Разрешение социального конфликта
статья по теме

Разрешение социального конфликта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srs10.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА:

ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ

А. С. СЕГРЕРА, М. АРАЙЗА

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

 

Общая теория межличностных отношений. Теория Карла Роджерса развивалась на базе клиенто-центрированной терапии; хронологически, начав с теории терапии и с теории личности, он пришел к теории полностью функционирующей личности [3] и сформулировал положение о межличностных отношениях как общей модели для различных взаимодействий, включая консультирование и терапию: «...Наше понимание взаимоотношений клиента и терапевта привело нас к теоретическому осмыслению любых межличностных отношений, так что первое есть лишь частный случай второго. Это новый и многообещающий подход. Наконец, если наши взгляды на терапию правильны, они могут быть распространены на все сферы человеческого опыта и деятельности, включая межличностные отношения, имеющие целью развитие или изменение личности и поведения. Как следствие возникает целый спектр теорий, приложимых к проблемам семейной жизни, образования, лидерства или конфликтности в группе» [3; 192 - 193].

Так, теория межличностных отношений оказывается на центральном месте, а теория терапии (консультирования) — частным случаем (хотя и весьма изученным) теории межличностных отношений.

Ценность личностно-центрированных конструктов. Рассматривая описанный выше процесс развития теории, авторы считают, что особое внимание должно быть уделено определению ценности теоретических конструктов, развивающихся в специфической области личностно-центрированного подхода. Авторы убеждены, что в последних заложено исключительное богатство смысла, хотя и осознают, что их некритическое стремление распространить данный подход на все сферы человеческого опыта и деятельности может привести к неадекватным объяснениям и способам действия в конкретных ситуациях.

Необходимость соответствующей терминологии. Для более точного понимания необходимо заменить термин «терапия» с неизбежно сопутствующими ему представлениями о медицинских аспектах, лечащем враче и пациенте на термин «консультирование», относящийся скорее к развитию, в котором действующими лицами оказываются консультант и клиент. Если же еще более изменить терминологию и именовать «консультирование» «развитием» или «процессом роста», «консультанта» — «лицом, способствующим человеческому развитию» (фасилитатором), «клиента» — «личностью», то получающиеся высказывания способствуют личностному, семейному, образовательному, организационному, социальному и даже трансперсональному гуманистическому развитию.

Личностные и межличностные конгруэнтность, принятие и эмпатия. Конгруэнтность, принятие и эмпатия обычно рассматриваются как качества, присущие лицу, способствующему человеческому развитию (консультанту, педагогу, организатору группы, родителю), в чьи функции входит фасилитация личностного роста (терапевтическое личностное изменение) другого человека (консультируемого, ученика, члена группы, ребенка).

С этой точки зрения А. С. Сегрера в своей работе [7] выдвинул предложение объединить в единое измерение ранжирование терапевтических возможностей терапевта (лица, способствующего человеческому развитию) и шкалирование человеческого развития (личностных изменений в результате терапевтического воздействия) как тесно связанные измерения гуманистического функционирования обоих. Это может оказаться полезным для оценки человеческого функционирования и развития любой личности независимо от того, кем она в данный момент является — консультантом или клиентом, учителем или учеником, лидером или последователем, мужем или женой, родителем или ребенком.

 

110

 

Цикл личностного и межличностного взаимодействия зависит от уровня внутреннего принятия себя, само-эмпатии и само-конгруэнтности каждого человека, а также уровня межличностной конгруэнтности, принятия и эмпатии во взаимоотношениях с другими людьми.

Социальный конфликт и межличностная инконгруэнтность. Представление об инконгруэнтности как следствии внутреннего конфликта и напряжения, вызванного непринятием себя и/или отсутствием эмпатического понимания себя, более или менее отягощенным кажущимся враждебным внешним миром (включая ограниченность межличностных отношений), весьма распространено в личностно-центрированном подходе. Такая ситуация оказывает негативный эффект на проявление тенденции к актуализации, свойственной индивиду, стремящемуся к конгруэнтности и самоактуализации.

В качестве общей схемы идентификации конфликта полезно помнить элементы, указанные в работе К. Роджерса [4]: ригидность каждой из сторон, уверенной в собственной правоте; нарушение общения; искажение восприятия; подозрения и недоверие.

Развивая эти идеи, авторы считают, что социальный конфликт может рассматриваться как межличностная инконгруэнтность, последствие межличностного конфликта и напряжения, возникающего из отсутствия взаимного принятия и эмпатического понимания, более или менее осложненное кажущейся враждебностью окружающего мира, включая ограниченные межличностные контакты в группе. Следствием этого является отрицательное воздействие на созидательную тенденцию в социальной группе, ориентированной на конгруэнтность и групповую актуализацию.

