Разговор о вежливости
статья (1 класс) по теме

Минаева Татьяна Галимовна

Материал о необходимости формирования у ребёнка навыков вежливого общения , материал для проведения беседы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razgovor_o_vezhlivosti.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Разговор о вежливости

                                 (материал для бесед с родителями)

                                                       Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет                  

                                                       считаться с другими, это тот, кому собственная  

                                                       вежливость не только привычна и легка, но и приятна.

                                                                                                                   Д.С.Лихачёв

     Вежливость – искусство человеческого общения. Вежливость – это умение деликатно, предупредительно относиться  к окружающим нас людям.  Умение вести себя в зависимости от требований и сложившейся обстановки.

    С первых лет жизни ребёнку необходимо прививать навыки вежливого поведения. Учить его доброте, умению осознавать свои поступки,  различать, что хорошо, а что плохо.

                                         Что значит «вежливый человек»?

    Вежливость – это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Между тем ни у кого, видимо, не вызовет возражений, что само понятие «культура» вытекает из нравственно-моральных и даже социальных норм. Таким образом  и понятие «вежливость» перерастает свои кажущиеся узкими рамки, становясь – пусть внешним  - отражением нашей внутренней культуры и нашей духовности, определяясь той суммой конкретных поступков, тем комплексом поведения в обществе, которые естественно вытекают из нравственно-моральной образованности и социальной воспитанности каждого человека.

    Вот почему, объясняя нашим малышам, как? для чего? зачем? человек обязан вести себя в соответствующей обстановке так или иначе, мы стараемся прежде всего пробудить и развить в наших детях их нравственные чувства, их духовность, гуманизм. Стараемся воспитать в них деликатное, доброе отношение к людям.

- Будь добрым, - говорим мы. – Умей добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё. И добрым делом помочь.

- Будь честен! – говорим мы. – Порой это совсем не просто. Не бойся говорить правду людям в глаза. Старайся не совершать поступков, за которые тебе будет стыдно. Но если ты всё-таки совершил такой поступок, имей мужество признаться в нём. И постарайся его исправить.

- Умей трудиться, - говорим мы. – Труд, в который вложены терпение, старание и сердце, обогащает душу, осветляет ум. Труд научит тебя понимать и уважать других людей и тот огромный и прекрасный мир, в котором мы живём.

- Расти гордым и независимым, - говорим мы. – Да будут яркими твои чувства, добрыми желания и горячим сердце!

    Сегодня мы вкладываем в понятие «вежливый человек», «воспитанный человек» не только умение вести себя благопристойно, хотя, конечно, внешние проявления культуры обязательны. Вежливый человек не тот. Кто никогда не оскорбит женщину, а тот, кто не пройдёт равнодушно мимо распоясавшегося хулигана, позволившего себе подобное.

Вежливый человек не тот, кто сам никогда не сломает ветку дерева и не притащит охапку поникших цветов из пригородного леса, а тот, кто остановит эгоиста, не жалеющего живую красоту природы.

    Современный воспитанный человек – личность активная. Он способен не только совершать поступки, но и отвечать за них. Человек глубокого, серьёзного образования и развитого ума. Вежливый – это человек, умеющий управлять своими эмоциями, независимо от того, каким темпераментом наделила его природа. Это всегда личность в высшей степени гуманизированная,  личность, обогащённая всем разнообразием существующих связей и отношений.  

    Такие качества, как холодное равнодушие, способность юлить и пресмыкаться ради собственной выгоды, карьеризм, стяжательство, пошлость, - чужды нашей культуре.

Вот почему мы стараемся воспитать в наших детях гражданскую активность и высокую моральную ответственность. Мы стараемся приобщить их ко всему богатству человеческой культуры и к сложнейшему многообразию человеческих отношений. Мы стремимся не только распахнуть перед ними удивительный мир современных знаний, сегодняшней науки, но и заложить в сердца и умы наших детей доброту, гуманность, стремление к высоким идеалам и счастливую страсть к творчеству.

                                                 

                                                       С чего начать?

    «От новорождённого до пяти лет страшное расстояние». С этими словами Льва Николаевича Толстого невозможно не согласиться.

    За «расстояние» в пять лет ребёнок должен уловить в начальном для него хаотическом нагромождении цветовых пятен, в сиянии отдельных красок направленность и чёткость линий, трёхмерность объёмов, в которую заключены предметы. И более того! За это время малыш должен понять и запомнить назначение огромного количества предметов. И научиться пользоваться многими из них.

    За пятилетний срок ребёнок должен обрести такую ясность слуха, чтобы из несущихся со всех сторон звуков услышать и выделить те, которые сливаются в слова родного языка. Понять значения многих слов. Постигнуть премудрость разговорной речи.

    В течение пяти первых лет малыш учится управлять движениями своего тела. Он изучает и познаёт мир, овладевая правилами общественного поведения. Экспериментируя и играя, ищет своё место в мире.

