Главные вкладки

    Закаливание в вашей семье (родительское собрание- 3 класс)
    методическая разработка (3 класс) на тему

    Русакова Светлана Юрьевна

    На этом собрании продолжается начатая в 1 и во 2 классах, работа по закаливанию детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zakalivanie_v_vashey_seme_3_kl.doc79.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание:

    Закаливание в вашей семье  3 класс

    Разработала

    учитель начальных классов

    МКОУ «СОШ№2 ст. Преградная»,

    1 категории –

    Русакова Светлана Юрьевна

    Цели собрания:

    1. Развивать у родителей интерес к проблеме закаливания.
    2. Познакомить родителей с несколькими методиками проведения закаливающих процедур.
    3. Содействовать формированию навыков потребности в закаливании.

    Форма проведения: беседа.

    Подготовительная работа к собранию:

    1. Подготовка сценария классного родительского собрания;
    2. Подготовка пригласительных билетов;
    3. Учащиеся заранее отвечают на вопросы анкеты, готовят рисунки на тему «Закаливание в моей семье»;  
    4. Обработка данных анкетирования учащихся;
    5. Оформление выставки рисунков учащихся на тему «Закаливание в моей семье!»;
    6. Оформление классной комнаты;
    7. Подготовка рекомендаций, памяток для родителей.

    План собрания:

    1. Вступительное слово классного руководителя
    2. Анализ анкет учащихся
    3. Краткое путешествие в прошлое (небольшой экскурс в прошлое, актуальность темы собрания)
    1. Что происходит в организме при закаливании?
    2. Как проводится закаливание?
    3. Как одевать детей?
    4. Методы воздушного закаливания просты и удобны.
    5. Хождение босиком
    6. Воздушные ванны (методика проведения в домашних условиях)
    7. Солнечные ванны
    8. Обтирания, обливания, души, купания (методика проведения в домашних условиях)
    9. Бани (методика проведения в домашних условиях) 
    1. Принципы правильного применения закаливающих процедур.
    2. Обсуждение выставки рисунков учащихся.
    3. Выступления родителей по теме собрания.
    4. Знакомство с рекомендациями, памятками для родителей
    5. Индивидуальные беседы с родителями

    Ход собрания

    1. Вступительное слово классного руководителя

    - Здравствуйте, уважаемые родители!

    Вот мы снова встретились, чтобы вспомнить и научить друг друга чему-то новому. Я рада видеть вас здоровыми, жизнерадостными и готовыми к новым свершениям.

    1. Анализ анкет учащихся

    Анкета для учащихся (закончи предложения):

    1. Здоровый человек может…
    2. Здоровый человек не может…
    3. Чтобы не болеть я могу сделать так…
    4. Больному человеку нужно…
    5. Закаливание в моей семье – это …

     

    - Готовясь к собранию, ребята провели анкетирование, с результатами которого я хочу вам познакомить.

    Родители получают анкеты своих детей.

    - Проведя анализ анкет ваших детей, я могу сказать:

    1. что здоровым человеком в понятии детей является…
    2. что здоровый человек не может …
    3. чтобы не болеть ребенок может сделать так…
    4. больному человеку нужно…
    5. закаливание в ваших семьях – это …

    1. Краткое путешествие в прошлое.

    - Хочу немного вам напомнить. Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. В Спарте, например, закаливание мальчиков начиналось в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых, «спартанских», условиях: ходили круглый год босиком и в облегченной одежде, купались в холодной воде и т.п. Условия жизни девочек были почти такими же.

       В России закаливание издавна было массовым. Примером этого могут быть деревенские бани с парными и «снежными» ваннами.

       Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации.

    1. Что происходит в организме при закаливании?

    Прежде всего, тренируются нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям. Одновременно природные факторы – солнце, воздух и вода – действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки.

    1. Как проводится закаливание?

       Закаливание может проводиться с помощью окружающего воздуха. В помещениях для детей его температура не должна превышать 200 (это максимум для детей раннего возраста) и 180 (для дошкольников и школьников). С целью эффективной тренировки аппарата терморегуляции температуру воздуха в помещениях необходимо специально изменять в определенном диапазоне – от 160 до 230. Заметим, что температурный режим зависит от вида деятельности детей: при активных мышечных действиях (подвижные игры, физкультурные занятия) воздух должен быть прохладным, при спокойных действиях – более теплым. Следует с самого раннего возраста постепенно приучать ребенка спать при открытой форточке, завешенной  марлей.

