Родительское собрание Способности. Виды способностей
методическая разработка (4 класс) по теме

Материал для родительского собрания в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Способности. Виды58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 4 классе на тему:

«Способности. Виды и значение способностей»

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен не только  качественно усваивать предлагаемые знания но и добывать их самостоятельно.

Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно выделить следующие умения:

– слушать учителя;
– выделять главную мысль сообщения;
– связно пересказывать содержание текста;
– отвечать на вопросы к тексту;
– ставить вопросы к тексту;
– делать содержательные выводы на основе полученной информации;
– письменно выражать свою мысль;
– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
– адекватно оценивать результаты собственной работы.

Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.

Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.

Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по окружающему миру. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту?

Детей необходимо учить работать с учебным текстом: учить выделять главную мысль; составлять план текста; запоминать содержание текста и пересказывать его с опорой на план и т.д.

Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня и пр.

К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.

Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д.

А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.

Сегодня на собрании мы рассмотрим следующие вопросы:

Проблемные вопросы:

1. Может ли ребенок быть успешным, если не знать и не развивать его способности?

2. Что необходимо сделать, чтобы ребёнок был успешен в школе.

3. Как  «поднять» интеллект ребёнка?

            Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению любой деятельности и не сводятся к знаниям, умениям и навыкам.

        Способности, которые проявляются у школьника, чаще всего относятся к учению или к тем видам деятельности, которыми он занимается дополнительно (рисование, музыка, технич. конструирование и т. д.). Соответствующая деятельность является необходимым условием не только для выявления, но и для развития способностей.

        Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, предпосылки формирования способностей. На их основе, под влиянием обучения и воспитания, взаимодействия человека с миром развиваются его способности.

        Виды способностей:

В психологии принято различать общие и специальные способности.

Общие способности – связаны с психическими процессами – это общий интеллект, креативность (общая способность к творчеству) и обучаемость.

Специальные способности – связаны со специальным использованием – это способности к отдельным видам деятельности (к искусству, к языкам, к математике, к литературе и т.д.)

Способности делят по критерию основного вида деятельности на

- научные (математические, лингвистические и др.)

- творческие (музыкальные, литературные, художественные и др.),

- умственные – практические

- предметно-деятельностные – межличностные (сп. к общению).

Способности бывают

- потенциальные (проявляются при решении любых жизненных задач)

- актуальные (при конкретном виде деятельности)

Высокое развитие общих способностей – залог выявления всех специальных дарований.

        Уровень развития способностей зависит от:

- социальных условий,

- качества имеющихся знаний и умений (верные-неверные, твердые-нетвердые),

- природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов,

- большей или меньшей «тренировки» мозговых структур.

Способности обнаруживаются только в деятельности. Нельзя говорить, например, о способности человека к рисованию, если его ещё не учили этому. Появляясь в конкретной деятельности, способности в ней же и формируются. Исследования психологов показали, что предпосылкой и результатом творческой деятельности одарённых детей является настойчивая, неуёмная склонность к напряжённой умственной деятельности.

Говоря о развитии способностей, надо прежде всего сказать о борьбе с ленью, о формировании привычки к трудовым усилиям, о преодолении отвращения к систематическому и напряжённому труду. Лень – это отвратительная черта характера, свидетельство душевной дряблости и бессилия. У ленивого человека нет  и не может быть оправданий, в том числе и наличием способностей, которые приглушены и замаскированы ленью. Бороться с ленью можно только одним способом – постепенно втягивая ребёнка в трудовую деятельность, прививая ему привычку к труду, к трудовому усилию. Здесь не надо чересчур полагаться на разговоры и назидания. Гораздо важнее наладить контроль за выполнением учебного задания, режимом домашних заданий, способствовать созданию рабочей обстановки. Немалое значение имеет личный пример. Можно с уверенностью сказать, что человек, сформировавший у себя замечательное качество – трудоспособность, имеет явное преимущество перед любым другим человеком, лишённым этого качества.

    К. Д. Ушинский писал, что ребёнок от природы не имеет душевной лености, он любит самостоятельную деятельность, хочет всё делать сам. Надо научить детей трудиться, научить думать, наблюдать, понимать. Что такое умственный труд?

На вопрос: «что такое умственный труд» Интернет отвечает следующее: Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого - мобилизация памяти и внимания.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти.

     Ребёнок должен убедиться в том, что умственная деятельность – это труд, требующий больших усилий, волевой сосредоточенности, умения заставить себя отказаться от многих удовольствий. Именно в атмосфере труда формируются настойчивость, сила воли.

        Внимательно присматриваясь к ученикам, неуспевающим по математике, можно увидеть, что в начальных и средних классах отстающие никогда не решают самостоятельно ни одной задачи. Они как бы плывут за волной, ставят ногу в то место, куда уже стали их товарищи: списывают готовое с доски или у соседей по парте, но по существу не представляют себе, что такое самостоятельное выполнение задания. Нельзя устранить этого зла поисками каких-то приемов совершенствования дидактического мастерства. Умственный труд на уроках математики - пробный камень мышления. Причина зла в том, что ребенок не научился думать; окружающий мир с его вещами, явлениями, зависимостями и взаимосвязями не стал для него источником мысли. Вещи должны учить ребенка мыслить - это исключительно важное условие того, чтобы все нормальные дети были умными, сообразительными, пытливыми, любознательными.