    Невероятно важное это «расстояние» заполнено напряжением и сложностями, отражающимися на всём детском организме, и  в первую очередь на психике ребёнка. И поэтому мы, взрослые, в этот период должны быть добрыми, понимающими, сочувствующими и мудрыми помощниками наших детей. Мы должны быть их верными и надёжными друзьями.

    Возраст от 3 до 7 лет психологи и педагоги называют игровым. Малыш познаёт мир и приобщается к нему, проигрывая всё, что видит-наблюдает вокруг. У него уже накоплен некоторый жизненный опыт. У него прекрасная память. И внимательно-пристальные глаза исследователя, наблюдателя, первооткрывателя.

    Правда, наш малыш ещё не выработал своего собственного независимого поведения. У него ещё нет собственного мнения о людях и событиях, за которыми он так пристально наблюдает. Он ещё не научился сравнивать, оценивать. Зато, как талантливый актёр, он может повторить (и повторяет!) все поступки, слова и жесты взрослых людей, которые его окружают. И нам – родителям и воспитателям – никогда не следует об этом забывать!

    В этот период мы должны как можно больше играть с ребёнком. Учить его тем играм, которые знаем. Придумывать с ним вместе новые, пусть самые простые, игры. Играя, учить малыша культуре поведения. Учить его общению с людьми, приучать к дисциплине, порядку и труду.

    Готовить малыша к школе надо тоже в игре. За игровым этапом следует учебный этап детства. Собственно, любознательность ребёнка, его жадное стремление к знаниям пробуждаются гораздо раньше. Уже в 3-5 лет наши дети становятся «почемучками». При правильных занятиях с ребёнком к 7 годам он готов не только к случайным «почему», но и к систематическим занятиям.

    Психика ребёнка-дошкольника податлива и пластична. Он склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. И родители должны воспитать деликатность, заботливость, тактичность и сочувствие по отношению к сверстникам и взрослым.

    Эти качества родители воспитывают собственным положительным примером и дружеской похвалой, одобрением всякого хорошего, доброго поступка малыша. В то же время осуждаются грубость, лень, жадность, несправедливость и ложь.

    При всей требовательности родители не должны скупиться на ласку. Если взрослые дружелюбно и ласково относятся к ребёнку, выражают уверенность в его силах и способностях, у ребёнка появляется чувство эмоционального благополучия. Тогда наша требовательность и строгость не выбьют его из колеи, а лишь приучат к необходимому порядку, к дисциплине.

    Психически и физически каждый ребёнок развивается  достаточно своеобразно. И всё же есть законы, бесспорно обязательные для каждого из нас – родителей и воспитателей.

Творящий человеческую душу и характер, прежде всего должен сотворить самого себя.

Лишь истинно гуманный человек может воспитать человека гуманного.

Лишь человек, активно относящийся к окружающей его жизни, может воспитать личность активную.

Лишь честный человек может воспитать человека честного.

И лишь человек высокой культуры может воспитать истинно культурного человека. Человека деликатно-внимательного и доброжелательно относящегося к людям. Умеющего творчески трудиться и получать радость от своего труда. Видящего и ценящего живую красоту природы и принимающего всю многосложную гармонию мира, в котором он живёт.

По мнению педагогов и психологов, дошкольник должен освоить следующие навыки:

 - навыки, связанные с личной опрятностью;

 - культура еды – поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами;

 - культура общения со взрослыми и сверстниками – дома и в общественных местах;

 - культура игры, выполнение трудовых обязанностей.

Как прививать навыки вежливого поведения? Конечно, в первую очередь – пример, затем показ с чётким объяснением и организация упражнения.

Когда прививать эти навыки? С самого раннего возраста. Чем раньше ребёнок усвоит правила поведения, тем естественнее он их будет выполнять.

Список использованной литературы.

1. Л.Васильева-Гангнус «Азбука вежливости» - М./ «Педагогика», 1988

2. Д.С.Лихачев «Письма о добром» - Санкт-Петербург/ «Logos», 2007

         

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Будьте взаимно вежливы» Разговор – импровизация

Встречая друзей и знакомых,С улыбкой в глаза им гляжу.Быть вежливым очень легко мне,Я «здравствуйте» первым скажу....

Классный час «Разговор о вежливости»

публикация в журнале «Читаем, учимся, считаем»....

Классный час: «Вежливый разговор по телефону»

Цели: познакомить   с  историей  возникновения телефона; сформировать навыки вежливого разговора по телефону; способствовать использованию учащимися этикетных выражений, которые со...

Правила вежливости при разговоре

Материал для тематической линейки...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...

Презентация к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Презентация разработана к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк»....

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада "Вежливый разговор"

Конспект занятия, посвященного привитию навыков культуры общения у дошкольников...