Главные вкладки

    Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?
    статья по теме

    Толоконникова Дарья Юрьевна

    советы родителям первоклассника

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

    Физиологическая адаптация

    Этапы приспособления

    - Понятно, что ребенок должен привыкнуть к изменившимся требованиям и психологическим нагрузкам. Но при чем здесь физиология?

    - Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме -это и есть физиологическая адаптация.

    В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.

    - Первые 2-3 недели называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.

    - Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

    - После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

    Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.

    Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.

    - Может быть, помогут усиленные дозы витаминов или "средства для профилактики школьных неврозов", которые продаются сейчас в аптеках без рецепта?

    - В отношении лекарств я бы не советовала никакой самодеятельности. Любое изменение состояния ребенка, которое вызвало у вас тревогу, должно стать поводом для консультации с врачом. Витамины и БАДы действительно полезны, но лучше все равно спросить врача, потому что бывает не только витаминная недостаточность, но и витаминная избыточность, которая порою намного опаснее.

    Режим? Режим!

    Продленка для первоклассников - мера настолько вынужденная, что даже говорить о ней тяжело. Если есть хоть малейшая возможность, постарайтесь избежать ее. Понятно, что большинство родителей работает, и далеко не у всех деток есть бабушки и дедушки, готовые подставить плечо в этот труднейший момент. Однако из любого положения есть выход. И не всегда этот выход - продленный день. Многих деток сейчас забирают из школы няни. Найти пенсионерку, которая за 50-70 рублей в час согласится обихаживать наше чадо, достаточно несложно. Бывают и вовсе интересные варианты. На одном родительском форуме мама с восторгом рассказывает, как их семью выручает четырнадцатилетний подросток, сын их друзей. Он забирает девочку-первоклассницу из школы после шестого урока (до трех часов, пока мальчик учится, она обедает и гуляет с группой продленного дня), водит в кружок, кормит, помогает делать уроки и с рук на руки сдает родителям, вернувшимся с работы. И платят они ему по 150 рублей в день, и все довольны!

    После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. Домашние задания - те самые, которых по закону в первом классе не должны задавать! - вечером перед сном готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня. Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.

    Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Потому как непроснувшееся чадо будет благополучно спать первые два урока в школе.

    - Дорогой Психолог, все это ясно, как день, и всем давно известно!

    - Известно - да. Выполняется - нет. По данным исследований, первоклассник недосыпает полтора-два часа. Говорить о хорошем физическом состоянии ребенка, который не бывает на воздухе, не двигается, ест когда попало и что попало, и сидит за письменным столом или за компьютером в течение нескольких часов, а потом два-три часа у телевизора, не приходится.

    Физкульт-ура, ура, ура!

    Говорят, что мышцы человека за последние сто лет стали получать нагрузку в сто восемьдесят раз меньшую, чем прежде. А от их деятельности напрямую зависит работа отдела мозга, который заведует работой желез внутренней секреции, системы кровообращения и пищеварения. Между тем достаточно два раза в неделю хотя бы по тридцать минут поиграть, например, в футбол - и в мозгу человека возникнет новый очаг радостного возбуждения, который со временем, если занятия физкультурой станут систематическими, подавит очаг застойного отрицательного возбуждения, откроет путь к выздоровлению.

    С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым.

    Но если родители не хотят быть готовыми к тому, что любимое чадо станет хворым и болезненным, что тогда? Тогда все просто, настолько просто и давно всем известно, что даже и напоминать-то неловко. В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки (перед выполнением домашнего задания и перед сном общей продолжительностью 3-4 часа). Да, обеспечить такие долгие прогулки, причем это должны быть именно подвижные игры на как можно более чистом воздухе - крайне сложно. Но именно на такой продолжительности настаивают педиатры и невропатологи. Между тем подсчитано, что обычно первоклассник гуляет в среднем 29 минут в день!

    А как же уроки физкультуры, разве их мало? Да, физкультура - дело неплохое. Но двух уроков в неделю мало, катастрофически мало, и проблемы они не решают. Даже три урока физкультуры, как считают специалисты, компенсируют лишь около 10% необходимой двигательной активности детей. Ребячьему организму, который растет активно только в движении, необходимо не менее восьми часов занятий физкультурой в неделю - по полтора - два часа в день! Иначе дети не смогут восстановить свои силы. Вот и начинают болеть первоклашки - потому что такую интенсивную физическую нагрузку имеют лишь единицы из них. Что же делать?

    Прививать ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора, а в движении. Запишите его в бассейн, приучите к совместным утренним пробежкам, к прогулкам перед сном - все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.

    Пара слов о зрении

    Перед поступлением в первый класс все дети посещают окулиста. Но следует помнить, что при неблагоприятных условиях резко возрастающая нагрузка на зрение приводит к тому, что близорукость появляется и начинает прогрессировать буквально молниеносно. Поэтому родители должны держать руку на пульсе и постоянно следить за зрением своего первоклашки.

    Нужно обязательно следовать советам врачей и минимизировать пребывание новоиспеченного школьника перед телевизором и монитором компьютера, если уж нет возможности вообще свести их на нет. Письменный стол ребенка должен, как известно, стоять возле окна так, чтобы дневной свет падал слева для правшей и справа для левшей.

    Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка за столом - расстояние от книги или тетради до глаз должно соблюдаться неуклонно, иначе страдает не только осанка, но и зрение.

    Школа, к сожалению, тоже нередко вносит вклад в ухудшение детского зрения. Сплошь и рядом освещение в школах недостаточное. Так что не сочтите за труд, обязательно наведайтесь в класс и посмотрите, все ли лампы горят, не мигают ли они. И если увидите, что что-то не в порядке, вместе с другими родителями примите меры - купите лампы, замените неисправные, отремонтируйте. Это же ваш ребенок сидит при плохом освещении по четыре часа в день!

    По правилам, учитель обязан периодически менять местами деток из крайних колонок. Почему? Средняя колонка смотрит на доску прямо, а боковые - под углом. Чтобы время от времени менять угол зрения на доску, учитель и должен пересаживать младшеклассников.

    Почаще спрашивайте чадо, удобно ли ему сидеть за партой, все ли видно на доске. Очень и очень часто маленькие школьники, не видя написанного на доске, молчат, стесняясь признаться в этом учительнице. Так что это наше дело, дорогие родители - следить за здоровьем ребенка, за комфортностью пребывания его в школе - даже в мелочах! Вернее сказать, мелочей в первом классе нет. Все работает либо на здоровье, либо на болезнь.

    Психологическая адаптация

    Ребенок волнуется

    Поговорим немного о настроении ребенка перед 1 сентября и в первые школьные дни. Чаще всего он волнуется.

    - А чем это плохо?

    - Дело в том, что волнение бывает двоякое. Одно помогает, снимает все негативные эмоции, дает лишние силы и приподнятое настроение. Так ребенок может всю ночь не спать, "помогать вам" подшивать его брюки к первому сентября, а утром встать довольным, бодрым и веселым.

    - А другое?

    - Ну а, другое, наоборот, совершенно обессиливает, и человек встает разбитый и усталый.

    - И что же тут хитрого? Об этом все родители знают по себе.

    - В том-то и дело, что есть то, чего взрослые по себе не знают. Особенности детской психики таковы, что измученный волнением, переутомленный ребенок может казаться бодрым и свежим целый день, а вечером, откуда ни возьмись - слезы, крик, отчаянье... Что случилось? Вечером - ничего. Это он переволновался прошлой ночью и утром.

    Последние дни перед 1 сентября и начало учебы - трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает против школы. Но вдруг ни с того ни с сего начинаются капризы, даже истерики. Это кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает, общий фон положительный, трудностей пока никаких. А у первоклассника, тем не менее, откуда-то возникают резкие перепады настроения. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы. Хочу-не хочу, буду-не буду, пойду-не пойду. Чистоплотная девочка запросто может перестать умываться на ночь, а вот грязнуля, наоборот, вдруг начинает мыться "по утрам и вечерам", а то и в середине дня. С полутора лет дитя пользуется горшком, сбоев никогда не было, а тут еженощно мокрая постель. Как вариант - не заснуть вечером, ни с колыбельной, ни под любимую тихую музыку, ни на ручках у папы. Лежит до двенадцати, до часа, сам измучился и всех измучил, но не спит. Или так: любимых котлет не хочу, мороженое уберите, от него меня тошнит - подайте рыбы, которую раньше терпеть не мог. И еще рыбы. И наутро не забудьте рыбу поджарить.

    Что такое? Заболел? Да, заболел. Волнением.

    А бывает и иначе.

    - Наш-то какой ответственный! Утром вскочит, постель заправит, умоется и в школу за полчаса до уроков бежит. Вот уж не знали, не гадали, что такой серьезный у нас вырос.

    - А наша доченька! Ранец сложит, форму на плечики повесит, ровно в девять засыпает. А и неряшка была, и в кровать вечером не загнать. Что школа-то с девчушкой сделала!

    Хорошо ли это? Удобно - да. Конечно, со стороны кажется, что ребенок все обдумал и решил вставать рано, чтобы его не будили родители, но детям семи-восьми лет такое поведение несвойственно. Просто у вашего ребенка сильный стресс. Такое случается сплошь и рядом. Кто-то из родителей заметит, взволнуется, а кто-то не обратит внимания.

    - И что делать родителям?

    - Не дать стрессу стать дистрессом. Теория стресса и дистресса, разработанная Гансом Селье, четко разделяет стресс положительный и стресс отрицательный, или дистресс.

    Стресс - любое сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных возможностей нервной системы. Стресс может быть и физиологическим - например, холодное обливание, оно стимулирует организм. Голод в течение определенного периода - стресс, при котором тело избавляется от шлаков и мощно оздоравливается.

    Но за границами адаптивных возможностей организма стресс начинает разрушать его, делается дистрессом. Длительный голод приводит к истощению и смерти, длительный холод к болезни вплоть до той же смерти. Длительное нервное напряжение - к нервным болезням, срывам, оно калечит психику, ранит душу.

    Понятно, что серьезные жизненные перемены - стресс для всякого человека: и взрослого, и ребенка. Ребеночек еще маленький, ему они даются тяжелее. Мы с вами уже пережили столько потерь, столько неприятностей и перемен в жизни, что новые воспринимаем притупленно. Ремонт? Да, ужас, но практика показывает, что он скоро закончится, вещи встанут по местам и жизнь войдет в свое русло. Выгнали с работы? Противно, горько, но я же знаю, что найду другую, без работы не останусь. Бросил муж? В первый раз, кажется, что жизнь кончилась, второй - гораздо легче, в третий раз мы уже в самые тяжелые минуты разрыва твердо знаем, что даже с уходом любимого человека жизнь продолжается. А ребенок не имеет опыта проживания перемен и потерь. Душа у него нежнее. Смерть хомяка может стать трагедией на месяц. Переезд на новую квартиру с большой красивой детской - вызвать любые непредвиденные ощущения от болей в животе непонятной врачам этиологии до бессонницы. А поступление в школу? Это тоже стресс, да еще какой! На стресс ребенок выдает некую реакцию. И от того, что скажем и что сделаем в ответ мы, родители, зависит, будет ли успокаиваться душа маленького человека, возвращаться потихоньку на круги своя - или этот стресс забьется в угол, как зверек, останется в душе на всю оставшуюся жизнь болью. Причина боли давно забудется, и проявляться она станет в самых неожиданных, самых непредсказуемых ситуациях.

    Вот дитя начинает грубить, хамить, проявлять агрессивность, чего за ним раньше никогда не замечалось. Мать растеряна и обижена:

    - Гордый стал, не подступись! Я, говорит, теперь школьник, ты мне, говорит, не указ. Я, говорит, теперь учительницу только слушаю. Скажет она мыть посуду - буду мыть, а ты мной не командуй!

    Если мама даст себе волю обидеться, начнет ставить на своем и решать вопрос: "кто кого?", ничего доброго в ответ ребенок от мамы не услышит:

    - Ты как с матерью разговариваешь? Ишь, разошелся!

    Да нет, не разошелся. Наоборот, вполне возможно, что бессознательно бьется как рыба, выброшенная на берег, пытаясь вновь оказаться в спасительной воде. Вернуться туда, где он был маленьким, где папа-мама заключали в себе весь мир, где любили и наказывали за простые, понятные вещи и был понятен и определен статус каждого в семье. Назад, в детство! Но не тут-то было! Вместо понимания родители поймают эту бедную, выброшенную на берег рыбку, посыплют солью, обваляют в муке и зажарят. Проще всего начать эскалацию наказаний. Ты так? А я тебя вот эдак. Ты в ответ еще и вот что удумал? Так я тебе... Конца такой борьбе не бывает. Как не бывает в ней и победителей. Проигрывают все.

    В борьбе с ребенком победителей не бывает. проигрывают все.

    - Так что же, дорогой Психолог, получается, если ребенок хулиганит, дерзит, его по головке за это гладить?

    - Нет, отчего же. Просто нужно видеть разницу между вразумлениями и бессмысленными тираническими наказаниями. И как раз об этом пойдет речь ниже.

    Преступление и наказание

    Дитя грубит. Знает, что грубит, но остановиться не может или не хочет. Вариантов действий два. Порем наглое дитя и тем прекращаем недопустимое поведение. Такую препону дурному поведению, которая связана с унижением личности ребенка, назовем наказанием. В обсуждаемый нами период, в первые десять дней школьной жизни наказывать детей нельзя. Им и так тяжело. Да и всегда с наказанием надо быть очень осторожным.

    Так что же, терпеть дерзость? Нет, конечно.

    - Мне неприятно, когда ты кричишь. Постарайся успокоиться, и я с удовольствием поговорю с тобой.

    или

    - Когда ты так кричишь, мне очень трудно говорить с тобой, я слышу звук, но не понимаю, что ты хочешь сказать. Давай попробуем успокоиться и поговорить тихо.

    Такую реакцию можно назвать санкциями, можно как угодно иначе. Важно не название, а суть: не унижая личности ребенка, мы добиваемся добронравного поведения. При этом стресс, в котором дитя пребывает, не усиливается, атмосфера не нагнетается.

    Элвин Фрид в " Книге для тебя " рассказывает, что есть на белом свете мурашки и есть ласковушки.

    Мурашки - это любые "прикосновения", от которых делается плохо, горько, больно и неуютно. Окрик, шлепок, равнодушное "что-что?", ироничное замечание, просто замечание. Знаете, есть такое мнение, что три замечания в день для ребенка - это предел. Больше - залог невротизации. Не верите? Представьте себе, что вам, взрослому человеку со сложившейся психикой и самооценкой, делают в течение дня нравоучительным или раздраженным тоном три замечания. Как вы себя будете ощущать? А ведь дети куда слабее нас, они еще не знают о себе почти ничего и вынуждены принимать на веру то, что говорят близкие.

    Ласковушки - это то, от чего делается хорошо, приятно. Поощрение, одобрение, радость от твоего присутствия. И еще, как ни странно, - просто констатация факта, что родители тебя видят. Как это? Очень просто. Дочка читает книжку. Входит мама и, не останавливаясь, мимоходом полуспрашивает-полуутверждает: "Что, "Колобка" перечитываешь?" И все, пошла мимо. Казалось бы, пустая фраза, риторический вопрос. А дочка слышит в нем: "Я тебя вижу. Я заметила, что у тебя в руках "Колобок". Я рада, что ты есть на свете. Иду делать свои дела, а потом мы с тобой почитаем вместе". Правда, неожиданно? Или сын строит в своей комнате из " Лего", а папа заскакивает на секунду перед уходом: "О, Игорь, замок-то уже подрос". И Игорь понимает, что папа его видит, помнит о том, каким был замок вчера и вообще заметил их существование - и сына и его постройки. Один известный психолог утверждает, что дети могут вырасти нормальными людьми с положительной самооценкой без поощрений, но не могут - без констатации факта своего существования. Странно, правда, но это так. То есть горячие ласковушки - это как десерт. А ласковушки теплые - хлеб насущный.

