тесты для родителей
тест (1 класс) по теме

Материлы для родительских собраний.

(тесты для родителей и их детей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testy_dlya_roditeley.docx25.31 КБ
Файл roditelskoe_sobranie.docx19.83 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie3.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie2.doc27 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie1.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Родительские собрания в начальной школе

Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А.Сухомлинским: “Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если дальше так будет продолжаться”, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”.

Родительские собрания проводятся не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те или иные проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами. Случается, что папы и мамы, если их дети слабо учатся, не желают ходить на собрания, не хотят лишний раз выслушивать замечания учителя и его нелестные отзывы об успеваемости их детей.

Опыт многолетней работы показывает, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Надо сделать так, чтобы родители сами наглядно видели, как учится и чем живет их ребенок, каковы причины его трудностей в обучении, поведении, общении.

Родители остро нуждаются в педагогическом просвещении. На родительском собрании рассматриваются теоретические проблемные вопросы, решаются педагогические ситуации, применимые к данному классу, предлагаются анкеты и тесты для родителей, оглашаются результаты анкет и тестов для учащихся, даются советы родителям в виде памятки. Например, при проведении родительского собрания “Ваш ребенок – ваше счастье” или “Ребенок – это праздник, который всегда с тобой” можно провести анкетирование детей и родителей и волнующие нас всех вопросы вынести на обсуждение, а затем дать рекомендации (памятки), приведенные ниже.

Анкета “Одна семья” Прилежание.

Прилежание

1. Я стараюсь в учебе.

2. Я внимателен.

3. Помогаю другим и сам обращаюсь за помощью.

4. Мне нравится самообслуживание в школе и дома.

МЫ

Родители

Учителя

Отношение к природе.

Я берегу землю.

Я берегу растения.

Я берегу животных.

Я берегу природу.                 

Я и школа.

1. Я выполняю правила для учащихся.

2. Я участвую в делах класса.

3. Я добр в отношении с людьми и справедлив.                          

Прекрасное в моей жизни.

1. Я аккуратен и опрятен.

2.Я соблюдаю культуру поведения.

3. Я ценю красоту в своих делах.

4.Я вижу прекрасное в своей жизни.                 

Отношение к себе.

Я забочусь о здоровье.

У меня нет вредных привычек.

Я сам управляю своим поведением.

Я соблюдаю правила ухода за собой.                          

Всегда, часто, редко, никогда.

Степень совпадения будет говорить о том, насколько хорошо родители и учителя знают детей.

Тест для детей и родителей.

“Насколько мы знаем своих детей”.

Детям: закончите приведенные ниже предложения.

Мне бывает очень радостно, когда…

Я очень грущу, когда …

Мне бывает страшно, когда…

Мне бывает стыдно, когда…

Я очень горжусь, когда…

Я сержусь, когда…

Я бываю очень удивлен, когда…

Взрослым: закончите приведенные ниже предложения так, как, на Ваш взгляд, закончил бы ваш ребенок.

Вашему ребенку бывает очень радостно, когда…

Ваш ребенок очень грустит, когда…

Вашему ребенку бывает очень страшно, когда…

Вашему ребенку бывает стыдно, когда…

Ваш ребенок гордится, когда…

Ваш ребенок сердится, когда…

Ваш ребенок бывает очень удивлен, когда…

Затем дать родителям ответы их детей для сравнения.

Степень совпадения будет говорить о том, насколько хорошо родители знают своих детей.

Методика для родителей “Портрет моего ребенка”

Как ваш ребенок относится к вам, родителям?

Что больше всего действует на него: ласка, просьба, требование, угроза, наказание?

Какова роль ребенка в семье? Его обязанности, права?

Есть ли у ребенка друзья?

Где, как, с кем проводит свободное время ваш ребенок?

Какие учебные занятия, предметы нравятся ребенку?

Кто из членов семьи является для него авторитетом?

Что хотели бы изменить в вашем ребенке?

Нравятся ли вам его увлечения?

Часто ли вы хвалите своего ребенка?

Ругаете, наказываете ребенка за что-либо?

Как вы зовете ребенка дома?

Чем вы любите заниматься с вашим ребенком дома?

Считаете ли вы своего ребенка самостоятельным? Почему?

Как часто сын (дочь) обращаются к вам за помощью, в чем?

Каков ваш ребенок?

Замечает ли ваш ребенок настроение, боль у кого-либо из членов семьи?

Умеет ли проявлять сострадание, жалость?

