Домашние занятия с ребенком среднего дошкольного возраста
статья по теме

Вашему вниманию предлагаетсся статья ,о том как  подготовить ребенка  для занятий в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_doshkolniki.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

                        Домашние занятия с ребенком среднего дошкольного  возраста

                                              Развитие познавательных процессов

Внимание. Дошкольнику тяжело сосредоточиться ,  он   быстро отвлекается ,перескакивает с одного вида деятельности на другой. В психологии такое внимание  называется   непроизвольным поэтому важно развивать у ребенка произвольное внимание, которое будет требовать от него  определенной силы воли.

Этот процесс осуществляется постепенно , по мере развития отдельных свойств внимания  .

Несколько заданий приводимого ниже занятия направлены на развитие внимания ,концентрации и устойчивости. Концентрация – это интенсивность  сосредоточения на одном или нескольких объектах. Устойчивость внимания определяется длительностью времени  ,  в течение которого сохраняется его концентрация (задания , когда мама просит  в цветочном поле зачеркивать только ромашки, или задание, где необходимо определить все отличия одной ромашки от другой).

Два занятия направлены на  развитие такого свойства внимания, как распределение. Распределение  - способность совершать сразу  несколько видов деятельности и не упускать ни одного из них  ( одновременное раскрашивание и сочинение и сказки )

Память – способность человека получать, сохранять и воспроизводить информацию. Память бывает слуховой (запоминание стихотворения на слух со слов матери) и зрительной (задание  ,  в ходе которого ребенок вспоминал , какие пред ним были разложены карточки с цветами).

Память также бывает  кратковременной и долговременной. Кратковременная память подразумевает точное воспроизведение информации после однократного  её представления спустя короткий промежуток времени ( название  всех цветов , которые только что лежали перед ребенком). Долговременная память -  воспроизведение информации через  достаточно длительное время (название тех же цветов ,  но в вечерней части занятия).

Мышление – процесс познания человеком действительности  .   И происходит этот процесс  с помощью мыслительных операций :  анализа ,синтеза ,обобщения ,абстрагирования , классификации, конкретизации. И основная задача мамы – развивать эти мыслительные операции.

У ребенка 3-4  преобладает наглядно -  действенное мышление  ,  которое базируется на  оперировании  предметами и установлении отношений между ними . Развивая вышеперечисленные  мыслительные операции  у  ребенка будет постепенно формироваться наглядно – образное мышление, когда он уже сможет решить задачи на основе  представлений , без опоры на практические действия; а затее м и словесно- логическое  или абстрактное мышление ,  которое связано с использованием понятий , рассуждений.

Мыслительная деятельность ,а следовательно, развитие мышления у ребенка происходит на протяжении всего занятия.

Анализирует и обобщает он  заданиях «Найди лишний цветок» и  «Назови цветок ,который начинается на звук (р) » . Классифицирует предметы он в задании «Раздели цветы на две группы: полевые и садовые».

Восприятие – это отражение сознанием человека предметов и  явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.

Ребёнок дошкольного  возраста должен хорошо различать  цвета и форму предметов .Поэтому на протяжении всего занятия маме следует обращаться к ребенку с вопросами о цвете ( когда рассматривают цветочки , когда их раскрашивают, лепят, делают аппликацию) ,о том , на  какие геометрические фигуры похожи лепестки  и сердцевина  ромашки.

                                                                 Развитие речи  

На протяжение  всего занятия мама с ребёнком общаются, а значит   постоянно происходит процесс развития речи малыша , пополнение  его словарного запаса. Чтение стихов , объяснение смысла некоторых выражений, описание цветов , придумывание сказки – все эти задания заставляют ребенка мыслить и говорить.

                                                             Развитие воображения

Воображение—это способность человека к построению новых  путём переработки психических компонентов ,приобретённых в прошлом опыте .Дошкольный возраст- это своего  рода  источник развития воображения ,поэтому очень  важно помнить   об этом и создавать благоприятную среду для его развития.

Задание  , где ребенок должен  придумать продолжение сказки, направлено на  развитие вербального ( словесного ) воображения ,а задания где он должен подумать ,на какие геометрические фигуры похожи лепестки цветка ,преследует цель невербального  воображения.

                                                Развитие  мелкой ( тонкой ) моторики

Тонкая моторика – это разновидность движения  , в которой участвуют мелкие  мышцы , требующие специального развития.

Развитие мелкой моторики ребенка - дошкольника является одной из основных задач  , тем более что  с уровнем её развития тесно связана речь. Говоря  о степени подготовки ребёнка к  школе , в первую очередь обращают на развитость пальцев рук.

Лепка , раскрашивание цветка, составление аппликаций – это виды деятельности ,способствующие развитию мелкой моторики.

