Родителям будущих первоклассников "О готовности к школьному обучению"
методическая разработка на тему

1. Компоненты "готовности к школе", физическая и психологичекая составляющая.

2. О интеллектуальной, волевой, мотивационной и коммуникативной готовности к школе. 

3. Рекомендации родителям "Как вызвать интерес к обучению  в школе?".

4. Семь заповедей для мамы и папы будущего первоклассника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta_o_kriteriyah_gotovnosti_k_shkole.docx25.17 КБ
Файл pamyatka_1.docx13.56 КБ
Файл pamyatka_2.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям будущих первоклассников «О готовности к школьному обучению»

Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и переживаний его родителям. Многие мучаются вопросом «Достаточно ли хорошо готов мой ребенок к школе?», «Как помочь ребенку в подготовке к школе?», «Какую литературу выбрать?», «Чему лучше учить ребенка до школы?».

Прежде чем раскрыть составляющие готовности ребенка к школьному обучению, надо ответить на вопрос: «К чему же должен быть готов первоклассник?» и «Какая именно готовность требуется от дошкольника?». Во-первых, ребенку предстоит усваивать школьную программу, во-вторых, ему необходимо привыкнуть к новым условиям, в которые он попадает. Новизна состоит в следующем:

начинается новая для ребенка деятельность – целиком учебная, а не игровая;

   он должен ежедневно находиться в одном коллективе детей и учителей;

ребенок впервые попадает в условия экспертизы, когда его знания и успехи оцениваются.

Какие же компоненты включает в себя «готовность к школе»? (представлены в таблице)

        

Интеллектуальная готовность – это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных процессов (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление) и школьно-значимых психофизиологических функций (фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкие мышцы рук).

Эти функции развиваются у ребенка с рождения. Достаточная степень зрелости этих функций к моменту начала школьного обучения обеспечивает успешный старт учебной деятельности в школе.

К 6-7 годам ребенок должен знать (кругозор ребенка): свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; название месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов; различать домашних и диких животных  и т.п.    

Школьное обучение предъявляет высокие требования к вниманию ребенка. Он не только должен сосредоточиться на объяснения учителя, но и удерживать свое внимание в течение всего урока! Хорошее внимание – важнейшее условие успешного школьного обучения!

В 6-7 лет ребенок должен уметь: выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут; находить 5-6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8-10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точность узор или движение.      

Успехи будущего первоклассника во многом зависят от его памяти! Память маленького ребенка непроизвольна (запоминает то, что было интересно и запомнилось). С поступлением в школу приходит время произвольной памяти (запоминать не то, что интересно,  а  то что нужно, да еще столько, сколько нужно).

 В 6-7 лет ребенок должен уметь: запоминать 8-10 картинок; пересказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Очень часто вы слышите, как ваш ребенок очень забавно и умно рассуждает. Ребенок познает мир и учиться мыслить. Он учиться анализировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.  

 В 6-7 лет ребенок должен уметь: определять последовательность событий, складывать разрезанную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Тонкая моторика – это разнообразные движения, в которых участвуют  мелкие мышцы руки. Только при хорошем развитии кисти рук ребенок будет писать красиво и легко. Развитию  тонкой моторики способствует лепка и рисование.  

 В 6-7 лет ребенок должен уметь: свободно владеть карандашом или кистью при разных предметах приемах рисования; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, рас положение частей.

К 6-7 годам речь ребенка должна быть связной и логичной, с богатым словарным запасом.  Дошкольник должен правильно слышать звуки и правильно их произносить.  Развитие устной речи – основное условие успешного овладения письмом и чтением.  

В 6-7 лет ребенок должен правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных  видов; составлять рассказы по серии сюжетных картинок, из личного опыта, не менее чем из 6-7 предложений; делить слова на слоги.

Волевая готовность к школе – способность доводить начатое до конца, преодолевать трудности.

    Играя с ребенком в игры, конструктор, рисуя или работая с пластилином, Вы должны помнить, что:

Перед ребенком нужно ставить такую цель, которую он понимает и принимает.  

Нельзя обучать ребенка чему-либо насильно, без его желания.

Приучайте его не пасовать перед трудностями, если что-то не получается, не спешите ему помогать, пусть попробует несколько раз.

