Воспитание без насилия
статья по теме

Щербатова Елена Геннадьевна

материал к родительскому собранию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_bez_nasiliya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание без насилия

«Родителями быть не легко, но плохо,

 если нелегко от этого нашим детям».

        Нет         никаких сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Самоотверженно заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удобствами и удовольствиями ради того, что может быть полезно ребенку или доставить ему радость. И уж, конечно, легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если бы кто-то чужой – сосед или даже учитель – попытался ударить их ребенка или как-то обидеть его.

        При всем при том многие родители сами способны поднять руку на своего ребенка или, по крайней мере, категорически такой возможности не исключают.

        Всем нам было бы полезно всегда помнить известное изречение: «Не делай другим того, что не нравится тебе». Мы можем прибавить к этому: «И детям своим не делай того, что не нравится тебе самому». А нам, безусловно, не понравилось бы, если бы начальник на работе, милиционер на улице или просто кто-то более сильный ударил нас или обидел – даже в том случае, если мы ошиблись или рассердили его, не выполнили его распоряжений или же надерзили ему.

        Мы не говорим сейчас о надругательствах над ребенком – это разговор особый. Не каждый удар является надругательством  и не каждый прибегающий к побоям родитель издевается над ребенком – в этой области можно и нужно проводить различия.

        Побои – не метод воспитания. Пощечинами и пинками морали не научишь, с их помощью ничего не добьешься.

        Телесные наказания и битьё детей, даже если они не приводят к издевательствам, абсолютно неприемлемы. Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека.

        Да, конечно, воспитать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы. Но это – маленькие человеческие существа, и поэтому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

        Я уверена, что вы хотите того же, что и мы,- добра детям!

Отношения между родителями и детьми – весьма сложная область отношений для обеих сторон.

        Взрослые нередко угнетены житейскими обстоятельствами, чувством одиночества, отсутствием помощников в нелегком деле воспитания детей, тяжестью ответственности. Иногда они озабочены проблемой заработка, состоянием здоровья, отношениями с другими людьми – и эта озабоченность проявляется во вспышках гнева по отношению к детям. Тут уж и говорить не приходиться о продуманном наказании, битье ребенка в такой ситуации – следствие истерики, долго копившегося напряжения.

        Бывает, что родители  поднимают руку на своего ребенка после того, как испробовали все другие способы заставить его подчиниться их требованиям. Но они заблуждаются, считая, что применение физической силы вернет им власть и утраченный авторитет.

        Ребенок учиться в минуту гнева прибегать к драке, привыкает к тому, что для того, чтобы снять напряжение, достаточно поднять на кого-то руку. Он уже считает возможным применять физическую силу и властвовать над более слабыми детьми. И все это потому, что, демонстрируя ребенку собственную несдержанность, родители не учат его самообладанию и не прививают ему умения справиться с отрицательными эмоциями другим способом.

        Реакция на побои бывает у детей самой разной. Но какой бы разной по внешним проявлениям ни была реакция, в основе ее лежат общие законы детской психики.

        Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.

        Ребенку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.

        Здесь уместно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

        Наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка.

Это – основной принцип, которым вы должны руководствоваться, применяя наказание. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием проступка, если вы действительно хотите научить ребенка, как следует себя вести.

        В следующем номере, мы попытаемся ответить на отдельные вопросы, возникающие у родителей, которым приходиться преодолевать трудности в поведении детей. Вы не найдете там чудодейственных рецептов. Наша цель – дать вам общее представление о том, как можно воспитать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям, а устанавливая для маленьких членов семьи определенные рамки поведения.

        Для душевного равновесия и правильного поведения ребенку необходимы четкие рамки и ясные правила поведения. Ребенок учится определять эти рамки, принимая требования родителей и подражая их действиям. Неизменный порядок во всем создает у ребенка чувство безопасности.

        Ниже приведены несколько советов, которые помогут вам при установлении рамок поведения для вашего ребенка:

Прислушивайтесь к ребенку и старайтесь понять его точку зрения. Не обязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое вы оказали ребенку, он ощущает себя полноправным и достойным участником события.

Ребенок охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал участие. Само собой разумеется, существуют правила, которые могут устанавливать только родители.

Предоставьте ребенку право выбора. Дайте ему понять, что он волен выбирать из нескольких возможностей.

Ребенок имеет право выразить свое мнение и свои чувства относительно тех границ поведения, которые вы ему определяете. Как ни юн ребенок, его мнение по этому вопросу поможет вам установить эти границы справедливо.

