В помощь родителям по подготовке детей к школе
статья по теме

Ефремова Елена Владимировна

Данный материал поможет родителям подготовить детей к школе, так, чтобы школа не стала врагом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержательно-логические задачи и задания.

       Ведущую роль играют логические приёмы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.

       В связи с актуальностью проблемы развития пространственного мышления дошкольников возникла необходимость разработки системы геометрических упражнений, выполнение которых способствует адекватному восприятию пространства, формированию пространственных представлений, развитию воображению. Восприятие пространства осуществляется в результате субъективного опыта ребёнка на эмпирической основе. Целесообразней включать упражнения не на характеристику пространственных признаков предмета, а на вычленение единичного признака из совокупности  общих на основе выявления закономерности признаков с использованием приёмом умственных действий: сравнения, классификации, аналогии, анализа, синтеза, обобщения. Это задания с формулировками:

  1. «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду».
  2. «Найди лишнюю фигуру».
  3. «Что изменилось? Что не изменилось?» Выстраиваются в ряд различные по цвету прямоугольники, которые меняют положение в пространстве в вертикальном направлении, что описывается отношениями «вверху - внизу», «между».
  4. «Чем похожи?» Изменяется положение различных по цвету углов треугольника в двух направлениях: в вертикальном и горизонтальном, одновременно рассматриваются отношения «вверху – внизу», «справа – слева».
  5. «Чем отличаются?»
  6. «Что одинаково? Что не одинаково?
  7. «Назови признаки, по которым изменяются фигуры в каждом ряду».
  8. «Разгадай закономерность и нарисуй следующую фигуру».
  9. «Раскрась фигуру справа». Из нижнего ряда следует выбрать квадрат, имеющий такой же рисунок, как и исходный, но изменивший своё положение при повороте его вверх на один оборот.
  10. «Выбери фигуру, которую нужно дорисовать».

Важно формировать у ребёнка продуктивное мышление, то есть способность к созданию новых идей, умению устанавливать связи между фактами группами фактов, сопоставлять новый факт. Продуктивность мышления дошкольников проявляется пока ограниченно. Но если ребёнок выдвигает идею не новую для взрослых, но новую для коллектива или для самого себя, если он открывает что-то для себя, пусть известное для других, - это уже показатель его мышления.



Предварительный просмотр:

Игры на развитие мелкой моторики рук и активизации работы мозга

«Дождик»

Капает дождик.

Капает дождик.

Вниз. Вниз.

Вниз. Вниз.

Раз капля, два капля и т.д.

(до 5)

Постепенно отпускайте руки, пока они не коснутся парты.

Сжали кулачок. Выставляем пальчики поочередно, начиная с большого пальца. Считаем 1,2,3.4,5. сколько пальчиков на каждой руке.

«Кузьма»

Идет Кузьма из кузницы.

Несет Кузьма два молота.

Тук-тук, тук-тук.

Вот ударили разом вдруг.

Для всех людей

Накуем гвоздей.

Руки сжать в кулаки. Постукивать согнутыми пальчиками одной руки по ногтям пальчиков другой. Затем руки поменять. И так повторять движения, учитывая ритм стихотворения.

«Ладушки»

Ладушки, ладушки!

- Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что вы пили?

- Бражку.

Разбили чашку.

А бабушка догнала

И за ушки надрала.

Хлопаем.

Бежим на месте.

Дергаем за ушки.

«Лягушки»

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят –

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят

Руки в кулачок.  Кулачки положить на парту. Резко распрямлять пальцы, на парту положить ладони.

Упражнения для развития дикции

  1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  2. Идет козел, косой козел.
  3. Ходил перепел между перепелками со своими перепелятами.
  4. На дворе трава, на траве дрова.
  5. Тридцать три трубача трубят тревогу.
  6. Прошкина шавка укусила Пашку, бьет Пашка шапкой Прошкину шавку.
  7. Около кола бьют в колокола.
  8. Купи кипу пик.
  9. Щетина у чушки, чешуя у щучки.
  10. Дале Клаше каши с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.
  11. Короб корок корова съела.
  12. Наш Полкан попал в капкан.
  13. Мышонку шепчет мышь:

      «Ты всё шуршишь, не спишь.»

      Мышонок шепчет мыши:

     «Шуршать я буду тише».