    1. Как одевать детей?

       Одевать детей нужно по погоде на данное время дня; осенью и зимой одежда должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей двигаться без затруднений; летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняных тканей.

    1.    Методы воздушного закаливания просты и удобны.

    Уже само пребывание ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение. Под действием воздушных ванн, потоков воздуха повышается тонус нервной системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно – сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез.

       Прогулки дошкольников и младших школьников должны в совокупности продолжаться ежедневно не менее 4 часов. Для малышей полезен и дневной сон на свежем воздухе, правда, воздух должен быть чистым, что, к сожалению, наблюдается редко и в городах и в поселках.

       Основу традиционного метода воздушных ванн для закаливания детей составляет постепенное снижение температуры воздуха от + 200 до +100 с разной длительностью пребывания детей в облегченной одежде.

    1.      Хождение босиком

     С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Установлено, что на поверхности стопы имеется много температурных рецепторов, которые непосредственно связаны со слизистой оболочкой дыхательных путей, а также практически со всеми внутренними органами.

       Большинство детей любят ходить босиком, и родителям следует поощрять это. Однако, начиная такое закаливание, нужно соблюдать определенную последовательность. На первом этапе лучше ходить в носках, затем босиком по коврику или одеялу в течение нескольких минут. Потом этот срок увеличивается, ребенок может бегать босиком и по полу, летом – по траве на лесной поляне или по песку у реки. Порой родители запрещают детям ходить босиком из опасения, что они заразятся грибковыми заболеваниями. Такие страхи безосновательны, так как грибки могут проникать только во влажную и изнеженную кожу. Простое и надежное профилактическое средство – после прогулок босиком вымыть ноги с мылом.

       

    1. Воздушные ванны

       По традиции, закаливание связывают с адаптацией только к холоду, что снижает ее эффективность.

       Успешно применяется в массовой практике нетрадиционный метод контрастных воздушных ванн, который может применяться и в школе и дома.

    В домашних условиях эта процедура выглядит следующим образом.

       Проснувшись раньше, чем обычно, и укрыв ребенка одеялом, мама открывает форточку или окно и доводит температуру в спальне до +15-140. Одновременно в соседней комнате включается обогреватель, и температура повышается до 220. Далее под веселую музыку проводится подвижная игра с ребенком, который в трусах, майке (через 2-3 недели без нее) и сандалетах на босую ногу перебегает из прохладной комнаты в теплую и обратно в течение 5-6 минут.

    Такие контрастные воздушные ванны проводятся круглогодично с постепенным увеличением разницы температур воздуха в комнатах до 15-200. Летом в одной из комнат устраивается сквозное проветривание или используются вентиляторы с регулируемой температурой воздушного потока.

       Систематическое проведение таких процедур в дополнение к ежедневным прогулкам повышает устойчивость организма ребенка к сквознякам, к продолжительным охлаждениям и перегреваниям.      

    1. Солнечные ванны

       Хорошим закаливающим и общеукрепляющим средством могут быть – при соблюдении правил их выполнения – солнечные ванны, обладающие многосторонним действием на организм. Главное их оздоровительное значение состоит в бактерицидности (многие бактерии и вирусы под воздействием прямых солнечных лучей погибают), в повышении сопротивляемости организма к простудным и другим болезнетворным факторам.

    Однако надо знать, что воздействие солнечной радиации полезно только при умеренных ее дозах. Хотя у детей и подростков чувствительность к ней ниже, чем у взрослых, тем не менее, при длительном пребывании на солнце, особенно без движения (как это присуще многим семьям, загорающим летом целыми днями на берегу моря), возможны ожоги и даже тепловые и солнечные удары.

       Поэтому первые солнечные ванны, особенно для светловолосых детей, в утренние или послеобеденные часы при температуре воздуха +200 и более не должны превышать 7-10 минут. Через 3-5 дней длительность процедуры можно увеличить на 8-10 минут, а позднее и чередовать пребывание ребенка на солнце с купанием в реке или море с интервалами в 15-20 минут.

       Полезно принимать солнечные ванны в движении – в подвижных играх или занимаясь физкультурными упражнениями. На голове ребенка должна быть легкая шапочка.

