"Причины трудностей в обучении младшего школьника"
статья на тему

Змеенко Татьяна Алексеевна

Причины трудностей в обучении младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_trudnostey_v_obuchenii_.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

С каждым годом всё больше увеличивается количество учащихся с трудностями обучения. Уже с первых дней обучения в школе выявляется группа учащихся, которые с трудом усваивают программу по основным предметам.

По моим последним наблюдениям – это примерно 30 – 40 % в каждом классе.

Как же помочь таким детям, которые испытывают большие трудности в овладении навыков чтения, письма, счёта.

Прежде всего нужно выявить причины трудностей в обучении младших школьников и соотнести их с психологическими причинами.

Причины трудностей в обучении младших школьников и рекомендации психолога по их преодолению.

Группа 1.

Ребёнок плохо учится, с трудом усваивает программу по основным предметам на протяжении длительного периода времени. У учителя возникают сомнения, что положение может измениться.

Такой ребёнок не выполняет самостоятельно задания или делает их гораздо хуже, чем обычное списывание с доски. Безразличен к отметкам и происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу, мешает проведению уроков, неуправляем, неусидчив. На вопросы учителя не может ответить или вообще молчит. У доски теряется, отвечает неуверенно. При этом обычные письменные работы выполняет нормально.

Наиболее вероятные психологические причины:                                                        1) нарушение учебной мотивации;

2) развитие ребёнка по « игровому типу»;

3) повышенная тревожность;

4) развитие по типу «хроническая неуспешность»;

5) нарушение отношение с учителем;

6) задержки в психическом развитии (ЗПР) по заключению медико – педагогической комиссии.

Общие рекомендации.

-Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности.                                                                                                                    -Ориентировать ребёнка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение  его в сферу интересов значимого для него человека.                                               -Поддерживать доброжелательные отношения.

-Найти и обеспечить сферу успеха.

- Если ребёнок неприятен, осознать причины неприязни к ученику, попытаться понять его проблемы.

-Желательно обучение в классе выравнивания.

-Игровые формы обучения, репетиторство.

-Стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребёнка с окружающим миром.

-Обязательна консультация со специалистом с целью определения методов специфической коррекции.

Группа  2.

У ребёнка не сформированы волевые черты характера, низкий уровень познавательных интересов ( по определению учителя – он ленится).

К этой группе относятся дети, которые, по мнению учителя учится ниже своих способностей.

Такие дети равнодушны ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу. Халтурит, не хочет стараться под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.д. 0н не выполняет задания. На уроке утомлённый вид, сонливость, а к концу урока, наоборот, повышенная возбудимость. Делает всё очень медленно, как бы нехотя.

Наиболее вероятные психологические причины:   смотреть выше (1,3,5))

7) сниженная энергетика (требуется заключение психо – невролога);

8) общая замедленность темпа деятельности.

Общие рекомендации. (Придерживаться рекомендаций выше изложенных)

- Если ребёнок неприятен, осознать причины неприязни к ученику, попытаться понять его проблемы.

-Щадящее обучение (давать возможность отдыхать, доделать задание дома или после уроков, сократить объём заданий)

-Оценивать прежде всего за качество, а не за объём выполненной работы.

Группа 3.

К этой группе относятся дети, которые проявляют высокую учебную активность, но учатся неэффективно. Такой ребёнок постоянно торопится, отвечает, не подумав, старается делать хорошо, но либо что – нибудь забывает, либо делает не то, что задаёт учитель. В тетради неаккуратные записи, беспорядок на столе и в портфеле. У ребёнка рассеянное внимание,всё время о чём – нибудь мечтает, невнимателен, дома си дит за уроками часами. Иногда не может ответить, хотя дома учил.

Наиболее вероятные психологические причины:   (3)

9) несформированность организации деятельности;

10) развитие по типу «Уход от деятельности»;

11) повышенная энергетика.

Общие рекомендации.

-Формирование навыков самоконтроля.

-Отработка навыков планирования.

-Поддержание доброжелательных взаимоотношений (поиск и обеспечение сферы успеха, щадящий оценочный режим, снижение значимости сферы неуспеваемости).

-Принятие мер по организации самоконтроля и умению планировать свои действия (выработка внимательного отношения к инструкциям учителя, ненавязчивый контроль исполнительности).

Группа 4.

К этой группе относятся дети, не способные или не желающие выполнять общие правила поведения в школе. Жалобы учителей связаны не столько со сферой учения, сколько с организацией деятельности, с поведением.