  1. Живет под жимолостью жук,

      Зеленый на жуке кожух.

  1. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  2. Макар да кошка, комар да мышка.
  3. Раиса сварила суп из риса.
  4. – Стриж, стриж, постриги.

- Не могу, уж извини.

- Почему же, стриж, ты – стриж?

- А я воздух стригу!

Упражнения для развития орфографической зоркости

  1. Игры «Найди опасное место»

- Я  буду произносить слова, а вы хлопните, как только услышите звук, которому при письме нельзя доверять. А какому (каким) звуку (заукам) нельзя доверять? Как его найти? (Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место».)

«Светофор»

Покажите красный сигнал светофора или зажгите красный огонек как только найдете «опасное место».

«Зажги маячок»

Проведение звукового анализа  с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные месса», т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под «опасными местами». При этом с помощью вопроса («Как будете искать «опасные места?) отрабатывается необходимый способ действия.

2.По следам звукового анализа печатание или выкладывание из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». При этом снова обращается внимание на способ действия: «Если звуку нужно доверять, обозначаю буквой, если нет – ставлю на его место сигнал опасности».

Для совершенствования речевого аппарата могут быть использованы следующие скороговорки, четверостишия, рифмовки:

  1. Покупал баран баранки

      На базаре спозаранок.

      Накупил баран баранок:

      Для барашков, для овечек

      Десять маковых колочек,

      Девять сушек,

      Восемь плюшек,

      Семь лепешек,

      Шесть ватрушек,

      Пять коржей,

      Четыре пышки,

      Три пирожных,

      Две коврижки

      И один калач купил –

      Про себя не позабыл!

      А для женушки –

      Подсолнушки.

  1. Сорок сорок для своих сорочат

Сорок сорочек, не ссорясь, строчат.

      Сорок сорочек прострочены в срок –

      Сразу поссорились сорок сорок.

3) Шорох, шептанье, шумок под окном,

    Шлепанье легкое…

    Кто это – гном?

    Ш – ш – ш!

    Там, за шторами, возле окна

    Шустрым мышонком шуршит тишина.    



Предварительный просмотр:

Приложение

Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников

Игра 1. «Полслова за вами»

Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух. Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.

Игра 2. «Опиши предмет»

Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.

Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

Игра 3. «Я знаю»

Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания. Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

- Я знаю пять имен мальчиков: Саша - раз, Дима - два, Игорь - три, Денис - четыре, Володя - пять.

Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.).

Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима) Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.

Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.

Игра 5. «Расшифруй письмо»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.

Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, .    «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.

Игра 6. «Кто лучше»

Игра  организуется  на  основе игры  5,  где дети уже сами  зашифровывают слова,  используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.

Игра 7.«Кто наблюдательнее»

Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности. Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву.

Игра 8. «Сочини сказку о предмете». Цель: Развитие речи учащихсчя, пополнение словарного запаса.

Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

Игра 9. «День - ночь»

Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия. Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий -кислый» и др.

Игра 10. «Подружи букву»

Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги- слияния)

Игра 11. «Идем в гости»

Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные

слова». «Гости отвечают тем же».

Игра 12» «Составь слово»

Дети   составляют   слова   из   предложенных   учителем   слогов.   Слоги   могут   быть   ярко   и   красочно

иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.

Игла 13. «Разложи по-порядку»

Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку.

Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши»

Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.

Игра 15. «Молоточки»

Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.

Игра 16. « Буква заблудилась»

Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место. Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.

Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони»

Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.

Игра 18. «Когда это бывает»

Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.

Игра 19. «Колокольчики»

Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.

Игра 20. «Исправь ошибки»

Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.

Игра 21. «Слова»

Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.

Игра 22. «Узелки на память»

Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем.

Примечание:

Материал для игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с требованиями преподавателя и возможностями обучающихся. Желательно иллюстрирование каждой из игр и использование различных игрушек (мяч, кукла и др.).

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они моги проявить свои дарования, - это умное руководство. Разнообразные игры не только помогут приобрести основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мышления, логического рассуждения, учат делать логические умозаключения. Они учат думать.

Смена видов деятельности детей внутри каждого занятия позволяет несколько увеличить длительность привычного занятия.

Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему. читать ребенку осваивать ее курс. Уже умеющие читать дети легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на первой ступени образования



Предварительный просмотр:

Психологический тест для родителей

Готов ли ваш ребенок к школе?

  1. Может ли ребёнок обобщать понятия (например, назвать словом "овощи" помидор, огурец, баклажан?
  2. Может ли Ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течении 30 минут (например, раскрашивать, рисовать, собирать конструктор)?
  3. Может ли он рассказать наизусть несколько несложных стихотворений?
  4. Может ли ваш ребёнок составить рассказы по картинке не менее чем из пяти предложений?
  5. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  6. Умеет ли ребёнок считать до десяти и обратно?
  7. Читает ли ваш ребёнок по слогам?
  8. Верно ли, что ребёнок имеет твёрдую руку?
  9. Любит ли ребёнок рисовать и раскрашивать картинки?
  10. Привлекает ли ребёнка в школе то, что он там многое узнает и в ней будет интересно учиться?
  11. Стесняется ли ваш ребёнок в присутствии незнакомых людей?
  12. Может ли ребёнок пользоваться клеем и ножницами?
  13. Может ли ребёнок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы?
  14. Любит ли ваш ребёнок самостоятельно заниматься: рисовать, вырезать, раскрашивать и т.п.?
  15. Может ли он собрать разрезанную картинку (пазл) из пяти частей за одну минуту?
  16. Хочет Ваш ребёнок идти в школу?
  17. Понимает ли ребёнок и точно выполняет словесные инструкции?
  18. Знает ли ваш ребёнок названия диких и домашних животных?

Родителям будущих первоклассников.

Тесты для изучения различных видов мышления ребёнка.

 Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников!

Сегодня, продолжая нашу предыдущую тему о развитии мышления и сообразительности дошкольника, мы предлагаем Вам тесты, с помощью которых Вы сами сможете «проэкзаменовать» Вашего малыша. Эти тесты также помогут Вам подготовить ребёнка к вступительному школьному собеседованию.

 Раздели на группы.

Попросите ребёнка внимательно посмотреть на картинку и разделить представленные на ней фигуры на как можно большее количество групп. В каждую такую группу могут входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Ребёнок называет все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены. На выполнение этого задания отводятся 3 минуты. Если за это время ребёнок выделил все группы фигур: треугольники, круги, квадраты, ромбы, фигуры красного цвета, фигуры синего цвета, большие фигуры, малые фигуры, - то ребёнок обладает хорошим уровнем образно-логического мышления.

Лишний предмет.

Покажите ребёнку картинку и объясните ему, что из 4-х нарисованных на ней предметов один – лишний. Попросите его определить лишний предмет и сказать, почему он лишний. После этого попросите ребёнка назвать оставшиеся предметы одним словом (напр., слива, груша, яблоко – фрукты и т.п.). Если ребёнок правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово – значит, у него хорошо развито образно-логическое мышление.

 

Тест для оценки словесно-логического мышления

Попросите ребёнка ответить на следующие вопросы:

1. Какое из животных больше – лошадь или собака? (лошадь)

2. Утром люди завтракают, а вечером? (ужинают)

3. Днём на улице светло, а ночью? (темно)

4. Небо голубое, а трава? (зелёная)

5. Почему, когда идёт поезд, опускают шлагбаум? (чтобы не столкнулись поезд и автомобиль)

6. Что такое Москва, Санкт – Петербург, Омск? (города)

7. Черешня, слива, персик…- что это? (фрукты)

8. Маленькая корова – это телёнок, а маленькая собака – это…(щенок), маленькая овечка - …(ягнёнок)?

9. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу? (на кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти)

10. Зачем автомобилю нужны тормоза? (правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снизить скорость)

11. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (это инструменты)

12. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис? (это виды спорта)

13. Для чего на конверт наклеивать марку? (так платят за пересылку письма)

14. Для чего люди занимаются спортом? (чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми и т.д.)

15. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать? (не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и др.)

 

При анализе ответов, которые даёт ребёнок, следует иметь в виду, что правильными ответами могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребёнком вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребёнок ответил правильно на 12 – 13 вопросов.

Один и много.

Вы называете один предмет, а ребёнок – этот же предмет, но во множественном числе, например: кошка – кошки, собака – собаки, дерево – деревья, улица – улицы, город – города, ухо – уши, стул – стулья и т.д.

Если ребёнок не допустил ошибок – это отличный результат, если он сделал 1-2 ошибки – надо заниматься дальше, если же больше 3-х ошибок – в этом случае поможет ежедневное чтение в течение получаса.

 Весёлые вопросы.

Этот забавный тест рассчитан на то, чтобы ребёнок, быстро (а поначалу, может быть, и медленно) соображая, находил подвох в вопросах. Чем дальше, тем сложнее задачи.

1. Двое пошли – три гвоздя нашли. Следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут? (Скорее всего, ничего не найдут).

2. У стены стоит кадушка, а в кадушке той – лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (Возможно, ни одной).

3. Как можно одним мешком пшеницы, смолов её, наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находилась пшеница? (Надо один из пустых мешков вложить в другой такой же мешок, а затем насыпать в него смолотую пшеницу.

4. Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади, один позади и два впереди, один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей? (Три).

5. Пришёл мельник на мельницу. В каждом углу по три мешка, на каждом мешке по 3 кошки, у каждой кошки по три котёнка, у каждого котёнка – по мышонку. Сколько всего ног? (Две ноги у мельника, а у остальных – лапы и лапки).

6. Шла бабушка в Москву. Повстречала трёх девочек. Каждая из них несла по корзинке, в каждой корзинке – по коту. Сколько всего народу направлялось в Москву? (Одна бабушка).

7. Почему парикмахер в Женеве скорее предпочтёт постричь двух французов, чем одного немца? (Потому что заработает на них вдвое больше денег).

8. Почему крышки уличных люков делают не квадратными, а круглыми?

( Крышки люка делают круглыми, потому что квадратных люков не бывает).

9. Представьте, что у вас в кармане коробок с одной-единственной спичкой. Вы вошли ночью в тёмную комнату, где есть свеча и газовая плита. Что вы зажжёте в первую очередь? (Спичку).

10. У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8 детей: 7 братьев и одна сестра).

10 советов родителям как защитить детей

  1. Научите их никогда не разговаривать с незнакомцами, если Вас нет рядом

  1. Научите их никогда и никому не открывать двери, если дома нет взрослого.
  2. Научите их никогда не давать по телефону информацию о себе и своей семье или говорить что они дома одни.

  1. Научите их никогда и ни к кому не садиться в машину, если у вас с ребёнком об этом не было предварительной договорённости.

  1. Научите их, с раннего возраста, что они имеют право сказать «НЕТ» любому взрослому.

  1. Научите их, что всегда должны сообщать вам куда идут, когда собираются вернуться и звонить по телефону, если неожиданно их планы поменяются.

  1. Научите их, если они почувствовали опасность, убегать так быстро, как только могут.

  1. Научите их избегать пустынных мест.
  2. Установите границы окрестностей, в которых они могут гулять.

  1. Помните, что жесткое соблюдение «комендантского часа» (времени возвращения ребёнка домой) – один из самых эффективных способов уберечься от опасностей, которым подвергаются дети поздно вечером.

Советы психолога

Что дает семья современному человеку?

 

" СЕМЬЯ - ЭТО ОБЩЕСТВО В МИНИАТЮРЕ, ОТ ЦЕЛОСТНОСТИ КОТОРОГО ЗАВИСИТ БЕЗОПАСНОСТЬ ВСЕГО БОЛЬШОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА"

Ф. АДЛЕР.

- НОРМАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ В ПЛАНЕ ЕГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА, ПОЛОЖЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ, ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ;

ОН СЕМЬЯНИН, С НИМ ВСЁ ЯСНО, ЕГО В ЭТОЙ РОЛИ УВАЖАЮТ И ПОДДЕРЖИВАЮТ.

- ОБЕСПЕЧЕНА И УПОРЯДОЧЕНА ЕГО ИНТИМНАЯ ЖИЗНЬ, ОН СПОКОЕН, НЕ ОЗАБОЧЕН СЕКСУАЛЬНО, ЗДОРОВ ТЕЛОМ И ДУХОМ.

- В СЕМЬЕ ЧЕЛОВЕК ОБЩАЕТСЯ С БЛИЗКИМИ, ПОНИМАЮЩИМИ ЕГО ЛЮДЬМИ, ЧТО НЕМАЛОВАЖНО ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ.

