Будущий первоклассник. Психологические аспекты готовности детей к школе
статья на тему

Луценко Любовь Александровна

Данная статья поможет родителям будущих первоклассников подготовить ребёнка к школе, учитывая его возрастные особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon budushchiy_pervoklassnik._beseda_s_roditelyami.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.

        Проблема готовности ребёнка к школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала-то, наверное, всегда) в связи с изменением сроков начала систематического обучения.

        Учёные, педагоги, психологи, физиологи, медики подключились к исследованиям. Предварительно нужно было определить не только возможные трудности, которые возникают в связи с более ранним обучением, но и найти более оптимальные сроки (возраст), когда ребёнку можно идти в школу, более рациональные и оптимальные формы и методы обучения.

        Поэтому принято считать, что готовность ребёнка к систематическому обучению в школе – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребёнка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребёнка.

        Почему же так необходимо определить готовность ребёнка в самом начале обучения, а ещё лучше – до поступления в школу? Много ли детей поступает в первый класс «неготовыми»?

        Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит процесс адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья, и прежде всего психоневрологической сферы.

        У значительного числа «неготовых» детей более щадящий режим детского сада способствует быстрому развитию и формированию школьно-значимых функций, не вызывая при этом нежелательных сдвигов в состоянии здоровья, а через год учиться в школе такому ребёнку будет гораздо легче.

        Можно ли определить готовность к школе? Безусловно, да. В настоящее время разработаны простые, доступные для использования на практике, достаточно информативные и надёжные критерии готовности ребёнка к систематическому обучению в школе.

        Одной из наиболее распространённых и доступных методик является опросник, который заполняется родителями, воспитателями детского сада, а также методики тестирования.

        Но любая методика тестирования не даёт стопроцентных гарантий, и достаточно субъективна.

        Каждая методика тестирования позволяет зафиксировать или количественно оценить определённые показатели психологической и функциональной готовности ребёнка к обучению, но понятие его общей психологической готовности к школе гораздо шире. Рассмотрим ещё несколько аспектов психологической готовности детей к обучению в школе.

        Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности требует определённой психологической готовности ребёнка к школе.

        Известна роль ведущей деятельности – ролевой игры в психическом развитии дошкольника. К концу дошкольного возраста формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое и является предпосылкой к обучению. Постепенно малыш начинает нуждаться в новых источниках знания, в новых отношениях, его уже не удовлетворяет обычный статус ребёнка – он хочет учиться, особенно тогда, когда это желание поддерживается. Подготовка ребёнка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе.

        Личностная и социально – психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им обращаться с одноклассниками, с учителем. Каждому ребёнку необходимо умение выйти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других.

        Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям. Дети, предпочитающие играть со взрослым или общаться с ним по поводу конкретных вещей, не способны долго слушать учителя, часто отвлекаются на посторонние раздражители. Они, как правило, не выполняют задания учителя, а заменяют их своей собственной задачей. Поэтому успешность решения задач у таких детей крайне низкая. И, напротив, дети, которые в свободном общении могут отвлекаться от конкретной ситуации и общаться со взрослыми на более или менее общие темы, более внимательны во время занятий, с интересом выслушивают задания взрослого и старательного их выполняют. Успешность решения задач обучения у таких детей значительно выше.

        Далеко не все дети обладают способностью понимать и устойчиво удерживать особую роль ученика, и, несмотря на достаточный объём знаний и хорошую память, такой ребёнок с трудом адаптируется в школе.

        Что привлекает ребёнка в школе? Как правило, особую привлекательность имеют внешние моменты школьной жизни – форма, портфель, тетради, сама школа, новые дети, новые друзья. Всё это, конечно, ещё не отношение к новому виду деятельности, к учёбе, как таковой, не желание учиться ради получения знания, но в то же время это основа желания изменить своё место в обществе. Но изменение социального статуса и нормальная адаптация в новых условиях во многом определяются уровнем волевого развития. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого развития: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия ещё недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда устойчивы и осознанны, у4держание цели зависит от трудности задания, длительности его выполнения.