                                               Обучение грамоте (раздел фонетика)

Данное занятие служит продолжением   работы над знакомством  ребенка с речевыми звука ми (фонетикой) и их обозначением на письме – буквами ( задание , где  ребенок  определяет звук ,на который  начинается название цветка)

                                                     Обучение азам математики

Счёт( ребёнок считает цветы в вазе, в поле), сравнение ( где цветов больше , какое число больше), знакомство с  письменным обозначением числа – цифрой ( нахождение в кассе цифр  цифры, обозначающее количество цветов в вазе) ,работа с понятиями « много»  , « мало»  « один» (работа с двумя картинками, на одной из которых изображен один цветок а на другой – множество), работа с геометрическими фигурами ( на  какие фигуры похожи составляющие цветка?), работа над ориентацией в пространстве ( определении местонахождения каждого цветка: верхний левый угол, нижний левый угол и т. д . ).

Не обязательно точно следовать предложенному ходу занятия . Всё зависит от вашей фантазии  ,главное – от особенностей вашего ребёнка ,от того  багажа знаний и умений  ,которые он уже имеет.

Тема: «Цветы»

Ход занятия

1. На столе разложены карточки с изображением цветов: одуванчика, колокольчика, розы , подснежника. Бабочку можно сделать из бумаги   , картона  или это может быть игрушка.

Мама. Сегодня к нам прилетела бабочка , потому что у нас распустились красивые цветы.

                                                     Бабочка давай дружить!

                                                     Веселее в дружбе жить.                                

                                                     Есть у нас в саду цветы ,

                                                     Полетай  над ними ты.

Бабочка поочерёдно садится на каждый цветок , ребенок называет их  а мама  читает стихотворения описывающие эти цветы.

                                                              Одуванчик

                                                      Одуванчик серебристый,

                                                      Как чудесно сложен ты:

                                                      Круглый – круглый  и пушистый,

                                                      Солнцем теплым   напоен.

                                                     

                                                      На своей высокой  ножке

                                                      Подымаясь к синеве,

                                                      Он растёт и на дорожке,

                                                      И в ложбинке и в траве.

                                                          Колокольчик

                                                     Динь - дон  ,  динь – дон !

                                                     Льется нежный перезвон,

                                                     Так звенит в глуши лесной

                                                      Колокольчик голубой.

                                                                     Роза

                                                      Зовут меня розой,

                                                      Примите меня,

                                                      Я очень душиста

                                                      И цветом   нежна.

                                                      По цвету и имя

                                                      Такое мне дали

                                                      И даже царицей

                                                     За пышность назвали.

                                                              Подснежник

                                                      Расколол  ледок

                                                      Маленький подснежник,

                                                      И расцвёл  цветок ,

                                                      Беленький и нежный.

Параллельно следует объяснить  ребенку смысл некоторых   непонятных ему  стихотворных строк.

2. Мама. ( переворачивает карточки с цветами) .Посмотри  , бабочка улетела,  потому что цветы исчезли. Давай вспомним эти цветочки, и бабочка прилетит обратно. Опиши эти цвета  : цвет, форму,особенности.

Ребёнок называет  цветы и описывает  их  . Мама переворачивает соответствующие карточки.

Мама просит ребёнка  внимательно посмотреть на карточки и сказать ,  какой  из цветочков лишний. Это задание рассчитано на то, что ребенок уже   знаком  с тем , что цветы бывают садовые и полевые . Если ребенок затрудняется ответить ,можно помочь ему наводящими вопросами: « Назови цветы , которые растут сами по себе, за ними не надо ухаживать. Как  они называются? А какие цветы требуют ухода? Как называются они?»  . Или спрашивать по очереди про каждый цветок., где растет , и ребенок сам придет к выводу о том ,что среди изображенных га карточках цветов  только роза  требует ухода. Совместными усилиями  мама и ребенок  приходят к выводу  что лишним цветочком будет роза -  садовый цветок  ,потому что все   остальные из представленных цветов растут в поле или в лесу ,  они называются  полевыми

3. Бабочка садится на розу. Работа начинается именно с этим лишним цветком.

Мама. На какой  звук начинается   слово  «роза»  ?

Ребенок  несколько раз произносит слово  « роза»  и называет звук (р). Мама просит назвать еще слова ,начинающиеся на этот звук .  В кассе букв мама просит найти букву ,обозначающую этот звук.

4. Мама  . Сколько роз на картинке7

Ребенок   .  Только одна.

