Роль труда в жизни ребенка
методическая разработка (1 класс) по теме

Демчук Элеонора Юрьевна

Конспект двух выступлений на родит.собраниях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_trudolyubiya_u_mladsh.shk_._v_usloviyah_semi.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование трудолюбия в условиях семьи.

Беседа с родителями №1
(для родителей учеников начальных классов)

Основа жизни.

Труд - основа всей жизни, залог благосостояния будущей жизни ребёнка. Воспитайте своего ребёнка в любви к труду, и многие проблемы воспитательного процесса вас минуют. «Не приучив детей с раннего детства к труду, к выполнению посильных бытовых обязанностей, к заботе об общем благополучии семьи, матери, отца, сестры и братьев, нельзя ожидать развития у детей благородных чувств и мыслей. Тот, кто лишает ребёнка участия в посильном для него труде, обрекает его на физическое и духовное вырождение»- писал И.Ф. Свадковский

Ещё до школы ребёнка следует приучить к труду по самообслуживанию: самостоятельно одеваться, убирать постель, умываться, аккуратно складывать перед сном одежду. С поступлением в школу у детей появляются новые обязанности: ухаживать за одеждой, обувью, убирать за собой со стола после еды, содержать в порядке свои школьные принадлежности, собирать портфель в школу. Прививая детям, навыки самообслуживания, родители во многом облегчат свой собственный труд и помогут детям преодолеть беспомощность, приобрести самостоятельность, уверенность в себе.

Одним из постоянных видов домашнего труда является приготовление пищи. Дети должны уметь почистить картошку, помыть овощи, перебрать ягоды, помешать кашу, последить за кипячением молока. Постепенно они сами начинают пробовать свои силы в кулинарном искусстве. Так, Вова Г. в 10 лет научился варить борщ, печь хлеб в газовой духовке. На всю жизнь я запомнила его оладушки. Он приносил их в промасленной бумаге и, украдкой, угощая, приговаривал: «Кушайте, Нина Владимировна, они сладкие, я много сахару положил». Машенька Г. в свои 9-10 лет готовила обед на всю семью, когда её мама и папа были на работе. А в класс она приносила приготовленную самостоятельно пиццу и угощала ребят. Ах, как она была счастлива, видя, что дети с удовольствием уплетают, нахваливая, её творение. А Валюшка Е. делилась изобретёнными ею самой незатейливыми рецептами салатов. Она в свои 8 лет могла приготовить несложный обед, постирать свои вещички. Валюшка воспитывалась с бабушкой. Бабушка часто болела и внучку учила многое делать самой. Но как благодарна была её дочь, когда устроила свою личную жизнь и забрала Валю к себе.

Обычно детей рано начинают посылать в магазин за хозяйственными покупками. Поручая детям те или иные покупки, важно проверять, сколько денег было истрачено, сколько принесено сдачи. Это приучает детей к аккуратности в обращении с деньгами, Нельзя подозревать ребёнка в нечестности. Доверие ему должно быть оказано полное, тогда он будет стараться оправдать его. В результате дети не только облегчают домашний труд взрослых, но и становятся более заботливыми, хозяйственными и практичными. Выполняя работу, ребёнок испытывает чувство удовлетворения от того, что он помогает семье, вносит свою лепту в благосостояние её.

Очень важно с ранних лет приучать детей к помощи по обслуживанию взрослых: подогреванию пищи к приходу родителей, мытью посуды после обеда, уходу за младшими детьми (если они есть в семье), за бабушкой. Если кто-то из родителей нездоров или сильно устал, вернувшись с работы, желательно, чтобы другой родитель обратил внимание ребёнка на то, что надо позаботиться, обеспечить тишину и покой.

Детей надо приучать быть особенно внимательными к больным. В таких семьях забота о взрослых, естественно, станет для детей чем-то обязательным, самим собою разумеющимся делом. Если у детей не воспитать это качество, то, став взрослыми, они не догадаются в нужный момент проявить заботу о старших, а иногда просто постесняются быть внимательными и предупредительными.

Родители в ответе за тот «продукт», который выпускают в свет. К сожалению, в последние годы это особенно зримо, папы и мамы слишком опекают зачастую своё единственное чадо. И растёт ребёнок «неумехой», ни к чему не приспособленным и ленивым. Попросишь таких ребятишек с доски стереть, мусор замести, цветы полить, а они не слышат или не хотят слышать. Смотришь, уже бегает, играет. Как будто и не его просили. Зато постоянно одни и те же немногие дети без напоминания сделают всё – «палочки- выручалочки», но их единицы. Сразу видно, что и дома они верные помощники взрослых во всех делах.

Ребёнок, приученный что-то делать своими руками, мастерить, никогда не разрушит, не сломает сделанное другими. Оберегая ребёнка от трудовой деятельности (мал, не справится, жалко, вырастет, успеет ещё), родители и не подозревают, какие проблемы их ждут в будущем, когда их дети повзрослеют. Разбили, сломали, разворотили, перевернули и многие другие, мягко говоря, шалости – удел детей, которые не умеют и не знают, куда направить свою энергию. Для таких даже сами взрослые ищут оправдания: мол, некуда пойти, нечем заняться. Не приученные к деятельности любого рода, они не будут испытывать интерес ни к чему другому. Даже на очень хорошем мероприятии такие дети ведут себя неподобающе и только мешают и портят настроение другим.

Я за труд посильный и разумный. Жить - значит работать. Труд есть жизнь человека и наилучшее лекарство нравственное, физическое и эстетическое.

