Советы учителя
материал по теме


Предварительный просмотр:

Учимся считать

 



 

Научить считать ребенка не очень сложно. Считайте ступеньки лестницы, тарелки, игрушки, машины во дворе и все, что захочет ваш малыш. Но многие дети до определенного возраста пропускают числа, обычно - 7. Не стоит по этому поводу волноваться раньше времени. После 4,5 - 5 лет это пройдет. Во многих школах при поступлении в 1 класс могут попросить не просто досчитать до 20, а решить задачу, примеры. Этому придется учить. Ребенок гораздо легче научится считать, если у вас на стенах будут висеть различные таблицы по математике и вы будете их использовать в повседневной жизни. Простую таблицу по умножению сможет сделать любая мама своими руками. Как использовать? Очень просто - когда делаете котлеты, попросите посмотреть по таблице по сколько штук получается, если всего их 9 штук, а надо поделить на 3. Если вы раза 3 покажете ребенку как это сделать, то даже трехлетний ребенок легко справится с этой задачей. Вот разные вопросы: как разделить 4 конфеты на двоих? