Роль родителей в формировании самооценки у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
статья (1 класс)

Психологический комплекс является совокупностью чувств, мыслей, опыта, установок (которые сформированы подсознательно или сознательно), которые привели к формированию новых эмоций и нового шаблона поведения.  Формирование комплексов человека происходит в детстве, когда ребенок еще очень уязвим и беспрекословно верит тому, что ему говорят взрослые. В детском возрасте негативные мнения поступают напрямую в подсознание и там откладываются, поскольку дети неспособны фильтровать информацию, поступающую к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проявления комплекса неполноценности на разных возрастных этапах

   Особенности комплекса неполноценности у детей

Комплекс неполноценности представляет собой заниженную самооценку, возникающую на основании реального или мнимого недостатка внешности или характера. Формирование его, как правило, происходит еще в дошкольном периоде жизни человека или во время полового созревания. Это объясняется тем, что до 4 лет ребенок, совершая ошибки и испытывая неудачи, ещё не может делать выводы, подводить итоги, и, таким образом, негатив близко к сердцу не принимает [1, с. 51].

Все родители хотят вырастить счастливого и всесторонне развитого ребенка. Родные в первые месяцы жизни уделяют крохе все свое время, однако уже после двух лет, когда ребенок становится относительно самостоятельным, в родительском расписании оказывается все меньше «детского» времени. Ребенок всё чаще оказывается предоставленным сам себе, что находит отражение на его самооценке и на восприятии окружающего мира.

Мировосприятие ребенка является таким, что у него имеет место постоянный дефицит внимания. Некоторые родители могут отмахиваться от детей, приводя часто в пример тех детей, которые более самостоятельны. В итоге у ребенка может развиваться комплекс неполноценности. Это чувство знакомо почти всем людям – это ощущение родительского невнимания, всеобщей безразличности, общественного порицания, из-за которого возникает желание просто раствориться в воздухе. Многие люди сталкивались в жизни с ним хотя бы раз. При таком положении дел крайне занижается самооценка.

Маленькие дети особо эмоционально воспринимают это, потому достаточно долго может длиться угнетенное состояние. Если от причин, провоцирующих развитие комплекса, не избавляться, то он укорениться в ребенке и будет все больше разрастаться, что вызовет формирование совершенно несчастной личности человека [3].

Нередко вызывают комплекс неполноценности формулировки окружающих, особенно родителей, несущие в себе заряд негатива. Фразы, подобные: «У всех дети, как дети, а ты…» или, например: «Ты – плохой ребенок…» способны укрепиться в подсознании и, в дальнейшем, сильно отравить жизнь ребенка. Нередко закомплексованными становятся дети у слишком строгих и властных родителей, подавляющих инициативность, интерес и эмоциональность ребенка.

Ребенок не способен критически относиться к словам взрослых, особенно родителей, которые для него – боги. Примерно до 7-8 лет малыш воспринимает ваши слова, как аксиому. Так происходит формирование чувства вины, которое закрепляется, разрастается и становится устойчивым комплексом, а искоренить его уже достаточно сложно.

Комплекс неполноценности, выраженный в разной степени тяжести, предполагает следующее: чувство ущербности; чувство никчёмности; чувство вины; страх ошибки; страх осуждения; ощущение уродства; желание быть не хуже всех; желание быть лучше всех; агрессия; зависимость от мнения людей; доказывание силы; доказывание полноценности; враньё людям; враньё себе; зависть; ревность; гнев; сравнение себя с другими; стремление к богатству; стремление к власти; стремление к славе; следование моде; ощущение важности; ощущение значимости; ощущение избранности; осуждение себя; разочарование; жалость к себе; беспокойство; паника; ощущение беспомощности, отчаяния и невозможности что либо изменить.

Иногда ребенок может явно не проявлять своих переживаний и комплексов. Но в то же время родители должны помнить, что объективная самооценка и отсутствие комплекса неполноценности – минимальные составляющие успешного будущего человека. Поэтому задача родителей вовремя обнаружить и постараться максимально мягко искоренить такое крайне разрушительное и сдерживающее развитие состояние у ребенка как комплекс неполноценности.

   Проявления комплекса неполноценности у подростков

Подростковый возраст - самый эмоционально насыщенный период в жизни человека, когда явно выражены негативные особенности возрастного кризиса. Подростковый возраст – самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений, в том числе, для развития комплекса неполноценности.

Ребенок во время взросления начинает обобщать те события, которые с ним происходят, начинает подвергать анализу свои поступки и давать им оценку, начинает выискивать подтверждение собственному мнению в реакциях окружающих. Это происходит обычно в возрасте 12 – 14 лет, в переходный возраст – в пору формирования личности. И в это время для подростка очень важно понимать, какое впечатление он производит на друзей, на близких, на одноклассников и просто знакомых. И если ему кажется, что люди на него реагируют отрицательно, то он может сделать вывод: «я плохой», «я неудачник», или «я хуже других». Такая мысль, подтвердившись несколько раз, может глубоко западать в душу подростка. Так и появляется комплекс неполноценности [4].

