Для чего нужна артикуляционная гимнастика
материал по теме

Попова Ольга Сергеевна

информация для родителей, примеры артикуляциооной гимнастики, методические указания для ее проведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikul_gimnastika_.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи мо гут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляци онная гимнастика.

Артикуляцион ная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты.
  2. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на началь ном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.

Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками - символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

Рекомендации к проведению упражнений:

  1. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зри тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (ввер ху или внизу)?
  2. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  3. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возра ста и усидчивости ребёнка.

«Лопаточка»

Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, язык не высовывался далеко.

«Иголочка»

Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

«Часики»

Рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Худышка-толстячок»

Сначала втянуть щеки в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах, затем надуть обе щеки одновременно.

«Качели»

Рот открыт, губы в улыбке. 1.Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. 2. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней.

«Горка», «Киска сердится»

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка оставался за зубами, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Чашечка»

Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок»

Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её делать?

В первом классе ребёнок осваивает новый вид речевой деятельности – письмо. Письмо формируется на основе устной речи, поэтому  недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. ...

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?  Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью ...

Для чего нужна гимнастика языка?

         Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем ...

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ и мфгкго неба....

Консультация для родителей. "Для чего нужна пальчиковая гимнастика и как правильно ей заниматься.

Консультация для родителей. "Для чего нужна пальчиковая гимнастика и как правильно ей заниматься....

Консультация для родителей Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Основной причиной нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникн...

Для чего нужна артикуляционная гимнастика и правила ее выполнения.

Материал для родителей о пользе и правилах выполнения артикуляционной гимнастики дома с детьми....