Готовность ребенка к школе
тест по теме

Афонюшкина Анна Сергеевна

Готов ли ваш ребенок к школе? Тест, позволяющий ответить на этот вопрос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkole.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

••••Готов ли ваш ребенок к школе?

Тест, позволяющий дать ответ на этот вопрос

М. Распутина, логопед школы № 96, г. Железногорск Красноярского края

Тест готовности детей к школе включает в себя педагогические, психологические, функциональные аспекты. Диагностируются следующие функции:

перцептивные (умение анализировать и сравнивать зрительную информацию и обобщать ее на наглядном уровне);

мнемическая (способность к запоминанию и воспроизведению информации);

речевая (умение оперировать языковыми знаками, словами);

психомоторная (способность к произвольным, тонко координированным движениям);

регулятивная (способность к целенаправленной деятельности и самоконтролю).

При выполнении заданий учитывается способность ребенка принимать и активно использовать помощь взрослого, то есть его обучаемость.

Выясняем умение анализировать и сравнивать

В первую очередь выявляем перцептивное развитие. Так, с целью выяснить знания ребенка об основных эталонных геометрических фигурах ему предлагают назвать фигуры, которые он знает, а затем собрать из частей три круга и три квадрата. Фиксируется время выполнения как первой (три круга), так и второй (сбор квадратов) частей. Затем время обоих заданий суммируется. Учитываются способ складывания фигур (метод проб и ошибок, зрительное соотнесение) и характер помощи: организация (рабочий настрой); стимулирующая (подбадривание); обучающая.

В результате выделяются три уровня сформированности перцептивной функции.

Успешный. Ребенок после инструкции легко и быстро, всего за 1 минуту путем зрительного соотнесения выполнил задание.

Достаточный. Ребенок, ошибаясь и пробуя, при организующей помощи справляется с заданием за две минуты.

Недостаточный. Ребенок хаотично складывает фигуры, но не достигает нужного результата, хотя ему и оказывалась обучающая помощь.

Следующее задание: ребенку, предварительно выяснив умение считать, предлагают три серии карточек по четыре квадрата. Надо, внимательно рассмотрев, в каком порядке лежат карточки первого и второго ряда, в таком же порядке разложить и карточки третьего ряда.

Теперь определяем уровень.

Успешный. Ребенок без труда справился, выявив признак количества.

Достаточный. Была оказана организующая помощь, после чего ребенок справился с заданием, но пересчет проходил с помощью пальца.

Недостаточный. Задание непосильно для ребенка. Необходимо оказать обучающую помощь; предложить ребенку самостоятельно разложить карточки второго ряда. Если это не удалось, то можно объяснить и разложить совместно с ним. Можно предложить третью серию в качестве контрольного задания.

Запоминание и воспроизведение

Теперь приступаем к выявлению сформированности мнемонической функции.

Первое задание - запоминание словесного материала, предъявляемого на слух. Четыре раза зачитываются десять слов - год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын - и каждый раз ребенка просят их произнести. Затем дается другое задание, и через сорок минут ребенка снова просят вспомнить эти слова.

Критерии оценки:

Объем воспроизведения слов на каждом этапе.

Характер воспроизведения (были ли замены, привнесения).

Динамика запоминания: равномерная (объем слов с каждым разом возрастает); неравномерная (провалы), указывающая либо на органическое поражение головного мозга, способствующее возникновению охранительного торможения, либо на функциональные нарушения (после инфекционных заболеваний).

Уровни:

Успешный. На первом этапе ребенок запомнил 6-7 слов, после 4-го прочтения все слова. Слова назывались быстро, уверенно, точно. Динамика равномерная, на 5-м этапе ребенок забыл не больше одного слова.

Достаточный. После первого прочтения ребенок назвал 4-5 слов, после четвертого - 8 слов плюс привнесения или застревание на том или ином слове. Динамика относительно равномерная. На 5-м этапе забыто не больше трех слов.

Недостаточный. После первого прочтения запомнил 1-2 слова, после четвертого - 5-6. Нуждался в стимуляции и одобрении. Провалы. На пятом этапе забыто более 5 слов.

А вот задание на выявление уровня логической (опосредованной) памяти (методика А. Н Леонтьева).

Для запоминания подбирается ряд слов и карточки к ним по ассоциации.

Называется слово, и ребенок должен подобрать подходящую карточку и объяснить, почему он выбрал именно ее. Ответы записываются. Если ребенок затрудняется, то оказать обучающую помощь.

После выбора карточки к словам ребенку задаются вопросы отвлекающего характера, затем приступают к воспроизведению слов с помощью карточек.

Критерии оценки:

адекватность выбора картинки и содержательность объяснения;

точность воспроизведения;

характер оказанной помощи.

Уровни:

Успешный. Ребенок легко и непринужденно подобрал к словам картинки, содержательно объяснил свой выбор и назвал все карточки.

Достаточный. Ребенок действовал хаотично, с опорой на внешние признаки. После организующей помощи справился, пытаясь соскользнуть на внешние признаки. При воспроизведении заменял слова близкими по смыслу.

