Рекомендации родителям по подготовке детей к школе
статья (1 класс)

Ефремова  Галина Геннадьевна

Готовимся к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей  "Подготовка к обучению в школе"

Родители будущих первоклассников всегда переживают за своих малышей. Как сложится обучение в школе? И это закономерно. Психологами доказано, что в первый класс обычно идет вся семья. Я работаю  в школе не первый год  и хочу поделиться своим опытом, рассказать о наиболее частых проблемах первоклассников и путях решения.  В 1 класс все дети идут с желанием, они хотят учиться. Но почему у одних получается, а у других нет?  Причин много: это могут быть осложнения в вашей беременности, родах, кислородное голодание головного мозга ребенка даже в несколько секунд сказывается на  его дальнейшем развитии, причиной может  быть и наследственность и т д.  Ваша задача не требовать с ребенка в первом классе, а помочь ему.  Многие обращаются к репетиторам, но для детей в этом возрасте гораздо важнее чем научиться писать и читать контакт с близкими. Они учатся пока для мамы и папы, это естественно. Больше обнимайте, любите своих детей и не сравнивайте их ни с кем, тогда и развитие будет проходить у них гораздо быстрее.  Итак, наиболее часто встречающиеся проблемы подготовки к школе:

Нужно ли ребенка учить читать?  

Если ребенок умеет читать – хорошо, но если нет, то о этому научится в 1 классе. Можно приобрести яркий алфавит, учить с детьми звуки [м], [н], нельзя [эм], [ен].  Покажите ребенку «его букву», «мамину» и т д. Как можно чаще повторяйте их, постепенно выучите весь алфавит. Например, «Где же моя буква? Я совсем забыла». Самое главное делать это ненавязчиво, играя.

        Следующая проблема связана с недостаточным уровнем развития мелкой моторики у детей 6 – 7 лет.

Моторика рук (а точнее мелкая или тонкая моторика) - это развитие сложных движений пальцев рук, с помощью которых мы осязаем, исследуем, изучаем множество предметов окружающего мира. Для ребенка это один из самых важных источников развития мозга, психических процессов - мышления, памяти, восприятия и речи. И разумеется, это фундамент для успешного освоения навыка письма.

          В наш стремительный век мы на работе с утра до вечера, как выкроить время для занятий с ребенком? Где мамы проводят большую часть свободного времени? Конечно же на кухне. Используйте это пространство максимально.  Скажите ребенку: «Я хотела сварить твою любимую кашу, а пакетики с крупой просыпались. Все перемешалось. Не поможешь ли ты мне навести порядок?».  Постепенно задание можно усложнить. Например, одной рукой выбирать только один вид крупы или макарон. Также детям очень нравится рисование на крупе. Рассыпьте ее тонким слоем на тарелку или поднос. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами. Можно просто пересыпать крупу из одной руки в другую. Такие упражнения снимают тревожность, успокаивают детей. Так же обязательно просите ребенка помочь вам в чистке яиц от скорлупы, мандарин.  Привлекайте к лепке пельменей, вареников и т д. Кроме пользы для развития мелкой моторики получите прекрасного помощника на кухне. А в то время вы можете поговорить с ребенком. Как часто на это не хватает времени. Например, спросите его «Как прошел твой день? Ты сегодня никого не обидел?», так же можно поиграть в слова или другие игры с ребенком.

Очень полезно нанизывание. Нанизывать можно: пуговицы, бусы, макароны, сушки, ягоды и т.д .Соберите  их (15-20 штук) в определенной последовательности, а затем предложите ребенку повторить узор.

Пинцет и бусины

Возьмите несколько маленьких пластиковых пинцетов, много мелких бусинок, посуду с узким горлышком (небольшие баночки или бутылочки, по числу играющих). Один игрок или несколько получают задание собрать определенное количество бусин пинцетом в сосуд. Побеждает тот, кто быстрее справится с задачей. Если участник один, то он может фиксировать свои результаты по времени, а потом стараться побить собственный предыдущий рекорд.

Застегивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

Завязывание и развязывание  лент, шнурков, узелков на веревке.  Очень часто взрослые, экономя свое личное время,    лишают ребенка возможности больше работать руками. Не  дожидаясь, пока он самостоятельно зашнурует кроссовки, или застегнет  замок –молнию, они выполняют это за него.  Не торопитесь помогать. Подождите, пусть приобретает эти навыки. Как ребенок будет сам переодеваться в школе на физкультуру?

Ни в коем случае не покупайте для ребенка прописи. Письменные буквы он обводит чаще неправильно, переучивать таких детей тяжело. Луше пусть раскрашивает, рисует и штрихует.

Правила штриховки:

         Штриховать только в заданном направлении.

         Не выходить за контуры фигуры.

         Соблюдать параллельность линий.

          Приучайте ребенка  не только слушать, но и слышать других  с первого раза. Так же очень важно, если у ребенка будут поручения (убирать игрушки, поливать цветок в своей комнате) за которые он будет ответственен, это способствует развитию самостоятельности.

        Недостаточное  развитие фонематического слуха   и речи на сегодняшний день является  также проблемой.

Одним из действенных приемов развития слуха являются: игра в слова, когда ребенок, кроме обогащения собственного словаря учиться вычленять первый и последний звук в слове; деление слова на слоги или наоборот соединение из слогов слов; произнесение слов по звукам.  

Для развития речи используйте то, что ваш дошкольник видит вокруг, — дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья…» Если к шести годам ребенок хорошо усвоил названия основных цветов, значит, можно познакомить его и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло- коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед…», а ребенок ее заканчивает: «…да баба»; взрослый: «И была у них…», ребенок: «…курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» — «Зайчика». — «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д.

Игра «Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Игра «Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. 

 И последнее на чем хочется остановиться – это умение ориентироваться в клетке, знать направления: вверх, вниз, вправо, влево и т д. для этого можно прикрепить к холодильнику расчерченный лист сначала на малое количество квадратов, например, на 9, и попросить поставить магнит в правый левый угол, на клетку вниз и т д. Постепенно количество клеток можно увеличивать. Прекрасным подспорьем вам будут графические диктанты.

Семья — это тыл за спиной ребёнка. А что такое крепкий тыл, наверное, можно не объяснять. Прежде всего в семье ищет ребёнок опоры, поддержки, понимания и, конечно, любви. Ни в коем случае нельзя пугать предстоящим процессом обучения. От того насколько спокойны будут сами родители, настолько комфортно будут себя чувствовать и дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь родителям по подготовке детей к школе

Данный материал поможет родителям подготовить детей к школе, так, чтобы школа не стала врагом....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношен...

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе

Рекомендации и советы родителям будущих первоклассников...

Статья на тему: "Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к школе"

Единого "рецепта" для развития всех детей нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам&q...

«Школа будущего первоклассника» Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям при подготовке детей к школе.

«Школа будущего первоклассника» Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям при подготовке детей к школе....