Заседание Родительского клуба "Домашний логопед". Тема "Мой ребенок самый лучший, но хорошо ли я его знаю"
методическая разработка по теме

Криницкая Светлана Геннадьевна

Данный материал позволит Вам познакомить родителей с особенностями полисенсорного восприятия их детей. В работе представлены необходимые рекомендации по улучшению взаимоотношений с ребенком, которые помогут повысить эффективность учебной деятельности детей. Особенно полезна данная информация для родителей и педагогов тех учеников, которые имеют нарушения в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zasedanie_roditelskogo_kluba_moy_rebenok_samyy_luchshiy.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание Родительского клуба «Домашний логопед».

Тема: «Мой ребёнок самый лучший, но хорошо ли я его знаю?»

Цель:

-познакомить родителей с особенностями полисенсорного восприятия своего ребёнка, дать практические рекомендации по оказанию помощи ребенку во время выполнения домашних заданий и для улучшения взаимоотношений с ребенком.

Задачи:

1.Познакомить родителей с информацией об особенностях полисенсорного восприятия взрослых, а также младших школьников.

2.Представить результаты наблюдения и диагностики детей 1-3 классов.

3.Довести до сведения родителей рекомендации, составленные конкретно для каждого типа детей. Дать им комментарии.

Ход заседания :

  1. Введение.

Человек воспринимает мир 5-ю каналами:  

-слухом,

-зрением,

-ощущением,

-вкусом,

-запахом.

Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нём больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные.

Пути формирования каналов:

- родителями,

- детсад,

- школа.

Ребёнок выбирает «удобный » канал. После 7 лет ( условно) мозг начинает реагировать на перегрузку, и блокирует остальные каналы при необходимости.

У каждого типа людей есть особые слова, на которые мы обращаем внимание при разговоре.  Чтобы сложилась добрая атмосфера при разговоре, нужно и свою речь подстраивать под речь собеседника.

Например: Визуал (В) – слова с ВИД, КРАСИВ, ГЛЯД…

                   Аудиал (А) – слова с ЗВУЧ, МЕЛОД, СЛЫШ…

                   Кинестетик (К) – слова с ДВИГ, ЧУВСТВ…

                   Дигитал (Д) – язык цифр и инструкций

- Для чего нужно знать особенности каждого типа людей?

-  Чтобы легче было общаться друг с другом, находить общий язык.

  1. Определение ведущего канала восприятия.

- анкетирование,

- наблюдение.

  1. Коротко о каждом типе людей.

Визуалы

  1.       Внешний вид: от тощего до тучного, лицо чаще бледное, губы тонкие, узкие.
  2. Привычная гримаса: слегка приподнятые брови как знак внимания.
  3. Голос высокий, быстрый. Контроля громкости не имеет. Если что-нибудь хочет подчеркнуть в речи, то меняет её громкость.  Взгляд «над окружающими».
  4. Спина прямая, голова и плечи слегка приподняты. Если сутулятся, голову всё равно задирают вверх.
  5.        Им важно себя показать и людей посмотреть. Следят за модой, любят разглядывать людей. Не успокоятся, пока не снимут пылинку с собеседника. Для визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое(зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто ВНЕШНИЙ вид для них важнее. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде-не из соображений приличия, а по требованию эстетики.
  6. .      По характеру они автократичны(склонны перекладывать ответственность на других, критиковать, обвинять).
  7. При общении соблюдают дистанцию, чтоб лучше видеть собеседника. Если к нему быстро приблизиться,то у него мгновенная реакция: глаза округляет, брови поднимает и отходит. Хочет возвышаться над другими. Часто «уходят в себя». Взгляд при этом направлен вверх. Нужно щёлкнуть пальцами, чтоб вывести его из этого состояния.

Особенности высших психических функций:

  1. Схватывают информацию «на лету» и легко её забывают. Мгновенно запоминают лица, но часто забывают имена,…. Легко находят дорогу, если были там хоть раз.
  1. Думают образами.
  2.        Визуалы-хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать её. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удобна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам- красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы:
  3. -Это было так красиво! Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно!
  4. Для визуалов зрение и слух –это одна система. Если они не видят, то они как бы и не слышат. Если близорукий визуал снимает очки и говорит: «Я вас слушаю», значит он «отключился».
  5. Если визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют,  руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении. Визуал жестикулирует, когда говорит, а когда слушает, замирает.
  6.        Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы. Ценят симметрию.
  7. Для запоминания визуал должен увидеть ЗАПИСЬ.
  8.     Любимые занятия: просмотр телевизора(причём, зрелищных программ), посещение выставок, вечеринок(похожих на светские).
  9. Читать любит, глаза всегда ищут информацию(будь то книга или любая вывеска).