У ребёнка не сформирована произвольная деятельность (по определению учителя - неуправляем). Такой ребёнок не реагирует на замечания, паясничает, эмоционально неустойчив, мешает проводить уроки. Он чрезмерно подвижен, суетлив, неусидчив, болтлив, но при этом учёба даётся хорошо.

  Наиболее вероятные психологические причины: (2,11)

12) избалованность;

13) развитие по типу «негативистическая демонстративность»;

14) двигательная расторможенность (требуется заключение психоневролога)

Общие рекомендации.

-Установление тесного контакта с родителями ребёнка. Без совместной работы с ним коррекция будет малоэффективна.

-Меры по развитию организации самоконтроля и умению планировать свои действия(направление энергии ребёнка в социально приемлемое русло, ненавязчивый контроль исполнительности.

-Спокойный стиль взаимоотношений.

-Рекомендации родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр).Учитывая стереотипы в восприятии подобных советов сделать это нужно как можно деликатнее.

Группа 5.

Развитие ребёнка идёт по типу «хроническая неуспешность».Главная черта такого типа учащихся – постоянный страх ошибиться, сделать что –нибудь не так. Они нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые ещё больше дезорганизующих учебную деятельность, и таким образом неудачи становятся хроническими.

Такой ребёнок сильно теряется у доски или вообще молчит. Даже, если и учил, не может ответить. После неудачного ответа долго не может включиться в работу. Контрольные работы выполняет плохо.

                 

    Наиболее вероятные психологические причины:                       

15) личностная тревожность;

16)  факторы, поддерживающие или увеличивающие тревожность:

а) нарушение отношений с учителем;

б) завышенные ожидания взрослых;

в) первичные трудности с освоением школьной программы (кратковременная память, слабый слух, или зрение, логопатические нарушения, слабое развитие моторики рук)

Общие рекомендации.

(Придерживаться рекомендаций выше)                                                            Обязательны консультации с логопедом и психологом.

Группа 6.

Главная черта такого типа – склонность к фантазированию. Часто во время урока «витают в облаках», особенно после ситуаций неуспеха. Стремятся завладеть вниманием учителя. Например, ведут разговоры на «взрослые темы», задают вопросы ради вопросов, на уроке вместо того, чтобы участвовать в работе класса, что-нибудь рисует и т.д.                                                     Развитие ребёнка идёт по типу «уход от деятельности».                                                                                                                Таким детям присуще нестабильность успехов в учёбе, мечтательность, рассеянное внимание, лень, лживость.

    Наиболее вероятные психологические причины:                       

Основная – неудовлетворённая потребность во внимании, сочетающая с лёккой тревожностью.

Дополнительная - потеря учебной мотивации (преобладание мотива избегания неудачи).

Общие рекомендации.

-Помощь ребёнку в поисках сферы успешности, где он мог бы стабильно утверждаться и получать признание взрослых (занятия танцами, модным спортом, абстрактной живописью)

-Включение работы воображения в реальную деятельность (сочинения на свободные или заданные темы, участие в работе творческих студий)                      -Помощь в учёбе (поощрение успехов – активности на уроке, изучение дополнительного материала)

Группа 7.

Развитие ребёнка по «игровому типу».

С первых дней наблюдается безответственное отношение к учёбе: отсутствие желания выполнять задания учителя, капризность, неуправляемость. При этом по интеллектуальному уровню может быть готов к решению предлагаемых задач, т.е. по интеллектуальному уровню не отстаёт от сверстников.

Требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиниться школьным требованиям, не замечает своих ошибок (завышенная самооценка), не прислушивается к советам взрослого человека), безразличен к отметкам, может не успевать по предметам.

    Наиболее вероятные психологические причины:                       

Основная – отсутствие произвольности в регуляции поведения, ведущего к неготовности принятия на себя роли школьника.

Дополнительная – задержка психического развития.

Общие рекомендации.

-Попытка совладать с таким ребёнком строгостью, наказанием заранее обречена на провал.

-Единственное средство – всеми способами поддерживать у ребёнка непосредственный интерес к происходящему в классе (групповые формы работы, наглядность, больше эмоциональности при объяснении)

-Индивидуальные занятия с целью выравнивания познавательной сферы.

Группа 8.

Развитие ребёнка идёт по типу «негативистическая  демонстративность».

Главная черта таких детей – высокая потребность быть в центре внимания, если такой ребёнок не обладает выдающимися способностями, его демонстративность реализуется в сознательном нарушении правил поведения, которое служит безотказным средством привлечения к себе внимания. Поведение ребёнка соответствует классическому описанию классного «шута».

Обычно такие дети неуправляемы (не понимают ни по-хорошему, ни по-плохому, сознательно нарушают школьные нормы (делает всё назло).

Может учиться, но привык утверждаться в плохом.

Наиболее вероятные психологические причины:   

Неудовлетворённая потребность во внимании, сочетающаяся с резкой демонстративностью.

Общие рекомендации.

-Уделение ребёнку внимания. Истинным наказанием для ребёнка является только лишение внимания.                                                                                - Поэтому в случае «фокусов» все замечания свести к минимуму. А главное свести к минимуму эмоциональность реакций.                                                           - Найти сферу реализации демонстративности.                                                       -Лучше всего для таких детей занятия в театральных студиях.                                      -Помнить, что в первое время смена привычного и асоциального способа привлечения внимания на социально приемлемые способы будет сопровождаться взрывами негативизма. В это время нужно быть особенно терпеливым.  

Особенности психологической помощи детям с трудностями в обучении.

Л.С. Выготский (1956) обосновал возможность и целесообразность обучения, преследующего как основную и важную цель развитие ребёнка. Л.С.Выготским предложена схема диагностического изучения ребёнка (практическая реализация принципов коррекционно – педагогической помощи проблемным детям:

-создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагога и ребёнка;

-индивидуализация воспитательных приёмов и методов;

Создание развивающей среды как фактора психического развития ребёнка;

-необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи проблемным детям;

-ориентация на зону ближайшего развития в процессе воспитания;                                  -воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребёнка ;                                                                                                                        -создание вариативной системы обучения и воспитания  различных категорий детей;

-создание условий для каждого ребёнка условий , соответствующих его индивидуальным особенностям и способствующих реализации его потенциальных способностей.

Понимание причин, лежащих в основе неуспеваемости, учёт недостаточной готовности психических функций к освоению определённых знаний – вот принципы, которыми следует руководствоваться при определении содержания обучения детей с трудностями в обучении и при разработке методик преподавания  учебных дисциплин и коррекция отклонений в психическом развитии. Выявление на разных этапах слабых звеньев психического развития помогает представить общую картину специфических особенностей ребёнка и наметить комплекс адекватной помощи различных специалистов(психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги)

З.И.Калмыкова считает, что необходимо учитывать замедленный темп формирования знаний, интеллектуальную пассивность детей, повышенную утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности. Оптимальным для таких детей является обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала), с более широкой наглядностью и словесной формулировкой общих положений, с большим количеством упражнений, с постепенным сокращением помощи со стороны

взрослого и повышением трудности заданий.

В 1995 году институтом коррекционной педагогики была разработана единая концепция «Концепция коррекционно - развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы».

Многоаспектность школьных трудностей позволяет специалистам разных профилей по–разному определять значимость тех или иных факторов в возникновении трудностей у детей в процессе обучения.

Список литературы.

1 Н.П. Слободяник «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении».                                                                                                                    Практическое пособие.                                                                                                  Москва, 2006

2 Н.Яковлева. «Психологическая помощь дошкольнику».

Книга для родителей и воспитателей.

Санкт-Петербург «Валери СПД», 2001

3 М.К. Акимова, В.Т.Козлова «Психофизиологические особенности индивидуальности школьников»

Учёт и коррекция.

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

Москва, 2002

4 В.Н.Костяева «Нестандартный ребёнок»

Литературная обработка М.А.Муратовой.

Москва, 2004

5 Е.О.Смирнова «Детская психология»

Учебник для вузов.

Москва. 2006

6 Научно-практический журнал «Завуч начальной школы»

№ 3, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МАТЕРИАЛ ПОМОЖЕТ ПОНЯТЬ ПОЧЕМУ МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ,В ЧАСТНОСТИ ВТОРОКЛАССНИКИ, ИСПЫТЫВАЮТ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ И КАК МОЖНОИМ ПОМОЧЬ....

Типичные трудности в обучении младшего школьника

Описание типичных трудностей в обучении учащихся начальной школы. Их виды, причины, рекомендации по устранению....

Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путём дифференциации учебного материала.

В данной статье можно найти пути решения, как формировать навыки красивого и грамотного письма....

Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.  Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей...

Причины возникновения и пути преодоления трудностей в обучении младших школьников.

Сообщение о причинах возникновения трудностей в обучении младших школьников....

Причины возникновения и пути преодоления трудностей в обучении младших школьников.

Презентация к докладу о причинах возникновения трудностей....

«Причины возникновения и пути преодоления трудностей в обучении младших школьников».

Выступление на ресурсном школьном  объединениии "Взаимодействие"....