Личностная сила как целостный отдельный конструкт. В работах            К. Роджерса (например, [6]) содержится множество определений того, что он понимает под «личностной силой». П. Натиелло [2] вводит очень полезные смысловые разграничения в использовании различных смыслов слова «сила»; она также предлагает такой конструкт, как сила сотрудничества, который неотъемлем от личностно-центрированного подхода. Ей же принадлежит обзор встречающихся у руководителей и участников групп трудностей в принятии и использовании их личностной силы.

Авторы считают важным различать потенциальную и актуализированную личностную силу. Хотя все мы имеем тенденцию реализовать свои возможности, несомненно также, что разные люди имеют собственный, уникальный путь развития.

Применительно к теме данной статьи, приведенное выше соображение позволяет осознать, что разные люди развивают свою личностную силу по-разному, и нельзя предполагать, что актуализация организационных, объединительных, представительских, фасилитативных, логических составляющих личностной силы у всех одинакова.

Группа как инструмент человеческого развития. В работе Роджерса [5] содержится изложение его общего представления о процессе человеческого развития, происходящего в группах, основанное преимущественно на опыте работы фасилитативных групп базового характера. Его все более интересовал опыт работы больших групп [1]. Определяя общую ценность теоретических аспектов, рассмотренных в этой и других работах, авторы считают важным не забывать, что таковые изначально возникли в ответ на деятельность по личностному росту человека.

Группа как инструмент человеческого развития имеет свои особенности, притом что этот исходный принцип сохраняет свое значение, когда речь идет о личностном человеческом развитии в группах общения или консультационных группах; об образовательном человеческом развитии, как в школе; об организационном личностном развитии, как при организации команды или планировании; о социальном человеческом развитии, как при разрешении социальных конфликтов.

Хотя человеческое развитие сохраняет свою роль основной цели и отношения конгруэнтности, принятия и эмпатии занимают в нем центральную позицию, специфические цели и средства их достижения могут претерпевать изменения для соответствия личностным и межличностным потребностям и ресурсам конкретных лиц и групп, участвующих в каждой данной ситуации.

Открытая структура против бесструктурности. Идея об отсутствии структуры как характеристике личностно-центрированного подхода пользуется популярностью. Несомненно, по сравнению с методологиями, основанными на иных теориях развития, личностно-центрированная деятельность представляется бесструктурной, если под этим понимать безусловное уважение к чувствам и самоопределению каждого человека.

Однако, если в процессах индивидуального личностного человеческого развития (консультировании) действительно наиболее часто имеет место открытая структура, такие практические аспекты, как расписание,

 

111

 

временные рамки, частота занятий, их место и плата, вносят элемент структурированности.

Создание благоприятного психологического климата в результате конгруэнтности, принятия и эмпатии и сообщения другому индивиду об их существовании со стороны лица, способствующего человеческому развитию, может само по себе рассматриваться как очень теплая, открытая структура, весьма отличная от жестких рамок, но также и от пустого пространства полного отсутствия структуры.

Различение функций. Приходится часто наблюдать, что в области человеческого развития специалисты берут на себя разнообразные функции по планированию, организации и осуществлению программ, даже не осознавая этого. По мнению авторов, это смешение ведет ко многим нежелательным последствиям.

Соответственно было бы желательно в целях ясности ввести различение следующих совершенно дифференцированно осуществляемых направлений в сфере личностного развития:

1. Организационные функции — способность к созданию концепции, разработке направлений и координированию общих усилий.

2. Посреднические функции — способность к организации взаимодействия представителей конфликтующих групп.

3. Представительские функции — способность к принятию решений и к воздействию на общественное мнение по отношению к возможному разрешению социальных конфликтов.

4. Фасилитация — умение способствовать личностному развитию.

5. Участие — способность к конструктивному участию в процессе с учетом конгруэнтности, принятия и эмпатии каждого участника под воздействием личностных и социальных факторов.

6. Логистические функции — способность обеспечить практическую сторону выполнения программы.

Предложенное различение не препятствует в случае необходимости выполнению более чем одной функции отдельными лицами или организациями, оно просто направлено на то, чтобы избежать нежелательной путаницы.

Согласие и коммуникация. В случае если осуществление проекта требует взаимодействия между двумя или более лицами или организациями, необходимым условием успеха становится достижение ясного соглашения между ними относительно общих целей и взаимных обязательств и распределения функций. Это особенно важно в случае совместных усилий организаторов и посредников. Если два или более лица или организации, совместно осуществляющие программу, находятся далеко друг от друга, необходимы специальные меры для поддержания постоянной открытой и оперативной коммуникации.

Определение конфликта. Центральным элементом разрешения социального конфликта является определение его характера и вовлеченных в него групп. Хотя успех программы, имеющей целью разрешение конфликта, не требует детального исследования содержания конфликта всеми участниками, общее объективное понимание ситуации обязательно для организаторов, посредников и фасилитаторов.