Беседа с родителями №2

В процессе воспитания будущих граждан важная роль принадлежит семье, поскольку дети большую часть времени проводят дома. "Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку." (Макаренко А.С. Соч. т IV , М., 1951, с. 393).

Привлекая ребёнка к физической работе, важно не только выработать у них необходимые умения и навыки, но и привить интерес к труду. Труд, выполняемый с любовью, оказывает большое влияние на нравственное развитие личности, формирование таких качеств, как дисциплинированность, прилежание, упорство, организованность.

Подготовка к общественному труду – проблема общесоциальная. В ее решении велика роль всех факторов, влияющих на развитие личности, школы, неформальных объединений, средств массовой информации, искусства и литературы. Но все же основное влияние на приобщение к труду оказывает семья, сложившиеся в ней определенные моральные и культурные установки. В формировании отношения молодого человека к труду нет ничего важнее личного примера родителей, всех старших членов семьи.

Личный пример в труде и отношение к людям родителей оказывает прямое и сильное влияние на воспитание детей, которые в крепких и добрых семьях растут трудолюбивыми и гуманными. Видя, как родители помогают соседям, ухаживают за старшими, трудятся с утра до вечера, дети стараются в свою очередь облегчить их труд.

Формируется целый комплекс нравственных качеств, столь необходимых во все времена: скромность, почитание родителей, уважительное отношение к старшим, не показное гостеприимство, любовь к труду, исполнительность и честность.

Совместный труд родителей и детей – это и основа формирование личности, и основа укрепления контактов между родителями и детьми. Честное, добросовестное отношение к труду всех членов семьи – необходимое условие ее сплочения, укрепления ее воспитательной силы.

Чем больше у родителей и детей общих дел, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, тем значительнее сила их примера.

Ребенок видит каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной жизнью.

Главное в жизни человека – это труд. Именно отношением к работе, к коллективу, вместе с которым он трудится, измеряется нравственная ценность человека.

Честно делать дело, уметь даже при самых больших нагрузках не снижать качество работы – вот основа и человеческой порядочности и гражданского достоинства.

В воспитании у детей привычки к труду особенно велика роль семьи.

Умелая, дальновидная мать заботится о том, чтобы дочка с раннего детства помогала ей по настоящему: накрывала на стол. мыла посуду. Постепенно ее обязанности усложняются – она учится пеленать брата, покупать хлеб, молоко, овощи, убирать квартиру. Мать учит ее готовить, вязать, шить. Сначала они делают работу вместе, а потом дочка выполняет ее самостоятельно. Если получилось плохо, мама попросит переделать и помогает при этом, если хорошо – не поскупится на похвалу. Так рождается прилежание. Научившись работать, дети начинают с уважением относиться к труду окружающих.

Сыновья видят, как отец с удовольствием выполняет работу да дому. Его пример очень важен для детей. Сыновья без принуждения делают любую работу, если и для отца она стала привычкой, с удовольствием помогают ему.

Сын относит в ремонт обувь, вещи – в химчистку. Отец учит сыновей пользоваться инструментами, пилить, строгать, работать ловко, быстро, аккуратно. У детей формируется нравственные качества в труде, такие как: доброта, трудолюбие.

Необходимо, чтобы у школьника было любимое дело. Обычно увлеченность каким-нибудь трудом передают детям родители.

Когда, ребенок видит, с каким удовольствием они трудятся, у него возникает желание поработать самому.

Чтобы поддержать интерес к труду, ребятам надо время от времени поручать дело, непривычное для них, способное захватить своей новизной; дать творческую задачу и избегать изменений оценки при ее решении.

Особой примечательностью для подростков обладает труд, связанный с техническим творчеством. Усердие и упорство, рожденное в одном виде деятельности, постепенно проявляется и в других видах. Вырабатывается привычка длительное время работать над выполнением одного и того же задания, доводить дело до конца.

Важней найти ребёнку дело, в котором чередовалось бы операции простые и сложные, легкие и трудные, интересные и скучные, поставить его в позицию организатора и исполнителя.

Если ребенок относится к труду как к вынужденной необходимости, которой в каждом удобном случае надо избегать, это искалечит его нравственно.

Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.

Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной ориентации своего рабочего места, рациональные приемы работы, правило техники безопасности. Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха. Наконец, всегда есть потребность в благоустройстве своей улицы, своего квартала, где можно организовать коллективные дела совместно с соседями.

Актуальны слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в жизни ребенка

Трудно переоценить роль сказки в жизни ребенка и необходимость глубокого изучения сказки как литератур­ного жанра....

Роль книги в жизни ребенка

Памятка для родителей...

Статья Роль книги в жизни ребенка

Природную любознательность ребёнка полнее всего удовлетворяют книги...

Статья "Роль театра в жизни ребенка начальной школы"

Театр – это не только волшебный мир фантазии, в который попадают зрители, но и серьезный труд, а в некоторых случаях и отличная школа. Чему можно научиться в театре? Как влияют занятия в театрал...

Роль сказок в жизни ребенка

Сообщение на методическом часе...

Роль общения в жизни ребенка

Отправляя ребенка в школу, родители в первую очередь беспокоятся о качестве образования. Но в школе маленький человек получает не только знания, но еще и опыт общения. Трудно переоценить роль общения ...

Статья о роли музыки в жизни ребенка.

Данная статья расскажет о роли, важности музыки в жизни ребенка. О том как в разное время детей приобщали к музыкие и как можно увлечь ребенка музыкой в наше время....