       Успешное решение задач зависит от того, научились ли дети видеть взаимодействие вещей, явлений. Самостоятельный умственный труд в процессе решения задачи дает плоды еще и тогда, когда в памяти ребенка постоянно и прочно хранятся обобщения, без которых немыслимо мышление (таблица умножения, состав натурального ряда чисел).

         Так же как  чтение не  станет полуавтоматическим процессом, если ребенок игнорирует книгу,  так и абстрактное математическое мышление останется для ученика книгой за семью печатями, если он не запомнил десятки, сотни примеров, над которыми люди в повседневной практике никогда не задумываются, потому что ответы на эти примеры запомнились навсегда.

Чтобы ваш ребёнок был успешен в школе,

1. Организуйте ему уголок школьника.

2. Следите, чтобы уроки готовились в установленное время в хорошо проветренном помещении.

3. Перед началом работы (выполнением домашних заданий) выключите радио, телевизор, не мешайте детям излишними замечаниями, громкими  разговорами.

4. Ежедневно проверяйте уроки и сообщайте учителю о возникших затруднениях при выполнении домашних заданий.

5. Не нужно наказывать ребёнка за плохую работу или за работу несделанную. Самое важное в этом случае – добиться того, чтобы работа была всё-таки сделана.

Требования, основанные на доводах разума, всегда будут внутренне приняты ребёнком. Он должен знать, что есть такие законы жизни, которые надо выполнять безоговорочно. Этим законом является систематический ежедневный труд. Труд, как еда, как сон, необходим человеку, чтобы жить в этом мире, чтобы реализовать свои человеческие возможности.

Чтобы поднять интеллект ребёнка              

1. Развивайте гибкость мышления, расширяйте кругозор. В основном интеллект связывают с гибкостью ума, способностью находить решения в различных ситуациях, как стандартные, так и нестандартные, активно использовать имеющиеся знания. Поэтому полезно решать различные головоломки, разгадывать кроссворды, играть в интеллектуальные игры.

2. Тренируйте память. Последние исследования показали, что интеллект связан с разными видами памяти – кратковременной и долговременной, так как напрямую оперирует содержащимися в памяти данными. Поэтому, чтобы развивать память,  необходимо  учить понравившиеся стихотворения, цитаты, афоризмы. Процесс запоминания создает дополнительные связи между клетками головного мозга, а значит, улучшает пути передачи нервных импульсов и гибкость ума.

3. Развивайте у ребёнка способности к концентрации внимания, учите сосредоточению. И хотя в процессе многих упражнений концентрация внимания и так улучшается, используйте специальные упражнения по типу корректурных проб: например, попросите ребёнка подсчитать в одной статье количество букв «р». В следующий раз, все встречающиеся  буквы а подчеркнуть,  а буквы ж обвести в кружок.

4. Читайте ребёнку вслух и поощряйте чтение стимулирующей мозг литературу: классику, поэзию, научную, историческую литературу. Эта литература заставляет думать, анализировать, чем улучшает запоминание и течение мыслительных операций. Избавьте свой мозг от бульварных романов, легкого чтива, или по крайней мере не злоупотребляйте ими.

5. Физические нагрузки и упражнения  не только улучшают кислородное питание всех органов, но и стимулируют развитие отделов головного мозга, улучшают ориентацию в пространстве, способствуют улучшению памяти.

6. Правильно организуйте режим дня и сон  ребёнка. Хороший и достаточный сон способствует мозговой активности.

7. Исключите или минимизируйте просмотр телевизора. По данным научных исследований (обобщенных, в частности Райнером Пацлавом) телевидение парализует сознание, разрушает концентрацию внимания, т.е. никак не способствует поставленной задаче поднятия интеллекта, а наоборот, препятствует ей.

Никогда не спешите с окончательным и категорическим выводом: у ребенка ничего не получится, такова уж его судьба.

АНКЕТА для родителей.

Сейчас предлагаю подумать над следующими вопросами.

Считаете ли вы своего ребенка способным?

В чем проявляются его способности?

Поддерживаете ли вы своего ребенка в проявлении его таланта и способностей?

Как вы это делаете?

Поддерживает ли школа и классный руководитель вашего ребенка в проявлении таланта и способностей?

Какие способности вашего ребенка еще не оценены по достоинству?

Какая помощь вам нужна в развитии способностей вашего ребёнка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"

Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"  О том на что родители должны больще обращать внимание....

Родительское собрание "Развитие творческих способностей "

Данная презентация дана в сокращенном варианте. Полную версию можно скачать по ссылке: http://yadi.sk/d/3ArtuBAv3SXoq...

Родительское собрание "Что такое способности"

Родительское собрание "Что такое способности"...

Родительское собрание в виде презентации во 2 классе.

Данная презентация демонстрирует, как можно быстро, наглядно и интересно провести родительское собрание....

Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей"

В презентации дается понятие "Творческие способности" и зачем их нужно развивать. Для родителей даны примеры упражнений на развитие творческих способностей....

Родительское собрание "Развитие умственных способностей детей средствами математики в ДОУ"

Данная публикация знакомит родителей с важностью и значимостью занятий математикой с детьми, рассказывает, как занимаются дети математикой в ДОУ, а также дает рекомендации родителям по данной теме....