        У разных детей уровень волевого развития оказывается различным. Но для успешной учёбы необходимо, чтобы ученик сумел безболезненно принять новые требования, понять и принять специфику учебной ситуации, требования учителя, наконец, чтобы отличить учительницу от бабушки, с которой можно капризничать. Ребёнок должен быть готов понять и принять относительную условность общения, правила и нормы поведения.

        Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудностей (принятия их), стремления не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребёнку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.

        Умение сосредотачиваться, удерживать своё внимание на определённой деятельности, умение слушать учителя, не отвлекаясь, также различно. Одни не могут и пяти минут работать сосредоточенно, другие весь урок внимательны и работоспособны. Причины такого невнимания могут быть самыми разными: это и особенности высшей нервной деятельности ребёнка (слабость нервной системы), что может быть и результатом быстрой утомляемости из-за плохого состояния здоровья, но может быть и результатом быстрой утомляемости из-за плохого состояния здоровья, но может быть результатом и собственно психологической неготовности – слабого развития произвольного внимания, недостаточного уровня волевой готовности. Бывает, что такой  ребёнок очень хорошо интеллектуально развит, а работать не может. Оценка готовности к школе прежде всего по уровню интеллектуального развития – наиболее распространённая ошибка и учителей и родителей. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности своих детей при этом в расчёт не принимаются. Учителя хорошо знают таких детей: они приходят в класс читающими, а проходит полгода – и их «обгоняют» те, кто не умел ни читать, ни считать. Именно они требуют индивидуального подхода, так как такие дети часто не могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не подкрепляет их работу похвалой, т. е. не работает с ними «один на один».

        Этот пример показывает, что готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не столько объём тех знаний, которые имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткость представлений.

        Особое значение в психологической готовности к школе имеют способность или предпосылки в овладении некоторыми специальными знаниями и навыками. Психологи называют эти предпосылки «вводными навыками». Важнее в дошкольный период не учить ребёнка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев. Необходимо развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, умения пересказывать, проводить зрительное сопоставление. Необходимо учитывать не объём знаний, а качество мышления.

        Бесспорно, чем лучше готов организм ребёнка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолеет, тем спокойнее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления к школе.

        Для того чтобы добиться действительных успехов при обучении каждого ребёнка, необходимо не только учитывать все способности его индивидуального развития, но постоянно искать новые подходы – важно не упустить положительные сдвиги, заметить их и выработать тактику дальнейшего продвижения.

        Оценивая учеников через призму здоровья, готовности к обучению, учитель, а с его помощью и родители смогут понять, что скрывается за так называемой ленью, пожеланием работать, рассеянностью, непослушанием, и примут именно те меры, которые смогут действительно помочь делу.

Список используемой литературы:

М. М. Безруких, С. П. Ефимова. Знаете ли вы своего ученика? – Москва «Прсвещение», 1991

Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. Психологический справочник учителя. – Москва «Просвещение», 1991

Журнал «Педагогика» №3, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность детей к школе

Материал подобран для проведения родительских собраний в 1 классе....

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....

Мастер — класс для родителей будущих первоклассников."Психологическая готовность к школе".

Мой мастер-класс поможет вам в доступном диалоге с родителями определить необходимые требования психологической готовности  будущего ученика  для успешно...

Программа психологических развивающих занятий "Психологическая готовность детей к школе"

Программа предназначена для групповой психологической работы с детьми 6-7 лет. Программа содержит учебно-тематический план занятий на учебный год. Занятия могут проводиться как с учащимися первого кла...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....

Психологическое обследование детей по программе Веракса Готовность детей к школе

Психологическое обследование детей по программе Веракса о  готовности детей к школе....

Основные аспекты готовности детей к школе в детских садах.

Как повысить готовность детей к школе в детских садах...