Консультация для родителей На тему «Предпосылки творчества в изобразительной деятельности»
материал по теме

Плахотник Марина Николаевна

 

Консультация для родителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

На тему

«Предпосылки творчества в изобразительной деятельности»

Сенсорные основы изобразительной деятельности не могут формироваться в отрыве от становления художественно- образного видения при рисовании и лепке. В чем же проявляются предпосылки творчества у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

НП Сакулина пишет, что развитие художественного творчества невозможно без эстетического освоения действительности, под которым понимается эстетическое воспитание, переживание, оценка В раннем возрасте невосприимчивость детских реакции, их яркость, эмоциональность свидетельствуют о первоначальных этапах формирования эстетического восприятия. Поэтому важно, чтобы в процессе рисования, лепки ребенок мого свободно пользоваться материалом, передавал образы предметов, явлений окружающего ритмом мазков, штрихов, цветовых пятен, форм, располагая их на на листе, на плоскости стола.

В чем проявляется специфика каждого выразительного средства?

Ритм мазков, пятецштрихов, форм помогает отразить явление окружающего. В раннем возрасте дети используют ритм как средство, способствующее пространственной цветовой организации плоскости листа Наличие мазков, пяте, ритмичное повторение форм в процессе лепки принимает игровой характер в деятельности ребенка третьего года

Яркие мазки, пятна, расположенные на листе, привлекают внимание ребенка и вызывают у него желание вновь их повторить. Если ребенок лепит из глины, он повторяет движение рукой, прихлопывая по комку глины, раскатывая в ладонях небольшие комочки или в процессе рисования ритмично наносит мазки на лист бумаги. В результате получаются следы, листочки, снежок и т.д.

Пространственно-двигательный ритм как наиболее простое вьразитеяьное средство помогает детям раннего возраста передать содержание, постепенно ритм взаимодействует с другими средствами изображение. Ргамические движения приобретают преднамеренный характер.

Цвет является одним из наиболее ярких выразительных средств, присущих таким видам изобразительной деятельности, как рисование и апликация. Однако если в процессе рисования ребенок может самостоятельно воиспроизводить ярите цветовые пятна, очертание, то в апликации главное - восприятие вырезанных воспитателем цветных форм, силуэтов. Карандаши, краски, цветная бумага являются художественными материалами, неоюходимыми для передачи образов в рисунках Нарисовав темно-синей краской большое пятно, ребенок говорит: «Туча .Идет дождь.» Пятно красной краски вызывает у него ассоциации с огнем, красным флагом.

Ассоциативные образы в процессе рисования краской возникают быстрее, чем при рисовании карандашами. Это объясняется тем, что карандаш оставляет слабые следы на бумаге, пятно краски воспримается ребенком с радостью, восхищением. Младшие дошкольники могут самостоятельно выбрать цвет карандаша, краски, но часто этот выбор объясняется сз^бьекшным отношением ребенка к данному цвету. «Хочу им рисовать », - говорит малыш, указывая на понравившийся ему цветной карандаш.

Постепенно ребенок пытается объяснить свой выбор. В других случаях дети выбирают яркие цвета красок, карандашей, отчего их рисунки становятся декоративными. Они особенно радуют малышей. В простейших цветовых композициях можно видеть предпосылки к дальнейшему декоративному творчеству, проявившемуся в старшем возрасте.

Создавая образ, дети 3-4 лет не только очерчивают контур предмета, но и стремиться использовать цвет дли украшения рисунка

На занятиях аппликацией воспитатель часто предлагает детям 3-4 лет формы, вырезанные из бумаги разных цветов и учиться узнавать и различать эта цвета К сожалению. Эстетическая задача состоящая в выборе тех цветов, которые больше нравятся ребенку, как правило, перед детьми не ставиться, и поэтому, следовательно, аппликация как вид художественной деятельности недостаточно используется для форматирования предпосылок творчества

На занятиях аппликацией восприятие силуэтов живых существ, предметов должно занимать значительное место. Цвет в аппликации как яркое выразительное средство оказывает большое влияние на развитие образного мышления.

Композиция в изобразительной деятельности детей носит различный характер. В рисунках детей раннего возраста носит различный характер. В рисунках детей раннего возраста это хаотичное расположение штрихов, мазков. Постепенно дети переходят к более четкому заполнению пространства листа, что связано с развитием сюжетно-игрового замысла. Поэтому лист бумаги или дощечки во время лепки становится местом действия изображаемых персонажей. Бели дети 2-х лет заполняют пространство листа линиями, (дорожкой, травкой), то дети 3 лет могут создавать замкнутую форму, с помощью которой передают различные образы

Изображаемые предметы, персонажи приобретают пространственное соотношение, не всегда понятное взрослым. Однако то, что нам кажется хаосом, для ребенка понятно и объяснимо. Он легко ориентируется в лабиринте линий, форм. Рассматривая рисунок ребенка 3 лет, в котором 2 фигурки изображены одна над другой, взрослый остается в недоумении «Это девочки бегают кругом. Они догоняют друг друга », - объясняет ребенок.

