Статья о роли музыки в жизни ребенка.
статья по музыке

Слюсаренко Анастасия Сергеевна

Данная статья расскажет о роли, важности музыки в жизни ребенка. О том как в разное время детей приобщали к музыкие и как можно увлечь ребенка музыкой в наше время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muzyka.docx19.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья о роли музыки в жизни ребенка и о приобщении детей к музыке в разные времена истории.

Музыка – средство воспитания, когда она осознанно воспринимается ребенком. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет.

Музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы весело и с пользой проводить с ребенком досуг.

Многие родители задаются вопросом: Как увлечь, заинтересовать малышей пением? Ведь пение способствует развитию их певческой культуры, общему и музыкальному развитию. Как сделать так, чтобы встреча с любимой песней стала праздником?

Однако пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса.

Из поколения в поколение души людей питал фольклор, заменявший оперу и симфонический оркестр. Дети, услышав первые колыбельные, 2 подрастая, сами начинали петь колядки, веснянки, запевки, считалки, слушали пение взрослых. Не было для крестьянского ребенка лучшего учителя музыки, чем народная песня и обряд. А путь к ним начинался в родной избе от песен, причетов и веселушек родной бабушки.

Что же касается традиций музицирования, то домашнее музицирование в частности фортепианное, осваивали преимущественно представители дворянства. Дети осваивали инструменты под руководством известных европейских музыкантов и принимали участие в театральных постановках при дворе, в различных семейных концертах.

Традиция пения колыбельных песен способствовала тому, что маленькие детки были спокойными и хорошо спали, несмотря на то, что в семьях тогда было по многу детей и часто было довольно шумно.

Первые музыкальные уроки в семье обычно давала детям мать. Философ и педагог В.П. Острогорский писал о роли матерей в музыкальном образовании: « Особая миссия по приобщению детей к музыке, особенно в семье, принадлежит матери. Успех ее деятельности на этом поприще определяется уровнем понимания ею роли музыки в духовном развитии ребенка и разносторонностью ее музыкальной образованности».

В Петербурге начала XIX века без музыки не обходился ни пышный приём, ни бал, ни дружеская компания. Музыка была частым гостем в быту многих жителей. Чуть ли не в каждой семье кто-нибудь пел или играл на фортепиано, гитаре, арфе... « Не только у каждого семейного чиновника, но даже у каждого ремесленника дочки учатся играть на фортепиано», -пишет известный журналист Ф. Булгарин.

В семьях дворян все дети по распространённому в дворянских кругах обычаю воспитывались дома, обучаясь у приходящих учителей. В семье играли и пели все - от мала до велика. Девочки с 4-5 лет обучались игре на фортепиано и арфе, мальчики на фортепиано, альте и скрипке, ноты они читали, как буквы.

Таким образом, развитие музыкального образования семьи, позволяет выявить педагогический потенциал коллективного музицирования как способа внутрисемейного взаимодействия  для формирования личности ребенка на протяжении многих десятилетий.

Что же такое музицирование?

 Существуют три основные разновидности:

1.  уединенное музицирование, когда человек поет или играет на музыкальном инструменте сам для себя, в отсутствии слушателей;
2. совместное музицирование, являющееся средством дружеского, эмоционального общения с партнерами (сюда относится, например, игра на фортепиано в четыре руки, участие в струнном квартете, домашнее ансамблевое и хоровое пение и т.п.),
3. публичное музицирование, цель которого - оказать влияние на внутреннее эмоционально-психологическое состояние других людей - слушателей (добровольных или невольных).

Что дети приобретают через занятия музыкой:

·        Воспитание характера без риска и травм;

·        Развитие математических способностей;

·        Развитие навыков общения;

·        Развитие структурного мышления;

·        Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);

·        Выявление новых черт характера;

·        Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОМА

Педагоги советуют родителям побольше слушать с детьми хорошую музыку и сделать это занятие семейной традицией. Сделать дома фонотеку из детских песен, музыкальных сказок и стихов. Подобрать музыку для сопровождения чтения или творческих занятий, а так же подобрать музыку для релаксации или сна.