Выделяются несколько причин возникновения у подростков комплекса неполноценности, которые в равной степени актуальны и для мальчиков, и для девочек. Представлю их ниже [2, с. 84]:

 - мнимый или реальный недостаток (при физических изъянах, дефекте характера, внешности)

- холодность и равнодушие родителей, безразличие их к проблемам и успехам ребёнка, не желание участвовать в их жизни.  

- постоянные придирки, критическое отношение родителей к ребёнку, насмешки, недовольство, отсутствие одобрения и дружеской поддержки.

- плотная опѐка и повышенная забота родителей, сильное, подавляющее влияние их любви на взрослеющую личность.  

- сплошные неудачи в дошкольном и подростковом периоде жизни, неумение ребёнка преодолевать препятствия, справляться с трудностями.

- безответная подростковая любовь (которая закончилась выяснением отношений, скандалом, расставанием), глубокие переживания подростка.

- несоответствие (мнимое или реальное) образа жизни, поведения и внешности с приятными нормам и стандартам в обществе.  

- Несовпадение реального социального положения, жизненного уклада и с желаемым.  

- Отсутствие успехов в учёбе, карьере, в спорте, низкая обучаемость и неспособность восприятия новой информации, личностный рост слабо выраженный.

Наиболее характерной причиной появления комплекса неполноценности у девочки – подростка является её внешность. Детский организм в переходный период значительно изменяется: ребенок превращается в женщину, изменяется психология и физиология девочки, резко повышается ее гормональный фон, фигура становится женственной. Всё это относится к положительным переменам, поскольку процесс взросления для девочки имеет особое, почти мистическое значение: она ощущает растущую женскую привлекательность, и это не может ей не нравиться.

Девочке для нормального развития необходима помощь взрослых. В идеале должны помочь родители: девочка от матери может получить рекомендации и советы (по уходу за кожей, по подбору одежды и пр), от отца – восхищение и любовь. В этом возрасте девушке необходимы подруги, ей необходима компания сверстниц, у которых такие же проблемы.  

Девочка точно так же будет переживать, влюбившись без взаимности. Если её любимый мальчик на её чувства не ответит или, что ещё хуже, ей предпочтет другую, то во всем будет виновата ее неидеальная внешность: «я слишком полная» или «я слишком худая». Никакие убеждения и утешения взрослых здесь не помогут.

Существуют ряд признаков, которые указывают на назревающую психологическую проблему [2, с. 85]:  

- резкое изменение поведения девушки без внешних причин;

- часто уходит в себя, задумчивость.

- перепады замкнутости и оживления;  

- девушка много времени проводит перед зеркалом, изучает своё отражение до подробностей.  

-завидует другим девушкам и этого не скрывает.

- может впадать в крайность, изводить себя спортивными тренировками, отказываться от пищи и пр.;

- становится раздражительной, нервничает, часто плачет, злится, её тело находится в постоянном напряжении, быстро устаёт и пр.

Со временем причины, которые вызвали комплекс – могут сами собой устраниться или перестанут быть важными, но ощущение никчёмности, ненужности с ней может остаться надолго. Если конечно, она максимум усилий не приложит к тому, чтобы избавиться от комплекса неполноценности и снова вернуться к нормальной жизни.

Основными причинами в родительских воспитательных ошибках, вызывающими комплекс неполноценности, могут выступать следующие [5, с. 19]:

 - ребенку с самого детства выдвигались неразумные и завышенные требования;

-   Родители к ребенку относились как к собственности необходимой для достижения собственных целей;  

- Старшим поколением всегда указывалось чаду его зависимость от старших, родителей;

-  Родители в воспитании применяли авторитарные методы по воспитанию;

-  Ребенка попрекали его ущербностью и его незначительностю в коллективе;

- У ребенка было мало личного пространства, так как жёсткие границы были установлены родителями;  

- ребенка нередко сравнивали с другими детьми, и не в его пользу;

-  В семье не было никогда теплых и доверительных взаимоотношений;

-  Ребенку указывался свод правил, которые действуют в семье, за нарушение которых их ожидало серьезное наказание;  

- От ребенка требовалось всегда показательно правильное поведение.

Анализируя эти ошибки видно, насколько неверной модели поведения могут придерживаться многие родители. Они неверно считают, что таким образом будут воспитывать в ребенке уважение к старшим и почитание старших в семье, а на самом деле – в них культивируется комплекс неполноценности.        