Дети 3-4 лет наблюдательны они замечают характер расположения предметов, фигур в рисунке, лепке, аппликации.

Рисунки детей 3-4 лет, освоивших уже рисование некоторых форм, становятся более выразительными.

Одним из первоначальных появлений творчества можно рассматривать стремление детей младшего дошкольного возраста передавать сюжет в рисунке, лепке. В отличие от старших дошкольников у детей 2-4 лет происходит своеобразное развитие сюжета В рисунке, лепке, аппликации дети передают отдельные предметы, каждый из них ребенок связывает с конкретной жизненной ситуацией.

Часто развитие сюжета происходит в процессе деятельности. Процесс возникновения сюжета в лепке характеризуется тем, что ребенок играя вьотегокнными формами, активно действует с ними.

В рисунках лепке детей 4 лет мы видим понятные для окружающих изображения )дома машины, животные и т. д.). Улыбку взрослых вызывают ленка, рисунки с изображением человека. Все так просто, наивно: люди с большими головами, бантами, пуговицами. Образ человека близок ребенку тем, что вызывает у него много радостных чувств. Пусть еще несовершенны изображения этих людей, но в их рисунках, лепке дети стараются выразить свое отношение к ним. Образы людей получаются живыми, динамичными, так как малыши стремятся к передаче движения. Постепенно научившись рисовать и лепить различные формы, дети создают целую вереницу образов: веселого колобка снеговика и т.д.

Очень увлекает детей процесс рассматривания своих рисунков. Наблюдения показали, что дети младшего дошкольного возраста замечают выразительность образа При восприятии законченного рисунка они находят новью детали, способствующие созданию этой выразительности. Рисунки , сделанные красками, детям предлагают рассматривать на некотором расстоянии, чтобы они могли заметить что сочетание мазков, пятен, линий создает новые образы Их надо иметь видеть, находить -«читать». Когда мы рассматриваем лепку детей, то убеждаемся, что она довольно разнообразна Очертание, углубление, неровности делают каждое изделие особенным.

Эстетические чувства, оценки при восприятии работ по рисованию, лепке и аппликации, очень элементарны по форме выражение. Младшие дошкольники на предложение воспитателя показать, какая работа им больше нравится, выбирают те, в которых выразительнее композиция, форма цветовая гамма.

Итак, овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети в то же время приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности. Изобразительная деятельность детей раннего и младшего дошкольного возраста проходит сложный путь развития от простейших действий карандашом, краской, с комком глины к процессам образного воспроизведения очертаний, форм реальных предметов. Образ в рисунке, лепке от ассоциативного постепенно переходит в преднамеренный благодаря тому, что дети приобретают навыки изображения простейших форм. Возникает сюжет, который        дополняется словом, жестами,

звукоподражанием. Образ становится для ребенка живым, ощутимым. Этот процесс протекает неодинаково даже у детей одного возраста и зависти от уровня художественного развития ребенка от его информационной сферы восприятия, речи, мышления, эмоциональных проявлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «ГРИБЫ»

Данный материал предназначен для проведения тематических консультаций с родителями младших школьников....

Консультация для родителей на тему Воспитание у «особых» детей младшего школьного возраста положительного отношения к труду.

Воспитание интереса к труду и желание трудиться начинается в младшем дошкольном возрасте. Однако дети этой возрастной ступени еще малы, чтобы их отношение к делу, людям было достаточно ясным и стойким...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "КОМПЬЮТЕР И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «КОМПЬЮТЕР И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ» А сейчас мы с вами поговорим о новом виде развивающего обучения - о компьютерных играх. Многие из вас видели компьютер и знают,...

консультация для родителей на тему: "Развитие детей в театрализованной деятельности"

Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность ...

Консультация для родителей на тему: Декоративно-прикладное творчество.

Консультация для родителей на тему: Декоративно-прикладное творчество....

Консультация для родителей на тему «Психологические особенности возрастного периода и рекомендации родителям»

Консультация на тему "Психологические особенности возрастного периода и рекомендации родителям" для родителей обучающихся 4 класса. В консультации даны  психологические характеристики д...

Консультация для родителей на тему: «Проектная деятельность учащихся в начальной школе».

Данная разработка создана для проведения консультации или родительского собрания для родителей на тему "Проектная деятельность учащихся в начальной школе"...