                                                 Дигиталы

  1. У дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несёт для них никакой  информации; говорят достаточно монотонно- интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдалённая, смотрят либо в лоб собеседнику, либо «поверх толпы» . Прикосновений не любят.
  2. Это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: « Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.»
  3. Дигиталы как бы оторваны от реального опыта- они как бы думают самими словами, а не тем, что за словами  стоит .
  4. Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде: « Я понимаю, что вы чувствуете, - он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале. Дигиталы не сочувствуют, они понимают.
  5. Для дигиталов написанное или проговорённое как бы и является самой реальностью. Если всех остальных слова - это доступ к опыту, то для дигиталов весь опыт состоит тз слов. Дигитальный канал отвечает за контроль речи.
  6. А вот телом , кстати, дигиталы бывают похожи на кинестетиков- плотное тело, широкие, хотя обычно и поджатые губы…Они, в общем-то и получаются из кинестетиков- если то , что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывет, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них- уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.
  7. Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе , без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и всё возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные монологи, то там будетнечто вроде: «Ну почему он назвал меня дурой?наверное, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу…Ну как он посмел? Ну почему он назвал меня дурой? Наверное, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу…»
  8. Впрчем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас, это проходит, увы, мимо вашего сознания.
  9. Но с другой стороны, можно восхищаться умением некоторых дигиталов действовать в трудных ситуациях без лишних эмоций, их совершенно фантастической скурпулёзностью и прагматическим подходом. Дигиталы способны сочинять документы , написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований,чтобы каждое слово стояло на своём месте. Это высокое мастерство- сжать громадное количество человеческих желаний и намерений до нескольких строчек на бумаге. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал.

Кинестетики

  1.     Чаще мягкий, склонный к полноте человек. Лицо румяное, яркое. Губы припухлые. Дыхание низкое, медленное. Отсюда-низкий, глухой, хриплый голос(может быть с придыханием).
  2.     Взгляд «под окружающих». Если сидит- поза расслабленная, с небольшим наклоном вперёд, может занять полстола. Главное ему- комфорт.
  3.     Предпочитают мягкую, удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться. Это люди, ценящие комфорт, удобство и внимательно относящиеся к собственному телу.
  4. Это те люди, которые могут носить старый потрёпанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид – не столь важно. За модой не следят. При выборе подарка ориентируются на удобство пользования.Беспорядка в доме не замечают, если это сделали сами.Любят «кучковаться»,могут делать всё за других.
  5.      Из стресса выходят тяжело, обвиняя во всём себя, очень сильно за всё переживают.
  6. При общении любят быть близко к собеседнику, чтоб потрогать. И если ваш партнёр постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета , крутит пуговицу, дотрагивается, и т.д.- это скорее всего кинестетик. Контакт глазами- необязателен, часто отвлекает. Во время разговора обильно жестикулирует и совершает множество движений.
  7.      Кинестетики- это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают(кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дёргать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать и т.д.) . это, правда, не означает, что кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия- тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.  

Особенности психических функций:

  1.         Воспринимают мир «кожей», осязательная память- отличная.Часто долго не могут что-либо понять или запомнить, но если запомнил- то на всю жизнь!Хорошо развита интуиция.Чтобы запомнить номер телефона, должен записать его собственноручно.
  2.       Читать не любят(руки нечем занять). Если всё-таки читают, то «вживаются» в сюжет.
  3. В книгах и фильмах их , в основном , интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью.
  4. Вспомните, как рассказывают про кино дети:

-и тут он вбегает, хватает её –и на коня. Скачут, скачут, за ними погоня, но они – вперёд. Навстречу враги – он из пистолета бах, второго саблей, на его коня – и вперёд…

  1.     Кинестетики обычно весьма слабо планируют- в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже. Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого всё это затевается. И они же говорят о том, что : «Разговоров много, а дела мало». Для них это действительно так.
  2.      И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины(которые обычно весьма кинестетичны) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:
  3. -Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.
  4. Любимые занятия:
  5. -передачи о природе,
  6. -во время просмотра совершать какое-нибудь действие,
  7. -отдых на природе,
  8. -работа за компьютером(т.к. заняты руки)

