Научить читать
статья по теме

Бахрачёва Эльвира Александровна

материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchit_chitat.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ

Значение книги трудно переоценить. В наш век компьютеризации и высоких технологий человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако педагоги и психологи наблюдают такую тенденцию. Если в начальной школе интерес к чтению высок, то в среднем звене он начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется на должном уровне словарный запас, пропадает любовь к книге. Все это, естественно, рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.

        

            Желание читать, стойкий интерес к чтению закладываются в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребенка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сетуют на проблемы с чтением. Какие же жалобы чаще всего приходится слышать педагогам?

  1. Школьник читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от слогового чтения к чтению словами.

  1. Даже если ребенок читает бегло и правильно, он категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют чтение, а потом и литературу в числе самых нелюбимых предметов.

  1. Ребенок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, прочитывая условие задания, ребенок не понимает его сути, а задачи приходится перечитывать по несколько раз.

Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть? Рассмотрим сначала проблемы с формированием техники чтения. Навык чтения состоит из нескольких параметров:

  1. способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов (в 1-2 классах у многих детей единицей чтения является слог, а в 3-4 классе - слово и группа слов);
  2. скорость чтения (например, к концу 4 класса ребенок должен читать не менее 90-100 слов в минуту);
  3. правильность, автоматизированность (так называемая беглость);
  4. понимание прочитанного.

Беглым и выразительным чтение ребенка становится, как правило, к 5 классу. Некоторые дети, несмотря на усилия учителей и родителей, все равно продолжают читать медленно, по слогам, плохо понимают смысл прочитанного. Причиной таких отклонений могут являться индивидуальные особенности развития ребенка. Все чаще от учителей, психологов, логопедов можно услышать диагноз: дислексия или дисграфия. Не стоит пугаться этих слов, необходимо разобраться в сути этих явлений.

Дислексия интенсивно исследуется неврологами, лингвистами, психологами. Это нарушение становится препятствием в обучении от 2 до 10% школьников. Интересно, что подобного рода проблема реже встречается у детей, изучающих пиктографические языки (например, японский) или язык, где все буквы произносятся так, как пишутся (например, итальянский). Отечественный дефектолог А. Корнев называет ведущим симптомом дислексии на начальном этапе и запомнить, что данная буква соответствует данному звуку, ему труд но складывать отдельные звуки в слоги.

Ребенок, предрасположенный к дислексии, долго не способе овладеть слогослиянием, чтением целыми словами, плохо понимает прочитанное. Такие дети имеют ограниченный словарный запас, плохо запоминают обозначения отвлеченных понятий (временных пространственных и т. д.). У такого ребенка наблюдаются нарушения речи, грубые и странные орфографические ошибки, трудности в понимании пространственных отношений, неловкость, трудности в запоминании цветов или понимании смысла картинки.

Что же является причиной неспособности ребенка овладеть навыком чтения? Специалисты так и не пришли к единому мнению в этом вопросе. Возможно, на генном уровне передаются общие предпосылки нарушения чтения. По крайней мере, у некоторых детей задержка развития навыка чтения может быть связана с работой мозга - некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определенных зон коры головного мозга. Психологи отмечают, что наиболее часто дислексия встречается у леворуких детей и у так называемых скрытых левшей. Такие дети могут читать и писать слова справа налево, переставлять слоги в словах, переворачивать буквы в зеркальном изображении. Плохое чтение очень часто сопровождается плохим почерком, а также может быть связано с массой других нарушений развития, включая неловкость движений.

Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма - дисграфия. Симптомами этого диагноза являются следующие нарушения. При письме, например, ребенок заменяет гласные («часто» - «чосто») или пропускает их («лежит» - «лжт»), путает звонкие и глухие согласные («с», «з»), пропускает целые слоги («ребята» - «рета»), не обозначает мягкость согласных («люди» - «луди», «пальцы» - «палцы») и т. п. Обнаружить дизграфию можно в возрасте 7-9 лет. Согласно наблюдениям специалистов, дети, у которых в возрасте до 10 лет наблюдается задержка чтения, без специальной помощи, вероятнее всего, не смогут догнать сверстников к моменту окончания школы, а многие еще и отстанут. Поэтому родители и педагоги должны понимать, что сам ребенок ничего не может поделать с этим нарушением, ему требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов, дефектологов.

Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим следующую проблему, связанную с воспитанием интереса к чтению. Воспринимать чтение как повинность может и ребенок, не испытывающий особых проблем с техникой чтения. Причины этого явления кроются в семейном воспитании. Например, если родители, обучая его читать, слишком часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками с друзьями и просмотром любимых телепередач (мультфильмов, сказок). Чтение в этом случае превращается в нелюбимый урок, который необходимо как можно быстрее закончить. Естественно, ребенок не захочет ничего читать сверх того, что ему задали. При такой организации процесса чтения он также плохо понимает и запоминает содержание того, что читает. У него не складывается образа прочитанного произведения. Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочка не видят маму и папу с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Ребенок рассуждает: «Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду!» Поэтому было бы замечательно,
если бы в семье на чтение книг было отведено общее время. Тогда
ребенок воспринимал бы процесс чтения как присоединение к интересному семейному ритуалу.

        

Что нужно делать, чтобы привить ребенку любовь к книге? Учителя и психологи считают: нелюбовь к чтению связана еще и с тем, что, детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остается набором событий, имен и названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей
недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, т. к. ребенок не способен представить те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий.


        Совсем другое дело - мультики или компьютерные игры. Вот тут - то и ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений. А самое главное, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, что современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.

       Чтобы наши дети могли увлечься книгой, переживать происходящие события вместе с героями, представлять их, необходимо развивать образное мышление детей. Помочь в этом можете и вы, используя следующие упражнения.

Инсценируйте с ребенком отрывки из прочитанной книжки, изменяйте сюжет. Сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами. Обсуждайте, что режиссер включил в кино - или телеверсию, а что - нет, что бы вы добавили в фильм. Сами составляйте с ребенком рисованные диафильмы, комиксы. Благодаря этим приемам, ребенок соотнесет повседневную жизнь с прочитанными произведениями. Это делает чтение увлекательным, понятным и необходимым для него. Кроме того, эти упражнения способствуют развитию его воображения и речи.

Заведите в семье ритуал вечернего чтения. Понятно, что современные ритмы жизни не позволяют взрослым располагать достаточным количеством свободного времени. Но ведь это можно делать не каждый день и установить для этого с домашними очередность. Выберите какую-либо интересную книгу, понятную для детского возраста. Используйте рекомендации учителя и читайте ее понемногу" каждый вечер. Можно читать с детьми. Читайте вслух по ролям (для этих целей подходят пьесы Е. Шварца) или по очереди (например, ребенок читает по абзацу, а вы - по странице).

По наблюдениям психологов, дети, которым читают, развиваются более любознательными, их словарный запас в два-три раза больше, чем у сверстников. Многие специалисты считают, что читать ребенку вслух нужно до 12 лет; даже когда он сам умеет это делать. Для ребенка чтение - это огромная работа, а когда читает взрослый, он лучше воспринимает содержание и переживает чувства героев. Его внимание направлено не на разбор букв, а на повествование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку научиться читать

Приёмы работы по обучению чтению...

Как помочь детям научиться читать бегло и правильно,при этом сохранить интерес ученика.

Игяя интерес детей на уроке.ры и упражнения помогут формировать навыки чтения, сохран...

"Как помочь ребенку научиться читать?"

Статья содержит рекомендации, которые помогут родителям в обучении детей чтению....

Бысто научиться читать.

Книга помогает быстро научить ребёнка читать....

Научить читать

Развитие навыков чтения...

Как научиь читать

Целым словомСоздатель методики Глен Доман верит, что наилучшими учителями малыша являются его родители, заинтересованные в успехах отпрыска. Чем меньше младенец, тем он способнее, тем лучше он в...