    Как-то раз наш уважаемый Психолог в ноябре занималась с группой первоклассников. Почему важно, что в ноябре? Прошли первые месяцы школьной жизни, дети должны уже войти в новую жизненную колею.

    - Я спросила их - когда вам хочется получить ласковушки? И мурашки пошли уже у меня. Дети ответили: когда мы капризничаем и нам не остановиться, когда мы сердимся и не можем перестать сердиться, когда что-то не получается.

    - А что им дают в это время родители?

    - В том-то и дело! Мурашки. То есть в тот момент, когда ребенку нужна поддержка, ласка, даже принятие его капризов, родители обрубают эмоциональные связи и оставляют ребенка наедине с его состоянием.

    Из своего тяжелого состояния ребенок не всегда может выбраться сам. Ему нужно помочь. А мы часто не понимаем, в чем дело, считаем происходящее капризом.

    Отвратительное это слово: "каприз". Меня всегда поражали мамочки в метро, везущие коляску с плотно запакованным, изнывающим от жары ребенком. Ему плохо, он вертится, сползает с сиденья, хнычет, страдает. "Не капризничай!" - внушает бедному чаду мамочка. Недавно в том же метро услышала вообще потрясающий разговор двух теток:

    - Я своего в год и семь в ясли отправила. Так две недели нам жить не дает. Ревет, похудел на четыре кило.

    - Плохо ему в яслях?

    - Я тоже сперва думала, что плохо. Потом поняла. Назло нам капризничает, не хочет туда ходить, вот и добивается своего!

    Поразительная слепоглухота! Считать капризом горе ребенка! Но так уж у нас принято: не понимаем мы, отчего дитя плачет, страдает, мается, - клеим ярлык "каприз". А ребенку плохо! Он сам не знает, почему плохо, не может понять и назвать причин, а нам и горя мало, его непокой, маяту, душевный разлад обозвали капризом - значит, можно наказывать, вот и вся недолга!

    - Действительно, каприз - это поведение, которое на первый взгляд не мотивировано реальной ситуацией, корни которого взрослому непонятны. И взрослый считает поведение ребенка необоснованным, "капризом".

    Получается, что любые неадекватные состояния ребенка в начале учебного года - это не каприз или поведение, подлежащее пресечению, а что-то вроде болезни. За отношения отвечает всегда старший. Вот и постараемся уходить от конфликтов любой ценой. Отнесемся к новоиспеченному первокласснику как к другу, у которого сейчас в жизни трудный период. Мы же не будем сводить счеты и предъявлять требования к человеку, которому и так плохо? Так оставим на это время в покое и малыша-первоклассника.

    Не будем добавлять в его вздрюченное состояние нервотрепку дома. В школе дитя может вести себя идеально, чаще всего так и бывает. На три-четыре часа, пока идут уроки, он концентрируется, держит нагрузку, как Атлант небо. А дома, где и стены помогают, где все родное, знакомое, где его любят, он может и должен расслабиться - это нормально.

    Дети бывают разные. Кто-то, придя домой, сразу засыпает, хотя давно перестал спать днем, и потом как новенький скачет до вечера, а кто-то ходит раздраженный до позднего вечера, даже ночью ему не заснуть. Здоровый ребенок с сильной нервной системой, может быть, спокойно сможет существовать в этом новом процессе. Но если ребенок чем-то болен, ослаблен, если есть любые хронические заболевания, то не будем удивляться любым, самым неадекватным реакциям. К этому нужно быть готовыми.

    Снимаем конфликты и конфликтность

    Давайте определим, что мы можем сделать для своего первоклассника, дабы снять все возможные конфликты или, хотя бы, свести их к разумному минимуму. Пусть первый школьный период пройдет как можно спокойнее!

    Не станем считать, что агрессия ребенка имеет отношение к вам как к родителю, как к личности.

    - Но грубит-то он именно мне!

    - Да, только смысл его грубости знаете какой? "Кто же меня и будет терпеть, как не ты, мама". Он сбрасывает накопившуюся отрицательную энергию, он надеется, жаждет, чает - быть понятым и принятым со всеми потрохами, и неуклюже, как умеет, просит о помощи.

    Как же ему помочь?

    - Не будем раздражаться сами, ставить каждое лыко в строку. Чего-то не заметим, пропустим мимо ушей, что-то обратим в добрую шутку, обнимем лишний раз, поцелуем. Есть такая притча. Подходит сосед к старухе и спрашивает: " У тебя столько детей, внуков, правнуков. И все к тебе за советом ходят, все тебя любят. Как тебе это удается?" Отвечает она: "Да старая я очень - немножко неменька, немножко слепенька, немножко глухенька". Давайте и мы так попробуем!

    - Станем заниматься с ребенком тем, что ему интересно. Катать машинки, строить из конструктора, читать вслух интересную книжку. Посмотрим вместе добрый старый мультик. Отправимся гулять, ведь стоит сентябрь, прекрасная золотая осень. Только не нужно "отдыхать" вместе у компьютера - это дополнительная нагрузка на напряженную сейчас нервную систему ребенка. Да и буйные игры " в войнушку" с папой ограничим пока десятью-пятнадцатью минутами. Словом, потише, поспокойнее, поинтереснее.

    - Не забудем о водных процедурах и нелекарственных успокаивающих средствах. За семь лет вы изучили своего ребенка и прекрасно знаете, вода какой температуры действует на него успокаивающе. Вот ее и используйте. Кого-то расслабляет горячая ванна, кого-то холодное обливание, кого-то тепленький душ. Многих успокаивает теплое молоко на ночь или стакан теплой воды с медом. Кто-то расслабляется от мягкого маминого или папиного массажика, пусть и не профессионального.

    - И еще - никогда не спрашивайте ребенка, как он себя вел в школе! Вопрос о поведении усиливает напряженность.

    - В начале был заявлен еще один вариант стресса при адаптации, не тот, когда ребенок буйствует, а когда, наоборот, он делается опрятным, собранным и вообще шелковым. Как реагировать на него?

    - В отличие от деструктивного поведения стресс типа "золотое дитя" в корректировке не нуждается. Все пройдет само. Только когда дитя снова перестанет стелить постель и шаркать ножкой, не нужно его попрекать: вот, мол, месяц назад ты был такой хороший, а теперь....

    - А если не пройдет?

     Вряд ли. Но если не пройдет, кричите ура, вам крупно повезло. Образовался полезный навык. К сожалению, практика показывает, что такое случается крайне редко. Почти у всех проходит, иногда бесследно.



    Предварительный просмотр:

    Как помочь ребенку самостоятельно выполнять домашние задания.

          Проблема домашних заданий. О ней столько говорится! А вопросы не кончаются. Проверенные опытом работы рекомендации родителям и учителям дает Галина Алексеевна Панина, кандидат психологических наук, практикующий психолог.

           Психологическая служба в образовании давно уже стала реальностью. Однако далеко не всегда психологи, становясь неотъемлемой частью педагогического коллектива, могут похвастаться тесными профессионально-доверительными отношениями с учителями, пусть и не со всеми. Конечно, психолог должен прежде всего выполнять «социальный заказ» администрации - директора или завучей, ведь именно они определяют главный вектор психолого-педагогической компоненты образовательной среды школы. Однако и профессиональный контакт с педагогами - важнейшее условие его успешной и эффективной работы.

            Характеры запросов, то есть вопросы к психологу, у учителей могут быть различными, но традиционно много вопросов вызывает проблема выполнения учениками домашнего задания. Вот, например, одно из обращений молодой учительницы.

     «В этом году сын пошел в первый класс. Я думала, что я, как учитель, сделала все, чтобы он был успешен в школе. Но оказалось, что это не так. Когда он выполняет домашнее задание, довольно часто отвлекается. Если он выполняет его один, а так бывает часто в силу моей занятости, проходит полчаса, а он еще почти ничего не сделал или сделал очень небрежно. Вообще же он часто просит моей помощи или ноет, чтобы рядом посидела. Я разбираю с ним задание, он все понимает, и я вижу, что он может сделать его сам, без моей помощи. Из-за этого я сержусь на него, раздражаюсь. Результат - он в слезы, я в крик».

            По опыту психологического консультирования я знаю, что это проблема не только этой мамы, с ней часто сталкиваются и многие другие родители, причем не только первоклассников. Раздражение и недовольство ребенком в этой ситуации совершенно неконструктивно. Прежде всего родителям надо понять реальные проблемы ребенка, а не навешивать на него ярлык лентяя и неумехи. Причин подобного поведения ребенка на самом деле может быть много. Нередко трудности в обучении связаны с незрелостью нервной системы ребенка, недостаточностью отдельных ее функций.

            А проявляются они особенно ярко именно в неумении ориентироваться в выполнении задания, выделить в нем главное, существенное. Очень часто ребенок, особенно в 1 и 2 классах, испытывает трудности с самоорганизацией и самоконтролем. Он с трудом включается в любую работу, требующую напряжения, с трудом переключается на выполнение следующего задания, делая при этом лишь только часть необходимой работы или совершая при этом большое число ошибок. И это не лень или нежелание работать, а вполне объективные трудности, которые он испытывает в такой непростой учебной деятельности. Итак, первым правильным шагом в подобной ситуации будет обращение к специалисту: дефектологу, психологу, неврологу. Именно они позволят вам понять объективные первопричины трудностей в обучении. Профессионально грамотно посоветуют, как помочь ребенку.

            Но многое зависит и от самих родителей. Ведь хорошим подспорьем в работе для нашего ученика может оказаться так называемая организующая помощь. Это не подсказка, а доброжелательное родительское указание, на что ребенку необходимо обратить внимание в своей работе.

            Не могу не сказать, что начинать, безусловно, надо с помощи ребенку в организации его рабочего места. Конечно, об этом родителям следует подумать заранее. Выделить ребенку отдельную комнату для приготовления уроков могут далеко не все. В этом случае особенно важно организовать в комнате, где живет ребенок, две отдельные зоны, «игровую» и «рабочую», и визуально отделить их друг от друга, так, чтобы первоклассника ничто не отвлекало от занятий. Для этого можно использовать передвижную перегородку - подойдет ширма, стеллаж, или подвешенные тканевые жалюзи. Визуально разделить пространство можно также, наклеив обои нейтрального цвета в «рабочей» зоне, в отличие от остальной части комнаты.

            Оформляя рабочее место ребенка, родителям следует помнить о том, что создаваемая атмосфера должна располагать к труду, к учебе (игрушки, телевизор и прочее лучше разместить в «игровой» части комнаты). Например, можно повесить на стене разработанный родителями (вместе с ребенком!) режим дня или расписание уроков, какие-либо учебные таблицы, географические карты. На свободной стене родители могут разместить полку или специальные тканевые кармашки, в которые ребенок будет складывать какие-то важные для него вещицы.

            Теперь о выполнении самого домашнего задания. Иногда бывает целесообразным разбить весь объем работы ребенка на отдельные мелкие части и поэтапно работать с каждой, помогая ему при этом переключаться с одного задания на другое.

            Могут возникнуть ситуации, когда первокласснику стоит напомнить, какой учебник надо достать из портфеля, вместе с ним найти нужную страницу, номер упражнения. Этим вы сэкономите время и силы ребенка.

            А главное - не торопите его! Пусть дома он работает в своем «природном» темпе. Ведь форсирование темпа работы может быстро истощить начинающего ученика, увеличить его нервозность. Под давлением взрослого ребенок может быстрее писать, но вряд ли он при этом научится быстрее думать. Однако еще раз повторю, что продуманный внешний контроль со стороны родителя (или учителя, если домашние задания ребенок выполняет в классе), как правило, повышает эффективность работы ученика.

     Кроме того, спокойная и доброжелательная помощь поможет малышу не только сэкономить силы, но и поверить в себя и свой скорый и обязательный успех. И не надо бояться того, что ребенок никогда не станет самостоятельным - ведь при сопровождающей, поддерживающей помощи мы не лишаем его инициативы, не навязываем жестко свой способ действия.

            Разумеется, это общие рекомендации: каждая ситуация индивидуальна, как и ребенок. НО! Важно, чтобы растущий человек верил в то, что родители будут его любить независимо от всех сложностей и трудностей, что они рады самому его желанию что-то делать, его познавательной активности хотя бы на самых простых заданиях.

            В реальности очень немногие родители принимают такую установку, что обычно связано с полузабытым собственным школьным опытом, который долгие годы у многих из нас продолжает оставаться источником тревожности, переносимой на своих детей.

     Обратимся еще к одному вопросу, который также довольно часто задается учителями начальной школы психологам. «Меня беспокоит то, что некоторые ученики, не только неуспевающие, но и «хорошисты», тратят слишком много времени на приготовление домашнего задания. Они не успевают дома полноценно отдохнуть и на уроки приходят вялые, нервозные, а потому работают плохо, часто бывают пассивны. С одной стороны, вроде бы и хорошо, что ученики так стараются, но как это скажется на здоровье?»

     Трудно не согласиться с этим учителем и не признать того, что ничего хорошего в подобном «старании» ребят нет. Часто такая ситуация бывает связана с тем, что некоторые родители очень нервно воспринимают возможную неуспешность своих детей, выраженную учительской отметкой. Некоторые мамы и папы бессознательно относятся к отметке ребенка, полученной в школе, как к оценке их родительской успешности. Родительская тревожность, а иногда и связанные с нею родительские амбиции, принуждают ребенка сидеть за уроками до тех пор, пока задание не будет выполнено безукоризненно, тексты читаются до тех пор, пока «от зубов не будет отскакивать», письменные работы также могут неоднократно переписываться, черновики при этом считаются обязательными. Но увеличение объема работы может привести лишь к нарастанию количества ошибок у ребенка. А это вызывает уже вторичное бабушкино или мамино раздражение и язвительные замечания в адрес ребенка. Бывает и по-другому: начинающий ученик предоставлен сам себе при выполнении домашнего задания, он долго не может сосредоточиться, ему трудно сориентироваться в задании, определить, с чего начать. Он или смотрит в окно или начинает играт ь. А время идет... Потом приходят взрослые и... Я думаю, можно не продолжать.

            И в первом, и во втором случае нерационально используются силы и время ребенка. Он устает, а его нервная система еще больше истощается, он не успевает отдохнуть, погулять, расслабиться. Результат, к сожалению, будет неутешительным: переутомление скажется на снижении интереса к учению, вызовет плохие отметки и неудовольствие родителей. Есть и еще один отрицательный результат: ребенок получает опыт и знание того, что учиться «небезопасно», да еще к тому же трудно и скучно. Поэтому в данной ситуации говорить о формировании полноценной учебной мотивации, об осознанном принятии ребенком позиции ученика просто не приходится.

            Учителя также часто спрашивают: «Каковы рекомендации специалиста родителям по времени выполнения их ребенком домашнего задания?»

            В книге замечательного дефектолога А.О. Дробинской «Школьные трудности» указаны следующие санитарно-гигиенические нормы: в первом классе, начиная со второго полугодия, - не больше одного часа, во втором классе - до полутора часов, в третьем-четвертом классах - до двух часов.

            Следует помнить, что перед началом работы ребенку необходимо полноценно отдохнуть. Тогда его работоспособность будет выше, и ему потребуется меньше времени для работы.

            Кроме того, для эффективной работы необходимы перерывы - работать без отдыха ребенок может недолго. Так, непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 10 минут, письмо - 5 минут. После этого ему необходимо расслабление, переключение внимания, лучше всего физминутка, а также специальные упражнения для глаз, кистей и пальцев рук.

            Через 40-45 минут после начала работы имеет смысл сделать большой перерыв - можно дать ребенку возможность перекусить, поиграть с кошкой или собакой, повисеть на турнике. Только не стоит смотреть телевизор или играть в компьютер. Помните - должны отдохнуть глаза, и поработать и другие группы мышц.

            Учителя первых классов, готовясь к родительскому собранию, к встрече с обеспокоенными мамами и бабушками, задают и такой вопрос: «С каких  предметов следует начинать выполнение домашнего задания?»

