Главные вкладки

    Родительское собрание во 2 классе "Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста"
    методическая разработка (2 класс) на тему

    Терновых Светлана Викторовна

    Родительское собрание "Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста" проведено с целью помощи родителям в воспитании культуры поведения у детей, рассмотрения недостатков в процессе воспитания и поиска путей их устранения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2 КЛАССЕ

    «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У

    РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Цель собрания: помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения.

    Подготовительная работа: проводится анкетирование учащихся, на уроке рисования дети рисуют рисунки на тему «Моя семья», заготовка текстов с ситуациями для работы групп.

    АНКЕТА:

    1. Кого или что ты больше всего любишь?
    2. Что тебе дома делать нельзя?
    3. Что было бы, если бы ты стал взрослым?

    Оформление класса: парты расставлены для работы 3-х групп, на доске высказывание В.А. Сухомлинского: «…Годы обучения в начальных классах – это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития».

                                           Также (пока закрыты) основные «НЕЛЬЗЯ» из анкет ребят и детские рисунки.

                                           Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей.

                                           Выводы.

    ХОД СОБРАНИЯ.

    Кл. рук-ль: Сегодня мы в очередной раз возвращаемся к разговору о воспитании наших детей. Мы поведём беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Для того чтобы наш разговор был наиболее глубоким, актуальным, я пригласила нашего психолога Харлову Н.Н. (Слайд – повестка)

    Конечно, все вопросы разрешить сегодня нам не успеть, но думаю, что каждый из вас по ходу разговора сделает для себя соответствующие выводы. Главное будьте раскованными, не бойтесь рассуждать вслух.

    Разъясним сначала понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова:

    (слайд) Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

    Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

    Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

    Что же представляет собой нравственное воспитание?

    (слайд) Василий Александрович Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения.(слайд) Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

    (слайд) Писатель и педагог Семён Львович Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания»

    (слайд) Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

    (слайд) Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…»

    «Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине» – писал в 1962 году философ И. А. Ильин.

    Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.

    (слайд) Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей:

    1. Воспитание уважения к людям и результатам их труда.
    2. Правила поведения и хорошие манеры в гостях, дома, на улице, в общественных мустах.
    3. Культура речи ребёнка.

    (слайд) Будем помнить о том, что красной нитью нашего разговора должна стать мысль о том, что личный пример – это основное условие воспитания культуры у детей.

    (щелчок) СЕМЬЯ. Какое определение вы можете дать этому понятию?

    Ответы родителей (после работы в группах 7 минут).

    Все вы совершенно правы. Мне хочется добавить, что семья – это произведение искусства любви нравственных людей. Давайте зададимся вопросом: почему супружеский долг и верность во все времена рассматривались как нравственные ценности, на которых строились отношения в семье? Можно ли, будучи не уверенным в своей «половине», строить жизненные планы? Обзаводиться домом, детьми? Сомнительно!

    Дети – реальное и ощутимое воплощение любви супругов. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь.

    Ваши ребята писали о том, кого или что они любят больше всего.

    Оглашаются результаты анкеты по первому вопросу. Называются фамилии детей. (тех кто ответил: маму, папу, родных, домашних животных)

    Ответы детей класса:

    Приятно, что все ваши дети отметили, что они любят маму и папу, своих родных, домашних животных

    Я думаю, что вам уже удалось воспитать в них чувство любви и уважения к себе и близким, им нечего бояться одиночества в старости.

    Каковы же отношения в ваших семьях? Много ли времени вы уделяете своим детям, что вас так сплотило?

    Слово предоставляется 3-4 родителям тех детей, ответы которых отражают любовь к близким.

    Хочется верить, что духовные ценности останутся у ваших детей  в ряду главных. Надо только помочь им в этом, больше времени уделяя общим семейным делам, совместным выходам на природу, в гости к бабушкам и дедушкам.

    (слайд) Работа в группах. Ситуация № 1.

    « У входа в школу стоит розовощёкая девочка – первоклассница. На ногах – резиновые сапожки. Мать, низко склонившись, отмывает их от грязи.

    Подхожу поближе, спрашиваю:

    - Чем ваша дочь болеет?

    - Моя дочь вполне здорова. Посмотрите, стоит, как королева!

    Тогда обращаюсь к девочке:

    - Разве ты сама не моешь обувь?

    - А мне мама не разрешает мыть!

    Женщина смутилась, но в мою сторону посмотрела с укоризной»

    Родители высказывают своё мнение вслух.

    (слайд) ВЫВОД: поведение родителей определяет поведение детей.

    Какими же быть нам с детьми: добрыми или строгими? А как найти эту «золотую» середину, ведь рост ребёнка включает в себя и конфликты?

    (слайд) Давайте посмотрим, что же НЕЛЬЗЯ нашим детям.

    Анализ ответов на второй вопрос анкеты. Основные НЕЛЬЗЯ, выписанные на доске, открываются и показываются родителям.

    НЕЛЬЗЯ ДОМА:

    1. Обижать маму – 1
    2. Нельзя трогать спички – 6
    3. Смотреть телевизор и играть в компьютер – 1
    4. Трогать сигареты и зажигалку - 1
    5. Бегать – 1
    6. Всё можно – 1
    1. Бить посуду – 3
    2. Прыгать из окна – 1  
    3. Трогать плиту – 1
    4. Беситься - 5
    5. Нельзя кричать – 1
    6. Открывать дверь чужим – 2
    7. Слушать музыку – 2
    8. Играть в футбол – 1
    9. Играть в мяч с котом – 1  
    10. Долго играть в компьютер – 1
    11. Ссориться с сестрой – 1

    Как вы думаете, что же по-настоящему НЕЛЬЗЯ и что всё-таки можно разрешать нашим детям?

    Обсуждение. Вычеркнуть из списка лишнее.(маркером по доске)

    (слайд) ВЫВОД: Будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться. Сохрани в себе всё хорошее и передай это детям.

    О правилах поведения и хороших манерах дома и в гостях говорится и пишется достаточно много. Но всегда ли мы своих детей учим этому и всегда ли находим правильный выход в конфликтных ситуациях между детьми? Ещё один пример рассказан в ситуации № 2.

    (слайд) Работа в группах. Ситуация № 2

    «В комнате играли мальчики – сын Андрей и его друзья. Вначале играли дружно, потом послышался шум. Петя возмущался: «Это ты, Андрей, взял мою нитку. Отдай сейчас же!». Андрей отвечал: «Я не брал твою нитку!». Завязалась драка. Андрей подмял под себя «противника», бил его кулаками и ногами, а друзья стояли притихшие. «Андрей, отпусти его!» - закричала я, растащила ребят и увидела полные злобы глаза. Петя схватил куртку и убежал.

    Когда муж узнал о случившемся, он сказал: «Из Андрея получился смелый человек, сумеет постоять за себя. Так что не упрекай его».

    (слайд) ВЫВОД: прежде чем дать оценку действиям, постарайся вникнуть в ситуацию. Не делай поспешных выводов!

    Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо.

    Работа в группах. Оцените действия мамы в ситуации № 3

    Ситуация № 3

    Как можно избежать конфликта?

    Семилетний Миша только что получил подарок от тёти. Он сильно сдавливает коробку, чтобы узнать, что там внутри.

    М а т ь. Миша, сейчас же перестань! Ты испортишь подарок! Что надо сказать?

    М и ш а (сердито). Спасибо!

    М а т ь. Вот и хорошо.

    Ситуация обсуждается и делается вывод.

    (слайд) ВЫВОД: Школа – общественное место, где в одно время присутствует много ребят и происходит много конфликтных ситуаций. Учитель старается избежать и разрешить их, но не всегда это удаётся. Поэтому, если с вашим ребёнком что-то случается, а учитель не в полной мере сумел разобраться, - не задерживаясь, приходите в класс. Мы вместе попробуем справиться с проблемой.

    Третьим пунктом воспитания культуры поведения является культура речи ребёнка.

    Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и по какому поводу. Гнев, как и насморк, весьма насущная проблема, и игнорировать её нельзя. В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей?

    (слайд) Кл. рук-ль читает ответы ребят на третий вопрос анкеты:

    1. Поступил в институт – 1
    2. Женился, вышла замуж – 5
    3. Устроился (лась) на работу  – 8
    4. Купила бы дом – 1
    5. Буду заниматься спортом – 1
    6. Родил(а) детей – 2
    7. Служил бы в спецназе – 1
    8. Буду заниматься танцами – 1
    9. Был бы президентом – 1
    10. Вставлял бы окна – 1
    11. Сделал бы так, чтобы мама была счастлива – 1
    12. Устроилась на работу в суд – 1
    13. Стал бы пилотом – 1

                   

    Что ж, методы воспитания налицо. И нам стоит задуматься, как сделать так чтобы ценности семьи, добра остались, чтобы не воспитать в нём чёрствость, жестокость, грубость.

    Вот какие советы даёт по этому поводу наш психолог.

    Выступает Харлова Н.Н.

    ВЫВОД: с сегодняшнего дня даже свой гнев выражаем не грубо и помним, что дети нам во всём подражают.

    А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные. К этому вас призывают рисунки ребят, из которых видно, чем занимаются папы, мамы, родные дома.

    Открыть рисунки. Проанализировать.

    Наш разговор подходит к концу. Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми.

    А решением нашего родительского собрания могут стать те выводы, которые были сделаны в ходе нашего собрания.

