"Как помочь ребенку в овладении чтением и письмом"
статья по теме

Как помочь ребенку в овладении чтением и письмом

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Как помочь ребенку в овладении чтением и письмом.

   Обучение письму в современной школе проводится по специальной методике безотрывного письма, с которой  большинство родителей незнакомо. Поэтому они могут научить ребенка-дошкольника писать совершенно неправильно, а переучиваться, как известно, труднее, чем овладевать этим навыком впервые. Родителям следует учить детей  писать только печатные буквы.

Будет полезно, если родители не только займутся с детьми письмом печатными буквами, но прежде всего позаботятся подготовить руку ребенка к графической деятельности. Сюда входят такие упражнения, как

рисование,

копирование,

обводка,

штриховка,

раскрашивание,

вырезание,

выкладывание мозаики.

Все это развивает мелкие мышцы руки, моторику рук и пространственную ориентировку, что является необходимым компонентом навыка письма. Можно включить в занятия и рисование по точкам по клетчатой бумаге, что в будущем поможет детям ориентироваться в тетради. Проверено, что дети, пришедшие в школу с такой подготовкой, легко овладевают безотрывным письмом.

   При обучении чтению самое главное не допускать грубых ошибок, которые потребовали бы переучивания. Самая частая ошибка родителей  состоит в том, что с ребенком учат названия букв, а не звуки. Например, ша, а не ш, бэ, а не б и т.п. Это затрудняет слияние звуков при чтении слогов, в результате чего формируется побуквенное чтение. Вместо Ма-ша дети читают: Мэ-а-Ма, шэ-а-ша, Маша.

В целом это усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Прочтение же некоторых многосложных слов остается совершенно непонятным ребенку. Такие слова разгадываются им, как ребусы. Например, слово открытка читается как о-тэ-кэ-рэ-ы-тэ-кэ-а. Не удивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто остается непонятным.

На первом этапе обучения чтению имеет  смысл выучить группу звуков (их последовательность можно взять из азбуки), объяснив ребенку разницу между  гласными (тянутся) и согласными (произносятся отрывисто) звуками. Затем нужно показать, как из согласного и гласного звуков можно составить слоги. Из выученных букв-звуков (буквы пишутся, звуки произносятся) составляют 3-4 слога, например: ма, ра, ша, на. Требуйте от ребенка, чтобы он произносил первый звук до тех пор, пока не прочтет второй (м-м-м-а-а). так формируется слияние звуков в слоги. На первых порах дети читают нараспев, выделяя гласные звуки в слоги и слоги в слова.

Ребенок должен самостоятельно найти определенные слоги среди других и прочитать их. Потом из знакомых слогов составляют несколько слов (рама, наша, мама и т.д.) и читают их несколько раз правильно по слогам. Затем добавляют несколько новых букв-звуков (гласных и согласных), составляют из них новые слоги и новые слова. Потом можно перейти к чтению закрытого слога (уж, ан) и сравнить открытый слог с закрытым, так как, не уяснив разницы между ними, ребенок будет допускать ошибки типа перестановок, читая слоги то слева направо, то справа налево.

Если самый первый этап обучению чтению прошел успешно, то ребенку будет нетрудно перейти к чтению многосложных слов и предложений. Прочитав новое слово, ребенок должен, не глядя в текст, повторить его и осознать, что оно значит.

Таким образом, родители должны следить за тем, чтобы дети могли повторить и объяснить значение прочитанного слова, а также смысл предложений и текста в целом. У них должна выработаться привычка спрашивать у взрослых о значениях новых, непонятных слов и понятий. Потом из этого вырастет потребность обсудить с родителями прочитанную книгу, обратиться к словарям и справочникам.

Многие родители, едва научив ребенка читать, перестают сами ему читать книги. Они считают, что тем самым ребенок скорее приучится к самостоятельному чтению. Здесь необходимо напомнить, что интеллектуальное развитие детей к 6-7 годам, их интересы и сведения об окружающем требуют чтения уже довольно сложных книг, а техника чтения детей значительно отстает от этого уровня. Даже дети, начавшие читать с 5-летнего возраста, не могут читать столько, сколько нужно для удовлетворения любознательности. Ребенок затрачивает большое количество усилий на преодоление технических трудностей. При этом содержание книги ускользает от него, он быстро устает и может счесть книгу неинтересной. Чтение же книг родителями развивает мышление ребенка, дает ему новые образцы речи, расширяет словарный запас. Кроме того, ребенок учится эмоциональному, выразительному чтению. Таким образом, в период обучения ребенка чтению в семье должны быть как книги с короткими рассказами и сказками, легко понятные и напечатанные крупными буквами, пригодные для самостоятельного чтения (лучше вслух!), так и более сложная детская литература , необходимая ребенку по возрасту. Ошибочно думать, что читать короткие, порой знакомые, рассказы и сказки детям 6-7 лет неинтересно. Самостоятельно прочитанная любимая с раннего детства сказка доставит радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте как этап овладения чтением и письмом

Период обучения грамоте в 1 классе к курсу начального обучения по программе "Школа России"...

Статья "Как помочь ребенку в овладении письмом. Организация рабочего места"

Очень часто в ответ на вопрос: «Хочется ли тебе пойти в школу и если да, то почему?» — будущие первоклассники говорят, что в школу им хочется пойти, чтобы научиться писать «письменными» буквами, «как ...

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

Как помочь ребёнку в овладении чтением,счётом, письмом.

Рекомендации, как можно заниматься с первоклассником...

Консультация для родителей 1 класса на тему: "Как помочь ребёнку в овладении чтением, письмом и счётом".

Эта статья поможет родителям ответить на часто задаваемые вопросы. Как помочь ребёнку в овладении счётом, как освоить грамоту и письмо....

Трудности школьников в овладении чтением и письмом

В статье рассматриваются основные ошибки при овладением чтением и письмом младшими школьниками, предлагаются игры на развитие фонематического слуха и даются советы родителям....

«Как помочь ребёнку в овладении чтением и письмом»

Буклет «Как помочь ребёнку в овладении чтением и письмом»...