собрание с родителями будущих первокласснико "Личносто-психологическая готовность детей к обучению в школе"
методическая разработка на тему

Терновых Светлана Викторовна

Собрание с родителями будущих первоклассников проведено на базе ДОУ, с привлечением школьного психолога, воспитателя подготовительной группы и руководителя по физической подготовке. Цель собрания: обозначить роль семьи в преемственных связях дошкольного и начального общего образования, выявить личностно-психологическую готовность детей к школе и позицию родителей в ожидании школьной жизни ребёнка, познакомить родителей с навыками социальной компетентности старшего дошкольника, которыми должны овладеть дети, поступающие в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Собрание - практикум с родителями будущих первоклассников

 «Личностно-психологическая готовность детей к обучению в школе»

Проведено на базе ДОУ «Светлячок»

 в рамках методической недели «Сотрудничество семьи и школы.

 Формы взаимодействия в условиях современного образования»

Подготовлено учителем начальных классов

Терновых С. В.с участием психолога

 школы Харловой Н.Н., воспитателя

подготовительной группы Максенцовой Л.И.

 и руководителя по физической подготовке

 Рублёвой Е.Ф.

Цель собрания:

  1. Обозначить роль семьи в преемственных связях дошкольного и начального школьного образования.
  2.  Выявить личностно-психологическую готовность детей к школе и позицию родителей в ожидании школьной жизни ребёнка.
  3.  Познакомить родителей с навыками социальной компетентности старшего дошкольника, которыми должны владеть дети, поступающие в школу.

Участники собрания: учитель начальных классов Терновых С.В., психолог школы Харлова Н.Н., воспитатели подготовительной и старших групп Максенцова Л.И., Чимирчёва Л.И., Адамович С.Г., Лукьянцева Н.Б., Гончар В.В.,  руководитель по физической подготовке Рублёва Е.Ф., родители будущих первоклассников.

Подготовка к собранию.

  1. Проведение с будущими первоклассниками рисуночной методики на тему «Как я представляю себя в школе». (проводят воспитатели)
  2. Анкетирование родителей для определения личностно-психологической готовности детей к школе и позиции родителей в ожидании школьной жизни ребёнка. (проводит учитель и психолог)

Анкета «Моё мнение о школьной жизни ребёнка»

Уважаемые родители! С целью выявления личностно-психологической готовности детей к школе и вашей позиции  в ожидании школьной жизни ребёнка просим ответить вас на вопросы анкеты и опросника.

  1. Что лично для Вас означает выражение: «Уметь учиться в школе»? (Нужное подчеркните, при необходимости дополните.)

«Получать хорошие оценки», «Слушаться учителя», «Знать и выполнять все правила школьной жизни»._____________________________________

  1. Считаете ли Вы, что определённую подготовку к школе ребёнок получает в семье?

Да,      нет,    трудно сказать. Если да, то в чём она проявляется? ________________________________________________________________

  1. Когда ребёнок пойдёт в школу, Вы (нужное подчеркните, дополните при необходимости):

усилите требовательность и контроль; возьмёте на себя основную заботу о новых обязанностях ребёнка; как-то иначе проявите своё участие.___________________________________________________________

4. Есть ли у Вашего ребёнка желание узнавать новое и учиться в школе?

Да,      нет,     трудно сказать. Почему вы так считаете? _______________

_______________________________________________________________

5.Попадалась ли Вам книга (статья) по подготовке ребёнка к школе, вызвавшая у Вас интерес?

Да           нет           не помню.

Каков социальный опыт моего ребёнка?

Уважаемые родители! Вам предлагаются суждения о навыках социальной компетентности ребёнка старшего дошкольного возраста. Те из них, которыми, по-вашему, овладел ребёнок, просим обвести кружком.

  1. Умеет общаться с разными детьми (младше, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками).
  2. Умеет попросить о помощи и оказать её другому.
  3. Уважает желания других людей, проявляет внимание, заботу.
  4. Может сдерживать себя, сообщить о своём эмоциональном самочувствии, потребностях в приемлемой форме.
  5. Понимает характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, способен выбрать линию поведения соответственно ситуации.
  6. Способен выбирать между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен».
  7. Способен достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности.
  8. Проявляет разумную осторожность в новой обстановке, при встречах с незнакомыми людьми.
  9. В общении с людьми проявляет чувство собственного достоинства, может отстаивать свою позицию приемлемыми способами.
  10. Понимает необходимость быть опрятным и соблюдает порядок дома.

  1. Подготовка приглашений родителям на собрание.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. Мультимедийная презентация к собранию, мультимедийный проектор, ноутбук.
  2. Для каждой игровой группы оборудуется рабочее место (стол, семь - восемь стульев, бумага для записей, ручки, карандаши).
  3. Оформляется выставка рисунков детей «Как я представляю себя в школе», «Моя семья»

ХОД СОБРАНИЯ

  1. Перед началом собрания воспитатели и учитель встречают родителей. Родители занимают места в группах по желанию.
  2. Вступительное слово учителя.

Приветствую вас, уважаемые родители будущих первоклассников. Сегодняшняя наша встреча пройдёт в форме практического семинара. Мы поговорим о личностно-психологической подготовке ваших детей к школе. На собрании выступят также психолог Мильковской средней общеобразовательной школы № 2 Харлова Н.Н. и инструктор по физическому воспитанию ДОУ «Светлячок» Рублёва Е.Ф. Наше собрание пройдёт по следующему плану:

  1. Выступление учителя начальных классов Терновых С.В. «Личностно-психологическая подготовка старшего дошкольника к школе».
  2. Факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе (работа в группах)
  3. Психологическая готовность к школьному обучению.
  4. Выступление психолога школы Харловой Н.Н. «Анализ рисунков детей на тему «Как я представляю себя в школе» и «Моя семья». Рекомендации психолога.
  5. Ролевое проигрывание проблемных задач. (работа в группах)
  6. Анализ анкетирования родителей. (Терновых С.В.)
  7. Рекомендации по подготовке детей к школе.
  8. Рефлексия. (тестирование родителей)
  9.  Выступление инструктора по физическому воспитанию Рублёвой Е.В. (совместно с воспитанниками ДОУ) «Физическое развитие детей как важный фактор успешной адаптации и обучения в школе. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата».

Хотелось бы начать своё выступление с того, что начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу. Справится ли ваш ребёнок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребёнка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнётся с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят многих родителей будущих первоклассников. Озабоченность родителей понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и в конечном счёте благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой.

Вы, сегодняшние родители, как и родители прошлых поколений, вместе со своими детьми будете переходить из класса в класс, решать задачки и т.п. Ребёнок приносит из детского сада или школы не только знания, навыки, отметки, но и свои переживания, настроения, новые понятия о жизни, самом себе, своих способностях и своём месте в этом мире. Всё происходящее с ребёнком за пределами дома через него приходит в семью. Семейная среда особенно значима для ребёнка с точки зрения эмоциональной и душевной поддержки.

Сам факт поступления ребёнка в школу ещё не говорит о принятии им статуса ученика. Каждый по-своему переживает эту новую социальную роль. Для ребёнка это не только событие, но и процесс, растянутый во времени. Специалисты – психологи называют его «критическим периодом», «критическими годами зависимости», «критическим возрастным периодом».

У ребёнка обостряется потребность в безопасности, эмоциональном контакте с близкими взрослыми, защите и опёке с их стороны. Специалисты отмечают усиление чувствительности ребёнка к разным воздействиям взрослого. Всё это побуждает к внимательному отношению со стороны и родителей, и педагогов и оказанию поддержки в семье и за её пределами.

Сейчас я предлагаю вам немного поразмышлять над тем, что же именно нужно для успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе. Работать будете в группах, которые вы сами же и сформировали. Обсудите и пронумеруйте по степени значимости для вас, следующие факторы, которые могут помочь вашим детям успешно обучаться в школе. Затем выберите из них три фактора, на ваш взгляд, главных и обоснуйте свой выбор. На выполнение задания 5 минут. Затем представители от каждой группы представят свой взгляд на проблему.

Факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе.

1. Физическое здоровье. 

2. Развитый интеллект. 

3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми. 

4. Выносливость и работоспособность. 

5. Умение считать и читать. 

6. Аккуратность и дисциплинированность. 

7. Хорошая память и внимание. 

8. Инициатива, воля и способность действовать самостоятельно. 

  1. Работа родителей в группах. Выступления представителей групп. Учитель анализирует работу в группах и высказывания родителей.

  1. Психологическая готовность к школьному обучению.

У многих родителей есть устойчивое заблуждение, которое мне хотелось бы сразу предупредить, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счёта, письма. В то время как большинство учителей начальных классов обоснованно придерживаются мнения, что научить ребёнка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения. Можно выделить три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребёнка к школе:

- желание учиться;

- способность управлять своим поведением;

- способность управлять своими интеллектуальными процессами.

Содержание этих характеристик раскрыто в таблице на слайде.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребёнка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами); возникает основа произвольного поведения; ребёнок усваивает определённую систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть мультики, но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит это надо делать и т.д.).

Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. В ней происходят существенные изменения и в содержании, и в структуре. Важная роль здесь отводится игровой деятельности. Если для маленького ребёнка важен лишь результат (нарисовать домик, снеговика, построить башенку), его внимание не концентрируется на способах выполнения действия, то старшему дошкольнику доступно принятие учебной задачи, он уже понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребёнок 6 – 7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения. Ребёнок 3 – 4 лет, сравнивая свой рисунок или поделку с образцом, скажет, что у него получилось так же и всегда оценит свою работу только положительно. Для маленького ребёнка важно «что» он делает, а для старшего дошкольника – «как» это надо делать, каким способом.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребёнок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных обобщённых знаний. Иными словами, у него формируется личностно-психологическая готовность к систематическому школьному обучению. И главным условием здесь является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых и педагогов, и родителей полноценным развитием детей. Важно, чтобы вы осознавали всю значимость психологической готовности к школе и были активными помощниками вашим детям в этот сложный для них период.

Как уже говорилось выше поступление детей в школу – переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в 1 класс. Ожидание начала школьных занятий – это и радость, и большая тревога. Чем будет ближе этот день, тем тревожнее будет в душе ребёнка.

Давайте сейчас обратимся к рисункам ваших детей. Мы провели вместе с воспитателями и психологом школы Харловой Н.Н. рисуночную методику на тему: «Как я представляю себя в школе» и «Моя семья». Темы для рисования были подобраны вместе неслучайно. Ведь в семье формируется отношение к учёбе, в семье ребёнок должен получить моральную поддержку с первых дней обучения в школе. Какое отношение сложилось на данный момент у детей ко школе, что они переживают в своей семье нам сейчас расскажет Нина Николаевна.  

  1. Выступление психолога Мильковской средней общеобразовательной школы № 2 Харловой Н.Н. «Анализ рисунков детей старшего дошкольного возраста «Как я представляю себя в школе» и «Моя семья».
  2. Работа родителей в группах. Ролевое проигрывание проблемных задач.

Учитель предлагает группам родителей проблемные задачи для ролевого проигрывания.

Уважаемые родители, давайте сейчас с вами попробуем окунуться на некоторое время в будущее. Вы родители первоклассников. Предлагаю решить вам несколько проблемных задач. Сейчас каждой группе для обсуждения будут предложены проблемные задачи. Прочитайте их, обсудите и выступите со своим видением решения данной в задаче проблемы.

Проблемная задача 1

Таня (6 лет и 4 мес.) учится в 1 классе. Ей трудно даётся учение, особенно чтение. Дома мама  усаживает её за стол и начинает спрашивать: 

- Как называется эта буква? Что здесь написано? – Девочка молчит. 

- Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! – Мама уходит по своим делам на кухню. через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. – Сегодня гулять не пойдёшь, будешь читать! 

Вопрос: Как бы вы повели себя в этой ситуации? 

Проблемная задача 2

Иру воспитывала бабушка. Девочка росла послушной, но очень робкой, у неё не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это очень нравилось. 

Когда Ире исполнилось 6 лет, родители забрали её у бабушки. Иногда мать просила рассказать стихотворение, решить несложные, на ёе взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, мать сердилась на неё: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!» 

С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу. 

Вопрос: Как бы вы чувствовали себя в роли ребёнка, матери? 

Проблемная задача 3

Первоклассник учится писать. Буквы выходят за линии рабочей строки. Дома взрослые критикуют личностные качества ребёнка и дают только отрицательную оценку его действиям. 

Вопрос: Правы ли родители? Как поступили бы вы в этой ситуации? 

Проблемная задача 4

Ученица второго класса с радостью бежит к ожидающей её у школы маме, чтобы показать свою первую оценку – красиво выведенную уверенной рукой любимого учителя тройку. 

Но мама не только не поддержала радость дочери, но и сказала, что «троечницу» она встречать у школы не будет. 

Вопрос: Права ли мама? Как поступили бы вы в этой ситуации. 

Проблемная задача 5

Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдёт, а как иначе? 

Вопросы: Как вы оцениваете поведение родителей? Нужно ли помогать ребёнку в учебной деятельности? 

В ходе обсуждения проблемных задач психолог высказывает своё мнение по данной ситуации.

  1.  Анализ анкетирования родителей. (Терновых С.В.)

Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Как правило, дети хотят идти в школу, но, встречаясь с первыми трудностями, их желание угасает. Рекомендуется детей положительно настраивать на школу:

  1. «В школе ты узнаешь много нового, интересного!»
  2. «У тебя появится много новых друзей!»
  3. «С 1 сентября ты начинаешь трудиться, как трудятся твои мама и папа, бабушка и дедушка!»
  4. «Теперь и ты у нас стал взрослым, у тебя появятся новые трудовые обязанности».

Нельзя забывать о том, что с приходом в школу ребёнок попадает в новый коллектив своих сверстников. Готовить ребёнка жить в коллективе надо ещё до школы. Для этого прислушайтесь, как ребёнок говорит о делах в детском саду. Какое слово он употребляет чаще – я или мы?

И, наконец, очень важно – для успешного обучения в школе необходима привычка к дисциплинированному поведению, прилежание, аккуратность.

Анализируя ваши анкеты, где вы отвечали на суждения о навыках социальной компетентности ребёнка можно отметить, что большинство детей  может общаться с детьми разного возраста, умеет попросить о помощи и оказать её другому, понимают необходимость быть опрятным и соблюдают порядок дома. Но в то же время половина детей в каких-то определённых ситуациях не могут сдерживать себя, сообщать о своих потребностях и желаниях в приемлемой форме. А это настораживает и значит над этим нужно работать, потому что впоследствии у ребёнка могут возникнуть проблемы в общении с коллективом. Также большой процент детей не способны выбирать между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен», а также не могут достаточно адекватно оценить результаты совей деятельности, а это значит, что у них занижена или завышена самооценка, кстати о том же говорит и то что в общении с людьми дети не проявляют чувства собственного достоинства и не могут отстаивать свою позицию приемлемыми способами (т.е. здесь могут возникать при общении различные конфликтные ситуации: ссоры, драки)

Результаты анкетирования говорят о том, что есть ещё время поработать над воспитанием тех личностных качеств, о которых говорилось выше. Важно уже сегодня задуматься над тем, умеет ли ваш ребёнок подчиняться требованиям взрослых, умеет ли внимательно слушать, всегда ли он доброжелателен к людям, усидчив ли он. И мы призываем вас к конструктивной деятельности, к сотрудничеству. Давайте вместе воспитывать в детях личности, способные жить в коллективе, добрых и отзывчивых людей.

Последний год перед школой является очень важным как для детей, так и для родителей. Вашу позицию в ожидании школьной жизни ребёнка мы тоже изучали через анкетирование.

Анализ анкет показал, что большинство из вас считают умением учиться в школе – знание и выполнение всех правил школьной жизни. Некоторые считают умение учиться – это получать хорошие оценки, но тут же поясняют, что оценки ставятся за хорошие знания, а есть и такие, которые считают, что достаточно слушаться учителя. Родители дополняют первое выражение, высказывая своё мнение: «Чтобы учитель вёл урок интересно и доступно», «Умение сосредотачиваться и усваивать материал», «Научиться работать в коллективе», «Ребёнок должен понимать, что от него хотят», «Получать хорошие знания», «Уметь получать необходимые знания для дальнейшей жизни и обучения». Большинство родителей считают что определённую подготовку к школе ребёнок получает в семье через всестороннее развитие, обучение дома элементам письма, чтения, развитие речи, поучительные игры, беседы, приучают детей к самостоятельности, оказывают психологическую помощь, внимание всех членов семьи, занятия в кругу семьи, чтение книг, прививаются навыки общения, разъясняют смысл обучения в школе, в хорошем воспитании. Затруднились ответить на этот вопрос только три человека. Здесь главное, как говорят не перегнуть палку, и внимательно относиться к детям, не давить и не заставлять дополнительно заниматься если ребёнок этого не хочет. Он и так получает много учебной информации в саду и в кружках.

Большинство родителей согласились усилить требовательность и контроль когда ребёнок пойдёт в школу, только 10 человек сказали, что возьмут на себя основную заботу о новых обязанностях ребёнка. Здесь главное не оставить ребёнка одного со своими первыми школьными переживаниями, вовремя оказывать поддержку, следить за тем, чтобы ваш ребёнок всегда был готов к занятиям, чтобы не создавалось проблем перед уроками или когда он собирается в школу, следить за его здоровьем.

Почти все родители, основываясь на своих наблюдениях, отметили и то, что их дети хотят узнавать новое и учиться в школе. Это видно по их желанию научиться читать, проявлении познавательного интереса к новому, желанию быть умными людьми.

Часто родители спрашивают, а нужно ли ребёнка учить читать? Считаю, что в первую очередь должно быть не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребёнка, который идёт в 1 класс. Постарайтесь создать дома атмосферу радостного ожидания первого учебного дня.

Что бы хотелось посоветовать вам, уважаемые родители?

  1. Дать своему ребёнку знания о своей семье (ребёнок должен знать имена, фамилии, отчества родителей, бабушек, дедушек, место работы взрослых членов семьи).
  2. Знать сведения о своём селе, о своей стране.
  3. Знать последовательность времён года, частей суток, дней недели.
  4. Необходимо обращать внимание на речь ваших детей (ребёнок долженуметь составлять рассказ не менее чем из 5 – 6 предложений).

Необходимо, чтобы у ребёнка была хорошо развита речь, чтобы он умел чётко выражать свою мысль, правильно произносить звуки, произносить предлоги со словами. Без этого он не сможет научиться грамотно писать.

Из своего опыта работы знаю, что  большое влияние имеет то, с каким настроением и желанием учиться шли дети в школу. Ведь учение – это большой повседневный труд, он требует от ребёнка умственных усилий, воли, внимания.

Чтобы ребёнок мог успешно учиться, к моменту поступления в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты те системы и функции организма, которые начинают испытывать повышенную нагрузку с самого начала обучения. Элементы профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата вам представит Рублева Е.Ф. А для того, чтобы ребёнок овладел письмом, рисованием, необходимо, чтобы у него мелкие мышцы кисти достигли определённого развития и сформировались моторные (двигательные) навыки.

В анкетах был вопрос «Попадалась ли Вам книга (статья) по подготовке ребёнка к школе, вызвавшая у Вас интерес?» 15 из 28 родителей ответили, что да попадалась. Сейчас в продаже много книг по подготовке детей к школе. Я советую такие книги покупать, так как они подскажут вам, как правильно заниматься с детьми дома.

Помогает развитию мелкой мускулатуры лепка из пластилина, вырезание из бумаги, ткани или картона разных фигур. Если есть конструктор с мелкими деталями, собирайте его вместе с ребёнком. Учите детей пришивать пуговицы, а девочек вышивать, но только под вашим присмотром, под вашим наблюдением.

Всё это будет стимулировать развитие мышц кисти. Развитие двигательных навыков, особенно тонких движений пальцев рук, оказывает существенное влияние на развитие мозга и речи, что очень важно при подготовке к школе.

Посмотрите, какие элементы можно писать детям (образцы на слайде)

Очень хороший результат даёт раскрашивание и штриховка различных фигур и предметов. (образцы штриховок на слайде)

Рекомендую заранее приобрести будущему школьнику все необходимые принадлежности.

  1. Рефлексия деятельности. Тестирование родителей.

Закончить свою часть выступления на нашей встрече мне бы хотелось тестированием «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?». Мы с вами сегодня о многом поговорили. Вы сделали соответствующие выводы о дальнейших путях в воспитании ваших детей и подготовке их к школе. А сами ли вы чувствуете уверенность в своих силах, сможете ли вы принять роль родителей первоклассника, сумеете ли принять переживания ребёнка? На бланках, которые лежат у вас на столах отметьте свои ответы. Если согласны с утверждениями на экране, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

ТЕСТ

«Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»

  1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других.
  2. Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать детей.
  3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребёнка.
  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребёнок спокойно учится только в том случае, если его мать – учительница.
  6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, писать, считать.
  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить.
  8. Боюсь думать о том, как мой ребёнок будет обходиться без дневного сна.
  9. Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  10. Мой ребёнок ходит в детский сад и никогда не расстаётся с матерью.
  11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребёнка.
  12. Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе!»

Обработка результатов.

Подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма.

1

2

3

4

5

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

  1. До 5 баллов – у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября. По крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни ребёнка.
  2. 6 – 10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.
  3. 10 и более баллов – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом

  1. Выступление инструктора по физическому воспитанию Рублёвой Е.Ф. (совместно с детьми) ««Физическое развитие детей как важный фактор успешной адаптации и обучения в школе. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата».
  2. Решение родительского собрания.
  1. Всем участникам родительского собрания готовить детей к принятию новой социальной роли – ученика.

2.   Развивать в детях социальные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

3.  Формировать навыки сознательной дисциплины, послушания, аккуратности.

4.  Развивать знания детей об окружающем их мире.

5.  Развивать речь детей.

6.  Следить за здоровьем будущего школьника, соблюдать профилактику заболеваний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностно-психологическая готовность старшего дошкольника к обучению в школе

Слайд 2

Ход собрания Выступление учителя начальных классов Терновых С.В. «Личностно-психологическая подготовка старшего дошкольника к школе». Факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе (работа в группах) Психологическая готовность к школьному обучению. Выступление психолога школы Харловой Н.Н. «Анализ рисунков детей на тему «Как я представляю себя в школе» и «Моя семья». Рекомендации психолога. Ролевое проигрывание проблемных задач. (работа в группах) Анализ анкетирования родителей. (Терновых С.В.) Рекомендации по подготовке детей к школе. Рефлексия. (тестирование родителей) Выступление инструктора по физическому воспитанию Рублёвой Е.В. (совместно с воспитанниками ДОУ) «Физическое развитие детей как важный фактор успешной адаптации и обучения в школе. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата».

Слайд 3

Процесс поступления ребёнка в школу психологи называют: «критическим периодом» «критическими годами зависимости» «критическим возрастным периодом».

Слайд 4

Факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе. 1. Физическое здоровье. 2. Развитый интеллект. 3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми. 4. Выносливость и работоспособность. 5. Умение считать и читать. 6. Аккуратность и дисциплинированность. 7. Хорошая память и внимание. 8. Инициатива, воля и способность действовать самостоятельно.

Слайд 5

характерис-тики показатели Мотивационное развитие ребёнка (желание учиться) Познавательная мотивация (непосредственно связана с учёбой). Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Социальная мотивация: потребность в общении со взрослыми людьми на новом уровне. Способность адекватно оценивать себя. Произвольность поведения ( уп-равление своим поведением Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия. Умение внимательно слушать и точно выполнять задания и самостоятельно выполнять эти задания. Произвольность интеллектуаль - ной сферы (управление своими интеллектуальными процессами) Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать, выделять сходное и отличное Умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Усвоение нового правила работы и перенос усвоенного правила на выполнение заданий. Уровень развития обобщения . 6. Речевое развитие. Психологическая готовность к школьному обучению

Слайд 6

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности; формируется потребность в признании сверстников; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами; возникает основа произвольного поведения ; ребёнок усваивает определённую систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе.

Слайд 7

Проблемная задача 1 Таня (6 лет и 4 мес.) учится в 1 классе. Ей трудно даётся учение, особенно чтение. Дома мама усаживает её за стол и начинает спрашивать: - Как называется эта буква? Что здесь написано? – Девочка молчит. - Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! – Мама уходит по своим делам на кухню. через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. – Сегодня гулять не пойдёшь, будешь читать! Вопрос: Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Слайд 8

Проблемная задача 2 Иру воспитывала бабушка. Девочка росла послушной, но очень робкой, у неё не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это очень нравилось. Когда Ире исполнилось 6 лет, родители забрали её у бабушки. Иногда мать просила рассказать стихотворение, решить несложные, на ёе взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, мать сердилась на неё: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!» С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу. Вопрос: Как бы вы чувствовали себя в роли ребёнка, матери?

Слайд 9

Проблемная задача 3 Первоклассник учится писать. Буквы выходят за линии рабочей строки. Дома взрослые критикуют личностные качества ребёнка и дают только отрицательную оценку его действиям. Вопрос: Правы ли родители? Как поступили бы вы в этой ситуации?

Слайд 10

Проблемная задача 4 Ученица второго класса с радостью бежит к ожидающей её у школы маме, чтобы показать свою первую оценку – красиво выведенную уверенной рукой любимого учителя тройку. Но мама не только не поддержала радость дочери, но и сказала, что «троечницу» она встречать у школы не будет. Вопрос: Права ли мама? Как поступили бы вы в этой ситуации.

Слайд 11

Проблемная задача 5 Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдёт, а как иначе? Вопросы: Как вы оцениваете поведение родителей? Нужно ли помогать ребёнку в учебной деятельности?

Слайд 12

Рекомендуется положительно настраивать на школу: «В школе ты узнаешь много нового, интересного!» «У тебя появится много новых друзей!» «С 1 сентября ты начинаешь трудиться, как трудятся твои мама и папа, бабушка и дедушка!» «Теперь и ты у нас стал взрослым, у тебя появятся новые трудовые обязанности».

Слайд 13

Анализ анкетирования родителей 1.Умеет общаться с разными детьми 2. Умеет попросить о помощи и оказать её другому. 3. Уважает желания других людей, проявляет внимание, заботу . 4. Может сдерживать себя, сообщить о своём эмоциональном самочувствии, потребностях в приемлемой форме . 5. Понимает характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, способен выбрать линию поведения соответственно ситуации.

Слайд 14

Анализ анкетирования родителей 6. Способен выбирать между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». 7. Способен достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности. 8. Проявляет разумную осторожность в новой обстановке, при встречах с незнакомыми людьми. 9. В общении с людьми проявляет чувство собственного достоинства, может отстаивать свою позицию приемлемыми способами. 10. Понимает необходимость быть опрятным и соблюдает порядок дома.

Слайд 15

Слушаться учителя Умение учиться в школе Получать хорошие оценки Знать и выполнять все правила школьной жизни «Чтобы учитель вёл урок интересно и доступно» «Умение сосредотачиваться и усваивать материал» «Научиться работать в коллективе» «Ребёнок должен понимать, что от него хотят» «Получать хорошие знания» «Уметь получать необходимые знания для дальнейшей жизни и обучения» «Оценки ставятся за хорошие знания»

Слайд 16

Большинство родителей считают что определённую подготовку к школе ребёнок получает в семье всестороннее развитие Обучение элементам письма, чтения, развитие речи поучительные игры, беседы приучают детей к самостоятельности Оказывают психологическую помощь занятия в кругу семьи, чтение книг разъясняют смысл обучения в школе внимание всех членов семьи

Слайд 17

Дать своему ребёнку знания о своей семье (ребёнок должен знать имена, фамилии, отчества родителей, бабушек, дедушек, место работы взрослых членов семьи). Знать сведения о своём селе, о своей стране. Знать последовательность времён года, частей суток, дней недели. Необходимо обращать внимание на речь ваших детей (ребёнок должен уметь составлять рассказ не менее чем из 5 – 6 предложений).

Слайд 18

Элементы для подготовки руки к письму

Слайд 19

Образцы штриховок для развития мелкой мускулатуры

Слайд 20

Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других. Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать детей. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребёнка. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей. Ребёнок спокойно учится только в том случае, если его мать – учительница. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, писать, считать. Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить. Боюсь думать о том, как мой ребёнок будет обходиться без дневного сна. Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек. Мой ребёнок ходит в детский сад и никогда не расстаётся с матерью. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребёнка. Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе!»

Слайд 21

Результаты теста До 5 баллов – у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября. По крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни ребёнка. 6 – 10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее. 10 и более баллов – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом

Слайд 22

Решение родительского собрания Всем участникам родительского собрания готовить детей к принятию новой социальной роли – ученика. 2. Развивать в детях социальные навыки общения со сверстниками и взрослыми. 3. Формировать навыки сознательной дисциплины, послушания, аккуратности. 4. Развивать знания детей об окружающем их мире. 5. Развивать речь детей. 6. Следить за здоровьем будущего школьника, соблюдать профилактику заболеваний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям будущих первоклассников "О готовности к школьному обучению"

1. Компоненты "готовности к школе", физическая и психологичекая составляющая.2. О интеллектуальной, волевой, мотивационной и коммуникативной готовности к школе. 3. Рекомендации родителям "Как выз...

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...

Методика исследования уровня готовности детей к обучению в школе Л.А. Ясюковой

Методика исследования уровня готовности детей к обучению в школе  Л.А. Ясюковой...

Теоретические основы и методы изучения психологической готовности детей к обучению в школе

  Теоретические основы и методы изучения психологической готовности детей к обучению в школе...

КОПИЛКА ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Сборник игр для развития психологических познавательных процессов детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Выступление педагога психолога на родительском собрании "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в Школе будущего первоклассника....