    Спасибо всем за работу.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Родительское собрание – практикум «Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста»

    Слайд 2

    Повестка собрания: 1 . Вступительное слово классного руководителя «Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей» 2. Работа в группах. 3. Результаты анкетирования учащихся. 4. Выступление психолога школы Харловой Н.Н. «Формирование ценностных семейных отношений». Анализ рисунков учащихся на тему «Моя семья». 5. Отчёт родительского комитета: Расходование денежных средств. Подарки к новому году.

    Слайд 3

    «Словарь русского языка» С.И. Ожегова Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

    Слайд 4

    Василий Александрович Сухомлинский Воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.

    Слайд 5

    Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности как: идейность гуманизм гражданственность ответственность трудолюбие благородство умение управлять собой.

    Слайд 6

    Писатель и педагог Семён Львович Соловейчик «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясь лишь нравственными средствами»

    Слайд 7

    Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

    Слайд 8

    Василий Васильевич Розанов - философ «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…»

    Слайд 9

    Иван Александрович Ильин - философ «Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине»

    Слайд 10

    Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей: Воспитание уважения к людям и результатам их труда. Правила поведения и хорошие манеры в гостях, дома, на улице, в общественных мустах. Культура речи ребёнка.

    Слайд 11

    Личный пример – это основное условие воспитания культуры у детей. семья

    Слайд 12

    Педагогическая ситуация « У входа в школу стоит розовощёкая девочка – перво-классница . На ногах – резиновые сапожки. Мать, низко склонившись, отмывает их от грязи. Подхожу поближе, спрашиваю: - Чем ваша дочь болеет? - Моя дочь вполне здорова. Посмотрите, стоит, как королева! Тогда обращаюсь к девочке: - Разве ты сама не моешь обувь? - А мне мама не разрешает мыть! Женщина смутилась, но в мою сторону посмотрела с укоризной»

    Слайд 13

    ВЫВОД: поведение родителей определяет поведение детей.

    Слайд 14

    Нашим детям нельзя: Обижать маму – 1 Нельзя трогать спички – 6 Смотреть телевизор и играть в компьютер – 1 Трогать сигареты и зажигалку - 1 Бегать – 1 Всё можно – 1 Бить посуду – 3 Прыгать из окна – 1 Трогать плиту – 1 Беситься - 5 Нельзя кричать – 1 Открывать дверь чужим – 2 Слушать музыку – 2 Играть в футбол – 1 Играть в мяч с котом – 1 Долго играть в компьютер – 1 Ссориться с сестрой – 1

    Слайд 15

    ВЫВОД: Будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться. Сохрани в себе всё хорошее и передай это детям.

    Слайд 16

    Педагогическая ситуация «В комнате играли мальчики – сын Андрей и его друзья. Вначале играли дружно, потом послышался шум. Петя возмущался: «Это ты, Андрей, взял мою нитку. Отдай сейчас же!». Андрей отвечал: «Я не брал твою нитку!». Завязалась драка. Андрей подмял под себя «противника», бил его кулаками и ногами, а друзья стояли притихшие. «Андрей, отпусти его!» - закричала я, растащила ребят и увидела полные злобы глаза. Петя схватил куртку и убежал. Когда муж узнал о случившемся, он сказал: «Из Андрея получился смелый человек, сумеет постоять за себя. Так что не упрекай его».

    Слайд 17

    ВЫВОД: прежде чем дать оценку действиям, постарайся вникнуть в ситуацию. Не делай поспешных выводов!

    Слайд 18

    Педагогическая ситуация Как можно избежать конфликта? Семилетний Миша только что получил подарок от тёти. Он сильно сдавливает коробку, чтобы узнать, что там внутри. М а т ь . Миша, сейчас же перестань! Ты испортишь подарок! Что надо сказать? М и ш а ( сердито). Спасибо! М а т ь . Вот и хорошо.

    Слайд 19

    Школа – общественное место, где в одно время присутствует много ребят и происходит много конфликтных ситуаций.

    Слайд 20

    Что было бы, если бы ты стал взрослым? Поступил в институт – 1 Женился, вышла замуж – 5 Устроился ( лась ) на работу – 8 Купила бы дом – 1 Буду заниматься спортом – 1 Родил(а) детей – 2 Служил бы в спецназе – 1 Буду заниматься танцами – 1 Был бы президентом – 1 Вставлял бы окна – 1 Сделал бы так, чтобы мама была счастлива – 1 Устроилась на работу в суд – 1 Стал бы пилотом – 1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

    Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...

    Воспитание нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте.

    В данной статье рассматриваются аспекты воспитательного процесса с точки зрения развития нравственных качеств личности младших школьников...

    Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

    Тезисы доклада "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"...

    Родительское собрание – практикум «Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста»

    Презентация для родительского собрания "Воспитание и развитие нравственных качеств у ребенка младшего школьного возраста". Данную презентацию можно использовать на родительском собрании в лю...

    Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

    Материал предназначен для учителей начальных классов. ...