Как привить любовь к чтению.
план-конспект урока (1 класс) на тему

Шукшина Елена Валентиновна

Тема для родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_privit_lyubov_k_chteni1.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Как привить любовь к чтению

Родительское собрание в 1 классе

Цели. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

Подготовка к собранию

Анкетирование среди родителей и учащихся.

Проверка техники чтения в классе.

Проведение собрания

Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению:

Все, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге.

Ричард Бах

Чтение – вот лучшее учение.

А.С. Пушкин

Учитель. Познакомить с результатами развития читательских умений учащихся класса.

Сколько времени должен читать ребенок, как увлечь чтением, что нужно делать родителям, чтобы ребенок хотел читать, как привить любовь к чтению. Вот на эти вопросы мы сегодня с вами и постараемся ответить.

Наверное, нет родителей, которые не хотели бы их дети быстро и выразительно читали, имели  интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети часто увлекаются компьютером и телевизором, мало читают, теряют интерес к чтению. Как следствие, замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Чтобы книга стала ребенку другом, родители должны придерживаться двух правил: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во - вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.

Основное условие успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам.

СИТУАЦИЯ    Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как оценить поведение матери?

Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» – требует мать. «Ну, мам», – умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» – почти кричит мать. «Не кричи на меня!» – грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя...» – угрожает мать. Как избежать конфликта?

Делаем вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать отрицательно влияет не только на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые сами читают ему книги. Когда же он идет в школу, облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А спустя какое –то время родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми – стена непонимания.

Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время него мать и отец открываются для ребенка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг осознают, что дети намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием. Этот пример может стать заразительным для всех.

Разговор о технике чтения

Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение.

Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать.

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно затруднено.

Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться на "5" и "4" в старших классах, если 4 класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту.

Ребенок, который не умеет быстро читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении заданий.

В начальной школе ученики осваивают чтение вслух и чтения молча (про себя).

Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным.

Чтение молча– это чтение «глазами» без речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения молча.

Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению молча.                                                        Труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слух и зрение, мышление и память. Можно использовать разнообразные виды чтения. Это чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом и чтение молча.                                                            

За один месяц средний прирост слов должен составлять не менее 8–10 слов в минуту.

Если скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым. В таком случае необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ученик читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 41. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 46. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 50.

Т.о. для развития  беглости чтения у детей важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Поэтому если вы хотите помочь освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

Применяйте маленькие хитрости: вы вернулись с работы, вам нужно заняться срочно какими-то домашними делами и вы просите своего ребенка почитать книгу. Так у ребёнка возникает ощущение, что он не просто упражняется в технике чтения, а делает что-то полезное. Конечно, тут желательно найти такую книжку, которая увлекла бы ребёнка.

Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:

Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.

Числительных быть не должно.

Прилагательных должно быть мало.

Короткие слова тоже нужно учитывать.

Рекомендации по развитию техники чтения

Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5–7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два – еще 1–2 абзаца. Хорошие результаты дает чтение перед сном.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: ребенок читает одну-две строчки, после этого получает краткий отдых. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

Для того чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения.

Если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.                                                                                                                                  

Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему.

Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке.

Совет        Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Поддерживаете его уверенность в своих силах.

                Чтобы сохранить великий дар природы – зрение, учащимся младших классов врачи рекомендуют читать непрерывно не более 20–30 минут, а потом делать перерыв.

Как обсуждать с ребенком прочитанное?

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Совет         Чтобы предотвратить близорукость ребенка, вызываемую чтением, используйте простой способ: приклейте на оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребенок смотрит на него 5–7 секунд, столько же времени – на дальний объект, находящийся на улице.

       Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть у окна, не затемненного шторами. Настольная лампа с абажуром спокойных тонов и лампочкой мощностью 60–80 Вт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять под углом 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой будет не менее 30–40 см.

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребёнка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса.

Вот некоторые из них:

-Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

- Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

- Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

- На видном месте повесьте список, где будет отражен прогресс ребёнка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).

- Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

- В доме должна быть детская библиотека.

- Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

- Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

- По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

- Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читать.

- Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

- Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

- Почаще спрашивайте о мнение детей о книгах, которые они читают.

- Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают всё что угодно!

- Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

- Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Как привить любовь к чтению"

Сообщение на родительском собрании "Как привить любовь к чтению"...

Родительское собрание в 1 классе "Как привить любовь к чтению"

Собрание проводится с целью помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, познакомит их с результатами развития читательских умений учащихся клас...

Как привить любовь к чтению

Материал к родительскому всеобучу.           Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без...

Как привить любовь к чтению книг?

Рекомендации родителям, как привить любовь к чтению книг....

Памятка "Как привить любовь к чтению".

Памятка для родителей поможет привить детям любовь к чтению....

Как привить любовь к чтению.

11 советов как привить любовь к чтению....