       Солнечное закаливание обычно связывают с летней порой. Между тем и зимнее солнце оказывает благотворное оздоровительное и закаливающее влияние. Особенно эффективно воздействие солнечной радиации в горах.

    1. Обтирания, обливания, души, купания

       Более сильным, чем воздух, закаливающим средством является вода, теплопроводность которой в 28 раз выше. Для закаливания воду также применяют с древнейших времен.

       Все традиционные методы водного закаливания делятся на общие и местные. К первым относятся обтирания, обливания, души, купания; ко вторым – умывание, мытье рук и ног, игры с водой. Достаточно эффективными для закаливания детей могут служить такие простейшие способы, как обмывание стоп и голеней при постепенном снижении температуры воды (до 0,5 – 1 мин), а также полоскание горла – сначала теплой, затем прохладной водой.        

       Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

       Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой – 24-250, затем теплой – 360 и вновь холодной.

       Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим средством является купание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25-280 и воды не менее 220.

       Существует ряд методик применения контрастного душа, но все они требуют специальной подготовки детей к этой сильной закаливающей процедуре.

    Начинать можно с известной процедуры контрастных ножных ванн с поочередном погружением ног ребенка в тазы с водой разной температуры (34-360 и 18-200).

       Одна из удобных и требующих не много времени методик контрастного душа такова.

    После утренней зарядки ребенок обливается под душем от шеи теплой (380) водой в течение 30-40 секунд, затем температуру воды снижают на 2-30, а время ее действия сокращают до 15-20 секунд. Далее такие чередования приемов теплого и прохладного душа повторяют 2-3 раза.

    В первых процедурах температуру воды определяют водным термометром, затем – «на глазок». Через 3-4 дня время обливаний менее теплой водой доводят до 30-40 секунд. Через 8-10 дней разницу в температуре воды увеличивают на 3-40 и так постепенно в течение 3-3,5 месяцев разницу в температуре горячей и прохладной воды доводят до 200 у дошкольников и 240 у школьников (т.е. 40-420 и 18-200). После каждой процедуры тело вытирают полотенцем.

       Имеющийся опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа, как для взрослых, так и для детей раннего возраста. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

       Основу оздоровительного эффекта бань, издавна популярных в нашей стране, также составляют контрастные температурные воздушные и водные процедуры.

    1. Бани

    Насколько показаны посещения бань детьми и подростками, полезны ли они для их здоровья?

    Опыт многих стран, особенно Скандинавских, со всей очевидностью показывает, что и русская парная баня, и финская сауна помогают закалке как взрослых, так и детей, включая старших дошкольников. Конечно, для последних и младших школьников должен создаваться более щадящий режим, особенно при первых посещениях.

    Так, температура в парилке должна быть в пределах 650 для дошкольников, 750 – для младших школьников. Соответственно время нахождения в ней – 5-7 минут. За одно посещение ребенок может побыть в парной 2-3 раза, чередуя посещение с приемами прохладного (20-250) душа в течение 20-30 секунд. По мере повторения процедур температуру воздуха в парилке можно увеличить до 800, а время пребывания в ней – до 7-8 минут. Дети старшего школьного возраста могут находиться в парной вместе со взрослыми, однако лишь на нижней полке и все же меньше времени, чем они.

    1. Принципы правильного применения закаливающих процедур.

    Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур.

    Основные принципы их правильного применения должны знать все родители:

    1. систематичность и последовательность;
    2. учет индивидуальных особенностей ребенка, его физиологических и эмоциональных реакций на процедуру;
    3. состояние здоровья (процедуры проводятся, когда ребенок здоров);
    4. комплексное использование природных факторов и климатогеографических условий.

    Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть друзьями ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей – в содружестве с медиками и педагогами сделать все возможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни наших детей.

    1. Обсуждение выставки рисунков учащихся.

    Уважаемые родители, посмотрите на рисунки своих детей.

    Они изобразили те закаливающие процедуры, которые вы с ними проводите или же, которые они придумали, пофантазировали. Давайте это обсудим.

    Как вы думаете, почему некоторые рисунки оказались вымышленными?

    1. Выступления родителей по теме собрания.

    Все многообразие закаливающих процедур невозможно применить. Выберите для себя именно те, которые вам приемлемы, доступны. Очень хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу.

    Как вы закаливаете своих детей?

    Какие способы и методы используете?

