Школа будущего первоклассника
материал по теме

Языкова Людмила Ивановна

Советы педагога для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_budushchego_pervoklassnika.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Основная задача "Школы будущего первоклассника" - помочь ребёнку найти образ "настоящего школьника"; выработать умение общаться, быть активными, сообразительными, раскрепощенными; развивать у детей память, мышление, воображение; научить ребят обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.

Новое явление всегда вызывает множество вопросов, а особенно в такой области, как образование, - ведь это то, что непосредственно касается каждой семьи. Любым родителям приходится решать вопрос о том, куда отдать учиться своего ребенка, тем более что сейчас выбор школы одновременно означает выбор учебников и педагогического подхода, который они реализуют.

Очень часто приходится слышать:

  1. Как родители могут помочь своим детям в обучении, если они не понимают того, что те изучают?
  2. Как родителям проконтролировать усвоение детьми учебного материала?

В настоящее время в разных школах при приеме детей в первые классы используются разнообразные методы и формы отбора: собеседование с детьми по поводу их знаний (как ребенок читает, пишет, считает), самый широкий спектр психологического тестирования (рассматривается уровень актуального развития по  отдельным психическим функциям: памяти, мышлению, воображению и т.п.), конкурсные «экзамены». Прием детей в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов запрещается осуществлять на конкурсной основе (п.3 ст. Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Мы занимаем другую позицию. Дети должны переступить порог школы только тогда, когда они уже являются учениками данной  школы. Они должны приходить знакомиться со школой.

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью «Школы будущего первоклассника» педагоги школы считают должно стать всестороннее развитие ребенка: его мотивационный сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный мир. В игровой занимательной форме педагоги проводят занятия для ребят по программам курсов. «Школа будущего первоклассника» (именуемая в дальнейшем ШБП) является одной из форм работы с детьми в рамках преемственности на этапе «детский сад - начальная школа». Её появление и функционирование - результат социального заказа общества. Он определяется, с одной стороны, сохраняющимися высокими потребностями родителей, желающих подготовить детей к обучению в школе, поднять общий уровень их развития и уровень коммуникативных способностей.

             Данная программа не дублирует программы ДОУ и 1 класса, а способствует их усвоению, расширяет и углубляет изученное в детском саду и готовит к усвоению программы начальной школы.

Главный принцип. Которым мы руководствуемся – ребенок должен приходить в школу, чтобы знакомиться с ней.

Второй принцип – роль родителей в дошкольном воспитании ребенка определяет его готовность к школе (при условии, если у ребенка нет физиологических и психологических отклонений). Отсюда акцент при наборе детей делается на работу с родителями, которая выстраивается в деятельностном режиме.

Цель программы: Создание условий для осознанного выбора программы и успешной адаптации детей к новым условиям.

Задачи:

  1. выравнивание стартовых возможностей дошкольников;
  2. снятие психологического стресса перед школой;
  3. формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других;
  4. развитие речи и мелкой моторики руки.

Занятия проводятся

  1. с  10 марта  по 31 мая
  2. по субботам
  3. с 11.45  до 13.00
  4. по четыре занятия
  5. продолжительность урока – 20 минут
  6. продолжительность перемены – 5 минут

Ожидаемый результат:

  1. Родители:
  1. осознанный выбор программы и школы;
  1. Ученик:
  1. легко адаптируется к школьной жизни;
  2. умеет договариваться, обмениваться мнениями;
  3. умеет высказывать свою точку зрения.

Советы педагога 

Обращение к родителям первоклассников и других учеников

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

              Первого сентября ваш ребенок стал первоклассником.  Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного. Мы, взрослые - и учителя, и родители - хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом. Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты ребенком. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью. Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах.
Поэтому вместо вопроса
«Какую отметку ты получил?»  спросите:
   
«Что сегодня было самое интересное?»,


«Чем вы занимались на уроке чтения?»,


«Что веселого было на уроке физкультуры?»,


«В какие игры вы играли?»,


«Чем вас кормили сегодня в столовой?»,


«С кем ты подружился в классе?» и т.д.


         Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что - «плохо».  Поддержите его в этой трудной ситуации. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания.

Помните:

  1. Для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
  2.  Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим.
  3.  Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Помните: 

  1. Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы.

  1. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.
  2. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

                    Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника.


Верьте в ребенка, верьте в учителя.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!


Мы надеемся, что данные советы помогут вам решить некоторые проблемы, которые могут возникнуть в семье, где есть первоклассник.


Что делать, если...

