Главные вкладки

    Готовность ребёнка к школьному обучению.
    статья (1 класс) по теме

    Толоконникова Дарья Юрьевна

     

    Переход ребенка из детского сада в школу, интересный и сложный период.  Ребенок существенно изменяет социальную сторону своего развития, ему придется общаться не только с большим коллективом сверстников, но и со взрослыми, подчиняться их требованиям, а главное, ребенку нужно будет стать членом коллектива, который имеет свои цели и функции, отличные от коллектива, например, в детском саду.  
        Несмотря на то, что к 6-7 годам ребенок начинает быстро расти, идет интенсивный рост мышц, туловища и позвоночника, остается не сформирована центральная нервная система, от которой зависит поведение и психическая деятельность, остается характерной высокая утомляемость ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gotovnost_rebyonka_k_shkolnomu_obucheniyu..doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Готовность ребёнка к школьному обучению.

     Переход ребенка из детского сада в школу, интересный и сложный период.  Ребенок существенно изменяет социальную сторону своего развития, ему придется общаться не только с большим коллективом сверстников, но и со взрослыми, подчиняться их требованиям, а главное, ребенку нужно будет стать членом коллектива, который имеет свои цели и функции, отличные от коллектива, например, в детском саду.  
        Несмотря на то, что к 6-7 годам ребенок начинает быстро расти, идет интенсивный рост мышц, туловища и позвоночника, остается не сформирована центральная нервная система, от которой зависит поведение и психическая деятельность, остается характерной высокая утомляемость ребенка.

       

        Эмоциональная сторона:

    - в этот период идет адаптация ребенка к новым условиям, он может проявлять экстремальные эмоциональные реакции: истерический плач вместо грусти, бурный восторг вместо тихой радости…;

     - обостряется эмоциональные реакции на происходящее: повышается чувствительность, ранимость, обидчивость;

    - могут появиться одни из психологических синдромов младшего школьного возраста: хроническая неуспеваемость, школьная тревожность, уход от деятельности, которые приводят к ложному или реальному психосоматическому заболеванию;

    - ребенок зачастую ссорится с родителями, использует как способ сброса эмоционального напряжения от испытания страха расставания, связанный с необходимостью ходить в школу;

     - начинает устанавливать (часто и много) поверхностные и кратковременные контакты,  взаимоотношения со сверстниками;

    - проявляется любопытство к половым органам;

    - часто отмечается проявление соперничества с братьями и сестрами;

    - может начать лгать, брать без разрешения чужие вещи, чтобы выразить бунтарские чувства.

     

    При поступлении детей в школу многое оказывается новым и это представляет определенные трудности:

     

    - место расположения учреждения;

    - смена детского коллектива в котором ранее находился ребенок;

    - смена режима;

    - новый статус- школьника,

    - новый учитель;

    - расписание;

    - умение работать по новой программе;

    - смена игровой на учебную деятельность… 

                       
        Многие родители считают главным показателем готовности ребенка к школе широту знаний, которые он приобрел в период детства. Однако ребенок может прийти в школу с развитым кругозором, но оказаться совершенно неподготовленным к выполнению разнообразных требований, предъявляемых школой.

    Неподготовленность ребенка к школе чаще всего запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, школьных неврозах и повышенной школьной тревожности. Для того чтобы начало школьного обучения стало стартом нового этапа развития, ребенок должен быть готовым к этим формам сотрудничества со взрослыми и детьми. Возможность успешного движения вперед зависит от способностей учащихся адаптироваться к изменяющимся условиям.
        Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей разного возраста в связи с обучением в школе.
                 

    Родителям первоклашек - хорошо запомните следующее!


          1.        Процесс обучения в школе требует от ребенка не только умения обобщать, анализировать и синтезировать, но и умения наблюдать и иметь развитое творческое воображение.

    2.        Большую роль играет и хорошее здоровье. Состояние здоровья ребенка в начале обучения - это тот резерв, тот запас сил, который определяет во многом успешность и первого года обучения, и всего школьного марафона.

    3.        Многие исследования показали, что младшие школьники любят учиться. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм поведения и правил. Но неграмотное поведение родителей и учителей приводит к уменьшению прилежания и ответственности. Ведь каждый ребенок к моменту поступления в школу находиться на определенном уровне морального развития.