Умеет ли держать свое слово, чувствовать свою ответственность за порученное дело?

Часто ли обижается ваш ребенок? Достаточно ли обоснованы его обиды?

Умеет ли радоваться успехам своих друзей, близких?

Если вы пугаете ребенка, то какие используете слова?

Если хвалите ребенка, то за что и как?

Коротко о здоровье ребенка.

ТЕСТ для детей “Твои контакты с родителями”

да – 2 балла,

иногда – 1 балл,

нет – 0 баллов

Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?

Беседуешь ли ты со старшими по душам, советуешься ли с ними по личным вопросам?

Интересуешься ли ты работой своих родителей?

Знают ли родители твоих друзей?

Бывают ли твои друзья у тебя дома?

Занимаешься ли ты вместе с родителями хозяйственными делами?

Тебе скучно дома и ты предпочитаешь проводить свободное время вне дома?

Есть ли у тебя общие со старшими занятия и увлечения?

Участвуешь ли ты в подготовке к домашним праздникам?

Хочешь ли ты, чтобы в “детские праздники” родители были вместе с тобой и твоими гостями?

Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?

Обсуждаешь ли ты с родителями телепередачи или фильмы?

Бываете ли вы вместе на прогулках, в турпоходах?

Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

Ты предпочитаешь проводить выходные дни вместе с родителями?

Больше 20 баллов – твои отношения со старшими можно считать благополучными.

От 10до 20 баллов – удовлетворительные, но не достаточно многосторонние. Подумай сам, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Менее 10 баллов – твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.

ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ

Несколько полезных советов.

1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”.

2. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

3. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

4. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.

5. Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов - первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.

6. Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.

7. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается).

8. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

9. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

10. Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

Десять заповедей для родителей

Ребенок – это праздник, который всегда с тобой.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, так ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не “наш”, “свой” ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Обращаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Хорошие дети – у хороших родителей.

Многие родители требуют от школьника хороших отметок. Но для этого и сами родители должны быть гораздо более терпеливы.

Психологи советуют:

предоставьте ребенку право самому решить, когда он будет делать уроки. Ваше дело – помочь ему выдержать график, только так он привыкнет к ритмичной работе;

лишь в самых крайних случаях делайте вместе с ним домашние задания – только когда видите, что без вашей помощи не обойтись;

не паникуйте, если у ребенка появляются трудности в школе.

Помогите ему самому найти выход:

в домашних разговорах не касайтесь слишком часто школьных тем – ребенку надо отдыхать от школы;

не давайте убедить себя, что занятия с репетитором – лучшее средство получить хорошие оценки;

не старайтесь все время водить ребенка за руку, позвольте ему с самого начала школьной дороги учиться быть самостоятельным и ответственным.

МАМЫ И ПАПЫ

Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:

Дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами, а просто детьми.

Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.

Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.

Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, дети избавятся от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.

Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может

Структура портфолио педагогического работника

Титульный лист (Приложение 1)

Раздел 1.  Общие сведения о педагоге

  1. образование (копия диплома);
  2. копия аттестационного листа предыдущей аттестации;
  3. повышение квалификации (копии документов).

Раздел 2. Документы для проведения процедуры аттестации

  1. два комплекта экспертных заключений (для работы экспертов);
  2. аттестационный лист, заполненный до 6 пункта (включительно).

 Раздел 3. Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения

Раздел 4. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта

Раздел 5. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений

Раздел 6. Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности

Документы разделов 3-6 должны соответствовать требованиям, указанным в экспертном заключении по данной должности и типу учреждения.

Каждый пункт имеет свой балл. Педагогический работник, собрав портфолио, может провести самоэкспертизу и определить сумму баллов. Необходимую для аттестации на первую или высшую квалификационную категорию сумму баллов можно набрать, не имея собственных книг, монографий, не являясь доктором наук или победителем всероссийского профессионального конкурса. Педагог сам определяет «набор» документов (в соответствии со своей педагогической деятельностью), которые он может собрать в межаттестационный период.

Экспертное заключение учитывает деятельность педагогического работника в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 24.03.2010 №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (пункты 30 31) и приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Экспертные заключения утверждены распоряжением Комитета по образованию от 18.03.2011 № 412-р.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности"

С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

Образовательное учреждение является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности и ориентиры на построение разумного образа жизни.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникающие проблемы и задачи решать сообща, объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями.

Тема родительского собрания: Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности.

Цель: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка.

Основные задачи родительского собрания:

1. Познакомить родителей с учебными и внешкольными достижениями учащихся.

2. Дать рекомендации по организации учебной деятельности учащихся, рассмотрев фрагменты уроков.

3. Выявить эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье.

4. Постараться ответить на вопросы:

Как распознать, что тревожит ребенка?

Как дети воспринимают родителей и взаимоотношения в семье?

Какими родители видят себя и близких в своей семье?

Как выявить скрытый конфликт в семье?

5. Ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки ребенка; обратить их внимание на последствия низкой или завышенной самооценки; рассказать о приемах, помогающих ее повысить.

Подготовительная работа:

Рисуночный тест “Моя семья”.

Подготовка памятки для родителей “Правила психологического растолкования рисунка семьи” (см. Приложение 1).

Рисуночный тест “Самооценка ребенка”.

Подготовка информации для родителей: “Повышение уровня самооценки ребенка” (см. Приложение 2), “Что делать, если ребенок видит себя на одной из верхних ступенек” (см. Приложение 3).

Психологическая подготовка учащихся, которые придут на собрание.

Рисуночный тест “Моя семья”.

Ребенку предлагалось нарисовать семью, не наводя его на мысль – кого или что он может нарисовать.

Рекомендовалось использовать для рисования простой карандаш (так лучше виден нажим) и бумагу без линеек и клеток.

В ходе рисования отслеживался порядок появления персонажей и предметов. Существует большая психологическая разница между отношением автора к тому персонажу, кого он нарисовал первым, и к тому, кто будет нарисован последним, или кого вообще “забудут” нарисовать.

Ребенка попросили подписать всех персонажей рисунка.

Рисуночный тест на определение уровня самооценки.

Нарисуй на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек. Ребенку дается следующая инструкция: “Представь себе, что на верхней ступеньке находятся самые лучшие дети на свете; самые умные; у них все получается быстро, хорошо, легко; их хвалят родители, учителя, у них много друзей.

А на самой нижней ступеньке – те, кто плохо учится, кого часто ругают родители.

Все остальные дети находятся на других ступеньках: одни выше, другие ниже. Подумай, где твое место на этой лесенке в данный момент, и нарисуй себя соответствующей ступеньке”.

Ход собрания

I. Анализ учебных достижений учащихся класса.

Итоги работы за четверть.

Сравнительный анализ качества знаний.

Внешкольные достижения учащихся.

II. Цели и задачи учебно-воспитательного процесса на следующую четверть.

III. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.

Поведение.

Взаимоотношения.

Внешний вид учащихся.

IV. Показ фрагментов уроков.

Математика. Написание математического диктанта. Два ученика работают на доске, остальные в своих тетрадях.

Обращается внимание на скорость работы, на сознательное и прочное, доведенное до автоматизма усвоение таблиц умножения и деления.

Русский язык. Синтаксический разбор. Один учащийся подробно комментирует, остальные работают в тетрадях. Разбор слова по составу. Правила выполнения домашнего задания.

Чтение.

Работа над выразительностью. Один ученик читает вслух стихотворение Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”.

- На какие две части можно разделить это стихотворение? (1-я – шествие Мороза, 2-я – песня Мороза.)

- Как надо читать это стихотворение? (1-ю часть – неторопливо, бодро; 2-ю часть – гордо, несколько хвастливо.)

V. Диагностика семейных отношений.

Непосредственное восприятие и интуиция ребенка очень точно отображают тонкости отношений взрослых. Нередко именно рисунок семьи, сделанный ребенком, раскрывает родителям глаза на скрытые проблемы, существующие в их взаимоотношениях.

В любом взаимодействии между ребенком и взрослым правомерен не только вопрос взрослого “Почему мне сложно с этим ребенком?”, но и вопрос ребенка “Почему мне сложно с этим взрослым?”. И если ребенку трудно его высказать, то это не значит, что мы имеем право, на него не отвечать.

Инструкция:

Информация, которую вы получите, ни в коем случае не должна использоваться для упреков (“Почему ты не любишь бабушку?”). Это только повод для ваших размышлений, а не для воспитательных мероприятий или “карательных” санкций.

VI. Рассматривание и анализ рисунков учащихся с помощью памятки “Правила психологического растолкования рисунка семьи”.

VII. Роль самооценки в формировании личности.

В психологическом словаре самооценка толкуется как “оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей”.

От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности ребенка и на дальнейшее развитие его личности.

Как и почему у детей формируется та или иная самооценка.

В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка.

Если родители любят ребенка, уважают, ценят его успехи, то и у него формируется позитивная самооценка.

Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.

Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют от ребенка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими.

Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы. Ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.

Родителям необходимо знать о далеко идущих последствиях низкой самооценки:

1. Чувство неполноценности, возникающее у детей с заниженной самооценкой, снижает эффективность учебы. Не нужно доказывать тот факт, что отметки и качество работы напрямую зависят от того, насколько уверенно или неуверенно ребенок себя чувствует.

2. Низкая самооценка не только искажает представления ребенка о себе, но и снижает способность любить и понимать других. Современные ученые пришли к выводу, что человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если ребенок сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?

3. Если ощущение неполноценности терзают ребенка, он начинает подсознательно придумывать прикрытия, которые помогают спрятаться от мира. Прикрытиями могут стать сарказм и грубая речь, высокомерие. Прикрытием может служить и уход от реальности. Ребенок создает свой особый вымышленный мир, в котором нет проблем, и, следовательно, не нужно искать пути их решения.

VIII. Чтение и обсуждение памяток.

“Как повысить уровень самооценки ребенка” (см. Приложение 2).

“Что делать, если ребенок видит себя на одной из верхних ступенек?” (см. Приложение 3)

IX. Взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.

X. Обзор педагогической и психологической литературы по теме собрания.

Лосева В.К. Рисуем семью. М., 1995.

Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1988.

Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений. М., 2000 г.

Выводы.

Регулярно поводить беседы с детьми по правилам поведения дома, в школе, на улице.

Использовать рекомендации педагога по организации учебной деятельности учащихся.

С помощью рисунка семьи постараться приблизиться к восприятию многообразного мира человеческих отношений. В рисунке семьи случайностей быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов.

Постараться понять детей и эффективнее помогать им в преодолении трудностей их развития.

Оценки взрослых, укореняясь в сознании ребенка, становятся их собственными оценками. Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребенка повышают его самооценку. И наоборот, постоянные упреки, указания на ошибки и недочеты, выражение недовольства, негативная критика ведут к снижению уровня самооценки ребенка. Поэтому вывод таков. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками, странностями, отмечайте его достижения, подчеркивайте его положительные качества, проявляйте глубокую заинтересованность к его делам, его успехам – и вы почувствуете его уверенность в себе, в своих силах.

Список литературы.

Лосева В.К. Рисуем семью. М., 1995.

Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М., 2006г..

Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. М.: Просвещение 2003 г..

Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М., 2005 г..



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Что делать, если ребенок видит себя на одной из верхних ступенек?

Очень важно не поторопиться с выводами.

Задайте уточняющие вопросы, прежде чем бить тревогу, например: что позволяет тебе «претендовать» на верхние ступеньки? В каких областях ты добился высоких результатов? Есть ли одноклассники, которые лучше тебя? Есть ли у тебя недостатки?

Можно задать множество вопросов, позволяющих выяснить, искренне ли ребенок верит в то, что его достижения дают право занимать высокую позицию, при этом критично оценивая себя, или же его уверенность в собственной исключительности субъективна.

Если ребенок с уважением относится к сверстникам, если его достижения объективны, то нет причин для волнений.

Но если вам кажется, что ребенок преувеличивает свои заслуги, если ставит себя выше своих одноклассников, то следует задуматься и пересмотреть отношения, но при этом тоже не стоит поддаваться импульсам.

Участнику спортивных состязаний без уверенности в своих силах и победе не обойтись. И чтобы ребенок не возгордился, необходимо повторять: ты молодец, ты лучше всех, но только на беговой дорожке. И даже если твои соперники бегут медленнее тебя, это совсем не значит, что ты лучше их во всем или они меньше тебя заслуживают уважения.

Лучше всего будет дать возможность ребенку убедиться на собственном опыте, что поставленная им оценка несколько завышена.

Признав исключительность ребенка, предоставьте возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях, где такая исключительность необходима для достижения успеха. Синяки и шишки, в которых придется винить только себя – лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Если ребенок поместил себя на одной из трех нижних ступенек – это тревожный симптом.

