Сценарий родительского собрания "Ваш ребенок - первоклассник "
методическая разработка (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ Заветинская средняя общеобразовательная школа № 1
Ваш ребенок – первоклассник.
Родительское собрание.
Цель родительского собрания:
Научить родителей младших школьников понимать свои родительские права и обязанности и уметь правильно их применять в общении со своими детьми.
Форма проведения: информационно-аналитическая беседа с элементами дискуссионного практикума.
Участники: классный руководитель, родители, школьный педагог-психолог.
Оборудование, оформление: выставка литературы по проблеме собрания, наглядные материалы по обучению родителей различным способам бесконфликтного общения с детьми, задания для родителей.
Ход родительского собрания.
1.Вступительное слово учителя.
-Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинально меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе, и т д.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность , познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.
Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе , посещение дошкольных лицеев, гимназий и т. д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает пережить значимость этого события.
В поддержании первоклассника неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Знакомство с новыми школьными правилами.
Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся 1 классов достаточно успешно справляются с этой задачей .Можно согласиться с мнением ряда психологов , что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.
Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы , без повода капризничают, раздражаются, плачут.
У одних детей период адаптации длится один месяц, у других- одну четверть, у третьих- растягивается на весь учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Психофизиологическая особенность первоклассников.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов( восприятия, памяти, внимания, мышления 0, более высокой способности к управлению своим поведением.
По данным физиологов , к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой( что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению ). Однако наиболее важные , специфически человеческие отделы головного мозга , отвечающие за программирование , регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности , у детей этого возраста еще не завершили своего формирования , вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.
Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются , возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень не совершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом , работе с бумаге и ножницами.
Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.
У первоклассников (как и у дошкольников ) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.
Мышление первоклассников преимущественно наглядно- образное . Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа , логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по при чине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.
Поведение первоклассников (в силу указанных возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.
Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.
Первоклассники, уже переступившие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.
Первый год обучения порой определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей.
2. Дискуссионный практикум.
Учитель начальных классов обращается к родителям с просьбой определить степень их беспокойства по поводу первых дней в школе. На каждом столе лежат цветные карточки. Поднимите ту карточку, которая отражает степень вашего беспокойства:
черная – сильное
синяя – умеренное
зеленая – отсутствует
Вопросы к родителям:
-Что обеспечит успех ребенка в школе ?
-Что больше всего способствует возникновению желания учиться ?
Выберите В данном перечне три главных фактора (по вашему мнению), рассмотрите их по степени значимости.
1.Физическое здоровье.
2.Развитый интеллект.
3.Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
4.Умение считать и читать.
5.Выносливость и работоспособность.
6.Аккуратность и дисциплинированность.
7.Хорошая память и внимание.
8.Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
(Обоснуйте свой выбор)
Далее учитель говорит о возможных трудностях первоклассников.
Итог:
-Родительские притязания основаны не на понимании и учете реальных возможностей ребенка, а на абстрактных представлениях о неком идеале. Крах родительских надежд неминуемо становится источником детских страданий, теряя уверенность в родительской любви, ребенок лишается уверенности в себе. Здесь на лицо ситуация завышенных требований. «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!»- говорят родители, как будто их собственное самоутверждение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка: « Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты будешь причиной моего внутреннего состояния и переживания». На ребенка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо»
Памятка родителям первоклассников.
- Поддержите в ребенке его стремление быть школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
- Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
- Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Используемая литература :
«Начальная школа от А до Я» (Практическое руководство для учителя) Н. Ф. Дик. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2006 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Ваш ребенок первоклассник!"
Данное родительское собрание поможет родителям первоклассников достойно отнестись к проблеме адаптации ребенка к школе....
Родительское собрание. Ваш ребенок — первоклассник. Новые обязанности — первые трудности.
Родительское собрание. Ваш ребенок — первоклассник. Новые обязанности — первые трудности....
Родительское собрание "Ребенок - первоклассник"
Презентация к родительскому собранию по адаптации....
Сценарий родительского собрания будущих первоклассников
Сценарий родительского собрания будущих первоклассников...
Сценарий родительского собрания "Адаптация первоклассников"
Начало обучения – сложный период для всех участников образовательного процесса.Данный сценарий содержит упражнения для родителей, которые помогут настроиться на позитивное и продуктивное общение...
Родительское собрание "Ребенок – первоклассник. Что меняется?"
Знакомство родителей с возможными трудностями в период начала обучения в школе, дать рекомендации, практические советы по предупреждению и установлению правильных взаимоотношений в семье с детьми....