Закаливание в домашних условиях (родительское собрание 4 класс)
методическая разработка (4 класс) по теме

Русакова Светлана Юрьевна

Cобрание о закаливании в домашних условиях -это огоромная помощь в укреплении здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakalivanie_v_domashnih_usloviyah_4_kl.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

Закаливание в домашних условиях 4 класс

Разработала

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ№2 ст. Преградная»,

1 категории –

Русакова Светлана Юрьевна

Цели собрания:

1. Способствовать осмыслению родителями ответственности за здоровье своих детей, формированию гигиенических навыков.

2. Дать советы и рекомендации родителям по поводу укрепления здоровья их ребенка и формирования привычки и необходимости в здоровом образе жизни.

Форма проведения: диспут.

Подготовительная работа к собранию:

  1. Подготовка сценария классного родительского собрания;
  2. Подготовка пригласительных билетов;
  3. Учащиеся заранее пишут сочинения о необходимости проведения закаливающих процедур, на тему «Закаливание и здоровье»;  
  4. Оформление выставки тезисов из сочинений учащихся на тему «Закаливание и здоровье!»
  5. Оформление классной комнаты;
  6. Подготовка рекомендаций, памяток для родителей.

План собрания:

  1. Вступительное слово учителя. Обсуждение сочинений учащихся
  2. Немного о закаливании:
  1. Закаливание водой.
  1. Умывание
  2. Ножные ванны 
  3. Контрастные ножные ванны
  4. Обтирание
  5. Душ
  6. Купание
  1. Закаливание воздухом
  1. Воздушные ванны
  2. Игры на воздухе и пешеходные прогулки
  3. Сон на воздухе
  4. Воздушно-солнечные ванны
  1. Анализ памяток, рекомендаций и их обсуждение родителями.
  2. Индивидуальные беседы с родителями

Ход собрания

  1. Вступительное слово учителя. Обсуждение сочинений учащихся.

- Здравствуйте, уважаемые родители!

Мы уже говорили с вами о закаливании. Посмотрите, пожалуйста, на доску – это выдержки из сочинений ваших детей. Давайте их прочитаем и обсудим.

Что вы думаете об этом?

  1. Немного о закаливании.

Вы уже многое знаете, умеете, но мне хотелось бы вам немного напомнить.

Очень важно придерживаться ряда обязательных условий:

  1. начинать его с малых дозировок;
  2. увеличивать их постепенно;
  3. проводить процедуры систематически, ежедневно;
  4. обязательно учитывая индивидуальные особенности ребенка;
  5. в отдельные возрастные периоды закаливание проводится по-разному.

Закаливание водой имеет то преимущество, что можно брать воду любой температуры и постепенно изменять ее, используя этот вид оздоровления в любое время года.

При воздействии холодной воды кожные сосуды вначале сжимаются, наступает их спазм, кожа при этом бледнеет и появляется чувство озноба, кровь отливает к внутренним органам. Затем начинается усиленная выработка тепла внутренними органами; кожные сосуды расширяются, кожа краснеет, появляется приятное ощущение тепла.

Не следует допускать чрезмерное охлаждение, при котором кожа вновь бледнеет, губы синеют (организм в этом случае теряет больше тепла, чем вырабатывает). Чем меньше ребенок, тем осторожнее надо проводить закаливающие процедуры.

Для школьников рекомендуется использовать водные процедуры в виде умывания, ножных ванн, обтирания, душа и купания.

Умывание лица, шеи, верхней части груди и рук до локтей производят водой, температура которой 24—22°, с постепенным снижением ее до 18—16°. Для детей постарше можно снижать температуру воды до 16—14°.

Ножные ванны с постепенно понижающейся температурой воды хорошо проводить так: 

ребенок погружает ноги до голеностопных суставов в таз с водой, температура которой 36—34°, в первый день — на 2—3 секунды, во второй — на 4—6 секунд; в третий день — на 10—15 секунд.

После этого понизьте температуру воды на 1° и проведите процедуру в таком же порядке, а затем еще раз снизьте температуру на 1° и т. д. Таким образом, снижая температуру каждые 3—4 дня, доведите ее до 24—20°.

Контрастные ножные ванны основаны на принципе постепенного привыкания к резким колебаниям температуры воды.

Проводят их так:

ставят два таза — один с водой 38°, второй — с водой, температура которой в первые дни на 3—4° ниже (то есть 35—34°) и каждые последующие 2—4 дня понижается на 1—2°, пока не будет доведена до 20°. В первом тазу температура не изменяется (38°).

Таким образом, разница температур в тазах все увеличивается. Ребенок опускает ноги до голеностопных суставов сначала в горячую воду на 2—3 секунды, затем, не вытирая, ставит во второй таз на 5 секунд, а потом вновь в первый и затем во второй, но уже на 10 секунд, и так 4 раза, доводя время погружения в холодную воду до 20 секунд.

После холодной воды надо хорошо вытереть ступни и энергично растереть их рукавичкой или полотенцем из махровой ткани. Лучше всего эти процедуры проводить по утрам, после сна, что является очень хорошим профилактическим мероприятием против катаров верхних дыхательных путей, ангин и пр.

Обтирание проводится так же, как мы говорили раньше, только начальную температуру воды, равную 32—30°, снижают до 22—20°. Детей начиная с 6-летнего возраста, можно приучать делать обтирание самостоятельно, нужно лишь помочь им   вытереться.

Душ — более сильная процедура, чем обтирание и обливание, так как воздействие температуры воды сочетается с ее давлением. При использовании душа наконечник его надо располагать не ниже 40—50 см над головой ребенка во избежание сильного давления струи воды. Температура воды должна быть на 1° выше, чем при обтирании. Длительность пребывания под душем — 20—40 секунд при температуре воздуха не менее 20—18°.