    (Обмен опытом, рекомендациями)

    1. Знакомство с рекомендациями, памятками для родителей

    1. Как избежать перегрева?
    1. Если вы находитесь в душном помещении, где жарко, необходимо открыть окно или уйти в более прохладное место.
    2. Нельзя долго находиться на солнце
    3. На пляже лучше расположиться в тени.
    4. Когда жарко, нельзя тепло одеваться.
    5. Одежда должна быть легкой, свободной.
    6. Собираясь на пляж, обязательно захватите головной убор.
    7. Хорошо понижает температуру тела прохладная (но не холодная) вода.

    1. Как избежать переохлаждения?
    1. При длительном пребывании на холоде необходимо тепло одеться.
    2. Если вы замерзли, нужно зайти в теплое помещение.
    3. Хорошо помогает согреться теплая ванна, теплый чай.
    4. Самым эффективным средством для согревания являются активные движения.
    5. Побегайте, попрыгайте, поиграйте – и вы почувствуете, как тепло разливается по всему телу!

    1. Индивидуальные беседы с родителями

    Литература для подготовки собрания:

    1. "Закаливайтесь на здоровье", А.П. Лаптев, Москва, "Медицина", 1991г.
    2. Родительские собрания: 2 класс/ Авт.-сост. О.П.Варенька.- М.: ВАКО, 2008.- 240с.
    3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1- 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 336с.
    4.  Я. Бердыхова. Мама, папа, занимайтесь со мной. М: Физкультура и спорт, 1990.
    5. Е.Н. Вавилова. Укрепление здоровья детей. Москва, Просвещение, 1986.
    6. Н.Ф. Виноградова. Воспитателю о работе с семьей. Москва. Просвещение 1989.
    7. И.И. Гребешкова. М: Медицина 1990 г. Ваш ребенок.
    8. В. Михайлов, А. Палько. Выбираем здоровье! Москва, Молодая гвардия 1985.
    9. Ю.Ф. Зиановский. К здоровью без лекарств. Москва, Советский спорт 1990.
    10. А.Ф. Островская. Педагогические ситуации в семейном воспитании. Москва, Просвещение, 1998.
    11. В.И. Теленчи. Гигиенические основы воспитания детей. Москва, Просвещение. 1987.
    12. Ф. В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. Ради здоровья детей. М; Просвещение, 1985.
    13.  Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика Ф.В. и спорта. Москва, 2000.
    14.  А.Г. Хриповская. Мир детства. Москва, Педагогика, 1988.
    15.  «Физическая культура в семье» Изд. «Физкультура и спорт».- 1969.- 336с.
    16. Внеклассные мероприятия: 3 класс./ Авт.-сост. О. Е. Жиренко, Л.Н.Яровая, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова, Л. И. Гайдина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 256с.
    17. Настольная книга для учителей начальных классов./ Авторы-составители Л.С.Бескоровайная, О. В. Перекатьева – Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2001. – 352с.
    18. Физическая культура 8/2004, 4/2006, 8/2006, 3/2005, 1/2006, 4/2003,7/2006,
    19. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. – Ростов – на-Дону: Феникс, 2001 – 256с.
    20. Веселые старты. Державец М.А. – Ставрополь, 1975г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Агрессия в семье.Родительское собрание

    Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!...

    Закаливание в домашних условиях (родительское собрание 4 класс)

    Cобрание о закаливании в домашних условиях -это огоромная помощь в укреплении здоровья детей....

    Полезный завтрак в моей семье (родительское собрание)

    Здоровые дети - это благополучие общества. С учётом важности вопроса правильного и здорового питания и запросов участников образовательного процесса, мы в течении учебного года совместно с родителями ...

    «Нравственное воспитание детей в семье». Родительское собрание 2 класс.

    Воспитать человека интеллектуально,не воспитав его нравственно-  значит, вырастить угрозу для общества.Теодор РузвельтХарактер и нравственное поведение ребёнка –это слепок с характера родите...

    Поощрение и наказание в семье (родительское собрание)

    Цель данного собрания: дать родителям общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая жестокости и телесным наказаниям; обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности по...

    Развитие способностей ребёнка в семье. Родительское собрание.

    Особенности развития ребёнка в семье у всех разное, но родители должны разглядеть в своём ребёнка способности и стремиться развивать их....

    "МОЯ СЕМЬЯ" - РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

    РАБОТА ПРЕДНОЗНАЧЕНА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. К РАЗРАБОТКЕ ПРИЛАГАЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ....