Уважаемые родители! Ваш ребенок - будущий первоклассник.
материал (1 класс) на тему

Сасиновская  (Мажейкайте) Ирина Витауто

 

Его успехи в учебе в первую очередь будут зависеть от него самого и только во вторую - от вас и учителя школы. Поэтому зададимся, прежде всего, вопросом: какие умения и навыки, психологические качества пригодятся ребенку в школе, помогут добиться успехов? Именно ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ готовность к обучению в школе станет тем подспорьем, которое ребенок мо­жет использовать в сложной ситуации, при встрече с трудностями. С какими же трудностями придется столкнуться ребенку в первом классе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki_dlya_1_klassa.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! Ваш ребенок - будущий первоклассник.

Его успехи в учебе в первую очередь будут зависеть от него самого и только во вторую - от вас и учителя школы. Поэтому зададимся, прежде всего, вопросом: какие умения и навыки, психологические качества пригодятся ребенку в школе, помогут добиться успехов? Именно ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ готовность к обучению в школе станет тем подспорьем, которое ребенок мо жет использовать в сложной ситуации, при встрече с трудностями. С какими же трудностями придется столкнуться ребенку в первом классе?

Хочет ли ребенок учиться? Для ответа достаточно предложить ребенку выбрать из трех дел то, которое ему больше хочется выполнить: поиграть, помочь по дому или позаниматься с книжкой. Учтите, что момент для подобного выбора надо найти подходящий, когда ваш ребенок ничем не занят, никуда не торопится. И пусть он будет уверен, что любой выбор разрешен и не лишит его вашего родительского внимания.

 Если нет желания и интереса к учению (познава тельной деятельности), умение читать и считать, любые другие достоинства вашего ребенка не сделают для него радостными и эмоционально приятными школьные события. Это от вас, родители, прежде всего, зависит, с каким настроением придет ребенок в школу: с радостным о ки данием новых открытий или желанием поскорее сбежать домой к оставленным игрушкам, телевизору и т. д. Систематические занятия в школе предъявляют вы сокие требования к самоорганизации ребенка: не про пустить мимо ушей домашнее задание, не забыть за хватить из дома все нужное для уроков, уметь быстро включиться в дело после перемены и т. д. Иногда не надо проводить специального теста, до статочно вспомнить, как ваш малыш справляется с ре гулярными домашними обязанностями, всегда ли мо жет найти среди своих вещей нужную в данный момент (в ящике, на полке, в комнате может быть «беспоря док-, с точки зрения мамы, в котором ребенок пре красно ориентируется). Если ребенок неорганизован, советуем поиграть, например, в такую игру: «Семь нужных вещей». Водящий придумывает задание, куда отправить игрока («на прогулку в дождь», «в лес за грибами», «на рисование», «в школу на урок математики», «на Северный полюс» и т. д.), а задача игрока - собрать в дорогу 7-10 нужных вещей. Допустим, он берет на рисование бумагу, карандаш, краски, ластик, кисти и т. д. Потом игроки меняются ролями.

ПОМНИТЕ! Ребенка нельзя научить самоорганиза ции, если не доверять ему самостоятельное вы полнение какой-либо работы. Пусть он чувствует от ветственность за какое-то маленькое, но его собствен ное дело. Еще одна значимая для успеха в школе особенность вашего ребенка - это его самооценка.

Если она занижена (ребенок считает себя хуже других, неумехой, плохим другом, глу пым и так далее), он неохотно берется за дело - «Все равно не получится». Родители, поддержите своего малыша! Помогите ему поверить в его силы, поощряйте и хвалите его да же за малозаметные достижения, за старание и прило женные усилия, и главное - пусть ваш сын или дочь по чувствуют, что вы их любите, безусловно, несмотря на неудачи, только тогда он поверит в свои силы, если вы в него верите и принимаете.

Бывает, что самооценка у ребенка завышена. Он уверен в своем совершенстве, он лучше всех, ум нее всех. В этом случае опасность заключается в том, что, потерпев неудачу, этот ребенок перестает ве рить в свои силы. Всякий человек имеет право на ошибку. Тривиальная поговорка «на ошибках учатся» открывает нам способ научить ребенка ошибаться так, чтобы самооценка от этого не страдала, не падал интерес к учебе и чтобы неудовлетворительная от метка в дневнике не приводила к истерикам или стра ху перед школой.

Сформируйте у своего ребенка сле дующие установки:

- прежде чем дело выйдет хорошо, надо потрениро ваться;

- если не получилось в первый раз, попробуем снова;

- оценка - за дело, а сам ребенок хорош и умен и в случае неудачи.

Для формирования этих установок особенно подхо дят настольные игры: «шашки», «домино», «лото» и др. Поможет вашему ребенку и наблюдение за тем, как вы, взрослые, иногда проигрываете и как переживаете не удачи.

Вопрос о положительной самооценке, уверенно сти в своих силах очень тесно переплетается с во просом активности, инициативы ребенка, умения и желания высказывать свою точку зрения и отста ивать ее. Это, несомненно, важные личностные каче ства для школьника. Несмотря на то что в первом клас се они еще не выходят на первый план, закладываются эти качества в старшем дошкольном возрасте. Предложите своему малышу самому придумать для семьи планы на выходной день, составить меню обеда, украсить комнату ко дню рождения и т. д., и вы увиди те, с каким упоением он реализует свои собственные замыслы. Если у вас дома инициатива ребенка под держивается, если вы даете малышу поэксперименти ровать свободно, из него вырастет активный человек, способный на самостоятельные идеи и действия, а не пассивный исполнитель.

Эмоциональные переживания ребенка в 1 классе школы часто бывают связаны с включением в новый коллектив, завязыванием новых дружеских кон тактов, необходимостью отстаивать свое место в со циальной иерархии класса. Проблем здесь будет меньше, если ребенок вла деет коммуникативными навыками: - умеет знакомиться, играть по правилам; - может понять по мимике и позе другого его душевное состояние; - способен проявить сочувствие, помочь другому в
трудной ситуации.

Психологическая готовность к школе пред полагает также развитые до определенного уров ня внимание и память, способность к логическому и конструктивному мышлению. Хочется посоветовать родителям не «натаскивать» детей на выполнение тех или иных заданий, а обратить свои си лы и внимание на положительное отношение ребенка к учебе и школе, эмоциональное отношение ребенка к учебе и школе, эмоциональное благополучие его в отно шениях со сверстниками, уверенность в своих силах. И тогда обучение в 1 классе станет для ребенка откры тием огромного еще не постигнутого мира знаний, в который он бесстрашно входит, чтобы учиться.

Для успешного обучения будущему первокласснику необходимы такие знания и умения:

Что должны знать:

  1. Сказки, детские стихи, фамилии детских писателей. 
  2. Счет до 10 и обратно от любого числа, состав числа 10, геометрические фигуры.
  3. Домашний адрес, Ф.И.О. родителей, место работы родителей, профессию родителей, различать растения, дерево, кустарник, травы, овощи, фрукты. Знать сезоны в природе, их отличительные особенности. 
  4. Правая - левая рука, нога. Направления: вверх, вниз, вправо, влево.
  5. Название цвета, величину предмета, форму предмета. 
  6. Название рабочих инструментов.

Что должны уметь:

  1. Слушать 5-7 мин., пересказывать прочитанное взрослыми, увиденного; выразительно рассказывать стихи.
  2. Одним из важных критериев готовности ребенка к школе является развитие фонетического слуха,  которое включает:

- умение интонационно выделять звук в словах;

- умение выделять заданный звук в потоке речи;

- умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);

- владение навыками звукового (фонетического) разбора слов (различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных).

  1. Умение членить слова на слоги.
  2. Умение составлять предложения из 3 - 4 слов.
  3. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
  4. Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
  5. Самостоятельно, выразительно, последовательно предавать содержание небольших литературных текстов.
  6. Различать цифры, соотносить количество предметов числу.
  7. Вырезать простые и геометрические фигуры.Рисовать линии карандашом, работать с мелкими деталями конструктора, вылепливать мелкие детали.
  8. Перебирать крупу, работать с пластилином.
  9. Назвать признаки различия домашних и диких животных, ориентироваться на местности, уметь описать погоду.
  10. Раскрашивать фигуры, не выходя за линию контура.
  11. Назвать свое имя, фамилию.

Памятка родителям будущих первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль семьи в подготовке детей к школе». Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник»

«Роль семьи в подготовке детей к школе». Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник» Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или пло...

«Роль семьи в подготовке детей к школе». Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник»

«Роль семьи в подготовке детей к школе». Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник» Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или пло...

Родительское собрание «Ваш ребенок – будущий первоклассник»

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А....

Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...

Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник»

Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник»...

Мой ребенок-будущий первоклассник.Страхи родителей.

Статья адресована родителям тех детей, которые в ближайшем  будущем идут в первый класс.С какими страхами сталкиваются родители.На что стоит обратить внимание, чтобы у будущего первоклассника сфо...

Мой ребенок-будущий первоклассник.Страхи родителей.

Данная статья предназначена для родителей будущих первоклассников. Как подготовиться к 1 классу, чтобы ребенок был успешным в будущем....