Главные вкладки

    Роль родителей в организации рабочего места младшего школьника для выполнения детьми домашнего задания или творческой деятельности.
    статья (1 класс) по теме

    Бавтюк Анна Павловна

    В начальной школе очень важно при взаимодействии классного руководителя с родителями обратить внимание на организацию рабочего места для выполнения домашнего задания или творческих работ. Необходимо соблюдать требования к рабочему месту ребёнка для поддержания здоровья младшего школьника. Приучать к порядку на рабочем столе необходимо с первого класса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль родителей в организации рабочего места младшего школьника для выполнения детьми домашнего задания  или творческой деятельности.

      Как часто вечером накануне нового учебного дня в семьях можно услышать вопрос: «Ты уже сделал уроки?» Проблема домашней работы учащихся волнует учителей и родителей. Нередко домашнее задание становится темой родительского собрания, причиной визита родителей в школу.

          Часто на родительских собраниях обсуждается вопрос, какой должна и какой может быть помощь родителей в подготовке детьми к урокам. Единой точки зрения на этот счёт нет. Мнение, что родители не должны заботиться о выполнении ребёнком домашнего задания, подкрепляется такими аргументами: у родителей нет времени, они иногда не в состоянии помочь в решении сложных математических задач или в изучении русского языка, и ещё: учителям вряд ли понравится, если родители будут слишком или даже просто «вмешиваться».

        Другие родители придерживаются противоположной точки зрения и отстаивают её. Они считают, что родители, не помогающие своим детям в подготовке домашних заданий, проявляют безответственность; кроме того, самостоятельность детей тоже следует направлять. Каждый учитель знает эти полярно противоположные мнения родителей. У одних – преувеличенная готовность помогать ребёнку, частично ведущая к подавлению развития самостоятельности;  у других – уверенность, что за учёбу их детей ответственность лежит только на школе.

         Если же отвлечься от этой однозначности, то мы придём к выводу, что проблема воспитания с помощью домашнего задания привычки к самообразованию имеет две стороны. На некоторые вопросы родителей нельзя ответить просто «да» или «нет», так как прежде необходимо изучить многочисленные условия. Мера помощи родителей в выполнении домашнего задания, направление воспитательного воздействия, способ поддержки во многом зависят от уровня развития школьника, его возраста и степени его самостоятельности, его отношения к учёбе, чувства ответственности и других факторов индивидуального развития.

        Не должно быть сомнений в том, что родители наряду с учителями несут ответственность за выполнение ребёнком домашних заданий и здесь возможна совместная работа. Так же однозначно следует принять и то, что домашнее задание открывает перед ребёнком простор для самостоятельной деятельности, способствует развитию самостоятельности, препятствовать которому не должна родительская помощь.

              Какая помощь может и должна быть оказана?

       За выполнение своего домашнего задания отвечает в первую очередь сам школьник.  Из этого основного положения должен исходить учитель в совместной работе с родителями, чтобы достичь высокого качества выполнения домашнего задания учащимися. Нередко ученики полагаются на помощь родителей, и нередко такая помощь заходит слишком далеко. Домашнюю работу школьник должен приучаться самостоятельно начинать и выполнять по собственному плану. Не обязательно и даже бессмысленно указывать детям, в каком порядке они  должны выполнять задания. Помощь, которая при этом требуется, заключается, прежде всего, в укреплении и развитии их самостоятельности и поддержке их чувства ответственности. Следует помнить, что подсказка или выполнение части письменной работы родителями не принесёт желаемого эффекта. Если ученик спрашивает о правописании какого-либо слова, следует направить его к орфографическому словарю. Нужно советовать детям использовать рекомендации учебника по решению различных типов задач. Итак, помощь родителей при подготовке  домашнего задания должна заключаться в том, чтобы приучить школьника к правильному самостоятельному использованию вспомогательных материалов. Родителям следует не устранять препятствия с пути учащихся, а приучать их эти трудности преодолевать. Конечно же, родители обязаны оказать детям необходимую помощь, но в любом случае речь идёт об индивидуально продуманной помощи, зависящей от характера домашнего задания и от особенностей учащегося.

       Сделаем вывод:

       Родители должны ориентироваться на то, чтобы ребёнок как можно раньше привыкал к самостоятельному выполнению домашних заданий, не полагаясь на постороннюю помощь, так как педагогические функции домашнего задания заключаются именно в воспитании самостоятельности. Если это правило последовательно соблюдается, то с каждым годом отношение учащихся к самостоятельной работе будет всё больше соответствовать желаемому.

    Что должны знать и учитывать родители и дети о создании в семье условий для обучения?

        Вопросы  о создании дома необходимых условий для обучения часто во время дискуссий отступают на второй план. Но именно непродуманные внешние условия, такие, как вопросы организации труда, обстановки рабочего места, рабочий ритм, трудовая гигиена, способны оказать сильное влияние на качество обучения. Совсем не праздное любопытство вынуждает учителя интересоваться, есть ли у школьника собственное рабочее место, падает ли свет слева (для пишущих правой рукой) или справа (для пишущих левой рукой), удобно ли для работы место для сидения, хорошо ли освещён стол, не играют ли младшие братья или сёстры в той же комнате в момент приготовления уроков, где хранятся учебные материалы.

      В 1 классе в 2013-2014 году обучаются всего 4 ученика. Двое из родителей  подтвердили, что эти вопросы после беседы с классным руководителем (Бавтюк А.П) заставили их задуматься над обстановкой рабочего места ребёнка. Конечно, ещё не каждый школьник имеет собственную рабочую или детскую комнату, жилищные условия, к сожалению, пока до сих пор ограничены. Но следует знать основное правило: собственное рабочее место так же необходимо, как и собственная кровать! Не смотря на то, что в 1 классе домашнее задание не задаётся по предметам, всегда есть задания творческого характера, развивающие игры, которые можно выполнять совместно с родителями. Поэтому первоклассник с первого года обучения должен знать своё рабочее место дома  и как правильно следить за его порядком.

        Воспитание твёрдой привычки к порядку, чистоте и учебной дисциплине невозможно, если ребёнок должен освобождать для домашней работы только что использовавшееся место. Постоянно ищет в квартире место, где можно приготовить уроки, или из-за отсутствия рабочего места садится за уроки в различное время. Домашнее задание следует готовить после отдыха всегда в одно и то же время. Такой режим ведёт к выработке трудовой дисциплины. Если ребёнок – под контролем родителей или без – начинает выполнять домашнюю работу в строго определенное время, тогда этот рабочий ритм будет у него, так сказать, в крови. Сформируется привычка к работе – существенная сторона воспитания характера.

       Что могут учителя посоветовать родителям и детям? На что ученики и их родители должны обращать внимание?

    • Не начинать выполнение   заданий на дом сразу по возвращении из школы. Сначала «подышать свежим воздухом», отдохнуть. В первую очередь выполнять самые сложные задания и не откладывать без необходимости часть работы на последующие дни.
    • Перед тем как приступить к выполнению творческого или развивающего задания, приготовить всё необходимое, чтобы не тратить время на поиски. На рабочем месте не должно быть беспорядка. Перед работой его нужно привести в порядок и после – убрать.
    • Задания, требующие особой концентрации внимания, должны сопровождаться перерывами для отдыха. При длительной умственной работе концентрация внимания медленно ослабевает.
    • Чётко определять границу той части материала, которую надлежит выучить. Только после успешного выполнения  задания можно заняться другими делами.
    • Следить за осанкой и за соблюдением расстояния от края стола до глаз, которое должно составлять 30-45 см.
    • Учителя, родители и, конечно, сами дети должны следить за тем, чтобы:

    - рабочее место было достаточно хорошо освещено (Общего света в помещении часто бывает недостаточно);

    - стул соответствовал росту ребёнка (нельзя допускать, чтобы ребёнок не доставал ногами до пола);

    - было подобрано правильное цветовое оформление комнаты;

    -  задание выполнялось в спокойной обстановке (не допускать, чтобы, например, ведро с мусором было необходимо вынести именно в тот момент, когда школьник погружён в решение своей учебной или творческой задачи);

    - рабочая комната была проветрена;

    - температура воздуха в помещении была нормальной.

       Ещё несколько слов хочется сказать о часто встречающемся «шумовом сопровождении» выполнения домашнего задания: широко распространилась привычка создавать себе звуковой фон, включая радио, телевизор, магнитофон, телефон с музыкальным сопровождением или особенно часто встречающееся в настоящее время явление – пребывание в наушниках под грохот музыки. Когда родители не возражают против этой привычки или не обращают на неё внимания, дети вследствие перевозбуждения начинают работать поверхностно.

    В разговоре с одним из пап, выяснилось, что первоклашке запрещалось читать вслух, так как это мешает смотреть телевизор.  Если ребёнок одним ухом слушает музыку или голос диктора, другим – разговор родителей, это ведёт к печально известным ошибкам из-за рассеянности, вызывающим раздражение родителей. У нервных и чувствительных детей такая обстановка может вызвать расстройство сна и снижение внимания.

        Всё вышесказанное, конечно, для большинства родителей не является новостью, но вместе  с тем не всегда полностью реализуется. Часто эти правила забываются. А многие из них стали сами собой разумеющимися. Но домашнее развитие ребёнка можно стимулировать, основательно продумав условия его работы.

       Интерес родителей, всей семьи к школьной жизни ребёнка – предпосылка для его успешного обучения.

                                                                                                   Бавтюк А.П., классный руководитель 1го  класса


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение мультимедийных технологий в обучении младших школьников. Методы проектирования как инновационная форма творческой деятельности учащихся.

    Пример работы класса над проектом по теме: «Птичья столовая» (4 класс).Тип проекта: учебный, практико-ориентированный.Аннотация: Данный проект проводится в рамках внеклассной работы и предметных...

    Родительское собрание "Организация учебного труда младшего школьника в процессе подготовки домашнего задания"

    Организация учебного труда младшего школьника в процессе подготовки домашнего задания....

    Организация рабочего места младшего школьника

    Советы родителям, как помочь ребенку в овладении письмом....

    Роль родителей в формировании УУД у младших школьников

    Истинная цель просвещения – не в том,чтобы сообщить людям определённуюсумму сведений по различным наукам, а в том,чтобы пробудить в каждом человеке творца,духовно активную личность – и в э...

    Роль родителей в формировании УУД у младших школьников

    Истинная цель просвещения – не в том,чтобы сообщить людям определённуюсумму сведений по различным наукам, а в том,чтобы пробудить в каждом человеке творца,духовно активную личность – и в э...

    Статья на тему "Роль родителей при коррекции звукопроизношения у младших школьников"

    Статья на тему "Роль родителей при коррекции звукопроизношения у младших школьников"...

    Практические рекомендации родителям по организации дистанционного обучения младших школьников

    Правильная организация процесса дистанционного обучения, при которой онлайн-уроки выстраиваются учителем с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, дает ряд преимуществ: учебный материал мо...