В помощь родителям
статья (4 класс) на тему
Этот материал поможет родителям. Каждый родитель сталкивается с трудностями в общении детей друг с другом, поэтому так важно знать своих детей: их социально- психологические потребности и установки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley_chetveroklassnikov.docx | 30.64 КБ |
adaptaciya_pyatiklassnikov_k_novym_usloviyam_ucheby.docx | 24.59 КБ |
doklad_dlya______zanyatiya______roditelskogo.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
0-Для родителей четвероклассников
РОДИТЕЛЯМ УЧЕНИКОВ 4-го КЛАССА
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
СФОРМИРОВАННОСТЬ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период.
Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), и есть дети, предпочитающие словесное объяснение.
Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Какие же общие умения важны для успешного обучения?
Среди них можно отметить следующие:
- слушать учителя;
- выделять главную мысль сообщения;
- связно пересказывать содержание текста;
- отвечать на вопросы к тексту;
- ставить вопросы к тексту;
- делать содержательные выводы на основе полученной информации;
- письменно выражать свою мысль;
- привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
- адекватно оценивать результаты собственной работы.
Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.
Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.
Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по природоведению. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту?
Детей необходимо учить работать с учебным текстом: выделять главную мысль; составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и т.д.
Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня.
Приемы выделения смысловых мнемических опор хорошо описаны в методике «Смысловые единицы», разработанной К.П. Мальцевой, см.: Практикум по возрастной и педагогической психологии /Авт.-сост. Е.Е. Данилова. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1999, с. 67-71).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И СКЛОННОСТИ ДЕТЕЙ
К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.
Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности.
А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.
Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
Что нужно знать о периоде полового созревания (возраст 9–12 лет).
В поведенческом плане выделяются пробуждение эротического по лового влечения и соответствующие ему поведенческие признаки.
Гигиенические требования. Те же, что и в предыдущей группе, не дополненные рядом рекомендаций. С 10 лет мальчик должен быть ин формирован, что вступает в период полового созревания, которое мо жет проявляться непроизвольным семяизвержением (поллюциями). В этих случаях после сна нужно обмыть половые органы, надеть чистые трусы. С целью укрепления здоровья и сублимации (переноса) энер гии следует приобщаться к более интенсивной физической зарядке, игровым видам спорта (футбол, баскетбол, хоккей и др.)
У девочек данной возрастной группы появляются менструации, усиливается по тливость, отмечаются колебания настроения. С учетом сказанного в ги гиенический распорядок вносятся дополнения, щадящий психоэмоци ональный режим, более частый прием ванн (в связи с повышенной потливостыо). Предварительно объясняется значение менструаций, что бы девочка с пониманием встретила их появление. Девочка должна знать, что во время менструаций нужно уменьшить физическую нагруз ку, нельзя купаться в открытых водоемах. Питание в такие дни должно быть индивидуальным с ограничением употребления острой пищи, чрезмерно горячих блюд, пряностей, копченостей. В этот период могут появиться эротические сновидения, аналог поллюций у мальчиков, о чем также следует предупредить девочку заранее.
Половая адаптация и проявления. На фоне обособления мальчиков от девочек нередко начинают проявляться повышенная половая стыд ливость, робость и в то же время несмелое стремление к парной друж бе. Следует поощрять такие порывы, однако следить, чтобы они были не во вред учебе и общему развитию. У мальчиков в это время форми руются черты мужественности, заметнее проявляются мужская иници атива защищать слабых, стремление к лидерству, организаторству, т. е. вырисовывается облик инициативного, сильного мужского характера, становление которого нужно всячески поддерживать. У девочек в свя зи с выраженной физической перестройкой организма усиливается интерес к своей внешности. Стремление их к дружбе зачастую подав ляется чрезмерной робостью. В таких случаях девочки предаются эро тическим фантазиям, которые могут иногда надолго закрепляться.
Нравственные правила и семейные установки.
В поведении маль чиков положительно оцениваются чуткость и внимание к женщинам, девочкам. Осуждению подлежат грубость, унижение, наговоры, третирование более слабых. Для закрепления положительных мужских черт целесообразно проводить туристские и загородные прогулки, во время которых мальчики выполняют непривычные поручения, а также обна руживают способности к взаимовыручке. Полезно привлекать их к бо лее сложной работе по дому, на даче, в огороде.