Начав закаливающие водные процедуры, проводите их ежедневно круглый год в любую погоду. Летом температура воды для каждого вида процедуры должна быть на 1—2° ниже, чем зимой.

Купание в открытых водоемах допускается с 3-летнего возраста, но при условии, что дети подготовлены предварительно обтиранием, обливанием и воздушными ваннами. В условиях средней полосы России можно начинать купание при температуре воды не ниже 22э, воздуха — 24—26° при отсутствии ветра. Начальная длительность купания — от 1 до 2 минут, постепенно ее доводят до 5—8 минут. Школьники должны купаться в неглубоком месте с песчаным дном не при слишком быстром течении и только в присутствии взрослых. Не допускайте купания детей натощак и когда они потные. Обязательно заставляйте их двигаться в воде; по окончании купания быстро оботрите досуха, предложите согреться легкими движениями, обязательно в тени, а не на солнце.

Закаливание воздухом для школьников не менее полезно, чем для детей раннего возраста. Проводится оно в виде воздушных ванн в помещении, прогулок, сна на воздухе и воздушно-солнечных ванн.

Дети  получают воздушные ванны в помещении во время утренней гимнастики, которая выполняется в хорошо проветренной комнате, а еще лучше — при открытой форточке.

Длительность таких ванн постепенно доводится с 4—5 минут до 10—12, а температура воздуха — с 20 до 18°.

Постепенно облегчайте одежду ребенка: сначала замените рубашку майкой, чтобы обнажить руки и шею, затем чулки носками — обнажите ноги. Наконец снимите и майку, оставив ребенка в одних трусах.

Пребывание детей на воздухе должно составлять не менее 4—5 часов в день (с перерывами). Сюда включаются игры на воздухе и пешеходные прогулки.

Сон на воздухе разрешается при более низкой, чем детям раннего возраста, температуре (20—25°). Зимой надо обязательно использовать для сна на воздухе теплые спальные мешки.

Воздушно-солнечные ванны организуйте под навесом, тентом или в тени деревьев, в защищенном от ветра месте. Солнечные ванны как специальная процедура рекомендуются проводить с большей осторожностью из-за опасности перегревания. Во время прогулок следите, чтобы дети школьного возраста находились под прямыми лучами солнца не более 15 минут подряд.

  1. Анализ памяток, рекомендаций и их обсуждение родителями.

Учитель раздает родителям памятки и просит их прочитать.


НЕЛЬЗЯ:

• будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.

• кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;

• требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

• сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

•  лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

• заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;

•  кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

•  заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

• не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

•  ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;

•  сидеть у телевизора и за компьютером более 40—45 минут в день;

•  смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

•  ругать ребенка перед сном;

• не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

• разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;

•  не прощать ошибки и неудачи ребенка.

- Что вы думаете по поводу прочитанного?

- С чем вы согласны? С чем нет?

- Что можете предложить сами?

Выступления родителей.

  1. Индивидуальные беседы с родителями

Литература для подготовки собрания:

  1. "Закаливайтесь на здоровье", А.П. Лаптев, Москва, "Медицина", 1991г.
  2. Родительские собрания: 2 класс/ Авт.-сост. О.П.Варенька.- М.: ВАКО, 2008.- 240с.
  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1- 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 336с.
  4.  Я. Бердыхова. Мама, папа, занимайтесь со мной. М: Физкультура и спорт, 1990.
  5. Е.Н. Вавилова. Укрепление здоровья детей. Москва, Просвещение, 1986.
  6. Н.Ф. Виноградова. Воспитателю о работе с семьей. Москва. Просвещение 1989.
  7. И.И. Гребешкова. М: Медицина 1990 г. Ваш ребенок.
  8. В. Михайлов, А. Палько. Выбираем здоровье! Москва, Молодая гвардия 1985.
  9. Ю.Ф. Зиановский. К здоровью без лекарств. Москва, Советский спорт 1990.
  10. А.Ф. Островская. Педагогические ситуации в семейном воспитании. Москва, Просвещение, 1998.
  11. В.И. Теленчи. Гигиенические основы воспитания детей. Москва, Просвещение. 1987.
  12. Ф. В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. Ради здоровья детей. М; Просвещение, 1985.
  13.  Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика Ф.В. и спорта. Москва, 2000.
  14.  А.Г. Хриповская. Мир детства. Москва, Педагогика, 1988.
  15.  «Физическая культура в семье» Изд. «Физкультура и спорт».- 1969.- 336с.
  16. Внеклассные мероприятия: 3 класс./ Авт.-сост. О. Е. Жиренко, Л.Н.Яровая, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова, Л. И. Гайдина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 256с.
  17. Настольная книга для учителей начальных классов./ Авторы-составители Л.С.Бескоровайная, О. В. Перекатьева – Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2001. – 352с.
  18. Физическая культура 8/2004, 4/2006, 8/2006, 3/2005, 1/2006, 4/2003,7/2006,
  19. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. – Ростов – на-Дону: Феникс, 2001 – 256с.
  20. Веселые старты. Державец М.А. – Ставрополь, 1975г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливание в вашей семье (родительское собрание- 3 класс)

На этом собрании продолжается начатая в 1 и во 2 классах, работа по закаливанию детей...

Родительское собрание Тема: «Оптимизация домашней самостоятельной работы учащихся как условие успешности их обучения»

"Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы"    Домашняя работа учащихся – особый вид индивидуальной самостоятельной работы, который проходит без руководства учителя. Домашняя ...

«ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

                                                      ...