Необходимо самому верить в справедливость своих требований, объяснить ребенку их причины и убедиться в том, что он их осознал.

Не требуйте от ребенка сразу многого: начинать надо с небольшого набора правил.

Давайте детям ясные, точные и краткие указания.

Неоднократно возвращайтесь к этим правилам и инструкциям – ребенок нуждается в повторении.

        Устанавливая для ребенка границы и правила поведения, вы отнюдь не превращаетесь в его глазах в суровых и черствых родителей – если, конечно, вы делаете это достаточно гибко и справедливо.

        И даже если дети порой будут возмущаться и противиться вашим требованиям, они примут  и оценят по достоинству проявленные вами последовательность и участие.

        Дети подражают вашему поведению и учатся таким образом отвечать за свои поступки. Подберите наказание в соответствии с поведением ребенка.

        Существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях чувство ответственности и послушание, научить их управлять своими поступками, не прибегая при этом к наказаниям.

Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.

Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок.

Разговаривайте с детьми в тоне уважения и сотрудничества.

Вовлекайте ребенка в процесс принятия решений.

Очень полезно высказать свое отношение к неподобающему поведению ребенка ясно и недвусмысленно.

Помните, что вы являетесь для ребенка образцом правильного поведения.

Старайтесь избегать пустых  угроз.

Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.

Старайтесь не выражать предпочтение одному из детей

Воздержитесь от шлепков, криков, угроз и оскорбительных слов – они могут только усилить в ваших детях неприязнь, ненависть и чувство протеста.

Используйте любую возможность, чтобы высказать ребенку свою любовь.

Что делать, если ребенок заупрямился?

        Надо помочь ребенку понять, что произошло, установить с ним контакт, решить проблему вместе с учетом его мнения, а точнее - предоставить ему возможность принять и решение, и ответственность за него.

        Как это сделать?

Постарайтесь понять, что скрывается за поведением ребенка и что он пытается им выразить.

Прислушайтесь к его словам. Вникните в проблему, о которой он говорит.

Предложите придумать как можно больше вариантов разрешения этой проблемы(даже если некоторые из них окажутся совершенно фантастическими)

Попросите ребенка оценить преимущества и недостатки каждого из вариантов.

 Обсудите их вместе с ребенком и позвольте ему самостоятельно решить, какой из вариантов предпочтительнее.

Попросите ребенка представить себе возможные последствия варианта, который кажется ему самым удачным.

Когда ребенок выполнит свое решение, дайте оценку тому, что получилось.

Помните, что такая совместная  деятельность укрепляет в ребенке веру в то, что он может самостоятельно справиться  с решением  проблемы, и приучает его к тому, что он отвечает за свое поведение.

        Обучение детей самодисциплине, ответственности, установлению границ поведения и использованию их логических результатов – процесс долгий. Это не разовое действие, а значит – никогда не поздно начать.

        Если вы почувствовали, что нуждаетесь в консультации и поддержке,- это не свидетельствует о вашей слабости.

        Если вы чувствуете, что больше не можете мириться с создавшимся положением, -это не говорит о том, что вы плохие родители.

        Никто не готовит нас к выполнению родительских обязанностей, и поэтому в случае если вы испытываете затруднение в решении проблемы, то консультация, совет могут оказаться полезными для вас, так как они учат родителей правильному поведению в различных ситуациях.

        Если вы хотите получить консультацию, знайте, что перед вами – широкий выбор возможностей:

Классный руководитель вашего ребенка;

Педагог-психолог в школе;

Центр «Семьи и детства»

Учитель начальных классов

 ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорска

 Щербатова Е.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание без насилия"

Оказание помощи детям и предупреждение жестокого обращения с ними должно проводиться в семейном контексте и, прежде всего, в форме бесед и коррекционных занятий с родителями для преодоления трудностей...

Родительское собрание на тему: "Воспитание без насилия".

Родительское собрание на тему: "Воспитание без насилия"....

Воспитание без насилия

Всегда актуальный материал для родительского собрания о принципах и методах воспитания детей с практическими рекомендациями....

Воспитание без насилия

Воспитание без насилия...

Беседа для родителей. "Воспитание не насилием в семье"

Хороший материал в посмощь учителю при подготовке к родительскому собранию с рекомендациями....

Памятки для родителей: "Воспитание без насилия"

Ответственность родителей за жестокое отношение с детьми....