Начатое дело доводите до конца, даже если ребенок не хочет больше этим заниматься!

Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника.  Школа должна быть привлекательна своей главной деятельностью – школьной (познавательный интерес).  

«Как вызвать интерес у ребенка к обучению в школе?» (см. памятка №1)

Коммуникативная готовность – умение ребенка подчинять свое поведение законам детской группы и нормам поведения, установленным в классе. Коммуникативные навыки и культура поведения закладывается в семье, где царит взаимоуважение. Родители в воспитании ребенка должны придерживаться одной линии воспитания. Будущий первоклассник должен понимать что можно делать, а что нельзя. В целях развития коммуникативных навыков следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности.  

 Семь заповедей для мамы и папы будущего первоклассника (см. памятка №2).



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА для родителей

«Как вызвать у ребенка интерес к обучению в школе?»

Расскажите ребенку о своих школьных годах. Такие беседы помогут вызвать интерес к школе и нейтрализовать возможные страхи. Поделитесь с ребенком своими воспоминаниями о любимых учителях и предметах, о школьных достижениях (участие  в олимпиадах или победе на школьном конкурсе), посмотрите вместе с ним свои школьные фотографии. Важно сформировать у него отношение к школе как к важному и интересному этапу жизни. Чем чаще слова «учеба», «учиться» будут звучать в положительном ключе, тем вернее складывается интерес ребенка к получению новых знаний.    

Организуйте дома рабочее место для будущего школьника. Позиция родителей: «Ты – будущий первоклассник, мы вместе подготовим тебе стол для занятий. Освободи часть полок от игрушек и выбери, где будут лежать твои учебники, карандаши и ручки». В результате ребенок поймет, что отношение к учебе в школе отличается от отношения к посещению детского сада.

Приобщайте ребенка к чтению, прививайте любовь к книгам – это важная часть подготовки к процессу приобретения новых знаний.

Поиграйте с ребенком в «школу наоборот». Ребенок будет учителем, а мама (папа, бабушка) – прилежными и не очень прилежными учениками. «Учитель» дает задание нарисовать корабль (цифры, буквы и т.п.). Прилежные «ученики» стараются рисовать аккуратно, а нерадивый выкрикивает с места: «А я не умею! Я хочу домой к маме!» Важно побудить ребенка к принятию взрослой роли учителя: «Сейчас у нас урок, он закончится через 15 минут, и ты пойдешь домой. А пока постарайся нарисовать аккуратно». После выполнения задания «учитель» ставит «ученикам» отметки за рисунки и за поведение на уроке. Важно помочь ребенку адекватно оценить поведение и успехи «учеников». Безусловно, такая игра потребует творческого подхода к общению с ребенком.    

Отмечайте любой успех ребенка в учебных занятиях. Без ощущения успеха мотивация ребенка к учебе пропадает. Оценивая свои результаты как неудачные, он рано или поздно потеряет интерес к этой деятельности. Чтобы ребенок не утратил желание учиться при первых же трудностях, с которыми ему неизбежно придется столкнуться, очень важно подчеркивать и отмечать его успехи в учебе. Это должны делать именно родители. Если у ребенка что-то не получается и даже если объективно хвалить его не за что, то надо непременно похвалить за старание: «Молодец, ты старался, в следующий раз у тебя обязательно все получится»!    



Предварительный просмотр:

СЕМЬ ЗАПОВЕДЕЙ

ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

Начинайте «забывать»  о том, что ваш ребенок маленький.

Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести мусорное ведро и т.д.).

Определите общие интересы.

Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно построить вместе крепость из снега, поиграть в «солдатики», поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения – один из самых главных пороков семейной педагогики.

Чаще разговаривайте с ребенком.

Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории – о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером!

Отвечайте на каждый вопрос ребенка.  

Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.

Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный метод. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если…, то…».

Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.

На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.

Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. А это означает – считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Тест для родителей по определению готовности к школьному обучению

Тест для родителей.        Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.1....

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Материалы к собранию родителей будущих первоклассников: экспресс-тест школьной готовности

Описание экспресс-теста школьной готовности, позволяющего родителям сориентироваться, насколько их ребёнок готов к обучению в школе (автор - Коновалова Ю.А.)...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Консультация для родителей "Речевая готовность к школьному обучению"

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше...