Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?
методическая разработка (1 класс) по теме
В помощь молодым учителям и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_pervoklassniku_adaptirovatsya_k_shkole_metodich.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?
Физиологическая адаптация
Этапы приспособления
- Понятно, что ребенок должен привыкнуть к изменившимся требованиям и психологическим нагрузкам. Но причем здесь физиология?
- Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме -это и есть физиологическая адаптация.
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.
- Первый месяц называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
- Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
- После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.
Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.
Любое изменение состояния ребенка, которое вызвало у вас тревогу, должно стать поводом для консультации с врачом. Витамины и БАДы действительно полезны, но лучше все равно спросить врача, потому что бывает не только витаминная недостаточность, но и витаминная избыточность, которая порою намного опаснее.
Детей учит то, что их окружает.
- Если ребенка часто критиковать, он учится осуждать.
- Если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться.
- Если ребенка часто высмеивают, он учится быть робким.
- Если ребенка часто унижают, он учится чувствовать себя виноватым.
- Если к ребенку часто бывают снисходительными, он учится быть терпеливым.
- Если ребенка часто подбадривать, он учится быть уверенным в себе.
- Если ребенка часто хвалят, он учится оценивать.
- Если с ребенком обычно честны, но учится справедливости.
- Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить.
- Если ребенка часто одобряют, он учится хорошо к себе относиться.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы, любви и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь.
- Памятка для родителей.
- 1. Не допускайте разных требований в семье со стороны отца и матери: разные требования и отношения к детям развращают их, делают неискренними.
- 2. Создайте рабочее место для школьника в семье (комната, стол, часть стола), следите за аккуратным содержанием рабочего места, учебных пособий, за чистотой опрятностью и дисциплиной детей. Вместе с ребенком вывесите расписание уроков и режим дня у рабочего места.
3. Примерный режим дня. Продумайте такой режим дня, чтобы в него были включены не только подготовка домашних заданий, но и прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями и родственниками, спортивные занятия и кружки, а также свободное время для игр, доставляющих ребенку удовольствие. - 4. Учитывайте интересы детей, организуйте разумное удовлетворение их интересов. Не пренебрегайте ими, а пользуйтесь как средством внутреннего роста и развития ребенка. Поощряйте чтение, интерес к театру, пению, музыке, рисованию, радио, технике, природе, шахматам, танцам, физкультуре, к разным практическим работам.
- 5. Умейте прощать ребенка и терпеливо помогать ему в исправлении сделанных ошибок, старайтесь объяснить неправильность его поступка. Не забывайте, что ребенок имеет право на ошибку.
- 6. Не реже одного раза в месяц посещайте школу. Узнавайте о поведении и успехах своих детей. Общайтесь с классными руководителями.
- 7. Не говорите ничего плохого о школе и педагогах в присутствии учащихся. Старайтесь привить любовь и уважение к школе и учителю. Спорные вопросы разрешайте в школе лично без участия детей.
Кодекс поведения в конфликте
- Дайте человеку "выпустить пар" и тем самым снизить напряженность. Человек в агрессивном состоянии переполнен отрицательными эмоциями и не в состоянии принимать самостоятельные решения. В этот момент лучше всего себя представить под колпаком.
- Попробуйте спокойно обосновать претензии, изложить факты, не касаясь эмоций.
- Сбивайте агрессию неожиданными приемами (попросите совета, сделайте комплимент и др.), т.е. необходимо переключить партнера в другое состояние, с отрицательной эмоции - на положительную.
- Не давайте отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах.
- Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему, которая является препятствием.
- Предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. При этом нельзя искать виноватых и обходиться одним вариантом.
- В любом случае дайте партнеру возможность сохранить свое лицо, не задевайте личное достоинство, оценку давайте только поступкам.
- Отражайте смысл высказываний и претензий.
- Держитесь позиции на равных, нельзя кричать, т.к. очень часто люди оказываясь в позиции "ребенка" склонны уступать, а потом конфликт разгорается с новой силой.
- Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Это обезоруживает вашего партнера и вызывает чувство уважения.
- Ничего не надо доказывать, т.к. в процессе доказательства человек отрицательно эмоционально настроен, воспринимает вас как врага и у него блокируется рациональная часть мозга.
- Замолчите первым. Молчание поможет вам прекратить ссору, достигнуть эмоционального успокоения, снижения напряженности и погасить возбуждение партнера.
- Не характеризуйте эмоциональное состояние оппонента.
- Уходя, не хлопайте дверью.
- Разговор необходимо вести, когда партнер остыл. Победит не тот, кто перекричит, а тот, кто сумеет заставить выдержать паузу.
- Независимо от результата разрешения конфликта, старайтесь не разрушать отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?
советы родителям первоклассника...
"Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?"
Как помочь ребенку адаптироваться в школе ?Насколько трудно ребенку в школе?Прежде всего режим дня ,все надо планировать ,чтобы не навредить здоровью и продолжить процесс образования....
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе
Информация для родителей, как оказать психологическую помошь первоклассникам в период адаптации к школе...
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?...
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе
Адаптация первоклассников является актуальной поблемой для всей системы образования.Приходя в школу,дети переживают ,волнуются,что в период адаптации дети нуждаются в помощи- учителя, роди...
Рекомендации для родителей первоклассников "Как помочь первокласснику адаптироваться в школе"
Материал поможет родителям, педагогам способствовать улучшению адаптации детей к обучению в школе....
Памятка для родителей Как помочь первокласснику адаптироваться к школе
Памятка для родителей Как помочь первокласснику адаптироваться к школе...