических процессов, в т.ч. мотивационную готовность, объединяют термином «психологическая готовность» в отличие от нравственной и физической.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) нормальное физическое развитие и координация движений;

2) желание учиться;

3) управление своим поведением;

4) владение приемами умственной деятельности;

5) проявление самостоятельности;

6) отношение к товарищам и взрослым;

7) отношение к труду;

8) умение ориентироваться в пространстве и тетради [Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический проект, 2000 - 3-е изд. перер. и дополн. - 184с., 95].

Интеллектуальная подготовленность ребенка к обучению может быть изучена с помощью методик Л.А. Венгера и В.В. Холмовского, шкалы исследования интеллекта дошкольников и младших школьников Д. Векслера, прогрессивных матриц Дж. Равена (цветной вариант).

  1. Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасика и В. Тихой, тест школьной зрелости А. Керна помогут проверить общую готовность к школе (общее развитие, умение подражать образцам, развитие мелкой моторики рук, координации зрения и движения руки). [Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. –М.: ООО "Издательство

"Росмэн-Пресс", 2001.Готовность к школе./ Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Глобус, 1955 г.].

Проблемы школьной адаптации, организация и содержание периода адаптации к школе первоклассников.

           Существует много определений школьной адаптации, как например, под адаптацией (от лат. adaptatio — приспособление) в биологии понимают — процесс приспособления строения и функция организма и их групп к условиям существования. В физиологии и медицине этот термин обозначает также процесс привыкания. Все более активное понятие «адаптация» используется в социальных науках, в том числе психологии и педагогике, отражая стремление представителей этих наук, возможно, более целостно подойти к человеку в процесс усвоения им новых социальных, профессиональных ролей, к ребенку при анализе его состояний и поведения в процессе воспитания и обучения. [Кулева М. И. Проблема школьной адаптации. // начальная школа, 1989.].

          В социально – педагогическом аспекте  под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.

М.В. Максимова трактует школьную адаптацию как процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития.

            В боле широком, инвариантном для конкретных научных дисциплин значение – адаптация определяется как особая форма отражения системами внешней и внутренней среды, заключающейся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия [Новейший философский словарь. – М., 1999].

Адаптивность, способность к приспособлению у разных людей различна. Она отражает уровень как врожденных, так и приобретенных в процессе жизни качеств индивида. Отчасти адаптивность обусловлена генетически – особенностями обмена веществ, различием биохимических реакций, метаболической индивидуальностью человека, определяющей разные типы реагирования на стрессовые воздействия.

            Многие ученые подчеркивают тесную зависимость адаптивности от состояния защитных сил организма в целом, от его биоэнергетического потенциала, от данных природой способностей человека (умственных и физических), определяющих его обучаемость в самом широком смысле.

            Выявлена и безусловная зависимость адаптационных возможностей человека от особенностей строения и функционирования его нервной системы, от силы и слабости нервных процессов возбуждения и торможения, от их подвижности и инертности, их баланса.

            Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по – настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.

Выделяют 3 фазы адаптации:

  1. генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится две – три недели;
  2. неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие – то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на непривычное воздействие;)
  3. относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие, адекватные новые нагрузки, варианты реагирования, то есть собственно адаптация. Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5 – 6 недели обучения. [Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему ученику. – М., 2007].

Адаптация далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально – психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни).

Какие же причины лежат в основе школьной дезаптации?

    Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей, требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие «школьной зрелости».

           А.Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

           И.Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

           Л.И.Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

  1.              Социально – педагогическая адаптация детей к школе может проходить по – разному: [Балл Г. А. Понятие адаптации и ее значение для психологии личности. // Вопросы психологии, 1989., Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему ученику. – М., 2007].

   Первая группа детей (56%) адаптируется к школе в течении первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются к школе, приобретают друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны. Иногда у них отмечаются сложности в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять требования правил поведения.

   Вторая группа детей (30%) имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми.

  1.    Третья группа (14%) – дети, у которых социально – психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. [Безруких М. М, Ефимова С. П. Социально – психологическая адаптация. Знаете ли вы своего ученика. // Начальная школа, 1991.].

            Поступление ребенка в школу является переломным моментом его социализации. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития, оно несет серьезные испытания его адаптационных возможностей.

             Практически ни у одного ребенка переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению не совершается плавно. Новый коллектив, новый режим, новая деятельность, новых характер взаимоотношения требует от него новых форм поведения. Приспосабливаясь к новым условиям, организм мобилизует для этого систему адаптационных реакций.

            Считается, что адаптационный характер реакции организма приобретают тогда, когда они отвечают трем условиям:

  1. внешние воздействия являются для человека необычными, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма и личности на данный момент;
  2. ответная перестройка организма и личности происходит в результате более длительного и многократного воздействия, оставляющего след в тех системах, которые играю роль в осуществлении реакции на данное воздействие;
  3. возникшая в организме и личности перестройка биологически целесообразна [С. М. Громбах, 1978].

Процесс адаптации к школе, как и к любому жизненному обстоятельству, проходит несколько фаз. Одна группа ученных выделяет три таких фазы, обозначая их как ориентировочное, неустойчивое и относительно устойчивое приспособление [А. Г. Хрипкова, М. В. Андропова, 1979]. Другие ученные в качестве фаз адаптации называют следующие:

  1. генерализованная реакция, когда в ответ на ново воздействие вовлекаются многие системы организма;
  2. сужение, экономизация реакции;
  3. переход на новый более высокий, адекватный, устойчиво сохраняющийся способ функционирования, что рассматривается как собственно адаптация [С. М. Громбах, 1977].

   Родители и учителя в первые годы обучения детей сталкиваются со следующими трудностями:

  1. Хроническая неуспеваемость. В практике нередки случаи, когда трудности ребенка в школе связны соотношением родителей школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.
  2. Уход от деятельности. Это может проявлять в том, когда ребенок сидит на уроке и в тоже время «отсутствует», не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемость. На посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое часто бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто неблагополучных семьях).

Игры в уме становятся основным средством удовлетворения игровой потребности и потребности внимания со стороны взрослых. В случае своевременной коррекции прогноз развития благоприятный, то тогда ребенок редко попадает  отстающие.

В противном случае, привыкнув удовлетворять свои потребности в фантазиях, ребенок мало обращает внимание на неудачи в реальной деятельности, и у него формируется высокий уровень тревожности, но это препятствует полной реализации возможностей и способностей ребенка и приводит к пробелам в знаниях.

  1. Негативистская демонстративность. Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны взрослых, окружающих. В данном случае будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание – лишение внимания.

Внимание в любой форме – безусловная ценность для ребенка, который лишен родительской ласки, любви, понимания.

Любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (похвала, доброе слово), так и отрицательные (крик, замечание, укоры) служат подкреплением, провоцирующие демонстративное поведение.

  1. «Ребенок ленится» - Это очень частые жалобы. За этим может стоять все, что угодно:
  1. сниженная потребность познавательных мотивов;
  2. мотивация избегания неудач, неуспеха («и не буду делать, у меня не получится, я не умею»), то есть ребенок отказывается что – либо делать, так как неуверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а в лишний раз обвинят в некомпетентности.
  1. Общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребенок трудиться добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему «ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ», они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок чувствует негатив, что он не нужен, что он плохой. [Баркан А. Н. Типы адаптации первоклассников. // Педиатрия, 1986.].

Возникает тревога, которая служит дезорганизацией деятельности. Проблема адаптации первоклассников к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Содержание, методы и формы работы в этот период определяются как возрастными и индивидуальными особенностями поступающих в школу детей, так и характерными особенностями системы обучения. Существует система обучения, нацеленная на достижение оптимального общего развития всех поступающих в школу детей в процессе усвоения ими знаний, умений и навыков.

Цель системы определяет ее основную особенность – это личностно ориентированная система обучения, которую заботит, прежде всего, полнота реализации духовных, интеллектуальных, физических сил каждого ребенка. Раскрыть эти возможности детей можно только в процессе активной учебной деятельности, связанной с положительными эмоциями и переживаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Готовность к школьному обучению(адаптация первоклассников)

Готовность к школьному обучению (адаптация первоклассников)...

«Интеграция образовательных процессов ДОО и СОШ как основа успешной адаптации ребенка к школе»

Данный материал, презентация: «Интеграция образовательных процессов ДОО и СОШ как основа успешной адаптации ребенка к школе» будет полезен как учителям начальных классов, так и заместителям директора ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

В настоящее время, в связи с принятием новых образовательных стандартов, большое внимание уделяется проектно – исследовательской деятельности школьников. Новые программы всех школьных предметов ...

«Взаимодействие с родителями по решению проблем школьной готовности и успешной адаптации ребенка»

Как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро?...

Ваш ребенок идет в школу «УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ»

laquo;Адаптация»- термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaptatio»- прилаживание, приспособление.Адаптация- перестройка организма, направленная на приспособление к новым условия...