Недостаточный. Задание казалось ребенку непосильным. После обучающей помощи он в основном правильно делал выбор, за исключением последних, но свой выбор не всегда мог объяснить.

Оперируем знаками и словами

Ребенку называются слова и предлагается записать их кружочками (сколько в слове звуков, столько и кружочков). Выдается лист бумаги и карандаш. Называются слова, в которых число букв и звуков совпадает (например, ус, мак, ваза, стол и т.д.).

Критерии оценки:

количество правильно выполненных схем;

способ действия ребенка.

Уровни:

Успешный. Ребенок правильно изобразил все схемы, при этом операция проводилась во внутреннем плане.

Достаточный. Правильно изображены 3-4 схемы. При этом в случае затруднения ребенок проговаривал слова и пересчитывал звуки с помощью пальцев.

Недостаточный. Правильно выполнена лишь первая схема. Рисовал кружки наугад.

А вот задание на понимание сложных грамматических конструкций, отражающих пространственно-временные отношения. Зачитывается фраза: “Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу”. Вопрос: “Что Петя сделал раньше: пошел в кино или прочитал книгу?”

Другая фраза: “Петя выше Ани, но ниже Коли”. Вопрос: “Как зовут самого низкорослого (высокого) мальчика?”

Учитывается число правильных ответов и способ действия ребенка.

Уровни:

Успешный. Ребенок правильно ответил на все вопросы, при этом размышлял во внутреннем плане.

Достаточный. Ребенок правильно ответил лишь на вопрос к первому предложению, при этом несколько раз повторял, осмысливал.

Недостаточный. Отвечал наугад, не задумываясь. Не было правильных ответов.

Способность к произвольным движением

Ребенку дается нелинованный лист бумаги и карандаш и предлагается срисовать узор, показанный педагогом, не отрывая руки от бумаги.

Учитывается сходство изображения с образцом и характер движения руки.

Уровни:

Успешный. Полное сходство изображения с образцом без отрыва руки от бумаги.

Достаточный. Безотрывный характер рисунка сохранен, но изображение растянуто и имеет наклон. Отмечается мышечное напряжение.

Недостаточный. Изображение имеет лишь отдаленное сходство с образцом. Трудности в установлении закономерности рисунка (нарушение зрительного анализатора). Невозможность безотрывного письма указывает на незрелость премоторной области коры.

Следующее задание - проверка умелости рук. Ребенку предлагается как можно быстрее продернуть шнурок через отверстия пластинки. Засекается время и фиксируются ошибки, допущенные при выполнении задания.

Уровни:

Успешный. Ребенок легко и быстро за тридцать секунд справился с заданием.

Достаточный. Ребенок спешил и делал негрубые ошибки, но сам их исправлял. Справился с заданием в течение одной минуты.

Недостаточный. Ребенок испытывал ряд затруднений в определении направления движения шнурка (несформированность зрительно-пространственной ориентировки); нарушения зрительно-ручной координации; несформированность мелкой пальцевой моторики.

Целенаправленная деятельность и самоконтроль

Используются корректурные таблицы с кольцами Ландольта. Перед ребенком ставится задача - разыскать и вычеркнуть кольца с разрывом вверх, просматривая таблицу слева направо и сверху вниз по строчкам.

Засекается время. После выполнения анализируется результат по времени и точности работы: продуктивность работы; время в секундах; количество колец; вычеркнутые кольца.

Сравниваем показатели с другими детьми, учитываем продуктивность работы и количество ошибок.

Уровни:

Успешный. 0,30-0,23. Число ошибок не больше пяти. По ходу работы осуществлялась саморегуляция.

Достаточный. 0,22-00,15. Число в пределах десяти. Ребенок сам не проверял.

Недостаточный. 0,14-0,07. Число ошибок от пятнадцати и больше. При этом ребенок воспринял лишь общую цель задания, а не способ его реализации. Работал хаотично, саморегуляции не было.

*  *  *

В результате такого исследования отмечается три варианта готовности ребенка к школе.

Полная: ребенок выполнил все задания на успешном уровне.

Средняя: а) все школьно-значимые функции находятся на среднем уровне; б) одна из функций находится на крайне низком уровне, а остальные на успешном.

Полная неготовность: все функции находятся на недостаточном уровне; в этом случае у ребенка возникнут проблемы при принятии в общеобразовательную школу.

Несколько слов о процедуре обследования. Вначале краткая беседа, где разъясняется цель предстоящей работы. Сама процедура не должна представлять из себя строгий экзамен, но и не быть просто игрой.

© «Экспресс-опыт», № 1, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность ребенка к школе

Материал может быть полезен учителям и родителям будущих первоклассников...

Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучение может быт...

Психологическая готовность ребенка к школе.

Предоставляю подбор  сюжетных картинок важных для подготовки ребенка к школе, будет полезен как педагогам так и родителям....

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание ...

Готовность ребенка к школе

Статья расскрывает вопрос о психологической готовности детей к школе....

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...