Выбор целей и участников. В отличие от программ, ставящих перед собой методические цели проверки приложимости определенных теорий к разрешению социального конфликта, со стороны посредников и участников и в меньшей мере организаторов и фасилитаторов требуется стремление приложить все усилия для разрешения конфликта.

Цели, совместно определенные организаторами и посредниками, должны быть ясны всем участникам и достижимы, чтобы не вызвать неосуществимых ожиданий. С другой стороны, уровень репрезентативности сторон определенно имеет значение для оценки реалистичности предложенных целей.

Как иллюстрацию к вышеизложенному можно рассмотреть ситуацию, когда в разрешении социальных проблем участвуют:

1. Лица, непосредственно принимающие решения, как, например, главы двух государств или главари двух соперничающих уличных банд.

2. Лица, оказывающие влияние на принятие решений,— министры, парламентарии, члены уличной банды, занимающие в ней руководящие позиции.

3. Лица, влияющие на общественное мнение,— профсоюзные руководители, журналисты, члены банды, популярные среди ее остальных участников.

4. Ничем не выделяющиеся представители вовлеченных в конфликт групп.

Авторы вовсе не имеют в виду, что встречи представителей любых из перечисленных категорий бесполезны для разрешения конфликта; необходимо лишь отметить, что велика вероятность того, что их единственным следствием окажется бесполезная путаница и фрустрация.

Авторы придерживаются мнения, что желательно

 

112

 

избегать или по крайней мере сводить к минимуму участие лиц, непосредственно не вовлеченных в конфликт, которых члены конфликтующих групп могли бы счесть незаинтересованными наблюдателями или, еще хуже, любителями вмешиваться в чужие дела.

В качестве последнего соображения необходимо отметить, что участие посредников никогда не находит должного признания; без активной поддержки со стороны влиятельных членов групп, вовлеченных в конфликт, любая попытка разрешить его имеет мало шансов на успех.

Ясная и доступная информация об открытой структуре. Хотя доводы, могущие убедить представителей отдельных групп принять участие в программе по разрешению социального конфликта, скорее всего весьма различны, представляется полезным представить каждому из возможных участников одно и то же ясное предложение об осуществлении проекта, как это было сделано, например, при организации семинаров К. Роджерсом. Доступная всем сторонам информация не только помогает избежать возможного взаимного непонимания, но и приведет к тому, что участники начнут свои контакты в атмосфере большей уверенности и доброжелательности, даже если детали проекта останутся им неясны и после ознакомления с информацией.

Если ясная и открытая структура, по мнению авторов, всегда полезна в случае добровольного участия сторон, как и в большинстве программ личностного развития, использующих в качестве инструмента групповую методику (группы общения, групповое консультирование), то она становится абсолютно необходимой при разрешении социальных конфликтов, когда участники, представляющие стороны, определяются путем выборов. Наличие общих установлении, отличных от жестких и абсолютных правил, способствует созданию открытой, без ограничений, структуры, польза которой была обсуждена выше.

Некоторые особенности группового процесса. Среди специалистов, практикующих клиенто-центрированный подход, работающих с группами, широко распространено мнение, что «каждый групповой процесс уникален». Это тем более применимо к случаю социального конфликта; однако существуют и некоторые общие закономерности. К ним относятся: эффект социального неформального общения; сосредоточение на теме обсуждения; преобладание интереса скорее к социальным, чем к личным проблемам; чувство неотложности разрешения конфликта; образование подгрупп внутри основной группы; разделение по идеологическому признаку; неоднозначность и нелинейный характер происходящих изменений; разное воздействие на мужские и женские группы.

Этот перечень особенностей группового процесса при разрешении социального конфликта делает необходимым внесение определенных изменений в теоретические установки, что особенно очевидно при сравнении отмеченных выше тенденций с наиболее часто наблюдаемыми характеристиками групп общения и консультирования.

Задача не в том, чтобы попытаться воздействовать на процесс так, чтобы он принял характер более знакомой программы по личностному развитию, с чем чаще приходится соприкасаться большинству психологов, а в том, чтобы признать мудрость группы в этом вопросе, даже если она выражается новым и странным образом; интегрировать в процесс интеллектуальные впечатления, не считая их безличными или менее ценными, чем непосредственные выражения эмоций; принять различные культурологические пути проявления иерархии и главенства и вообще рассматривать культурные различия как способ взаимного обогащения при наличии взаимного уважения; осознать и приветствовать эффект неформальной и незапланированной социальной активности, возникновения подгрупп. Авторы надеются, что эти аспекты войдут в прогрессивную клиенто-центрированную общую теорию межличностных отношений.