Рядом с картинкой  одной розы мама кладет другую ( к примеру, открытку), на которой изображены несколько  роз ( в  вазе  ,  на столе , в саду). Идет работа над понятием «один» , «много». Мама еще раз просит ребенка показать  ,  где много цветов  ,где один, подсчитать  цветы в вазе.  Ребенок считает вслух, называет число роз. Мама просит найти в кассе букв  и цифр соответствующую цифру и кладет ее рядом  с картинкой.  Мама хвалит ребенка.

5 .Мама кладет  пред ребенком новую карточку  с розой  (заранее заготовленный трафарет)  и просит  обвести цветок по контуру и раскрасить его. Ребенок обязательно должен вслух проговаривать  какой  карандаш он  берет и почему.

Мама .  Бабочке стало грустно .Давай ее развеселим и вместе сочиним сказку о розе.

Начинает повествование мама .Например: «В саду  у одной волшебницы  жила Роза. И вот однажды  ей  стало  грустно  .  Сад был обнесен высоким забором ,  а Розе так  захотелось оказаться в поле, за забором откуда доносился шелест травы . И роза попросила волшебницу с помощью волшебной палочки перенести ее в поле . И вот…

Постепенно к процессу сочинительства присоединяется ребенок

Мама.  Бабочке очень понравилась наша сказка, и она обязательно прилетит к нам  сегодня вечером.

2 часть

 1. Мама  . Посмотри , бабочка  опять к нам прилетела. Как ты  думаешь  почему она здесь?

Правильно , потому что у нас  опять распустятся цветочки .  Давай вспомним  на каких цветочках бабочка сидела утром.

Ребенок  называет цветы , перед ним опять  появляются карточки с изображением цветов , только кладет их мама не в ряд. Идет упражнение  на ориентацию в пространстве.

Мама. Назови цветок , который находится в правом верхнем  углу и т .д.

Если ребенок  еще не владеет понятиями « право» , «лево» то можно ограничиться словами «вверху» ,  «над» , «в центре», «под». А можно положить цветы в ряд и отработать понятия «между».

Мама кладет пред ребенком  заранее заготовленную карточку На ней схематично изображено цветочное поле .  Например пять рядов по шесть видов цветов: ромашки ,колокольчики,  одуванчики, подснежники. Цветы  расположены  хаотично .

Мама. Перед тобой  находится  целое поле цветов .Посмотри внимательно на поле . Каких цветов здесь нет?

Ребенок. Нет роз.

Мама  .  Потому что розы не растут в поле. Это садовые цветы.

Мама.            

                                           На лугу у той дорожке,

                                           Что бежит  к нам прямо в дом,

                                            Рос цветок на длинной ножке –

                                            Белый  с   жёлтеньким   глазок.

Какой новый цветок  здесь появился? На какой звук начинается его название?

Ребенок. Это ромашка. Ее название начинается на звук (р)

3 Смотри, бабочка села на ромашку. Это она просит выполнить еще одно задание. Просит ребенка  подчеркнуть только все  ромашки  на этом поле   или посадить бабочку на каждую ромашку.

4. Мама опять кладет перед  собой  лист, на котором  изображены две ромашки, но они  чем- то отличаются друг от друга :  высотой ,количеством лепестков ,наличием пчелки. Ребенку нужно найти различия. Если ребенок не смог  найти различие ,связанное с количеством лепестков, предложите ему посчитать их , найти нужную цифру в кассе и уточнить на каком  цветке лепестков больше, на каком меньше  

5. Мама  предлагает сказать на какие геометрические фигуры похожи лепестки , сердцевина ,листочки.(круг, овал) .Мама кладет пред ребенком карточки с изображением овала и круга и просит назвать другие предметы, формой похожие на эти фигуры.

6. Лепка вместе с ребенком цветка или изготовление  аппликации ( вазы) .

В конце занятия ребенок прощается с бабочкой и дарит ей изготовленную аппликацию или поделку.

                         

 

                                                           

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания:с ребенком или за него.

Для большинства родителей,чей ребенок начал учиться в школе, неминуемо встают вопросы:надо ли делать с ребенком домашние задания?В чем ему помогать, а в чем - не помогать?Как относиться к школьным отм...

Рекомендации для родителей. Как организовать домашний режим заикающегося ребенка.

Как организовать домашний режим заикающегося ребенка....

Рекомендации родителям при выполнении домашних заданий с ребенком.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМ.ЗАДАНИЙ....

Конспект занятия для детей средней группы «По сказочным тропинкам»

Цель:развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.Задачи:закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования;учить детей отвечать п...

Домашний логопед. Готовим ребенка к школе. Как заниматься дома?

В данной статье приведена подборка простых, но важных и действенных упражнений для улучшения  фонематического восприятия, анализа, синтеза. Своевременная и полная сформированность фонематических ...

Советы родителям при выполнении домашней работы с ребенком.

Советы родителям при выполнении домашней работы с ребенком....