В воспитании девочек важно стремиться к тому, чтобы красота у них ассоциировалась с есте ственностью и чистотой. При этом под чистотой следует понимать не только соблюдение некоторых правил личной гигиены, но и опрятность, уход за кожей лица, волосами и т. д. Культура поведения предъявляет девочкам не меньшие требования, чем к мальчикам. В общении с ними они должны быть вежливыми и внимательными. Недопустимы такие формы поведения, как назойливость, заискивание. Родителям и воспи тателям следует поощрять совместные игры мальчиков и девочек, по ходы в кино, за город. За подростками необходимы доброжелательный надзор, увлечение их интересными занятиями — спортом, музыкой, ру коделием и др.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ:
Психологическая поддержка ребёнка.
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребёнок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам.
Для того чтобы показать веру в ребёнка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:
- забыть о прошлых неудачах ребёнка;
- помочь ребёнку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
- позволить ребёнку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Очень важно позаботится о том, чтобы создать ребёнку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребёнку, но дело того стоит. Например, на занятии педагог может предложить специально создать такую ситуацию, которая поможет развитию у ребёнка чувства адекватности и самоценности. Он может помочь ему выбрать те задания, с которыми он, с точки зрения педагога, способен справиться, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех группе и родителям. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребёнка, так и у взрослого.
Итак, для того, чтобы поддержать ребёнка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребёнка.
2. Избегать подчёркивания промахов ребёнка.
3. Показывать, что вы удовлетворены ребёнком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.
5. Уметь помочь ребёнку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребёнком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребёнком.
8. Знать обо всех попытках ребёнка справиться с заданием.
9. Уметь взаимодействовать с ребёнком.
10.Позволить ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.
11.Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12.Принимать индивидуальность ребёнка.
13.Проявлять веру в ребёнка, эмпатию к нему.
14.Демонстрировать оптимизм.
Существуют слова, которые поддерживают ребёнка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Например, слова поддержки:
- Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо.
- Ты сделаешь это очень хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
- Это серьёзный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова разочарования:
- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Ты мог бы сделать это намного лучше.
- Эта идея никогда не сможет быть реализована.
- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребёнку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребёнка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.
Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребёнку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдаётся ребёнку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определённый период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.
Когда я выражаю удовольствие от того, что делает ребёнок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.
Поддерживать можно посредством:
отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд», «продолжай»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Всё идёт прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя всё получилось вовсе не так, как ты ожидал»);
прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребёнка; приблизить своё лицо к его лицу; обнять его);
совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребёнком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);
выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ? ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.
3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.
5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.
6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.
8. В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или к одноклассникам.
9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.
10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.
11. Убери со стола все лишнее – то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.
12. Между уроками делай перерывы.
13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.
15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.
16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.
17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.
18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.
20. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5 П», разработанный американскими психологами. По данным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.
21. Составляй план устного ответа.
22. Проверяй себя.
У ТЕБЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!
Помни: мы лучше всего запоминаем:
- то, чем постоянно пользуемся;
- то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия);
- то, что нам нужно;
- то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;
- то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).
МЕТОД КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ
Ключевые слова – самые важные в каждом абзаце.
Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.
Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова.
После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.
Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.
После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка.
Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.
Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.
МЕТОД «5 П»
1 П – Просмотри текст (бегло)
2 П – Придумай к нему вопросы
3 П – Пометь карандашом самые важные места
4 П – Перескажи текст
5 П – Просмотри текст повторно
Ваш ребенок переходит в среднее школьное звено? Тогда эта информация для вас!
Для успешной адаптации ребенка к несколько иной, более серьезной школьной жизни, родителям необходимо оказывать эмоциональную и психологическую поддержку.
Предлагается перечень характерных особенностей младшего подростка, о котором следовало бы знать:
- Стремление к взрослению.
- Потребность в достойном положении в группе сверстников.
- Любознательность к миру взрослых.
- Спектр эмоциональных реакций.
- Требовательность к своим словам и поступкам.
- Устойчивость первого впечатления.
- Недостаточное сформирование интеллектуальных навыков и умений.
Рекомендации психолога:
- Не нагнетать страха перед новыми трудностями.
- Подвергать критики и анализу только поступки и действия школьника, а не его личность в целом.
- Не ожидать от ребенка с другими учащимися, а только с ним самим.