При организации слушания дома музыки стоит помнить:

  1. Слушать музыкальное произведение не отвлекаясь ни на что другое
  2. Если ребенок что-то не понимает – подсказывать ему
  3. Увеличивать размер музыкального произведения постепенно
  4. Чередовать вокальную и инструментальную музыку
  5. Организуйте домашний оркестр. Можно приобрести детские музыкальные инструменты или сделать их вместе с ребенком, от чего занятие станет интереснее (наполнить емкости крупой, пуговицами), что разовьет в процессе совместного музицирования чувство ритма у ребенка
  6. Проигрывать ритмичные упражнения, развивать тем самым тембровый и ритмический слух ребенка
  7. Устраивать совместное музицирование и организацию домашних концертов, но и не забывать о том, что с ребенком можно так же посетить детский спектакль или концерт
  8. Поощрять двигательные импровизации детей, помогать им координировать свои движения
  9. Бывая на природе стоит обращать внимание ребенка на звуки природы, развивая его внимание

Так же, многие педагоги советуют использовать родителям во время совместного музыкального досуга упражнения, например:

  1. Стоит разыграть с детьми сценку « отправляемся на рынок», которая направлена на формирование правильной осанки и снятию мышечного напряжения перед пением или музицированием. Для этого ребенку стоит выбрать любой предмет на полу и с усилием его поднять, например арбуз – мяч. Сделать вид, что не рассчитали силы и бросить его обратно на пол и расслабиться. Или же устроить «примерку пиджака», описывая полукруговые движения плечами вперед и назад. По мнению музыкальных педагогов детям нравится упражнение «пружинки» по команде то вставать на носочки, то опускаться.
  2. Варианты заданий в играх могут быть разнообразными. Вы можете развивать ритмический слух и тембр ребенка произнося текст песен тихо или громко, высоко или низко, быстро или медленно, разделять слова.
  3. Под веселую музыку можно делать с детьми упражнение на артикуляцию, например: “Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы);“Губки обижаются” (вывернуть нижнюю губу);“Вкусный язычок” (пожевать язык боковыми губами);“Чистые зубки” (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);“Улыбка” (улыбнуться).
  4. Можно разучивать песенки с ребенком, совмещая текст песни с аналогичными действиями.
  5. Для дыхательной гимнастики можно вместе с детьми сделать «дождик и ветерок». Стоит лишь взять праздничный дождик и приклеить его к рамочке. Координировать силу воздуха стоит словами «ветер сильный/слабый»
  6. Ребенку точно понравятся игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира:· человеческому голосу (крик, смех, плач),· голосам животных (мяукать, куковать и т.д.),· “голосам” неживой природы (капать, тикать и т.д.)

Родители должны помнить, что главное в организации детского досуга – творческий подход и настрой. Можно устраивать музыкальные сценки, пародии на тех же бременских музыкантов и домашние концерты «минутки славы», где ребенок не только сможет проявить себя, но и отбросить скованность.



Автор статьи: Слюсаренко Анастасия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль труда в жизни ребенка

Конспект двух выступлений на родит.собраниях...

Роль сказки в жизни ребенка

Трудно переоценить роль сказки в жизни ребенка и необходимость глубокого изучения сказки как литератур­ного жанра....

Роль книги в жизни ребенка

Памятка для родителей...

Статья Роль книги в жизни ребенка

Природную любознательность ребёнка полнее всего удовлетворяют книги...

статья .Роль музыки в жизни ребёнка. Материал для родителей.

Музыка в повседневной жизни ребенка. Консультация для родителей....

Статья "Роль театра в жизни ребенка начальной школы"

Театр – это не только волшебный мир фантазии, в который попадают зрители, но и серьезный труд, а в некоторых случаях и отличная школа. Чему можно научиться в театре? Как влияют занятия в театрал...

Роль музыки в жизни детей с ранним аутизмом.

Данная консультация рассказывает нам о том, как музыка может помочь в развитии детей с ранним аутизмом....