- ОН ИМЕЕТ ИЛИ НАДЕЕТСЯ ИМЕТЬ ДЕТЕЙ, И СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОДНОЙ НОГОЙ УЖЕ СТОИТ В ВЕЧНОСТИ, ОТЧАСТИ ПРИОБЩАЕТСЯ К БЕССМЕРТИЮ. ПУСТЬ САМ ОН, КОГДА ПРИДЁТ СРОК, УМРЁТ, НО ЕГО ДЕТИ БУДУТ ДАЛЬШЕ НЕСТИ ЕГО РОД.

- В СЕМЬЕ ЖИТЬ ЛЕГЧЕ: ВМЕСТЕ ЛЕГЧЕ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ, ВЕСТИ ХОЗЯЙСТВО, СПРАВЛЯТЬСЯ С ТРУДНОСТЯМИ.

- ТОЛЬКО В СЕМЬЕ МОЖНО ПЕРЕЖИТЬ ТАКИЕ ЧУВСТВА, КАК БЛАГОДАРНОСТЬ К ЖЕНЕ «МУЖУ»;

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БУДУЩЕЕ ДЕТЕЙ, НАСТОЯЩУЮ РОДСТВЕННОСТЬ И РЯД ДРУГИХ.

- ИМЕНО СЕМЬЯ НАША ОПОРА В СТАРОСТИ. СТАРОМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ МОЛОДОМУ, НАЧИНАЮЩЕМУ ЖИЗНЬ, НУЖНЫ ПОМОЩЬ, ЛЮБОВЬ, ПОДДЕРЖКА, ДА И УМИРАТЬ В СЕМЬЕ, НАВЕРНО, ЗНАЧИТЕЛЬНО ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ОДНОМУ.

ВЫ СОГЛАСНЫ?

"Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки, поучений, взаимных обид?" – этот вопрос часто задают себе родители.

Вот несколько советов. Попробуйте.

1. Будите ребёнка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".

2. Не торопите и не подгоняйте, умение рассчитать время - ваша задача, если это вам плохо удаётся, то вины его в этом нет.

3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придётся много поработать.

4. Не прощайтесь предупреждениями и наставлениями: "Смотри, не балуйся", "Веди себя хорошо", "Чтобы сегодня не было плохих отметок'', и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов, ведь впереди у него трудный день.

5. Забудьте фразу'' Что ты сегодня получил? ''. Встречайте ребенка спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов. Полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

6. Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

7. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь. Пусть успокоится, тогда расскажет все вам сам.

8. Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку ребенку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.

9.  После школы не торопите садиться за уроки, необходимы два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра всё придётся начинать сначала.

10. Не заставляй делать все уроки в один присест, после 10-15 минут занятий -10-15 минутные " переменки ".

11. Во время приготовления уроков не сидите "над душой", давайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка ("не волнуйся", "все получится", "давай разберемся вмести", "я тебе помогу"), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.

12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то…". Порой условия становятся не выполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться очень сложной ситуации.

13. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы с ребенком. Свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

14. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

15. Учтите, что даже "совсем большие" дети (мы часто говорим "Ты уже большой" 7-8-летнему ребенку), очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, скопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную работу, и т. д.

Завтра новый день. И мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Успехов Вам!

ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА

( за каждый ответ "да" - 10 баллов)

1. Вы частенько подшучиваете над недостатками вашего ребёнка.

2. Вас беспокоит, что ребёнок много времени уделяет своей внешности

3. По вашему мнению, отстаивание ребёнком своей позиции ни к чему хорошему не приводит.

4. Вы слишком переживаете неприятности, неудачи вашего ребёнка.

5. За ребёнком нужен постоянный контроль со стороны взрослых.

6. Лучшие советчики в воспитании ребёнка - ваша интуиция и опыт.

7. Дети и секс - эти два понятия для вас несовместимы.

8. Вы часто строго критикуете себя за ошибки ваших детей.

9. Вы полагаете, что большинство окружающих враждебно относятся к вашей семье.

10 .Часто ловите себя на том, что ваш ребенок вызывает у вас чувство жалости.

11. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.

12. Вы считаете, что особое внимание и заботу нужно проявлять к ребенку только тогда, когда он заболевает.

13. В первую очередь ребенок должен слушать старших.

110 баллов и выше:

возможно, вам необходимо серьезно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей. Дело даже не столько в детях, сколько в вашем характере. Придерживаясь такого стиля воспитания, вы рискуете потерять те контакты с ребенком, которыми очень дорожите. Самое лучшее в этой ситуации - обратиться к консультанту по взаимоотношениям или к специальной педагогической литературе. Но самое главное - больше прислушиваться к желаниям и к мнению самого ребенка. Тогда его сложившаяся жизнь в будущем станет для вас самой приятной наградой.

70-100 баллов:

Не оправдывайте себя нехваткой времени на занятия с ребенком - это не лучший способ воспитания. Наверное, трудности во взаимоотношениях можно всего разрешить, начав с анализа собственных проблем. Не забывайте, что уверенность в себе и самостоятельность так же важны для будущего вашего ребенка, как и уважение к старшим

30-60 баллов:

Вы делаете все, чтобы лучше понимать своего ребенка, и считаете, что лучше всего, если ребенок сам научится разрешать многие проблемы. Вы стараетесь избегать слепого послушания с его стороны, но уделяете еще большее внимание развитию у него навыков самостоятельного мышления. Хорошо бы не только понимать, но и принимать позицию другого, даже если это всего лишь ребенок

0-20 баллов:

Судя по всему, у вас отличный контакт со своим ребенком. Вы понимаете его проблемы и делаете многое, чтобы он понимал вас так же хорошо. Вам удается главное - помогать ребенку становиться активным, способным к самостоятельному выбору человеку. Вы верите, что став взрослым, ваш ребенок сможет совершить справедливые и добрые поступки. Очевидно, вы - способный воспитатель.



Предварительный просмотр:

Советы родителям

1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.

2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия)

4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?

5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребенка.

6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращатся домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции)

7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.

8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка.


Как подготовить малыша к школе

1. Повторить с будущим первоклашкой алфавит и счет как минимум до 100.

2. Научить сына или дочку читать элементарные слова и решать самые простые примеры дома, чтобы в школе он не испугался первых сложностей.

3. Научите чадо различать право-лево.

4. Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки.

5. Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить из телефонного автомата, если он потерялся.

6. Научите будущего первоклассника писать мелом (можно даже купить маленькую доску и устроить тренировочный урок).

7. Дети часто боятся или стесняются просить у строгого учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите с чадом этот момент.

8. Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.

9. Составьте расписание и попробуйте прорепетировать школьный день 30-35 минут за чтением и азбукой, потом перемена 10 минут и следующий урок. Проследите, чтобы ребенок научился выдерживать утомительное сидение за столом.

10. Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т.д.). Это придаст ему уверенности в себе.

11. Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа - ходить в школу и зарабатывать хорошие отметки.

12. Проверьте, умеет ли ваше чадо самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.



Предварительный просмотр:

Что нужно знать ребенку к 1 классу?

Знакомство с окружающим миром

Наша страна

Наше государство называется Российская Федерация (Россия)

Наш флаг

Цвета флага:

белый

синий

красный

Наш герб

Двуглавый орел

Наша столица

г. Москва

Малая родина

У каждого человека есть малая родина. Это место, где человек родился и живет. Кто-то родился в городе, кто-то в селе, кто-то живет в центре России, кто-то на ее окраинах. Место жительства определяет адрес.

Задание детям

Назовите свой адрес

Назовите номер своего телефона

Дети должны знать:

название нашей страны и ее столицы;

флаг, герб России;

название родного города, села, свой адрес.

Дети должны иметь представление:

о всенародных праздниках;

о труде людей в городе и сельской местности;

должны уметь рассказать о совей семье.

Задания по теме "моя семья":

Назовите свое имя, фамилию.

Сколько тебе лет?

В какое время года ты родился?

Сколько человек в твое семье?

Как зовут маму?

Как зовут папу? (ребенок должен называть имя и отчество родителей)

Есть ли у тебя брат или сестра?

Сколько ему (ей) лет?

Есть ли у тебя бабушка и дедушка?

Как их зовут?

Где и кем работают мама и папа?

Общеразвивающие вопросы

Расскажи, чем ты любишь заниматься?

Какой у тебя любимый праздник? почему?

Какая сказка тебе больше всего нравится?

Чтение и письмо

Каждый поступающий в школу ребёнок прежде всего должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное и достаточно беглое чтение, равно как и грамотное письмо, являются необходимыми условиями для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом. Поскольку чтением дети обычно овладевают легче, чем письмом, а многие даже приходят в школу уже умеющими читать, то далее речь пойдёт только о письме.

В настоящее время у специалистов уже не вызывает сомнения, что для успешного овладения письменной речью ещё до начала обучения грамоте у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки. Такая убеждённость основана па многолетних наблюдениях над детьми, имеющими трудности в овладении письмом.

В чём же конкретно заключаются эти предпосылки (своего рода умения), которые позволят ребёнку успешно и без особых затруднений овладеть грамотой? К ним относятся следующие:

полноценность владения речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, а также определять присутствие и примерное место заданных звуков в слове);

достаточность словарного запаса;

сформированность грамматических систем, выражающаяся в умении грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие;

владение связной речью;

сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и их расположении в пространстве по отношению друг к другу).

Мы не говорим здесь о полноценности таких психических функций, как память, внимание, мышление и другие, а также о необходимости развития тонкой ручной моторики, что тоже является необходимыми предпосылками овладения письмом.

Как видим, первые четыре из названных выше предпосылок письма относятся к состоянию устной речи ребёнка. Действительно, чем лучше будет развита ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая на этой основе письменная речь. Такая прямая зависимость качества письменной речи от устной объясняется тем, что письменная речь является лишь отражением (или как бы переводом в письменную форму) имеющейся у человека устной речи. По этой причине письменная речь никак не может быть богаче и "умнее" устной. Возможно лишь противоположное соотношение, когда люди, свободно владеющие устной речью, затрудняются эти же самые мысли изложить на бумаге.

Что касается зрительно-пространственных представлений, то их сформированность необходима для чёткого усвоения ребёнком зрительных образов букв.

К сожалению, не у всех детей названные предпосылки письма бывают сформированы к началу школьного обучения, однако нередко родители попросту не замечают этой задержки и впервые она обнаруживается лишь в процессе уже начавшегося обучения грамоте, когда на базе этих предпосылок должны приобретаться гораздо более тонкие умения и навыки. Так, например, несформированность зрительно-пространственных представлений, не причиняющая особых "неприятностей" в дошкольном возрасте, существенно затрудняет усвоение ребёнком сходных по начертанию букв и приводит к появлению в его письме специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно своевременно выявить такого рода отставание в развитии детей и обязательно преодолеть его до начала обучения грамоте.


Знакомство с природой

Растительный мир

Дети должны иметь представление:

• об условиях, необходимых для роста растений;

• о лесных ягодах и грибах;

• об овощах и фруктах;

• о деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь:

• различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Животный мир

Дети должны иметь представление:

• о домашних и диких животных;

• о перелетных и зимующих птицах;

• о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Неживая природа

Дети должны:

• иметь представление о сезонных изменениях в природе;

• определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;

• уметь вести календарь природы с помощью взрослого.

Математика

Дети должны знать:

• состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);

• состав чисел из двух меньших.

Дети должны уметь:

• называть числа в прямом и обратном порядке;

• соотносить цифру и число предметов;

• правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

• сравнивать числа в пределах 10;

• устанавливать, какое число больше (меньше) другого;

• уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать).


Развитие речи

Ребенок, поступающий в школу, должен:

• правильно произносить все звуки родного языка;

• различать и называть слова с определенным звуком;

• уметь определять место звука в слове (начало — середина — конец);

• делить слова на слоги;

• составлять слова из слогов;

• иметь представление о предложении;

• уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;

• подбирать синонимы, антонимы;

• использовать разные способы образования слов;

• пересказывать знакомые сказки и рассказы;

• составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

Упражнения для закрепления правильного произношения и формирования фонематического восприятия

Определите, какой звук встречается чаще всего.

Шла с базара кошка,

У кошки — лукошко [ш]

У ужа — ужата [ж]

Вместо хвостика — крючок,

Вместо носа — пятачок,

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый [ч]

Два щенка щека к щеке Щиплют щётку в уголке [щ]

У Сени и Сани

В сетях сом с усами [с] и [с']

Эй, кузнец-молодец, Захромал мой жеребец [ц]

Девчонка везла на возу

Козленка, козла и козу.

Лесок проезжала,

Часок подремала.

Девчонка в лесу проспала

Козленка, козу и козла [к]

Маленькая болтунья

Молоко болтала-болтала,

Не выболтала [л] и [л']

Варвара варенье доваривала,

Ворчала и приговаривала [р]


Физическое развитие

К обучению в школе ребенок умеет:

• выполнять все виды ходьбы и бега, прыжков, метания, лазанья;

• прыгать на мягкое покрытие высотой до 40 см; спрыгивать с высоты 40 см; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега — 180 см, в высоту с разбега — не менее 50 см; прыгать через скакалку;

• перебрасывать набивные мячи;

• метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5—12 м;

• выполнять физические упражнения четко, ритмично;

• сохранять правильную осанку;

• ходить на лыжах переменным и скользящим шагом;

• активно участвовать в играх с элементами спортивных игр;

• плавать 15 м.

Навыки самообслуживания

Культурно-гигиенические навыки и самообслуживание

Дети должны научиться:

• следить за своим внешним видом;

• самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;

• следить за чистотой ногтей;

• уметь пользоваться расческой, носовым платком;

• при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;

• кушать аккуратно: пищу брать понемножку, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды;

• самостоятельно быстро и аккуратно одеваться, раздеваться;

• аккуратно складывать и вешать одежду;

• убирать постель;

• приводить ее в порядок — чистить, просушивать;

• ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить);



Предварительный просмотр:

Чтобы школа не стала врагом...

Более трети школьников сталкиваются с трудностями в обучении

ПОСЛЕДНЕЕ "вольное" лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с поступлением детей в первый класс. А неумолимая статистика показывает, что более трети детей имеют непреходящие трудности обучения.

Это значит, что более трети детей не верят в свои силы, не умеют как следует читать и писать, а следовательно, не имеют шансов успешно закончить школу и получить достойную профессию. Но главная беда - они остаются пока один на один со своими школьными трудностями, а родители не знают, как им помочь.

"У РЕБЕНКА слабо развита речь... У него плохая память... Он медленно считает... Систематически нарушает дисциплину... Он очень невнимательный..." Подобные жалобы сплошь и рядом можно услышать и от педагогов, и от родителей. Такие нарушения часто называют школьной дезадаптацией.

По последним исследованиям это явление оказалось чрезвычайно распространенным среди учащихся начальных классов. Дети просто не готовы к школе...

Давно известно: начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью. А успешность обучения будет во многом зависеть от того, учитываем ли мы закономерности физического и психического развития завтрашних и сегодняшних первоклассников.

Есть такой термин - школьная зрелость (или психологическая готовность к школе). Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, а также развитие тонких движений руки и их координации.

Эмоциональная зрелость - это умение долго выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, умение слушать и выполнять указания учителя.

Готовность к школе, школьная зрелость - это необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться.

Но путь развития ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы.

Каждый ребенок имеет свои сильные и слабые стороны. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению.

Сегодня с помощью компьютерной диагностики можно: установить уровень созревания мозга, психоэмоциональное состояние ребенка; определить его внутренние резервы; предсказать, как поведет себя ребенок в стрессовой ситуации или в незнакомой ему обстановке, на что нужно обратить особое внимание при подготовке к школе и в период обучения. И есть ли необходимость проведения коррекции (улучшения) работы головного мозга. А может, в вашем ребенке "спит гений", и нужно только разбудить его.

Если вы все же опасаетесь за успехи своего ребенка, не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Куда полезнее общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.

Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами.

Очень полезно запоминать детали пейзажа и окружающей обстановки. Почаще просите своего малыша сравнить различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.

Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка.

Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, какими бы ни оказались успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношен...

Памятка для родителей по подготовке детей к школе

Памятка для родителей по подготовке детей к школе...

Методические материалы для родителей о подготовке детей к школе

Известно, что первые дни ребенка в школе - самое трудное и волнительное время для семьи первоклассника. Далеко не каждый малыш легко адаптируется к школе. Большая наполняемость классов, разный уровень...

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе

Рекомендации и советы родителям будущих первоклассников...

Советы родителям при подготовке детей к школе

В статье рассматривается, что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу...

«Школа будущего первоклассника» Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям при подготовке детей к школе.

«Школа будущего первоклассника» Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям при подготовке детей к школе....