Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?
методическая разработка (1 класс) по теме

Потаранова Валентина Николаевна

 В помощь молодым учителям и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

Физиологическая адаптация

Этапы приспособления

- Понятно, что ребенок должен привыкнуть к изменившимся требованиям и психологическим нагрузкам. Но причем здесь физиология?

- Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме -это и есть физиологическая адаптация.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.

- Первый месяц называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.

- Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

- После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.

Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.

Любое изменение состояния ребенка, которое вызвало у вас тревогу, должно стать поводом для консультации с врачом. Витамины и БАДы действительно полезны, но лучше все равно спросить врача, потому что бывает не только витаминная недостаточность, но и витаминная избыточность, которая порою намного опаснее.

Детей учит то, что их окружает.

  • Если ребенка часто критиковать, он учится осуждать.
  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться.
  • Если ребенка часто высмеивают, он учится быть робким.
  • Если ребенка часто унижают, он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если к ребенку часто бывают снисходительными, он учится быть терпеливым.
  • Если ребенка часто подбадривать, он учится быть уверенным в себе.
  • Если ребенка часто хвалят, он учится оценивать.
  • Если с ребенком обычно честны, но учится справедливости.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить.
  • Если ребенка часто одобряют, он учится хорошо к себе относиться.
  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы, любви и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь.
  • Памятка для родителей.
  • 1.       Не допускайте разных требований в семье со стороны отца и матери: разные требования и отношения к детям развращают их, делают неискренними.
  • 2.       Создайте рабочее место для школьника в семье (комната, стол, часть стола), следите за аккуратным содержанием рабочего места, учебных пособий, за чистотой  опрятностью и дисциплиной детей. Вместе с ребенком вывесите расписание уроков и режим дня у рабочего места.

    3.       Примерный режим дня. Продумайте такой режим дня, чтобы в него были включены не только подготовка домашних заданий, но и прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями и родственниками, спортивные занятия и кружки, а также свободное время для игр, доставляющих ребенку удовольствие.
  • 4.       Учитывайте интересы детей, организуйте разумное удовлетворение их интересов. Не пренебрегайте ими, а пользуйтесь как средством внутреннего роста и развития ребенка. Поощряйте чтение, интерес к театру, пению, музыке, рисованию, радио, технике, природе, шахматам, танцам, физкультуре, к разным практическим работам.
  • 5.       Умейте прощать ребенка и терпеливо помогать ему в исправлении сделанных ошибок, старайтесь объяснить неправильность его поступка. Не забывайте, что ребенок имеет право на ошибку.
  • 6.       Не реже одного раза в месяц посещайте школу. Узнавайте о поведении и успехах своих детей. Общайтесь с классными руководителями.
  • 7.       Не говорите ничего плохого о школе и педагогах в присутствии учащихся. Старайтесь привить любовь и уважение к школе и учителю. Спорные вопросы разрешайте в школе лично без участия детей.

Кодекс поведения в конфликте

  1. Дайте человеку "выпустить пар" и тем самым снизить напряженность. Человек в агрессивном состоянии переполнен отрицательными эмоциями и не в состоянии принимать самостоятельные решения. В этот момент лучше всего себя представить под колпаком.
  2. Попробуйте спокойно обосновать претензии, изложить факты, не касаясь эмоций.
  3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами (попросите совета, сделайте комплимент и др.), т.е. необходимо переключить партнера в другое состояние, с отрицательной эмоции - на положительную.
  4. Не давайте отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах.
  5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему, которая является препятствием.
  6. Предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. При этом нельзя искать виноватых и обходиться одним вариантом.
  7. В любом случае дайте партнеру возможность сохранить свое лицо, не задевайте личное достоинство, оценку давайте только поступкам.
  8. Отражайте смысл высказываний и претензий.
  9. Держитесь позиции на равных, нельзя кричать, т.к. очень часто люди оказываясь в позиции "ребенка" склонны уступать, а потом конфликт разгорается с новой силой.
  10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Это обезоруживает вашего партнера и вызывает чувство уважения.
  11. Ничего не надо доказывать, т.к. в процессе доказательства человек отрицательно эмоционально настроен, воспринимает вас как врага и у него блокируется рациональная часть мозга.
  12. Замолчите первым. Молчание поможет вам прекратить ссору, достигнуть эмоционального успокоения, снижения напряженности и погасить возбуждение партнера.
  13. Не характеризуйте эмоциональное состояние оппонента.
  14. Уходя, не хлопайте дверью.
  15. Разговор необходимо вести, когда партнер остыл. Победит не тот, кто перекричит, а тот, кто сумеет заставить выдержать паузу.
  16. Независимо от результата разрешения конфликта, старайтесь не разрушать отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

советы родителям первоклассника...

"Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?"

Как помочь ребенку адаптироваться в школе ?Насколько трудно ребенку в школе?Прежде всего режим дня ,все надо планировать ,чтобы  не навредить здоровью и продолжить процесс образования....

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе

Информация для родителей, как оказать психологическую  помошь первоклассникам в период адаптации к школе...

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?...

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе

Адаптация первоклассников является актуальной  поблемой для всей системы образования.Приходя в школу,дети переживают ,волнуются,что в период адаптации дети нуждаются  в помощи- учителя, роди...

Рекомендации для родителей первоклассников "Как помочь первокласснику адаптироваться в школе"

Материал поможет родителям, педагогам способствовать улучшению адаптации детей к обучению в школе....

Памятка для родителей Как помочь первокласснику адаптироваться к школе

Памятка для родителей Как помочь первокласснику адаптироваться к школе...