            Это определяется индивидуально. Однако в большинстве случаев начинать лучше с чтения. Оно включает ребенка в работу, а зрительные образы слов подготавливают его к письму. После чтения и письма можно перейти к математике, оставив на «закуску» более легкие предметы. Но если ребенок сам планирует выполнение своего домашнего задания, то не стоит ему мешать, дайте ему свободу. Обычно дети охотнее берутся за предметы, которые ими легче усваиваются или кажутся более интересными.

            Внимательным родителям дома нетрудно организовать правильный ритм чередования нагрузки и отдыха: они знают своего ребенка и чувствуют его состояние. А как быть учителю в классе, где 30 человек? По каким признакам он может понять, что ученики устали? Прежде всего, следует обращать внимание на осанку детей. Многие при утомлении часто «ложатся» на парту, «сползают» с нее, откровенно при этом зевая. Другим показателем утомления является снижение чувствительности учеников: для того, чтобы привлечь их внимание, учителю приходится чаще повышать голос.

            Учитель может заметить у ребят и потерю интереса к выполняемому заданию, что связано со снижением продуктивности умственной деятельности, ухудшением концентрации внимания. Следует помнить, что в процессе обучения утомление неизбежно, об этом, кстати, надо обязательно сказать и родителям учеников. Нагрузка, которую мы даем детям, должна дозироваться таким образом, чтобы она могла полностью компенсироваться последующим отдыхом. Если же этого не происходит, то утомление ребенка накапливается и переходит в хроническое переутомление. А этого быть не должно.

            Режим дня ученика начальной школы необходимо тщательно планировать с учетом того, например, что ребенок должен находиться на свежем воздухе не менее 2 часов ежедневно. Сочетание свежего воздуха, движения и положительных эмоций позволит ему зарядиться бодростью и энергией, и он обязательно с помощью учителя и родителей справится со школьными трудностями.

    Журнал "Практика образования", №1, 2008 г.



    Предварительный просмотр:

    Маленькое правило крупной ссоры

    Чему учат родителей современные книжки по воспитанию?

    Откроем наугад: "Если вы испытываете обиду, спросите себя, что заставило ребенка причинить ее вам? К увлечениям детей надо относиться с уважением, даже если они кажутся вам пустыми, у них есть право на собственные желания и ошибки", "избегайте общаться с между делом, стоя лицом к плите или раковине, и т. п., он должен чувствовать ваше внимание". И, наконец, приводится авторитетное мнение американских психологов: "необходимо, что называется, по жизненным показаниям обнять ребенка не менее чем 4 раза в день!"

    Итак, дитя явилось вместо положенных двух часов в половине пятого, без одной варежки, с мокрыми ногами и "двойкой" по русскому. Неужели мама, изведясь, отменит парикмахерскую и визит к стоматологу, должна оставшуюся часть злополучного дня с со своим чадом два, три, а то и все четыре раза?! Подумаешь "принцесса нашлась! Пальцы все в чернилах, на коленке дырка, "чу-щу", "ча-ща" вызубрить не может, а ты ей и первую клубнику, и новые туфли, и билеты на концерт. Обиду стерпи, грубость пропусти ("Ничего не поделаешь, мамаша, возраст!"), лишнего не скажи, дела отставь в сторону, приласкай да обними!

    А усталость и нервы? Болезни и разочарования? Неприятности на работе, злые соседи, кухонный чад и сломанный кран? Есть ведь и у взрослого право на личную боль, на непережитую потерю, на ранимость и страх, на дурное настроение в конце концов!

    Эта "принцесса" только пробует носком туфельки суровый булыжник дороги, у нее еще все впереди, все возможно.

    Нет, дорогие мамы и папы, ныне ваши именины будем праздновать, вас поставим в центр хоровода, вам споем: "Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!".

    Вы возвращаетесь вечером домой. Вам хочется горячего чая, покоя, тихой беседы. Но приходится срочно ликвидировать последствия грандиозного кораблекрушения, имевшего место в ванной, объясняться с соседями, успокаивать старшую дочь, опаздывающую на свидание, и принимать участие в поиске пропавшего в "катастрофе" зонта. "Ты соображаешь, что делаешь?!... Сколько раз тебе говорить!.. Почему ты берешь без спроса чужие вещи?!". Шум-гам, угрозы, слезы, наконец, "я больше не буду", боль в виске, испорченный вечер. В этот момент рассуждения о праве ребенка на собственные желания и ошибки кажутся очередной кабинетной утопией, и вы приходите к мысли, что скандалы неизбежны.

     Но утро вечера мудренее. Когда страсти улягутся, подумаем об их последствиях для вас, положительных и отрицательных.

    Сначала плюсы:

    Эмоциональное напряжение сброшено. Мир замер в руинах, готовясь к новому созиданию.

     Одержана если не окончательная, то, по крайней мере, временная победа. Вода мирно журчит в ванной, вещи на своих местах, сын, опасливо озираясь, второй день сопит над учебниками.

    Теперь минусы:

    Утрата прежнего контакта с ребенком. Он становится заметно осторожнее и хитрее. Что это он закрывает плечом? Почему так странно оттопырен левый карман его куртки? "Ты что-то затеваешь, сынок?" - "Не, мам". Но от каждого громкого звука вы почему-то начинаете вздрагивать.

     Толком не умея задумываться, легко подражая, ребенок усваивает "военный путь" как единственную манеру разрешения конфликтов. Очень скоро, увы, вам придется в этом убедиться.

     Если ваша победа оказалась полной - сопротивление ребенка сломлено раз и навсегда, он больше не мечтает ни о бригантинах, ни о флибустьерах, ни о капитане Флинте, а стремится соответствовать вашему идеалу - внимание! Отказ от самостоятельности, инициативы, готовность следовать за авторитетом и силой удобны, может быть, в раннем детстве. В отрочестве авторитеты меняются, а привычка подчиняться остается. Дурные влияния, к сожалению, тоже.

     Некоторые дети, до поры до времени удачно скрывавшие свою особую впечатлительность, неожиданно обнаруживают все признаки невротического состояния как следствие семейных драм - страхи, ревность, инфантильность и пр., которые обычно застают бедных родителей врасплох. Идем далее.

     На "арене сражения" трудно удержаться от резких слов и обидных выражений. Вслед за этим, как правило, следует мучительное раскаяние, хотя вы и продолжаете считать виновником конфликта ребенка. В этой ситуации попросить прощения за свои действия особенно трудно. Но ваше чувство вины все равно будет проявлять себя, но только неловко и непоследовательно, усугубляя напряженность в семейных отношениях.

     Итак, всего два "плюса" и огромное количество "минусов". Картина вполне наглядна. Но от этого ненамного легче. Даже стараясь избегать острых углов, призывая на помощь все свое терпение, мы зачастую только выращиваем из мухи слона. Рано или поздно это обнаружится, и тогда, не имея сил больше сдерживаться, мы даем себе волю.

    А между тем, наверняка, не раз бывало так, что тяжелые тучи, нависшие на домашнем небосклоне, неожиданно проходили стороной, лишь слегка покропив дождиком. В атмосфере надвигающейся грозы обычно сложно понять, что именно послужило во благо. Поэтому хочу обратить ваше внимание на некоторые случаи, когда, сами того не ведая, вы оказывались миротворцем, используя одно из важных психологических открытий. Оно гласит: если нет иного способа справиться с бурлящим котлом отpицательных эмоций, выразите их, но говорите только о своих переживаниях, не обвиняя при этом другого. Например, можно закричать: "Бестолочь! Сколько раз тебе говорить - клади ключи на место!". Но лучше, если это прозвучит так: "Послушай! Я с трудом сдерживаюсь. Меня выводит из себя, когда всякий раз приходится искать ключи>!". Иными словами, вместо "ты - плохой", "тебе не стыдно", "у тебя головы нет" - "я возмущаюсь", "мне неприятно", "меня раздражает" и т. п.

    Удивительно, но факт - такая простая, казалась бы, вещь, а относится к "золотому фонду" искусства человеческого общения, и называется в психологии "Я-сообщением". Оно дает другому возможность верно понимать вас, а вам - овладеть стихией собственных чувств, избежать порочного круга взаимных обвинений и направить выяснение отношений в плодотворное русло.

    Однако в действительности оказывается не так уж легко с пылу, с жару найти нужные слова. Имеет смысл поупражняться в этом заранее. Попробуйте, например, выбрать из предлагаемых ниже высказываний единственное, являющееся "Я-сообщением", а также придумайте свой вариант. Если вам интересно, разыграйте эту ситуацию с детьми. В самом деле, что бы они сказали в ответ на каждую из этих реплик?

    Я не могу больше ждать, когда ты, наконец, уберешь вещи!

     Меня угнетает этот беспорядок. Твоя комната стала неуютной.

     Я никогда не думала, что моя дочь будет такой неряхой.

    По материалам сайта: http://www.zankov.ru/rest/parentslib/page=4/category=83/article=47/



    Предварительный просмотр:

    О природной грамотности

    Нередко родители младших школьников сталкиваются с таким парадоксом: упражнения и диктанты по русскому языку ребенок выполняет достаточно грамотно и хорошо, но вот спонтанная письменная речь – его записки, письма, сочинения – пестрят ошибками. Невольно возникает вопрос: почему так?

    Дело в том, что работа на уроке и спонтанная письменная речь – это разные типы деятельности: сама учебная ситуация, урок русского языка, заставляет ребенка сконцентрировать внимание и контроль именно на грамотности своего письма. Во – вторых, упражнения и диктанты подбираются авторами учебников и учителем с учетом пройденных тем, в этом реализуется принцип доступности. Но ребенок же не может ждать, когда он вырастет и начнет грамотно писать. Едва начав читать, он сразу же понимает, какое мощное средство общения находится у него в руках, и, конечно, при случае тотчас же им воспользуется. Помните?! Ушол щасвирнус. К.Р. (Кристофер Робин)

    Ещё до прихода в школу читающие дети, как правило, изобретают свою теорию письма русского языка. В своих крайних формах она существует в двух вариантах:

    Ребенок пишет так, как слышит. Например, предложение Мы зашли в магазин. он напишет совершенно верно. Но допустит ошибки в предложении Они пошли домой. записав его Ани пашли дамой.

     Сравнивая устную речь с тем, как напечатаны слова в книгах, ребенок приходит к выводу: говорим [малакo], пишем "молокo", значит, думает он, надо писать всё наоборот. Этот ребенок напишет правильно предложение Они пошли домой. Но предложение Мы зашли в магазин. запишет Мы зошли в могозин.

     Я развела эти два крайних варианта, чтобы показать, откуда возникают ошибки типа "гегант", "корондаш", "грочи", "шерокий". Как правило, родители, столкнувшись с таким дошкольным письмом, разводят руками и надеются, что школа всё исправит. Но вот ваш ребенок поступает в школу, а ошибки как были, так и остаются. И начинают родители заводить разговоры о "природной грамотности": дескать, не дано нашему ребенку от природы быть грамотным человеком, ничего тут не сделаешь!

    Да, действительно, феномен "природной" грамотности известен многим. Но, что это с точки зрения психологии? Так называемая "природная грамотность" - это орфографическое чутьё спонтанно формирующееся в раннем возрасте.Исходя из этого, возникают два вопроса:
    Что является условием формирования "природной грамотности"?

     Можно ли целенаправленно развивать эту способность у ребенка?

     Эти вопросы очень взаимосвязаны друг с другом. Если мы сможем ответить при каких обстоятельствах "природная грамотность" возникает спонтанно, то тогда мы сможем, воссоздав эти условия, целенаправленно формировать эту способность.

    Напрямую утверждать, что читающие дети – грамотные дети, никак нельзя. Но если мы возьмем группу детей, которые читают часто и много, и группу детей, которые читают крайне редко, процент грамотно пишущих детей среди читающих будет больше. Почему? Какая такая зависимость существует между чтением и письмом?

    Для того, чтобы понять эту взаимосвязь, обратимся к нам, взрослым людям. Представьте себе такую ситуацию: Вы что-то пишете, буква одна за другой четко выскакивает из-под вашего пера (действительно, никто из нас не задумывается, как написать: "карандаш" или "корондаш"). Но вдруг, написав слово "ремисия" Вы замедляете письмо, что-то шепчете, или берете отдельный листочек и пишете "реммиссия", "реммисия", "ремиссия". Удовлетворенно хмыкнув, Вы твердой рукой исправляете написанное слово и продолжаете писать дальше. Что произошло? Почему возникла стоп - пауза?

    Написав слово и бросив на него взгляд, Вы восприняли образ слова, но что-то в этом образе вызвало у Вас беспокойство и тревогу, это чувство и побудило Вас перебрать все возможные варианты написания слова. И только когда было найден письменный образ, идентичный Вашему устоявшемуся образу слова в памяти, Вы успокоились. Очень часто от таких людей мы слышим: "Я и правил-то не знаю, но пишу грамотно". Но на самом деле, в данной ситуации сработал зрительный контроль. За многие годы Ваша память накопила огромное количество образов написания слов. Ваш устоявшийся образ слова в памяти и воспринимаемый образ записанного слова в данном случае не совпали, это и побудило Вас искать правильный вариант написания слова.

    Итак, чтобы грамотно писать, ребенок должен иметь в своей памяти как можно больше устоявшихся образов слов. И это должны быть не специально заученные написания слов, а целостные образы, которые при письме будут бессознательно всплывать в памяти ребенка.

    Но каким образом за столь короткий срок ребенок сможет запомнить огромное количество слов, если у взрослого человека на это уходят годы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, как запечатлеваются образы слов в памяти.

    Как известно, человек может воспринимать информацию через зрительный, слуховой и кинестетический (двигательный) информационный канал. Один из трех каналов, как правило, является у него ведущим: тем самым мы подразделяем людей на визуалов (зрительный канал ведущий), аудиалов (слуховой), кинестетов (двигательный). В современном мире – мире телевизоров, видео, компьютеров, у большинства людей ведущий канал – зрительный. Гораздо меньше людей с ведущим слуховым каналом, и очень мало с кинестетическим. Большая часть грамотно пишущих детей, это те, у которых хорошо развита зрительная память. Читая книги, они запоминают образы слов, и в дальнейшем при письме бессознательно опираются на эти образы. Такие дети могут очень рано начать читать целыми словами, орфоэпически (т.е. так, как мы говорим), но всё это не влияет на качество письма; главное - они видят образ слова.

    Дети с ведущим слуховым каналом восприятия информации только в том случае оказываются в разряде грамотно пишущих детей, если они очень долго читали по слогам, вслух, орфографически (т.е. так, как написано в книге) – "мо-ло-ко", "пе-ре-не-сли". В результате такого чтения у них создавался свой слуховой образ слова. Достаточно такому ребенку проговорить "ма-ла-ко", "ма-ло-ко", "мо-ла-ко", "мо-ло-ко" и он вспомнит, как грамотно пишется данное слово.

    Кинестеты (воспринимающие мир через движения, ощущения) оказываются в самом худшем положении. Они могут тоннами читать книги и при этом писать совершенно безграмотно. Для таких детей не существует звукобуквенная оболочка слова, они сразу проваливаются в значение. Они не видят страниц книг, они видят бушующие океаны и себя у штурвала корабля, они слышат крик "Земля!" и их охватывает ничем не передаваемое чувство радости: сейчас перед их взором предстанет еще неоткрытая Америка. В такой момент для них не важно, какая буква в слове "земля": "е" или "и".

    Итак, в вышеописанных примерах, мы вскрыли механизм формирования "природной" грамотности: воздействие зрительных, слуховых образов написания слов на человека и их последующее запечатление в памяти.

    Соответственно методика, которая ставит перед собой цель "целенаправленное развитие орфографического чутья (т.е. "природной" грамотности) у ребенка", должна задействовать в своей работе все основные виды восприятия информации человеком. Но прежде чем приступить к описанию методики, нам необходимо задеть ещё один вопрос, связанный с тем, что есть "орфограмма".

    Если выразиться кратко, орфограмма – это место в слове, где написание не совпадает с произношением. Существуют разные типы орфограмм. В этой статье я сосредоточусь на одном: во-первых, потому что орфограммы этого типа составляют 90% от общего числа орфограмм, а во-вторых, именно данный тип орфограмм является предметом изучения на уроках русского языка в начальной школе. Это тип орфограмм, где выбор буквы зависит от позиции (места) звука в слове. Так, все ударные гласные мы можем смело обозначить буквой: "СЛOВО" - "СЛAВА". А вот какая вторая буква пишется в этих словах, без проверки точно сказать нельзя: ведь мы говорим [слoва], [слaва]. На основании этого безударные гласные ( кроме звука [у] - кукуруза) считаются в русском языке орфограммами: например, в слове "мaма" мы подчеркнем вторую безударную гласную, как орфограмму. Да, да, не удивляйтесь, хотя память нам с детства подсказывает, что надо писать А, но продиктуйте своему ребенку ряд слов: смeл[а], сeн[а], мoжн[а], пeн[а], нyжн[а], грязн[а], льдин[а], вeчн[а], вьюг[а], мнoг[а], клякс[а], мяс[а], чyд[а], тaйн[а]. Скорей всего у него возникнет сомнение: что на конце писать, О или А? А ведь по своей структуре эти слова ни чем не отличаются от слова "мaм[а]", в них везде на конце слышится звук [А].

    Итак, все безударные гласные ( кроме звука [У]) считаются орфограммами, без сомнения мы можем обозначать гласные только под ударением.

    "Плот" и "плод", "дорожка" и "кошка" - что общее между этими словами? А то, что произносим мы их "пло[т]", "доро[ш]ка", "ко[ш]ка". Здесь мы опять сталкиваемся с выбором букв, а значит с орфограммами. То есть, если парный согласный (в-ф, г-к, ж-ш, з-с, б-п, д-т) стоит на конце слова или перед другим согласным "доро[шк]а", то это тоже считается орфограммой. Без сомнения мы можем писать парные согласные, когда они стоят перед гласными "[к]а[ш]а", перед "в" "[св]ерь" - "[зв]ерь" и перед "м", "н", "р", "л" (так называемыми сонорными) "доро[жн]ый".

    Теперь мы знаем ошибкоопасные места в слове. Знает их и ребенок (из школьной программы), а если он забыл, то не составит труда повторить.

    А теперь о самой методике формирования орфографического чутья у ребенка. Это всем известный прием списывания. Но! Списывание списыванию рознь. Как правило, говоря о списывании, многие подразумевают копирование букв и слов из книги в тетрадь, а не аналитическую работу по переработке печатного текста в письменный.

    Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством П.С. Жедек. Для того, чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.

    Полный разбор алгоритма работы в данной статье я строю на тексте "Молчат ли рыбы", взятого из пособия О.В. Узоровой "Обучающие и познавательные диктанты по русскому языку для начальной школы". Данное пособие я рекомендую взять для проведения этой работы потому, что, во-первых, в книге представлено 450 текстов, и, во-вторых, тексты даны в порядке усложнения.

    Итак, алгоритм письма.

    А) Читаем весь текст.

    Молчат ли рыбы.

    Часто голоса рыб схожи с птичьими. Белуги кричат чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат дроздом. Морской петух кукует кукушкой. По Н. Сладкову

    После прочтения спросите ребенка, о чем этот текст. Все ли слова в нем ему понятны. Цель данного этапа – понимание ребенком содержания текста.

    Б) Списывание.

    • Работаем отдельно по каждому предложению, если предложение большое – делим его на смысловые части.

    • Читаем предложение. Часто голоса рыб схожи с птичьими. Белуги кричат чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат дроздом. Морской петух кукует кукушкой.

    • По памяти вслух воспроизводим предложение. Часто голоса рыб схожи с птичьими.

    • Работаем с каждым словом, отмечая все действия карандашом в книге: ставим ударение, подчеркиваем орфограммы. Чa - сто го – ло - сa рыб схo - жи с птu – чьи - ми. 

    • По памяти, вслух, проговаривая орфографически, воспроизводим это предложение. Чa - сто го – ло - сa рыб схo - жи с птu – чьи - ми.

    • Закрываем книгу и по памяти записываем в тетрадь предложения, диктуя его орфографически.
    • Часто голоса рыб схожи с птичьими.

    • После того как предложение записано, в словах ставим ударение и подчеркиваем орфограммы. Чaсто голосa рыб схoжи с птuчьими.

    • Открываем книгу и сверяем записанное в тетради предложение с написанным в книге.

    Вид предложения, после проработки, в книге: Чaсто голосa рыб схoжи с птичьими.

    Вид предложения, после проработки, в тетради: Чaсто голосa рыб схoжи с птичьими.

    • Далее работа идет по тому же алгоритму отдельно по каждому предложению.

    Какие механизмы реализуются в данном алгоритме?

    В работе задействованы все три типа памяти – слуховая, зрительная и кинестетическая.

    Когда мы орфографически воспроизводим текст по памяти, и когда при письме орфографически диктуем себе, мы заставляем работать нашу слуховую память.

    Ставя в слове ударение и подчеркивая орфограммы, мы фиксируем своё внимание только на звукобуквенной оболочке слова, отодвигая в сторону его значение. Эта часть работы крайне важна, так как ребенок концентрирует своё внимание на местах, где он может совершить ошибки, не просто взглядом выделяя его, но и подкрепляя действием – подчеркиванием.

     Сверяя печатный и письменный текст, ребенок проводит своеобразный зрительный контроль образа слова. На первом этапе важно не столько вообще не допускать ошибок, сколько уметь их самостоятельно исправлять. Ведь это своеобразное кинестетическое действие имеет свой след в памяти: Я сам увидел, что мной написанное слово и слово, напечатанное в книге, различаются в правописании, Я зачеркиваю ошибку и пишу правильную букву.

    В заключении можно сказать, что, используя вышеописанный прием списывания в своих занятиях с ребенком, Вы разовьете у него орфографическое чутьё, поможете ему научиться писать грамотно.

    По материалам сайта: http://www.zankov.ru/rest/parentslib/page=4/category=83/article=176/



    Предварительный просмотр:

    Снежный квиллинг

    http://stranamasterov.ru/node/3419?tid=451%2C587

    Страна мастеров !!!!

    http://stranamasterov.ru/node/101352?tid=451

    Детский портал "Солнышко"  

    http://www.solnet.ee/

    Болтунишка

    http://www.boltun-spb.ru/sluh.html#help

    Методическая копилка  учителя, воспитателя, родителя

    http://zanimatika.narod.ru/Nachalka16.htm#Идиомы



    Предварительный просмотр:

    Читаем вместе с ребенком

    Важность чтения в развитии личности ребенка общеизвестна. И большую роль в дружбе ребенка с книгами играют родители, именно они являются первооткрывателями мира знаний, фантазии, многовековой мудрости, собранной под обложкой книги. Содержание книги тоже играет немаловажную роль… Что читает ваш ребенок? Соответствует ли содержание возрасту ребенка? Может, он уже давно вырос из присказок и потешек и пора переходить на следующий уровень?

     Хочется обратить внимание на то, как важно, чтобы родители не отстранялись от процесса знакомства с книгой по мере взросления чада. Очень полезны в этом отношении семейные чтения, обмен мнениями о прочитанной книге, выставка картин по книгам. А с каким восторгом ваш ребенок примет предложение почитать вслух! И не важно, что он уже давно умеет читать, ведь появляется возможность разделить прочитанное с взрослым, обсудить героев, удостовериться в правильности понимания произведения.

     Хорошо вместе читать басни. Традиционно персонажами этого древнейшего жанра выступают животные. Персонажами современной басни нередко становятся вещи. Но истинные герои как древней, так и современной басни, конечно же, люди.

    Предлагаем прочитать и обсудить басни современного писателя Феликса Кривина.

     Вопросы для обсуждения:

     • О каком человеке рассказывается в каждой басне?

     • Какое поведение вызывает у писателя улыбку?

     • Какая мораль может следовать из каждой басни?

     • Какие произведения напоминают жанр сказки или лирической зарисовки? Докажи свое мнение.

     

    ПОГРЕМУШКА

     - Нужно быть проще, доходчивее, - наставляет Скрипку Погремушка. - Меня, например, всегда слушают с удовольствием. Даже дети - и те понимают.

    КЛЯКСА

     Среди однообразных букв на листе бумаги одна Клякса умеет сохранить свою индивидуальность. Она никому не подражает, у неё своё лицо, и прочитать её не так-то просто.

    ЗАНАВЕС

     Всякий раз, когда спектакль близился к концу, Занавес очень волновался, готовясь к своему выходу. Как его встретит публика? Он внимательно осматривал себя, стряхивал какую-нибудь едва заметную пушинку и – выходил на сцену.

     Зал сразу оживлялся. Зрители вставали со своих мест, хлопали, кричали «браво». Даже Занавесу, старому, испытанному работнику сцены, становилось немного не по себе оттого, что его так восторженно встречают. Поэтому, слегка помахав публике, Занавес торопился обратно за кулисы.

     Аплодисменты усиливались. «Вызывают, - думал Занавес. – Что поделаешь, придётся выходить!»

     Так выходил он несколько раз подряд, а потом, немного поколебавшись, и вовсе оставался на сцене. Ему хотелось вознаградить зрителей за внимание.

     И тут – вот она, чёрная неблагодарность! - публика начинала расходиться.

    МУРАВЕЙ

     - Почему вы не носите очки? - спросили у Муравья.

     - Как вам сказать... - замялся он. - Мне нужно видеть солнца и небо, и эту дорогу, которая неизвестно куда ведёт. Мне нужно видеть улыбки моих друзей... Мелочи меня не интересуют.

    ПАРУС

     - Опять, этот ветер! - сердито надувается Парус. - Ну разве можно работать в таких условиях?

     Но пропадает ветер - и Парус повисает, расслабляется. Ему уже и вовсе не хочется

     работать.

     А когда ветер появляется снова, Парус опять надувается:

     - Ну и работёнка! Бегай целый день как окаянный... Добро бы ещё хоть ветра не было...

    ЛЮБОВЬ

     Былинка полюбила Солнце...

     Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на земле, что где ему заметить маленькую неказистую Былинку! Да и хороша пара: Былинка - и Солнце.

     Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию.

     Красивая Акация, чудесная Акация – кто узнает в ней теперь прежнюю Былинку! Вот что делает с нами любовь, даже неразделенная…

    ПЕНЬ

     Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыкались об него.

     - Не все сразу, не все сразу, - недовольно скрипел Пень.

     - Приму сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ – шагу без меня ступить не могут!

    НОЧЬ

     Было тихо.

     Было темно.

     В темноте – сквозь окно - светились желтые зрачки звёзд.

     В тишине – за окном – притаились какие-то шорохи.

     Мышка сказала:

     - Когда я вырасту большой, я обязательно стану кошкой…

    Использованы материалы из сборника «Интеллектуальный марафон: Задания. Решения. Материалы» (3-е изд., доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009)

    По материалам сайта: http://www.zankov.ru/rest/parentslib/page=4/category=83/article=176/



    Предварительный просмотр:

    ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

    Наша речь состоит из предложений.

    Предложение - это законченная мысль.

    Предложения состоят из слов.

    Слова состоят из звуков.

    Звук - это то, что мы слышим и произносим.

    Буква - это то, что мы видим и пишем.

    Звук на письме обозначается буквой.

    Звуки бывают гласные и согласные.

    Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

    В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

    На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

    Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

    Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.

    Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

    Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

    Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

    Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

    Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

    Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

    Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]  могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

    Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

    Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

    Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

    Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

    Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

    Сайт: http://www.boltun-spb.ru/sluh.html#help



    Предварительный просмотр:

    Гласные и согласные звуки и буквы

    1. Звуки мы слышим и говорим, буквы пишем и читаем. (Мы говорим о звуках, но обозначаем их на письме соответственно буквами.)

    2. В русском языке 33 буквы: 

    10 букв, обозначающих гласные звуки (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю),

    21 буква, обозначающая согласные звуки (Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ) 

    2 особенные буквы (или знаки) — это Ъ и Ь.


    3. Гласных звуков — 6 (А, О, Э, И, У, Ы). Согласных звуков гораздо больше.

    Они делятся на твёрдые и мягкие.

    Всегда мягкие: Й, Ч, Щ

    Всегда твёрдые: Ш, Ж, Ц

    4. Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать:

    1 звук (я — [а], е — [э], ё — [о], ю — [у]), если стоят после согласных (например: мяч — [м'ач], белка — [б'элка], лён — [л'он], люк — [л'ук]),

     2 звука (я — [й'а], е — [й'э], ё — [й'о], ю — [й'у]), если стоят:

    1. В начале слова (яма — [й'ама], енот [й'энот], ёлка [й'олка], юла — [й'ула]);
    2. После гласной (баян — [бай'ан], веер — [вей'ер], чаёк (от чай) — [чай'ок], баюн (кот-баюн) — [бай'ун],
    3. После Ъ и Ь (съел — [сй'эл], гроздья — [грозд'й'а], варенье — [варен'й'э], бельё — [бэл'й'о], вьюнок — [в'й'унок]).



    5. Согласные также различаются по принципу звонкости-глухости.

    • Всегда звонкие: Р, Л, М, Н, Й, 
    • Всегда глухие: X, Ц, Ч, Щ.
    • Остальные согласные образуют пары:  Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С.

    6. Слова делятся на слоги: сколько в слове гласных, столько и слогов.

    Лента букв:

    а

    о

    э

    ы

    у

    м

    л

    н

    р

    й

    б

    д

    з

    ж

    в

    г

    ъ

    я

    ё

    е

    и

    ю

    п

    т

    с

    ш

    ф

    к

    ц

    ч

    щ

    х

    ь


    Звукобуквенный анализ слов.

    Порядок выполнения звукобуквенного анализа слов: 

    1. Разделить заданное слово по слогам,
    2. Поставить правильно ударение,

    Указать количество слогов, гласных, согласных, букв, звуков.

    Образец:

    За|яц – 2 слога, 2 глас., 2 согл., 4 б., 5 зв.

    Фонетический разбор слова: 

    Лента букв:

    а

    о

    э

    ы

    у

    м

    л

    н

    р

    й

    б

    д

    з

    ж

    в

    г

    ъ

    я

    ё

    е

    и

    ю

    п

    т

    с

    ш

    ф

    к

    ц

    ч

    щ

    х

    ь

    Порядок выполнения фонетического анализа слов: 

    1. Разделить заданное слово по слогам,
    2. Поставить правильно ударение,
    3. Указать количество слогов, гласных, согласных,
    4. Выписать каждую букву с обозначением звуков,
    5. Дать характеристику каждому звуку,
    6. Указать количество букв, звуков.

    Характеристика звуков, порядок соблюдается:

    1. Гласные: ударный или безударный.
    2. Согласные: звонкий/глухой, парный/непарный, твердый/мягкий.

    О|ле'нь – 2 слога, 2 гл., 2 согл.,

    о [а]- гл., безуд.

    л [л'] – согл., зв., непарн., мягк.

    е [э] – гл., уд.

    н [н'] – согл., зв., непарн., мягк.

    ь [-] –  -

    5 б., 4 зв.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?"

    Как помочь ребенку адаптироваться в школе ?Насколько трудно ребенку в школе?Прежде всего режим дня ,все надо планировать ,чтобы  не навредить здоровью и продолжить процесс образования....

    Как помочь первокласснику адаптироваться к школе

    Информация для родителей, как оказать психологическую  помошь первоклассникам в период адаптации к школе...

    Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

    Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?...

    Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

    В помощь молодым учителям и родителям....

    Как помочь первокласснику адаптироваться к школе

    Адаптация первоклассников является актуальной  поблемой для всей системы образования.Приходя в школу,дети переживают ,волнуются,что в период адаптации дети нуждаются  в помощи- учителя, роди...

    Рекомендации для родителей первоклассников "Как помочь первокласснику адаптироваться в школе"

    Материал поможет родителям, педагогам способствовать улучшению адаптации детей к обучению в школе....

    Памятка для родителей Как помочь первокласснику адаптироваться к школе

    Памятка для родителей Как помочь первокласснику адаптироваться к школе...