Использование неправильных форм наказания – за неумышленные поступки ребенка, не по возрасту ребенка, которые отсрочены по времени, словесные, физически агрессивные, бойкоты – не приводят к перевоспитанию неправильных действий ребенка, а формируют у них стойкое ощущение своей «плохости», ненужности, нелюбви родителей.

Но при этом, и поощрения тоже могут вызывать формирование комплекса неполноценности, если его использовать неправильно. К примеру, когда хвалят мимоходом, походя, а ругают от души; когда без душевного тепла откупаются игрушками или деньгами; или когда поощряется ребенок формально – «сделал уроки – хвалю, молодец». В таком случае ребёнок не будет чувствовать настоящей  поддержки, ему будет казаться, что его любят только с условием, что он будет послушным  и хорошим [2, с. 86].

   Анализируя специфику проявления комплекса неполноценности у разных возрастных групп и его влияние на личность, можно придти к выводу, что большое значение на его формирование оказывает влияние родителей - упреки и непосильные задания, создающие впечатление, что ребенок ни на что не способен, насмешки подавляют социальное чувство, ложь также формирует недоверие. Также это угасание социального интереса, которое происходит под влиянием несамостоятельности ребенка, при отвержении его со стороны сверстников, нехватка любви.

Среди важных негативных сторон, которые являются последствием комплекса неполноценности, их влияния на личность можно отметить – отсутствие эмпатии, жестокость, постоянная внутренняя борьба, страх неудач. Говоря о воздействии комплекса неполноценности на характер – можно отметить повышенное беспокойство, тревожность, уход в фантазии, непослушание, бунт, что в результате приводит к пессимизму, поиску поддержки, тревожному сну, специфичным позам. У человека с комплексом неполноценности появляется критичность, потеря веры в людей, скрытая враждебность.

При поиске ответа на вопрос, как можно бороться с комплексом неполноценности - специалистами обычно могут быть предложены следующие методы по устранению проблемы [5, с. 19]:

- Семейная терапия. Если причина в невозможности самореализовать себя скрыта в детской травме, то ликвидацию ее необходимо проводить вместе с родителями. Проведение беседы и семейного тренинга довольно эффективно помогают в таких случаях.

- Метод «защитного щита». Люди далеко не всегда и не все дружелюбно друг к другу расположены. Построение лечения комплекса неполноценности в первую очередь должно быть основано на правильной реакции в отношении к завистникам. Психологами производится именно обучение тому, как недоброжелателей воспринимать и их язвительные замечания считать невоспитанностью и откровенной глупостью.

- Метод овеществления (олицетворения). Специалистами во время общения со своим пациентом дается установка на диалог с неживым предметом. Затем может оттачиваться свое ораторское мастерство при «дискуссии» с цветком, с любым бытовым прибором. Отличное решение при неуверенности в себе - это разговор с домашним любимцем.

- Психологический тренинг. Пациенту с комплексом неполноценности предлагается лист бумаги разделить на две равные части. Затем ему нужно будет озвучить на двух половинах свои отрицательные и положительные черты характера. Психологом во время сеанса озвучивается проблема, которая проанализирована. Далее лист бумаги разрезается пополам, чтобы весь написанный негатив сжечь или разорвать на мелкие кусочки. Позитивные отзывы о себе должны быть размещены на самом видном месте в квартире. 

С целью борьбы с комплексом неполноценности и для его предотвращения – необходимо больше спрашивать детей и их выслушивать, чем самим говорить. Личный пример, стимулирование и соревнование – являются лучшими методами по воспитанию здоровой и гармоничной личности ребёнка. Очень важно своего ребенка развивать, водить на занятия, поощрять и хвалить его, поддерживать, всегда быть рядом - при сложных обстоятельствах и даже в тех случаях, когда ребёнок оказывается не прав. Необходимо своих детей поддерживать, стараться всегда быть рядом, уделять им внимание, интересоваться их жизнью и тогда комплекс неполноценности ребенку вряд ли будет грозить. Не развивается комплекс неполноценности у тех детей, чьи родители помогли им в процессе правильного формирования картины мира и базового умения прилагать усилия. В итоге, личность научится восприятию мира со всем его разнообразием, сможет верно ставить свои жизненные приоритеты и цели, оценивать пути по их достижению и на себя брать ответственность за свои поступки. При работе с детьми необходимо начинать с формирования нормальных условий для развития ребёнка, а именно - менять мировоззрение родителей. Важно воспитать в них ответственность и трудолюбие в общении с детьми. Как и другие неврозы - комплекс неполноценности поддаётся коррекции. Сначала важно определение того - в каких условиях ребёнок воспитывался, какие взаимоотношения были в семье между родителями, как к ребёнку относились родители.

 Всем детям необходимо получать понимание и внимание. Маленькому ребенку необходимо вселять уверенность в своих силах, помогать поверить в себя и свою деятельность. Необходимо проводить консультации родителей по вопросам правильности воспитания ребёнка, об их роли в развитии личности ребёнка. Родителям необходимо понять, что только они ответственны за будущую жизнь своего ребёнка. При работе с ребёнком предполагается работа с его картиной мира, проведение её коррекции с целью изменения мнения о враждебности окружающего мира на реальное отношение. Важно также понимание источников и причин агрессии. Если это ребёнок, который страдает от нехватки родительской теплоты, то родителям нужно давать ему её, учителям и педагогам нужно уважать его мнение. Нельзя допускать в семье дразнящих, соревновательских отношений («а ну-ка кто лучше рисует - ты или братик», «вот ты жадина- говядина», «толстый», «тебе уже 4 года, а ты плачешь, как девчонка»). Взрослым при разговоре и общении с ребёнком необходимо избегать оценивающих фраз типа: «за что не берѐшься, всё делаешь как попало», «ну ты и глупый», «да у тебя всё равно ничего не получается», «память у тебя безобразная», «ну как можно было так сделать?», «ты вообще думать не умеешь», «зачем тебе голова-то нужна», «весь в отца, такой же безответственный», «отец же говорил, что у тебя ничего не получится» и пр. На самооценку ребёнка сказываются крайне плохо сравнительные уничижительные фразы: «вот, девочка идёт и не плачет, а ты рёва!», «у тёти Лены сын сам моет посуду, а ты за собой ленишься постель убрать!», «я в твоѐм возрасте на одни 5-ки училась, уже деньги зарабатывала/ маму не расстраивала / помогала всем» и пр.  Также на воспитательный процесс разрушительное действие оказывают фразы шантажирующего характера: «я бы тебя больше любила если бы ты был послушнее», «если станешь на «отлично» учиться, то я тогда буду с тобой гулять», «я тебя поцелую если уберёшь в комнате» и пр.

Зачастую родители любят заставлять ребёнка быть более успешным в обмен на свою любовь и на внимание, которые должны быть безусловными по умолчанию. Ребёнку необходимо давать понятие принятия их такими, какие они есть на самом деле, показывать к ним безусловную любовь. Негативное мнение высказывать можно только в отношении поступков ребёнка, демонстрируя негативные последствия его поступков для взрослых: «мне жаль, что ты разбил мою любимую вазу, я её очень любила, мне будет не хватать её», «я злюсь из-за, что ты испачкался, так как вместо того, чтобы отдыхать сегодня, мне придется заниматься стиркой твоей одежды, а мне так хотелось полежать на диване и почитать книжку», «я злюсь на тебя из-за того, что ты медленно одеваешься, ведь мы можем опоздать  к врачу», «мне очень обидно, что ты мне грубо ответил, так как я не люблю, когда мне грубят» и пр. После оценивания поступка - ребёнку лучше всего дать понять, что ситуация для него является исправимой: «я расстроена из-за того, что ты получил плохую отметку, но я уверена, что на следующий раз ты сможешь выучить хорошо и получить хорошую оценку», «плохо, что ты не помыл полы, полагаю, что завтра ты это обязательно это сделаешь» и пр. Родители, обращая внимание на свои чувства, должны дать понять детям, что и относятся бережно к их чувствам, но и в них уважают личность. Детям, которые проявляют страх, можно показать, что любой человек может проявить свои слабости. Воспитание в ребёнке социального чувства является важным моментом в избавлении от комплекса неполноценности. Это даст возможность ребёнку почувствовать себя частью общества, стать нужным и равным. Постепенно нужно давать ребёнку возможность брать на себя ответственность, хвалить за их достижения, ободрять при неудаче [6, с. 302].

Список литературы:

  1. Авдеев П.С. Несправедливое отношение к ребенку как фактор невротизации индивида // Психология, социология и педагогика. 2014. - № 9 – С. 50-53
  2. Адлер А. Наука жить. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства. – М.: Лидер-Экспо, 2009. – 316 с.
  3. Комплекс неполноценности //http://www.psychologos.ru/articles/view/kompleks-nepolnocennosti
  4. Колеша С.В. Как не допустить развития комплекса неполноценности? //http://kolesha.ru
  5. Саторин И.Н.Комплекс неполноценности //Психология. – 2016. - №4. – С.16-19.
  6. Тутушкина М.К. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии: Учебно-практическое пособие. СПб.: Дидактика Плюс, 2014. -352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"

В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....

Доклад на тему «Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»

Доклад на тему:«Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»...

Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...

Формирование читательских умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Прпоектная работа Формирование читательских умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья...

«Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».Почему же мы сегодня очень часто произносим слова с приставкой само- ? Потому чт...

Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Статья посвящена психолого-педагогическим условиям формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья....

Педагогические условия формирования социальной компетенции у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности

Сегодня актуальным становиться поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития современных детей: навыков социального взаимодействия, умение оцен...