Характеристики и функции фасилитации. Как и многие психологи, теоретики и практики, сторонники клиенто-центрированного подхода, авторы считают, что основным требованием к специалистам, занимающимся клиенто-центрированным разрешением социальных конфликтов, является собственный опыт и принятие личностно-центрированного образа жизни, как во внутриличностном плане, так и в межличностных отношениях, и частных, и профессиональных. Все это выливается в высокий уровень конгруэнтности, принятия и эмпатии применительно к себе, другим и окружающему миру.

Это основное качество, на взгляд авторов, только выигрывает от как можно более широкого практического и теоретического профессионального образования, в особенности в таких областях, как межличностные отношения, групповые процессы, недирективная техника разрешения социальных конфликтов.

Знание и интерес к социальным и политическим теориям и практике, равно как и позитивное отношение к культурному разнообразию, являются дополнительными ресурсами

 

113

 

для такой деятельности.

Трансляция, по мнению авторов, представляет собой фасилитативную функцию, состоящую, во-первых, из возможно более полного понимания чувств и того, что хочет сказать человек, а затем передачи этого в наиболее полном объеме другим лицам. Выполнение этой функции в идеале и является задачей фасилитатора. В некоторых случаях, однако, это оказывается невозможным, и тогда необходимы усилия группы специалистов разного профиля.

Как было отмечено в разделе статьи, посвященном теоретическим предпосылкам, специалисты по личностно-центрированному человеческому развитию могут не только создавать оптимальный климат в группе, но и конструктивно применять недирективное моделирование к собственной личности, что затем находит отражение в разрешении межличностных и социальных конфликтов благодаря их полному включению во взаимоотношения участников, наилучшему использованию ресурсов и себя как инструмента личностного развития.

Когда оказывается необходимым взаимодействие двух или более фасилитаторов для осуществления программы разрешения социального конфликта, общие положения, касающиеся работы команды, взаимной поддержки и помощи, особенно важны для преодоления сложностей, возникающих в групповом процессе. Доступность фасилитаторов для участников конфликта не только в официальных ситуациях, но и при неформальном общении, так же как и индивидуальные контакты, особенно важны для позитивного и гладкого протекания процесса.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

Поскольку социальный конфликт, несмотря на все отмеченные в этой статье успехи, все же остается относительно мало исследованной областью, авторы должны подчеркнуть незавершенный характер теоретических и практических рекомендаций, содержащихся в данной статье. Они хотели бы пригласить к сотрудничеству всех, кто заинтересован в развитии личностно-центрированного подхода, вне зависимости от сферы деятельности каждого из них. Такой подход обогатил бы понимание интра- и интерперсональных отношений и способствовал бы личностному развитию как в частном плане, так и в профессиональном.

1. Bowen M. et at. Learning in large groups: Their implications for the future // Education. 1979. N 100. P.108—116.

2. Natiello P. The person-centered approach, collaborative power and cultural transformation // Person-Centered Review. 1990. N 5. P. 268—286.

3. Rogers C. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in client-centered framework // Koch S. (ed.) Psychology: A study of a science. V. 3. N. Y., 1959.

4. Rogers С. R. Dealing with psychological tensions // J. of Applied Behav. Sci. 1965.   N 1. P. 6—24.

5. Rogers С. R. Carl Rogers on encounter groups. N. Y., 1970.

6. Rogers С. R. Carl Rogers on personal power. N. Y., 1977.

7. Segrera A. S. Becoming being: Reflections from the perspective of the therapeutic scales // Segrera A. S. (ed.) Proceedings of the First International Forum on the Person-Centered Approach. Mexico, 1984.

 

Поступила в редакцию 1. Х 1992 г.

 

Перевела  с английского А. В. Александрова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Конфликт и пути его разрешения"

Это занятие заняло 3 место в городском конкурсе "Учитель года-2010г.""Социально-педагогическая номинация/Лучше проводить его в 2-4 классах....

Общие проблемы использования информации всемирной сети для разрешения социальных проблем молодёжи

Презентация "Общие проблемы использования информации всемирной сети для разрешения социальных проблем молодёжи" позволит учителю выступить на педсовете или заседании методического объединения....

Система работы по разрешению межличностных конфликтов как условие формирования опыта взаимоотношений младших школьников

В данном опыте представлено описание работы по разрешению межличностных конфликтов между одноклассниками и отдельными группами детей....

Конфликты. Методы разрешения конфликтов в ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕ  ВВЕДЕНИЕ1.     КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ  1.1. ОБЪЕКТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНФЛИКТНОЙ  СИТУАЦИИ  1.2. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ1.3. СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ К...

Метод активного слушания в разрешении школьных конфликтов.

Выступление на РМО классных руководителей. Доклад сопровождается презентацией....

Правила разрешения конфликтов. Статья "Разрешение конфликтных ситуаций"

В статье рассматриваются особенности протекания конфликта. Анализируются различные стили поведения конфликтующих. Автор отмечает, исход конфликтной ситуации во многом будет зависет...