Статья "Как помочь ребенку в овладении письмом. Организация рабочего места"
методическая разработка по теме

Бобкова Елена Александровна

Очень часто в ответ на вопрос: «Хочется ли тебе пойти в школу и если да, то почему?» — будущие первоклассники говорят, что в школу им хочется пойти, чтобы научиться писать «письменными» буквами, «как взрослые». Писать курсивные буквы — мечта ребенка. Даже если он уже читает и умеет писать печатными буквами, его притягивает письмо «по-взрослому». Что нужно сделать родителям, чтобы у сына или дочери сохранилось это желание, чтобы обучение письму не превратилось в муку? Нужно ли до школы заниматься по прописям? Когда тренировать ребенка рано, а когда уже поздно? Об этом мы и поговорим в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsii_rabochego_mesta.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Организации рабочего места, как  помочь ребенку к овладении письмом.

Очень часто в ответ на вопрос: «Хочется ли тебе пойти в школу и если да, то почему?» — будущие первоклассники говорят, что в школу им хочется пойти, чтобы научиться писать «письменными» буквами, «как взрослые». Писать курсивные буквы — мечта ребенка. Даже если он уже читает и умеет писать печатными буквами, его притягивает письмо «по-взрослому». Что нужно сделать родителям, чтобы у сына или дочери сохранилось это желание, чтобы обучение письму не превратилось в муку? Нужно ли до школы заниматься по прописям? Когда тренировать ребенка рано, а когда уже поздно? Об этом мы и хотим поговорить.

Сначала давайте определимся с тем, что представляет собой процесс письма.

Письмо — это передача устной речи с помощью графических знаков. Перечислим действия, которые должен выполнить ребенок, пишущий какое-либо слово. Сначала он проводит звуковой анализ слова, то есть выделяет последовательность звуков, входящих в его состав, уточняет слышимые звуки. Выделенные звуки или их комплексы в свою очередь превращаются ребенком в зрительную фафическую схему, иными словами, ребенок представляет себе это слово написанным. Последний этап — превращение ребенком зрительных образов в нужные графические начертания — осуществляется движениями руки, соответствующими написанию каждой отдельной буквы.

Как подготовить ребенка к овладению письмом.

Может быть, лучший способ помочь ребенку вручить ему прописи и усадить писать? Давайте сразу договоримся, что это совершенно неправильный путь. Не наша задача обучать его по пособиям, предназначенным для б-7-летних детей и применяемым в условиях специального обучения под руководством учителя. Наша с вами задача — подготовить ту базу, основу в развитии ребенка, которая поможет ему научиться писать. И чем раньше мы начнем это делать, тем радостнее будет обучение.

У детей 5-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев. Кроме того, дети этого возраста с большим трудом удерживают какую-либо постоянную позу. Еще один важный аргумент против дублирования школьных занятий или раннего обучения письму (в 4-5 лет): еще не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, координации движений глаза и рук, то есть синхронной деятельности и подчинения руки

глазу. Все это создает дополнительные трудности. Для того чтобы помочь ребенку овладеть письмом, давайте выделим предпосылки овладения этой сложной деятельностью. Обратимся к авторитетам в данной области: «Для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая их по начертанию, и выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения». Для осуществления письма нужны четкие представления о звуках родного языка и одновременно устойчивые связи звуков и букв, обозначающих эти звуки, а также четкие связи зрительного (то, что видим) и двигательного (то, как пишем) образов буквы.

Итак, можно выделить следующие предпосылки овладения письмом:

• хороший уровень развития устной речи, произвольное владение ею, способность выделять последовательность звуков в слове, то есть называть все звуки в слове по порядку;

сформированность пространственного восприятия и пространственных представлений, иными словами, способность назвать предметы, находящиеся справа или слева, умение показывать свою правую руку, левое колено, левое ухо и т.д;

  •  развитие точных движений рук;
  •  умение регулировать свои действия, применять волевое усилие.

Мы главным образом будем говорить о подготовке к формированию

фафического навыка. Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Если графический навык сформирован правильно — ребенок пишет буквы четко, красиво, быстро, если неправильно медленно, экно, неразборчиво. В то же время переделать неправильный фафический навык порой невозможно.

Итак, подготовка ребенка к письму должна начинаться намного раньше того момента, когда он возьмет ручку. Очень важно, чтобы среди игрушек ребенка были конструкторы с небольшими по размеру деталями для развития не только мелкой моторики, но и пространственного восприятия. Следует поощрять желание ребенка работать руками, будь то помощь по дому, шитье, вышивание, аппликация. Огромное значение для подготовки к письму имеет рисование различными материалами: красками, цветными карандашами, фломастерами. Если ребенок не любит рисовать, ни в коем случае не разводите руками и не говорите: «Ну, не любит, не всем же быть Репиными». Постарайтесь попять причины этой нелюбви и приложите усилия, чтобы заинтересовать ребенка. Организуйте интересную изобразительную деятельность, рисуйте вместе. Для развития ребенка роль рисования трудно переоценить.

11риучайте ребенка правильно сидеть при письме.

Успешность формирования навыка письма, особенно почерка, во многом зависит от соблюдения основных гигиенических правил. Они не сложны, но очень важно неукоснительно выполнять их на начальных этапах обучения.

С первых дней работы ребенка за столом следите за его посадкой. Научив малыша сразу сидеть правильно, вам не придется пот ом переучивать его. Правильная поза, положение руки и координация движений позволяют сформировать Стол, за которым работает ребенок, стул, на котором он сидит, должны соответствовать его росту. Туловище нужно держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи (оба плеча находятся на одной высоте). Грудь не касается стола расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони. Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол. Голова должна быть слегка наклонена вперед так, чтобы глаза находились на расстоянии 20-30 см от листа бумаги (для ребенка маленького роста это расстояние немного меньше). Локти слегка выступают за край стола и находятся на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза при письме не только удобна, но и позволяет сохранять работоспособность, предотвращать нарушения зрения и осанки. Если ребенок праворукий, свет должен падать на стол слева, если леворукий — справа.

На первый взгляд все перечисленное кому-то может показаться несущественным. Но цена за невнимание к выполнению этих требований слишком велика — искривление позвоночника, нарушение зрения. Лучше сейчас потратить силы и время на то, чтобы научить ребенка сидеть правильно, чем тратить их потом на визиты к врачам и лечение.

Не менее валено научить ребенка располагать тетрадь на столе. От этого зависит не только качество письма, но и поза пишущего. Лист тетради должен быть сдвинут вправо так, чтобы нижний левый край его находился напротив середины груди, немного (на 20°) был наклонен влево и по мере заполнения отодвигался. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а по мере заполнения страницы — сверху. Если ребенок леворукий, лист располагается так, что нижний правый угол «смотрит» в середину груди ребенка, а нижний левый край приподнят (на 20°). Правой рукой ребенок придерживает тетрадь в нужном положении и но мере необходимости отодвигает ее от себя.

Советуем вам посадить ребенка правильно и обвести на столе цветным мелком (подходят для этого мелки «Живопись» — их след долю не стирается) контуры тетради так, как она должна быть расположена во время работы соответственно правой или левой рукой. Па первых порах это будет хорошим ориентиром.

Как правильно держать ручку?

Свободное движение пишущей руки зависит прежде всего от того, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно рука Должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Псе эти движения будут затруднены, если ручку сжимать чересчур сильно (при этом прогибается указательный палец), держать вертикально или так, чтобы свободный конец ее был направлен в сторону от пишущего. Невозможны свободные движения при письме и в том случае, если рука опирается о стол тыльной стороной.

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ее, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Вес три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, при этом ручка не должна падать. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца —2 см. Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий, на расстоянии примерно 4 ем от кончика стержня. Оптимальная длина ручки — 15 см: очень короткие или очень длинные ручки лучше не использовать. Слишком твердый стержень, ребристые грани неудобны, требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма Итак, ручку нужно держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец, чтобы не увеличивалось мышечное напряжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как помочь ребенку в овладении чтением и письмом"

Как помочь ребенку в овладении чтением и письмом...

Роль родителей в организации рабочего места младшего школьника для выполнения детьми домашнего задания или творческой деятельности.

В начальной школе очень важно при взаимодействии классного руководителя с родителями обратить внимание на организацию рабочего места для выполнения домашнего задания или творческих работ. Необходимо с...

Советы по организации рабочего места школьника

Советы по организации рабочего места школьника...

Организация рабочего места педагога и ученика при реализации дистанционных технологий обучения

Подготовка к on-line занятию. Как расположить несколько окон на экране компьютера во время онлайн-занятия. Принцип наглядности на онлайн-занятии во время онлайн-занятия. Воспр...

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ ГРАМОТНЫМ ПИСЬМОМ. ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Все родители хотят видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными людьми в жизни. Для достижения этих...

Памятка для родителей по организации рабочего места ребенка.

Памятка содержит рекомендации по организации рабочего места ребенка....