Как определить готовность ребенка к школе?
статья по теме

Как определить готовность ребенка к школе?С шести или с семи лет нужно отдавать ребёнка в 1 класс? Что должен знать и уметь будущий школьник? Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_rebyonka_k_shkole.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как определить готовность ребенка к школе?

Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради, ручки, карандаши и др.), а возможностью получить новые знания.

Интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

  1. Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим
    существенным признакам).
  2. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой
    работе в течение 15-20-минут).
  3. Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать
    запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).

Социально-психологическая готовность.

  1. Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет
    выраженный интерес к получению новых знаний).
  2. Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не
    агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет
    взрослых),
  3. Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

Физиологическая готовность - уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических функций:

  1. Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом,
    ножницами).
  2. Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше -
    ниже, вперёд - назад, слева - справа).
  3. Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший
    графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из
    книг).

С шести или с семи лет нужно отдавать ребёнка в 1 класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребёнка к обучению. Именно от того, насколько ребёнок развит физически, психически, умственно и личностно, а также какова состояние здоровья ребёнка, и будет зависеть с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребёнка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дальше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Что должен знать и уметь будущий школьник

  1. Хорошо произносить звуки родного языка, выделять звук в начале, середине и конце слова.
    Правильно употреблять приставки, предлоги, союзы, строить предложения.
  2. Обладать словарным запасом, позволяющим выразить свою мысль, задавать и отвечать на
    вопросы. Самостоятельно составлять связный рассказ по картинкам.
  3. Называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном (с 10 до 1) порядке, Соотносить заданное
    количество предметов с цифрой.
  4. Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее
    число к названному, сравнивать числа.
  5. Составлять и раскладывать числа (например, 5 и 5 составляют 10, а 4 состоит из 2 и 2).
    Составлять и решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
  6. Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию,
    ромб). Срисовывать (копировать) буквы и цифры, соблюдая размерность и направление.
  7. Ориентироваться в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, за, под, над и т.д.)
    Ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), а также в понятиях «вчера»,
    «сегодня», «завтра» и знать времена года.
  8. Уметь рассказать элементарные сведения о себе и своей семье.

        Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

  1. уметь чётко произносить все звуки речи
  2. уметь интонационно выделять звук в словах
  3. уметь выделять заданный звук в потоке речи
  4. уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
  5. уметь произносить слова по слогам
  6. уметь составлять предложения из 3-4-5 слов
  7. уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д,
  8. уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса» волк - это животные)
  9. уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т,д.)
  10. уметь составлять несколько предложений о предмете
  11. различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)
  12. уметь наизусть читать любимые стихотворения
  13. знать автора прочитанного стихотворения
  14. уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления:

  1. знать цифры 0,1,2, 3,4, 5,6,7, 8, 9
  2. уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.
  3. уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
  4. знать знаки +, -, =,<, >.
  5. уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6=6)
  6. уметь соотносить цифру и число предметов
  7. уметь сравнивать 2 группы предметов
  8. уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
  9. знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг
  10. уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
  11. уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»
  12. уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

  1. уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух, ромашки) и называть их отличительные признаки
  2. уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова ...)
  3. уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей...)
  4. иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень - жёлтые и красные
    листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая ...)
  5. знать 1-2-3 комнатных растения
  6. знать названия 12 месяцев года
  7. знать названия всех дней недели

Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс должен знать:

  1. в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме
  2. полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности
  3. знать правила поведения в общественных местах и на улице.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?

Задания педагогической диагностики Как организовать  занятия с ребёнком  в домашних условияхи какова их продолжительность?Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к шко...

Как родителям определить готовность ребёнка к обучению в школе?

Важно психологически подготовить ребёнка к школе, для того,  чтобы нарушение социально-психологической адаптации не стали причиной школьных трудностей ребёнка....

Как определить готовность ребенка к школе?

Родители  дошкольников познакомятся с кратким описанием  готовности (личностной,интеллектуальной, социально- психологической и физиологической)  ребенка к школе....

Как определить готовность ребенка к школе?

Описание готовности ребенка к школе....

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...