ребенок испытывает трудности в общении с одноклассниками


По-чаще приглашайте одноклассников ребенка к себе домой. Только не весь класс сразу, а небольшими группами, по 2-3 человека. Устраивайте интересные совместные игры, развлечения. Это сближает детей, порождает у них симпатию друг к другу. Когда увидите, с кем из одноклассников у вашего ребенка лучше налаживается контакт, постарайтесь познакомиться с их семьями;

• ребенок плохо выполняет письменные работы
      Последовательные, спокойные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп деятельности, усилить концентрацию внимания,   улучшить почерк;


     
• ребенок не любит учиться
Перестаньте замечать неудачи. Сосредоточьте внимание на тех школьных достижениях, которые есть.
Интересуйтесь не промахами, а успехами ребенка. Приободрите его, внушите веру в собственные силы.

• ребенок заболел или пропустил занятия
       а) позвоните родителям одноклассников и узнайте максимум информации о ходе учебного процесса (особенно в пропущенные дни);

б) подойдите к учителю после уроков и получите консультацию о том, на что нужно обратить внимание при выполнении домашнего задания в связи с пропуском учебных занятий.


Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?


1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.

- Рабочее место должно быть достаточно освещено.

- Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.

- Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.


2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

- Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.

- Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.
- Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 мин.

- На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и т.д.).


4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе.

- Не забывайте, что у первоклассника ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.


5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.

- Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.


6. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

- Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.


7. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

- На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.


8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.


Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии.


К таким умениям относятся:

• умение собрать свой портфель (ранец);

• поздороваться с учителями и детьми;

• задать вопрос учителю или однокласснику;

• ответить на вопрос;

• слушать объяснения и задания учителя;

• выполнять задание;

• попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;

• умение долгое время заниматься одним и тем же делом;

• обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;

• разделять работу на части;

• адекватно реагировать на замечания;

• объяснить то, с чем не согласен;

• учитывать мнение других;

• гордиться своей работой и не скрывать этого;

• устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;

• брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;

• самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения свободного времени;

• умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.


Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.



Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:

- в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком;

- советуйтесь с ним, невзирая на возраст;

- признайтесь сыну (дочери) в ошибке, совершенной по отношению к нему (к ней);

      - извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты;

- почаще ставьте себя на его место;

- всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;

- пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть;

- не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете;

- сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя

АНКЕТА № 1

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Просим Вас ответить на несколько вопросов о Вашем ребенке, это поможет быстрее осуществить индивидуальный подход к ребенку, помочь адаптироваться в новом коллективе.

1. Ф.И.О. ребенка
2. Год, месяц, число рождения.
3. Какой он, Ваш ребенок?
4. Что Вас беспокоит, волнует в нем?
5. Его здоровье, физические особенности?
6. Почему бы вы хотели определить  ребенка в нашу школу?
7. Представляете  ли  вы  себе  трудности,  с  которыми сталкивается организатор школы?
8. В чем бы вы могли оказать содействие, помощь школе?
9. Каким бы Вы хотели видеть учителя своего ребенка?
10. Какие учебные предметы дополнительно Вы хотели бы видеть в школе?
11. Данные родителей: отец, место работы, мать, место работы.
12. Домашний адрес, телефон.
13. Жилищные условия ученика (отдельная комната, с сестрой, с братом, с родителями) – подчеркнуть.
14. Что Вас в нашей школе привлекает?
15. Какие дополнительные услуги, по Вашему мнению, может оказать школа?

АНКЕТА № 2

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ

Мы продолжаем изучать индивидуальные особенности Вашего ребенка для организации учебно-воспитательного процесса. Просим Вас ответить на несколько вопросов.

  1. В какое время Ваш ребенок обычно встает?
  2. Что Вас особенно волнует перед школой?
  3. Что,  на ваш взгляд,  привлекает Вашего ребенка в школе?
  4. Что любит Ваш ребенок?
  5. Чего не любит?
  6. Какой обычно Ваш ребенок в рабочие дни, в выходные?
  1. радостный, веселый
  2. радостный, веселый, но усталый
  3. в нормальном состоянии
  4. настроение грустное, подавленное
  5. настроение плаксивое, капризное
  6. другое
  1. Как Ваш ребенок обычно проводит свободное время?
  2. В чем сильные стороны Вашего ребенка?

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"...

Школа будущего первоклассника. "Здравствуй, школа!"

Это занятие поможет будущим первоклассникам быстрее адаптироваться к обучению в школе....

Готовим ребёнка к школе «Школа будущего первоклассника»

Занятия в «Школе первоклассника» направлены на подготовку ребенка к обучению в школе, а также на скорейшую и безболезненную адаптацию ребенка к новому для него этапу развития – обучению в школе....

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....

ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»

Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...

Конспект первого занятия школы будущего первоклассника "Здравствуй ,школа"

Знакомство со школорй, учителем. Фотографии кабинетов , спортивного зала, биюлиотеки ит. д. , где будут учиться будущие первоклассники. Правила поведения в школе. Загадки о школьных принадлежнос...

Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...