Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
статья
Статья посвящена психолого-педагогическим условиям формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МинниахметоваКсения Вячеславовна, студентка 4 курса,
по направлению 44.03.03
«Психолого- педагогическое образование»
Профиль ОПОП Психология и педагогика инклюзивного образования
Статья посвящена психолого-педагогическим условиям формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
В нашей стране уделяется большое внимание обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Для более эффективной помощи этим детям, необходима ранняя диагностика их проблем и нарушений. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его структуру, характер, те количественные и качественные показатели, которые могут служить основанием для помещения ребенка в соответствующую среду и последующей коррекционной работы. Данные образовательные учреждения дают детям необходимые знания, умения и навыки, которые готовят их к обучению в специальных школах, а в будущем – к общественно полезному труду и к самостоятельной жизни[1]. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (Далее ОВЗ). Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления социально-психологической, педагогической, медицинской помощи детям, которые испытывают трудности в развитии с самого раннего детства. К сожалению, число детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходимы специальные коррекционно образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается[6].
Деятельность образовательных учреждений, ориентированная на повышение компетентности младших школьников в жизненно важных вопросах, требует развития творческих способностей, должна охватывать всех школьников, в том числе обучающихся в условиях инклюзии.
Большое значение в усвоении новых знаний и видов деятельности имеет творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. В широком смысле творчество или творческая деятельность – это всякая теоретическая практическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (способы действия, решения, знания, материальные продукты)[3].
По словам Выготского « как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев»[16].
Существует множество исследований по проблеме творческих способностей, она освещена в работах таких авторов, как Яковлева, Е. Л., Фельдштейн, Д. И., Хайдеггер, М., Пономарева Я. А. и Дружинина В. Н.[27]. Но творческая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как проблема инклюзивного образования, пока еще мало освещена. Некоторые аспекты этих тем остаются недостаточно изученными.
На основании выше изложенного теоретического анализа по определению проблем и особенностей творческих способностей у младших школьников с ОВЗ, можно сделать следующий вывод: творческая деятельность – это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Проблема обучающихся с ОВЗ заключается в том, что у этой группы детей низкая самооценка, нарушении мотивационно-эмоциональной сферы, недостаточность межличностных отношений в том числе невербального общения, проблема в ограниченности знаний и представлений о социальной действительности. Для того, чтобы решить проблемы необходим индивидуальной подход к каждому ученику, а также создание благоприятной среды для развития и воспитания личности ребёнка. А также нами были выделены особенности работы с детьми ОВЗ. Особенность работы заключается, в том, что педагог- психолог должен помочь, поддержать и развивать индивидуальные творческие способности ребенка, особо важная задача не растерять и не затормозить рост его способностей.
Библиография:
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2014. – 816 с.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] /Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
- Белова Ю.А. Психология. Часть 1. Прикладные аспекты общей и возрастной психологии и психологии общения: учебное пособие – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012. – 129 c.
- Дидактические игры и занятия с детьми. / По д ред. Радино й Е.И. М., 1976. – 216 с.
- Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова. М.: Питер, 2008. 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"
В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....
Доклад на тему «Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»
Доклад на тему:«Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»...
Статья: "Психолого-педагогические средства развития языкового анализа и синтеза у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"
Цель данной статьи — охарактеризовать основные психолого-педагогические средства, которые необходимо использовать учителю начальных классов для развития языкового анализа и синтеза у младш...
Формирование читательских умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Прпоектная работа Формирование читательских умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья...
«Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».Почему же мы сегодня очень часто произносим слова с приставкой само- ? Потому чт...
Развитие коммуникативных способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
материал для учителей начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ...
Педагогические условия формирования социальной компетенции у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности
Сегодня актуальным становиться поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития современных детей: навыков социального взаимодействия, умение оцен...