  1. Похвалите его за искренний ответ. Ведь ребенок продемонстрировал высокую критичность, честность.
  2. Скажите своему ребенку, сто вы принимаете его таким, какой он есть, со всеми успехами и неудачами, со всеми странностями.
  3. Принимая мнение ребенка о себе, попытайтесь сосредоточить его внимание на том хорошем, что в нем есть, на тех успехах, которые были. Необходимо быть искренними в беседе с ребенком. В беседе попытайтесь задать ненавязчивые вопросы, ответы на которые подведут ребенка к мысли, что он не так уж ничтожен, как ему кажется. Вопросы могут быть такого типа: Все учителя тебя ругают? А кто ругает меньше других? А может кто-то совсем не ругает? А может, кто-то хвалит? За что? Постарайтесь узнать о каком-то достижении ребенка, о неожиданном качестве, акцентируя на этом его внимание, подчеркивая его значимость.
  4. Отмечайте его достижения, проявляйте заинтересованность к его делам, с уважением относитесь к его мнению. Если ребенок невысокого мнения о себе, он склонен считать, что и другим неинтересны его мысли и занятия. Ведь ребенок очень чутко улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения. Вы зевнули, когда ребенок рассказывал что-то, с его точки зрения, важное, перебили его или сменили тему – и ребенок безошибочно угадал, интересен он или нет.
  5. Вы должны быть готовы к тому, что ребенок будет совершать ошибки, принимать неверные решения, претерпевать неудачи. Ваша задача – научить ребенка делать выводы из ошибок.
  6. Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными успехами, а не с результатами других детей. Возможность стать отличником должна завоевываться в соревновании с самим собой. Нужно донести до ребенка, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса учебы, а не от заработанной оценки.


Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Правила психологического растолкования рисунка семьи.

Правило 1.

В рисунке случайных деталей быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Оговорки типа «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не поместилась» должны потерять для вас значение.

Если кто-то из членов семьи отсутствует, то это может означать:

  1. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает как запретные. Например, сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».
  2. Полное отсутствие эмоционального контакта с отсутствующим на рисунке человеком. Этого как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.

Правило 2.

Если на рисунке семьи отсутствует сам автор рисунка, то вы можете строить гипотезу в двух направлениях:

  1. Либо это свидетельствует о трудностях самовыражения в отношениях с близкими людьми типа: «меня здесь не понимают», «мне трудно найти свое место», либо:
  2. «Я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения», «Все уже «схвачено» в этой структуре, но меня это мало волнует».

Правило 3.

Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, то есть какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ребенка. Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.

Правило 4.

После того, как ребенок закончит рисунок, обязательно опросите его, «Кто есть кто» на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если количество персонажей равно количеству членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть изображен вымышленный персонаж. Например: Дед Мороз или Фея.

Правило 5.

Внимательно рассмотрите, кто на листе расположен выше, а кто – ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру.

Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. Например, если на листе выше всех расположен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи.

Правило 6.

Если группа маленьких фигур изображена на верху листа, а большая нижняя часть листа пустая, то это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек как бы говорит своим рисунком: «Мне в жизни много хочется, но у меня  мало, что получается».

Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, большая верхняя часть листа пустая, то это свидетельствует о сочетании низкой самооценки с низким же уровнем притязаний. Здесь «послание» уже другое: «Я уже и так в жизни много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у мня не получается».

Правило 7.

Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают.

Правило 8.

Персонаж ил предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить.

Правило 9.

Неодушевленные предметы, являющиеся объектом привязанности кого-то из взрослых членов семьи, на рисунке представляют и иногда замещают этого члена семьи.

Иногда словами, изображение машины вместо папы отнюдь не означает отсутствие эмоционального контакта с отцом, а лишь выражает острую любовь папы к этой игрушке.

Правило 10.

Изображение большого количества мелких деталей предметов свидетельствует о фиксации на правилах, порядке, склонности к длительному удерживанию эмоций в себе, что чревато последующим взрывом.

Правило 11.

Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же сфере деятельности, подчеркивают особую значимость этой деятельности для членов семьи.

Например, изображение холодильника, накрытого обеденного стола, плиты, кухонных принадлежностей недвусмысленно дает понять, вокруг чего сконцентрирована эмоциональная жизнь семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей "Какие вы родители"

Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....

Тест для родителей. Какие вы родители?

В данном тесте представлены вопросы для родителей...

Тест для родителей " Какие вы родители"?

Тест для родителей " Какие вы родители"?...

Тест для родителей: "Какие мы родители?"

Тест для родителей: "Какие мы родители?"...

Тест для родителей "Какой вы родитель?"

В данном материале вы можете оценить себя как родителя....

Тест для родителей "Детей воспитывают родители. А родителей?"

Тест может быть  использован на родительском собрании...

Тест для родителей "Какие мы родители?"

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обя­занностями воспитателей? Итак, какие мы, родители? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, не...