    4.        Поведение ребенка во многом зависит от темперамента. Это может проявляться в речи, эмоциональном развитии, мысленных операциях, письме. Одни говорят быстро другие – медленно; одни легко включаются в работу, другие действуют неуверенно, робко; одни решают трудную задачу упорно и настойчиво, другие – бросают, потом опять продолжают решать. Особенности темперамента могут быть замаскированы навыками, привычками, так называемым характером. А так как темперамент зависит от свойств нервной системы, то изменить его почти невозможно и не следует этого делать!

    5.        Дети 6-7 лет уже обладают некоторыми способностями. Это способности, которые помогают ребенку общаться. Сюда же относятся: желание вступать в контакт с окружающими взрослыми и детьми; умение организовывать общение, слушать собеседника; знание норм и правил общения.

    К возрастным особенностям 6-7 летних малышей относятся непосредственность, эмоциональность, любознательность, доверчивость, отзывчивость. Например, при объяснении учителем арифметической задачи, в которой говориться о грибах, первоклассник может тут же рассказать о том, как он тоже собирал грибы в лесу. При этом не нужно принимать такое поведение за непослушание или невнимательность. Ребенок непосредственен в отношениях с вами. Капризы и упрямство тоже характерны для этого возраста. Важным качеством является подражание, однако надо помнить, что ребенок перенимает не только положительное, но и отрицательное.

          Таким образом, в основе готовности к школьному обучению лежит и физическое, и психологическое развитие ребенка, без которых он не сможет успешно учиться в школе.


          Учебная деятельность становится не только процессом усвоения знаний, но и способом овладения социальной реальностью, и формирования мотивационно – потребностной сферы. И в связи с этими проблемами  очень серьезной и просто необходимой становится роль психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к обучению.
             Чтобы кризисный период не был столь болезненным для семейных отношений, необходимо заранее готовиться к предстоящим волнующим событиям. И не только готовить ребенка к школе, но и готовиться самим.
     
           

    Общие рекомендации по подготовке ребенка к школьному обучению.

    1. Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.

    2. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

    3. Увеличивайте словарный запас ребенка.

    4. Регулярно водите ребенка в библиотеку.

    5. Составляйте вместе с ребенком рассказы по картинкам. Сначала начинайте вы, затем попросите  малыша продолжить рассказ. Можете прочитать короткие рассказы, и каждый раз просите пересказать его. Обратите внимание на то, пересказал ли вам ребенок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ получается.

    6.        Учите с ребенком стихотворения наизусть. Сначала расскажите стихотворение целиком, затем учите по частям. Наблюдайте, полно ли ребенок воспринимает текст, не переставляет ли слова, пропускает ли слова или добавляет несуществующие.

    7. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Обратите внимание на то, знает ли малыш названия предметов.

    8. Знакомьте ребенка со счетом, последовательностью чисел. Необходимо, чтобы малыш постепенно переходил от момента прикосновения пальцем при счете предмета к моменту счета без видимых моторных или двигательных компонентов, т. е. к счету глазами.

    9. Учите ребенка сравнивать, находить общее и различное в предметах.

    10. Поощряйте игры с другими детьми, играйте вместе с ребенком в разные игры.

    11. Помогите ребенку запомнить его имя, фамилию, адрес.                                                                  

     

     

    Симинченко Татьяна Юрьевна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Готовность ребёнка к школьному обучению.

    Важные рекомендации для родителей, жду ваши отзывы!...

    Готовность ребёнка к школьному обучению.

    Словарный запас. Ориентировка в пространстве, на листе Основные цвета, оттенки Мыслительные операции: Психические процессы Мелкая моторика. Речевое обследование. Связная речь Грамматический с...

    Готовность ребёнка к школьному обучению и адаптация в 1 классе.

    Материал предназначен для родительского собрания....

    Готовность ребёнка к школьному обучению.Знания и умения будущего первоклассника

    Данная статья предназначена родителям будущих первоклассников....

    Родительское собрание 1 класс "Готовность ребёнка к школьному обучению"

    Рассказать родителям первоклассников о компонентах готовности детей к школьному обучению....

    Готовность ребёнка к школьному обучению.

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5807444","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 85px;"}}]]...

    Готовность ребёнка к школьному обучению

    Обучени е  в  школе может быть успешным     в том случае, если семья  с первых лет жизни заботится не только о физическом развитии, но и о том, чтобы воспитать в ребёнке ...