Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
статья

Минниахметова Ксения Вячеславовна

Статья посвящена психолого-педагогическим условиям формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

МинниахметоваКсения Вячеславовна, студентка 4 курса,

по направлению 44.03.03

«Психолого- педагогическое образование»

Профиль  ОПОП Психология и педагогика инклюзивного      образования

         Статья посвящена психолого-педагогическим условиям формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей стране уделяется большое внимание обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Для более эффективной помощи этим детям, необходима ранняя диагностика их проблем и нарушений. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его структуру, характер, те количественные и качественные показатели, которые могут служить основанием для помещения ребенка в соответствующую среду и последующей коррекционной работы. Данные образовательные учреждения дают детям необходимые знания, умения и навыки, которые готовят их к обучению в специальных школах, а в будущем – к общественно полезному труду и к самостоятельной жизни[1]. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (Далее ОВЗ). Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления социально-психологической, педагогической, медицинской помощи детям, которые испытывают трудности в развитии с самого раннего детства. К сожалению, число детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходимы специальные коррекционно образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается[6].

  Деятельность образовательных учреждений, ориентированная на повышение компетентности младших школьников в жизненно важных вопросах, требует развития творческих способностей, должна охватывать всех школьников, в том числе обучающихся в условиях инклюзии.

  Большое значение в усвоении новых знаний и видов деятельности имеет творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. В широком смысле творчество или творческая деятельность – это всякая теоретическая практическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (способы действия, решения, знания, материальные продукты)[3].

По словам Выготского  « как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев»[16].

Существует множество исследований по проблеме творческих способностей, она освещена в работах таких авторов, как Яковлева, Е. Л., Фельдштейн, Д. И., Хайдеггер, М., Пономарева Я. А. и Дружинина В. Н.[27]. Но творческая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как проблема инклюзивного образования, пока еще мало освещена. Некоторые аспекты этих тем остаются недостаточно изученными.

        На основании выше изложенного теоретического анализа по определению проблем и особенностей  творческих способностей у младших школьников с ОВЗ, можно сделать следующий вывод:  творческая деятельность – это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Проблема обучающихся с ОВЗ заключается в том, что у этой группы детей низкая  самооценка,  нарушении мотивационно-эмоциональной сферы, недостаточность  межличностных  отношений  в том числе невербального общения, проблема в ограниченности  знаний и представлений о социальной действительности.  Для того, чтобы  решить  проблемы необходим  индивидуальной подход к каждому ученику, а также создание благоприятной среды для развития и воспитания личности ребёнка.  А также нами были выделены особенности работы с детьми ОВЗ. Особенность работы заключается, в том, что педагог- психолог должен помочь, поддержать и развивать  индивидуальные  творческие способности ребенка, особо важная задача не растерять и не затормозить рост его способностей.

         Библиография:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2014. – 816 с.
  2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] /Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
  3. Белова Ю.А. Психология. Часть 1. Прикладные аспекты общей и возрастной психологии и психологии общения: учебное пособие – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012. – 129 c.
  4. Дидактические игры и занятия с детьми. / По д ред. Радино й Е.И. М., 1976. – 216 с.
  5. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова. М.: Питер, 2008. 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"

В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....

Доклад на тему «Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»

Доклад на тему:«Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»...

Статья: "Психолого-педагогические средства развития языкового анализа и синтеза у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"

Цель данной статьи — охарактеризовать основные психолого-педагогические средства, которые необходимо использовать учителю начальных классов для развития языкового анализа и синтеза у младш...

Формирование читательских умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Прпоектная работа Формирование читательских умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья...

«Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».Почему же мы сегодня очень часто произносим слова с приставкой само- ? Потому чт...

Развитие коммуникативных способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

материал для учителей начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ...

Педагогические условия формирования социальной компетенции у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности

Сегодня актуальным становиться поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития современных детей: навыков социального взаимодействия, умение оцен...