Аудиалы

  1. Чаще лицо розовое, форма губ различная. Сидят прямо , но с лёгким наклоном вперёд. У них есть достаточно характерная «телефонная поза» - голова немного набок, ближе к правому плечу. Глаза опущены. Дыхание в полном объёме( полной грудью).
  1.      Говорят ритмично, негромко, бывает, монотонно. Говорить они любят. Это для них всё, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить- для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать , как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.
  2. Как говорила одна героиня комедии Островского: «Как же я узнаю, о чём я думаю, если я не скажу это вслух?»
  3. Аудиалы любят диалоги( и в книгах любят и в фильмах)- они их могут слышать и внутри себя и рассказывать окружающим. Причём, содержание особой роли не играет, главное- голоса, которые звучат и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у аудиалов обычно очень выразительные , глубокие, мелодичные,часто хороший музыкальный слух. Хорошо копируют голоса других. Диалоги передают, используя разные голоа. Разговоры слушают внимательно , чтобы потом передать. Могут многократно передавать одну и ту же историю одинаковыми словами. Их нельзя перебивать, а то они начнут всё сначала. Речь у них размеренная, с паузами. Информацию передают подробно обо всём.
  4. Чтобы выделить главную мысль-меняют интонацию голоса.
  5. Любят ритмозадающие жесты ( ногой, головой, рукой). Часто бормочут себе под нос. Руки держат в карманах. Знают, как работать так, чтобы не устать и много сделать, у них на всё хватает сил.
  6. Весьма консервативны. Не терпят чужого вкуса в своём доме.
  7. При общении соблюдают дистанцию небольшую, но чтобы не касаться. К собеседнику поворачиваются доминантным ухом.
  8. Никогда не будут читать книгу, если есть собеседник. Любят, когда им читают вслух.

Особенности психических функций:

  1. Воспринимают мир «ушами». Думают посредством внутренней речи- внутри себя придумывая весь разговор с ответами.
  2. Последовательное мышление. Для запоминания чего-либо ему нужно проговорить это про себя. Мгновенно запоминают Ф.И.О. человека, но забывают лица. Чтобы запомнить № телефона, проговаривают его вслух.
  3. Любимые занятия:
  4. -музыка;
  5. -иностранный язык;
  6. -радиопередачи;
  7. -серьёзные ТВпередачи, где больше слов, чем картинок.

Игра «Магазин».

Продавцы – это тонкие психологи . Они умеют распознать в человеке его тип и продадут ему в любом случае свой товар.

Например: покупаем пылесос

В – дать красочный проспект с рисунками и фотографиями, показать прибор и отметить, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов.

А – желательно долго рассказывать о чём угодно, только не монотонным , а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией. Делать упор нужно на бесшумность и мелодичность издаваемых звуков.

К – дать в руки пылесос и объяснить, на что нужно нажимать и что крутить. Пусть сам попробует, как это удобно.

Д – выложить справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорить только о функциональности и полезности данного прибора.

Такой же принцип у рекламы: воздействовать на все каналы восприятия информации.

5. Как в ребёнке распознать визуала, аудиала и т.д.

Наблюдением, анкетой и тестированием.

Если Ваш ребёнок аудиал.

Как с ним наладить отношения при выполнении работы дома:

  1. Не делать ему замечания, когда он в процессе запоминания издаёт звуки, шевелит губами – так ему легче справляться с заданием.
  2. Очень важно общаться с ним на «его» языке: используя вариации голоса ( громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой).
  3. При объяснении нужно делать паузы.

Что можно требовать от аудиала:

  1. дать устный ответ сразу же после выполнения задания, чтения.
  2. при чтении «меняться ролями»,
  3. пересказывание вслух,
  4. шептание во время чтения,
  5. выполнение задания под знакомую музыку, как «фон» от других звуков.

Советы родителям:

  1. Обращать внимание на физическое развитие  ( играть в игры с мячом, чтоб развивать ловкость рук, общую моторику),
  2. Необязательно контактировать с ребёнком глазами,
  3. Для привлечения внимания использовать другую интонацию, громкость.
  4. -Развивать зрительное внимание, память ( игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Назови, что запомнил из увиденного» и др.)
  5. Давать задания на зарисовку момента из услышанного рассказа.
  6. Игры типа «Нарисуй то, о чём я буду сейчас говорить»

Рисование по словесной инструкции.

Нельзя!!!    Говорить ребёнку: «Замолчи! Слышать тебя не хочу!»

Если Ваш ребёнок визуал.

Как с ним наладить отношения при выполнении работы дома:

  1. Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать и т.д.
  2. Очень важно общаться с ребёнком на «его» языке.
  3. С визуалом используйте слова, описывающие форму, цвет, размер, местоположение, выделять цветом различные пункты или аспекты содержания.
  4. Записывать действия, используя схемы, таблицы, рисунки. и др.

Что можно требовать от визуала:

  1. Быстрого написания, выполнения задач,
  2. Расцвечивания записей,
  3. Дочитывания за родителем,
  4. Задание дать в записке,
  5. Давать задания на зарисовку цветными карандашами.

Советы родителям:

  1. Обсуждать вещи и предметы, которыми ребёнок интересуется,
  2. Побуждать ребёнка играть в сюжетно-ролевые игры,
  3. Петь песни из знакомых мультфильмов,
  4. Чаще просить рассказать об увиденном и услышанном,
  5. Использовать «рисование по описанию ребёнка».

Важно!!!          Смотреть на него во время разговора,

В случае неудовольства погрозить пальцем или сделать выразительные глаза,

Похвалу выразить мимикой.

Нельзя!!!         Одевать ребёнка так, как он не хочет ,

Говорить: «Глаза б мои тебя не видели!»

Если Ваш ребёнок кинестетик.

Как с ним наладить отношения при выполнении работы дома:

  1. Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно,
  2. Обязательно давать ему возможность моторной разрядки ( сходить в другую комнату, принести из кухни водички и т.д.). Запоминание материала у него легче всего происходит во время движения.
  3. Очень важно общаться с ребёнком на «его» языке.
  4. С кинестетиком используйте жесты,  прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов.
  5. Помните, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти,
  6. Чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания,
  7. Позволяйте им проигрывать в ролях части вашей информации.

Что можно требовать от кинестетика:

  1. Давать ему активную роль, почаще двигаться,
  2. Пусть делает медленно, но грамотно,
  3. Чтобы он читал, нужно заинтересовать,
  4. Стихотворение запоминать в движении,
  5. Почаще переписывать начисто,
  6. Если игра с водящим, то водить бязательно должен он.

Советы родителям:

  1. Когда даёте ему словесную инструкцию, желательно загибать его пальчики,
  2. При обучении чтению также использовать пальцы руки, магнитную азбуку,
  3. Информацию давать с паузами,
  4. Использовать наушники в работе,
  5. Развивать усидчивость, навыки зрительного восприятия,
  6. Успокаивая ребёнка, обязательно дотронуться до него, приласкать,
  7. Разрешать ему сидеть, поджав под себя ногу, если ему удобно (эта поза напоминает позу эмбриона).

Нельзя!!!     Говорить такому ребёнку: «Не трогай!», «Отойди от меня!»

  1. Рекомендации родителям

Упражнения для визуалов.

  1. Упражнения на развитие слухового восприятия;
  2. «Стихи- небылицы»
  3. «Задания с зарисовкой» -на звук «с» все слова, затем –беседа.
  4. Задания на обогащение  глагольного словаря
  5. При осуществлении слогового анализа отхлопывать слоги;
  6. Развитие просодики (назови слова …низким голосом, а слова…высоким голосом)
  7. Учить терпимо относиться к прикосновениям:         (игрушка –мышка бегает по ребёнку с помощью руки другого ребёнка)
  8. Использование  звукового сигнала:    (во время звучания музыки котёнок или мышка бегает)
  9. Применять словесные задания с многоступенчатыми инструкциями:

     (игра «Командир»)

  1. Игра «4 лишний» на слух
  2. Если играем в лото, этот ребёнок должен быть водящим.

Упражнения для кинестетиков

  1. Вырабатывать усидчивость,слуховое внимание:
  2. Отгадывание загадок по одинаковому началу, но разному концу

(в этом случае он будет дослушивать до конца)

  1. «Прошагивать» слоги,
  2. «Сосчитай, называя»  -использовать вырезанные картинки, чтоб трогал их.
  3. «Бинокль»  -при рассмотрении сюжетных картинок.
  4. «Нарисуем коврик»  -на 30 слов, 15 слов:  (если улышишь слово со звуком «р», раскрасишь клетку красным, со звуком «л»-голубым), и т.д.

Упражнения для аудиалов

  1. Упражнения на восприятие зрительного и кинестетическогоканалов .
  2. «Лампочка перегорела»-на ощупывание мелких предметов;
  3. «Найди среди других такой же предмет»
  4. Делим на слоги, рисуя палочки;
  5. Подбери слово-карточку к схеме;
  6. Пометь каждую картинку цветом: («р»-красным, «л»-голубым  и т.д.)
  7. «Словесный художник»-описать увиденную игрушку;
  8. «Увидел-повтори движение»
  9. -задания с ловлей мяча.

  1. Подведение итога заседания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Мой папа самый лучший!"

Накануне дня Защитника Отечества дети готовили подарки для любимых пап, учили стихи. Рассказывали о совместных праздниках , играх и развлечениях в семье. И решили провести спортивный праздник совместн...

"Родительское собрание"Как научить ребенка хорошо учиться"

Обучение в школе - одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане.Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, шк...

Родительское собрание "Как помочь ребенку хорошо учиться"

Советы родителям по оказанию помощи детям в учебе....

Самая, самая лучшая.

Праздник, посвященный 8 марта....

Родительское собрание "Как помочь ребенку хорошо учиться"

На собрании поднимается вопрос о той помощи, которую могут оказать родители, чтобы их ребенок хорошо учился. Подробно раскрываются направления работы, даются конкретные советы родителям....

Конспект родительского собрания «Как помочь ребенку учиться лучше?» 2 класс

Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребёнку в учёбе....