- Замечать даже мелкий успех в учении и на нем акцентировать внимание.
- Установить контакт с учителями, проявляя живой интерес к школьным делам.
- Развивать самостоятельность во всех делах младшего подростка, поддерживать гибкий режим труда и отдыха.
Обсуждение закрыто.
"Школа здоровья"№1090 is proudly powered by WordPress
Предварительный просмотр:
«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» (составлено и проведено Н.Л. Алексеевой) |
|
| Цели: 1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся; 2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем; 3) привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации. Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, учителя-предметники, работающие в классе, школьный психолог, врач или валеолог. Подготовка. 1. Накануне собрания родителям предлагается передать классному руководителю записки с вопросами, появившимися у них за время учебы их ребенка в 5-м классе, чтобы в ходе собрания родители обязательно получили на них ответы. 2. Среди учащихся проводится «Методика изучения удов летворенности учащихся школьной жизнью» (подготовлена А А. Андреевым). Методика изучения удовлетворенности Учащимся предлагается оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале: 4 — совершенно согласен 3 — согласен 2 — трудно сказать 1 — не согласен О — совершенно не согласен 1. Я иду утром в школу с радостью. 2. В школе у меня обычно хорошее настроение. 3. В нашем классе хороший классный руководитель. 4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 5. У меня есть любимый учитель. 6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение. 7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. 8. У меня есть любимые школьные предметы. 9 Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. 10. На летних каникулах я скучаю по школе. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Учителям-предметникам можно предложить оценить класс, используя примерные вопросы: 1. Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другими пятыми классами)? 2. С каким настроением вы идете на урок в наш класс? 3 Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету? 4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по ваму предмету? 5 Какие пожелания вы хотели бы высказать родитеям пятиклассников? 6. Какие советы вы можете дать классному руководителю? 4. Готовят выступления школьный психолог, врач или валеолог. 5. Оформляется выставка рисунков пятиклассников «Я в школе». Рисунки подписаны с обратной стороны. Оформление, оборудование и инвентарь. 1. Столы в классе стоят по кругу. 2. На доске оформлена выставка рисунков учащихся класса «Я в школе». Ход собрания. I. Вступительное слово классного руководителя. Любые переходные периоды в жизни человека всегда свя заны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школь ная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам На сегодняшнем собрании мы имеем возможность узнать точки зрения всех участников учебного процесса и увидим наших детей глазами психолога, школьного врача, учите лей-предметников. Начнем наш консилиум. II. С точки зрения психолога... Школьный психолог знакомит присутствующих с возрастными особенностями пятиклассников и с тем, какие про блемы могут возникать у них в период адаптации к новым условиям обучения. Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердеч но-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в разви тии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители. Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает до полнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое вос произведение. Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате знания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в настоящем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Н.К. Крупская, характеризуя этот возраст, говорила, что подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подросток— это ребенок, становящийся взрослым. В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренни ми (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов). Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе» Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»: 1. Сформированность основных компонентов учебной де ятельности, успешное усвоение программного материала. . 2. Новообразования младшего школьного возраста — произвольность, рефлексия, мышление в понятиях. 3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин; недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми. (Далее психолог излагает результаты проведенных исследований.) III. С точки зрения учителей-предметников... Поскольку наше собрание проходит в виде консилиума, а слово это обозначает совещание всех врачей для уточнения диагноза и обсуждения перспектив лечения, нам необходимо узнать мнение и точку зрения каждой из сто рон, участвующих в процессе воспитания и обучения наших ребят. Накануне собрания всем учителям-предметникам, работающим в классе» было предложено ответить на вопросы анкеты, связанной с выяснением их первых впечатлений от работы в нашем классе. В результате качественной обработки данных представляется следующая картина. (Классный руководитель зачитывает ответы учителей на вопросы анкеты.) Вполне возможно, что кто-то из учителей-предметников захочет высказать свое мнение о классе лично. IV. С точки зрения врачей… Школьный врач или валеолог выступает с анализом состояния здоровья пятиклассников, высказывает рекомендации по сохранению здоровья, оптимальной организации режима дня. V. С точки зрения родителей... Накануне собрания родителям учащихся было предложено задать в письменной форме вопросы, которые в настоя щий момент волнуют их больше всего. (Далее классный руководитель систематизирует вопросы и просит на них ответить или психолога, или учителей-предметников, в зависимости от специфики вопроса. Поскольку вопросы поступили заранее, то специалисты имеют возможность подготовиться к ответам более основательно. Классный руководитель пред лагает родителям высказаться или продолжить диалог в режиме «вопрос—ответ».) VI. С точки зрения детей... Уже все стороны имели возможность высказаться, но молчит главный герой нашего консилиума. Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование. (Классный руководитель знакомит присутствующих с данными проведенной «Методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью».) А сейчас мы приглашаем всех посетить выставку рисунков «Я в школе», на которой представлены работы учеников нашего класса. Может быть, кто-то из родителей угадает, где рисунок его ребенка? VII. Подведение итогов собрания консилиума. Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания: 1. Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями. 2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки. 3. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса 4. Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей. 5. Провести в конце года совместный вечер «Мы и наши родители». Классный руководитель: Закончить наше большое совещание я хотела бы отрыв ком из книги Зденека Матейчека «Родители и дети». В одной из глав книги он приводит интересное сравнение: «Переходный возраст — это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени — зрелости». |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД ДЛЯ ЗАНЯТИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
ПО ТЕМЕ
"ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА В СЕМЬЕ"
В семье дети получают первые уроки гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, предстают воплощенными во всем образе жизни семьи, и, даже еще не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Да, первые уроки гражданственности дает сама жизнь семьи.
Первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые закреплены в Конституции. В.А. Сухомлинский утверждал: "Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть наш гражданин,- это человеческие взаимоотношения". В эти отношения ребенок вступает буквально с самого своего рождения. Следовательно, и гражданское воспитание начинается с первых же дней его жизни.
Отношения дошкольника не выходят за пределы непосредственных связей с семьей, товарищами по играм, соседями, воспитателями детского сада. Большой окружающий мир начинает входить в его жизнь из рассказов взрослых, он пока только начинает узнавать о нем. А вот отношение к людям у него уже формируется.
Сегодня общение ребенка ограничено кругом его семьи, по мере его роста оно будет все более и более расширяться. Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в школу, а затем в наше общество в целом? Принесет ли он в общественную жизнь своекорыстные претензии эгоиста или будет думать, чувствовать и действовать как коллективист? Это во многом зависит от отношений, которые» сложились у ребенка в его самой первой социальной среде - семье.
Есть только один способ воспитать гражданина - включить его с самого рождения в отношения, соответствующие нашему строю, обществу, образу жизни, в отношения гуманности, справедливости. Эти отношения предполагают, с одной стороны, уважение всех окружающих к ребенку, с дру-гой стороны, его уважение ко всем окружающим.
Значит, семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности и взрослых, и детей удовлетворяются разумно. Семья, обладающая всеми признаками коллектива, говорил А.С. Макаренко, - это "организация воспитания и счастья". В такой семье радостно жить. В ней нет деспотизма взрослых и приниженности детей. В ней нет и людей, которые добровольно приносят себя в жертву остальным. Взрослые в такой семье - старшие члены коллектива, ответственные за него перед обществом. В ней каждый готов прийти другому на помощь.
Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи.
Он видит, как заботливы к нему родители, но это не создает у него ощущения собственной исключительности: ведь так же внимательны родители и друг к другу. Внимания к матери требует от него отец. Да и мать постоянно учит его, как проявлять заботу об отце, что сделать, чтобы его порадовать. Так в семье принято, это традиция, неписанный закон. И ребенок ухе в семье следует этому закону заботы всех о каждом и каждого обо всех, даже еще не зная, что это один из главных законов общественной жизни.
Семья - ячейка общества, и в ней, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Семья должна строиться на началах любви и взаимопонимания, заботы друг о друге. В.А. Сухомлинский говорил: "Я сразу вижу ребенка, родители которого по-настоящему любят друг друга: у него мир и покой'в душе, вера в добро, красоту человека, в слово воспитателя" .
А.С. Макаренко писал: "Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви,- часто искалеченные люди". У ребенка, воспитанного без родительской ласки, возникает ощущение, что мир вокруг него холодный и неприветливый. Весь окружающий мир в этом возрасте заменяют для ребенка его родители; холодны они - значит холоден весь мир, в котором ребенок появился, чтобы начать в нем жизнь. Он пугается этого мира, еще не зная его. У него рождается состояние страха и агрессивности по отношению к другим людям, он оказывается способным на жестокость, тогда как дети, воспитанные в условиях постоянных дружеских контактов с родителями, как правило, миролюбивы и покладисты.
На первый взгляд это звучит натяжкой, - то, что ласковые родительские прикосновения к ребенку, колыбельная песня, улыбка - все это уже начало социального воспитания. Но это так. У кавказских народов есть такая пословица: "Если человек плохой, значит, мать у колыбели не пела ему песен". Нет материнской ласковой улыбки, нежного взгляда, мелодичной песни - и у ребенка остается неразбуженной душа.
Исследования показывают: едва родившись, ребенок уже чувствует, какие руки его касаются - любящие или безразличные, и реагирует на недостаток родительской любви так остро, что это принимает характер психической травмы.
Родители любят ребенка красивого и некрасивого, здорового и болезненного, послушного и озорного - любят не за какие-то достоинства, а просто за то, что он есть на свете. Отец и мать замечают каждый, казалось бы, незначительный успех ребенка, они от души радуются этому успеху, и у ребенка возникает желание чаще доставлять им эту радость и чаще переживать ощущение того, что им довольны. Любовь близких является для него постоянным свидетельством ценности его бытия.
Все мы родом из детства, говорил Экзюпери. Все мы родом из нашего отчего дома, все мы вышли из наших семей, связаны с ними, как дерево связано с почвой, на которой выросло. Стремление человека внести в отношения с другими людьми теплоту и душевность имеет своим истоком сердечность отношений в родительском доме - доме его детства.
Познавая мир, ребенок познает и нас. Сначала он познает тепло наших рук, нашу улыбку, добрый взгляд. Потом он узнает, как мы ловки, быстры, хлопотливы в домашнем труде. Он с удовольствием отмечает про себя, что мы дружелюбны и приветливы с людьми. А когда он подрастет, его будет интересовать, как мы работаем, что для нас в жизни самое главное.
Мы хотим получить одобрение наших детей. Хотим, чтобы детям было за нас не стыдно, хотим быть для них примером. Пример родителей всегда у ребенка перед глазами, причем особенно он восприимчив к тем чертам характера, которые раскрываются в непосредственном общении с ним. Мать добра и справедлива к детям - этой доброте и справедливости они учатся у нее легко и естественно, потому что, обращенные к ним, эти качества становятся частицей их личного опыта Родительский пример становится примером доброты и справедливости.
Если у нас с нашими детьми дружеские, доверительные отношения, они начинают любить то, что любим мы, ненавидеть то, что мы ненавидим, наши убеждения становятся их убеждениями.
Пример родителей накрепко западает в душу: их готовность откликнуться на чужую беду, их умение трудиться не покладая рук, их приветливость и такт, их стойкость в борьбе с трудностями и жизненными невзгодами .
"Сынок, все, что ты делаешь, надо делать честно, на совесть, - говорит отец. - Делать так хорошо, как только можешь". Сын знает: эти слова - от души. Потому, что видит, каков сам отец в деле. Отцовское наставление навсегда западает в душу, потому что оно подкреплено примером его собственной жизни.
Все что есть у нас - это воспитано строем, школой, воспринято от родителей. И это духовное наследство изо дня в день передается подрастающему поколению. Передаем все то, что составляет силу, гордость, славу народа, и что бережно хранится в семейных традициях-. В семье, в быту, в межсоседском общении особенно отчетливо проявляется, насколько высок уровень нашей культуры. В семье над человеком нет контроля в такой мере, как на работе, где он на виду у десятков, а то и сотен глаз.
В семье, в быту человек ведет себя так, как для него стало естественным вести себя, здесь в полной мере проявляется то, что вошло в его плоть и кровь, стало его второй натурой, его действительной сущностью. Здесь человек раскрывается в тех своих качествах, которые стали для него органичны. Здесь проходит проверку истинный уровень нашей нравственности и гражданственности.
Проблема трудных детей и подростков - это всегда проблема трудной семьи. То, что семья неблагополучная, иногда прячется глубоко за ее стенами, тщательно скрывается от посторонних глаз. И обнаруживается, выявляется в том, какими растут в семье дети. Недаром существует изречение: не хвали человека за мудрость и добродетель, пока не увидишь, что получилось из его детей.
Каков взгляд родителей на людей - добрый, признательный или недоверчивый, отмечающий только недостатки? Недобрый взгляд даже в очень хорошем человеке отыщет что-нибудь плохое, и это плохое заслонит от него все хорошее: за деревьями можно ведь и не разглядеть леса. И ребенок усваивает, впитывает в себя как медленно действующую отраву этот недобрый взгляд на людей. Такой ребенок приучается смотреть на окружающих через пелену зависти, подозрительности. Родители порой и не задумываются о том, что одновременно у ребенка складывается и представление о себе - такое же в глубинной своей сути: еще неосознанно, но и себя ребенок ощущает как существо мелкое и неблагородное, способное на недостойный поступок.
Ребенку необходимо расти в атмосфере широких дружеских связей родителей с их товарищами по работе, соседями, их радушия по отношению к друзьям сына, дочери. Дом, открытый для всех, как д^/ша, распахнутая настежь, дружелюбие, приветливость, искренняя симпатия родителей к окружающим людям - вот самая благодатная почва для духовного развития детей. Семье необходимо быть коллективом, ощущающим себя частью общества.
Особенно благоприятные условия для воспитания создаются в многодетной семье. В ней ребенок растет в коллективе, он с детства привыкает к мысли, что должен привыкать во внимание не только свои желания, но и желания братьев, сестер. Многочисленная семья, особенно такая, где совместно проживает несколько поколений, представляет собой могучий воспитательный коллектив, который направляет и контролирует поведение ребенка. В таких семьях дети следят за младшими, помогают старшим, учатся ответственности за свои поступки, правилам общежития, необходимости труда. Когда детям надо ухаживать за маленькими сестренками и братишками, за старенькими бабушками и дедушками, эти семейные, обстоятельства как бы сами по себе взывают к доброте ребенка, к его человеколюбию.
Но сейчас, по данным переписи населения, наиболее распространенным типом семьи является семья из супругов и одного ребенка. В них нет старших братьев, которые являются наставниками, нет младших, которых надо опекать. В таких условиях усложняется воспитание правильных взаимоотношений старших и младших, нет чувства привязанности к малышам, ответственности за них, взаимопомощи. Это ведет к тому, что ребенок становится объектом всеобщего внимания, чрезмерной заботы со стороны взрослых. И часто обожаемый "вундеркинд" на горе родителей очень быстро превращается в деспота.
Статистика показывает, насколько ныне качественно изменился состав бабушек и дедушек. Значительно возрос их культурный и образовательный уровень. Привлечение к воспитанию бабушек и дедушек значительно обогащает его возможности. Они большое подспорье в воспитании не только в семье, но и в школе: холят с ребятами на экскурсии и в театры, проводят беседы, организуют кружки. Они оказывают помощь в контроле за учебой и режимом дня. Им обычно лучше других известны взаимоотношения между ребятами во дворе, и они могут дать информацию об этом. Эти люди имеют большой жизненный опыт и могут поделиться им с остальными.
Но слишком много помогать так же плохо, как и слишком мало. Очень важно не пропустить и не угасить первые попытки самостоятельности, активности. Возникшая активность ребенка легко гасится, если взрослые сами начинают выполнять за него нужные действия. Но она угасает и тогда, когда цель не достигнута без помощи взрослых. Помощь взрослого должна быть строго дозирована. Неумеренный руководящий нажим лишь тормозит процесс нравственного и психического развития, происходит деформация в процессе формирования воли. Тогда вырастают не в меру послушные, безынициативные люди, ни за что не отвечающие, ничем не интересующиеся.. Активность и чувство ответственности не возникают -сами собой: они только воспитываются.
Порядочность - понятие очень емкое, многогранное, но есть категории, без которых оно немыслимо, - это честность, правдивость, точность, верность слову. Вряд ли можно уважать человека, если ему не свойственны эти черты характера. А ведь все они не врожденные, а даются воспитанием, тренировкой в нравственном поведении. В основе характера лежат привычки, которые вырабатываются. Будешь к себе снисходителен, не будешь бороться с дурными привычками, станет нормой твоего поведения обман, забывчивость, опоздания, безответственность - и ты уже безнравственный человек, обуза для близких и общества.
Нравственное воспитание, воспитание гражданственности предполагает выработку у человека активной жизненной позиции, то есть сознательное сочетание общественных и личных интересов, умение подчинять личное общественному, чувство долга и ответственности, единство слова и дела.
Чтобы выработать высокие нравственные принципы у ребенка, необходимо, чтобы родители сами придерживались этих принципов. При этом важно не только создать положительный социально-нравственный опыт семьи, но и учитывать, как он усваивается самим ребенком: что из обстоятельств семейной жизни им принимается, что отвергается и почему. А последнее в свою очередь зависит от уровня психического и нравственного развития маленького человека.
Ответы на анкеты для родителей показали, что большинство родителей достаточно четко представляют себе задачи нравственного воспитания. Только очень небольшая группа родителей не могла сформулировать, какие качества характера они хотели бы сформировать в своих детях. О таких родителях А.С. Макаренко говорил: "В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе. Просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо делать, если неизвестно, чего хотят достигнуть".
Нравственное воспитание тогда эффективно, когда за провозглашением высоких моральных принципов стоим адекватное им реальное поведение. В противном случае воспитание нравственности и гражданственности сводится к пустому морализированию.
Людям инициативным, социально ответственным свойственно одно качество, ценность которого все возрастает. Это морально-психологическая готовность к сложной и разнообразной работе. Человек, который морально и психологически не готов к изменениям, не может в должной мере содействовать прогрессу производства, науки и техники. Ояветственность, надежность, морально-психологическая готовность личности рождаются и укрепляются в тех ситуациях, когда трудно, когда надо найти выход и выполнить задачу. Создание нового в науке и технике, свершение в труде - это всегда преодоление невозможного, зачастую преодоление себя.
Ребенок видит, каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной жизнью. Не столько из слов родителей, сколько из наблюдении за их поведением, ребенок выносит свои первые понятия о чести, долге, любви к Родине.
Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина - вот главный секрет воспитания. Макаренко писал: "Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель".
И в заключение - несколько правил, разработанных психологами для детей-школьников:
1) Дорожи своим именем. Добрые дела могут быть неприметными, потому что доброе дело - это норма. А вот твой скверный поступок способен надолго запятнать твое имя.
2) Твое имя - это твоя честь и достоинство. Если ты не дорожишь своим именем, значит, ты не дорожишь именем семьи, именем родителей, именем твоего коллектива.
3) Научись уважать свое имя. А это значит, ты должен каждый день прибавлять к своей доброй славе такие дела и поступки, которые способны украсить твое имя.
4) Помни: богатство коллектива - это достоинство отдельных личностей, способных приумножать богатство добрых отношений и развивать формы общения.
5) Не торопись судить товарища, помоги ему научиться дорожить своим именем.
6) Умей вникнуть в чужую судьбу. Помни: сегодня человек мог совершить проступок, а завтра и всю жизнь он окажется способным на благородные дела.
7) Никогда не покидай отверженных. Если ты покидаешь человека, попавшего в беду, ты уничтожаешь лучшее, что есть в тебе.
8) Высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать гражданином. Это означает способность разрешать острые противоречия, возникающие в жизни. Это значит быть причастным к судьбе своего народа, Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь родителям будущих первоклассников.
Любого родителя ,рано или поздно ,волнует вопрос: как подготовить ребёнка в школу? Несколько советов и рекомендаций и ..вперёд в огромный мир- мир знаний! Удачи!...
В помощь родителям дошколят
Учебно-воспитательная деятельность в школе не может иметь успеха без тесных контактов с родителями.Именно Вы должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательн...
В помощь родителям дошколят
Учебно-воспитательная деятельность в школе не может иметь успеха без тесных контактов с родителями.Именно Вы должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательн...
в помощь родителям
Для родителей...
Помощь родителям .Родителям о скорости чтения.Как помочь своему ребенку?
Материал для родителей о том ,как помочь своему ребенку совершенствовать читательские навыки,несложные приемы для развития правильного ,беглого,выразительного чтения."Залог успешности- ежедневны...
Буклеты для родителей. В помощь родителю
В буклетах собраны различные советы и интересные методы для улучшения отношений со своим ребенком....
Памятка для родителей "Помощь родителей при выполнении школьником домашних заданий"
Домашние задания – это необходимая часть образовательного процесса, цель которых – закрепление знаний полученных в классе, создание предпосылок к изучению нового материала на уроке. Традиц...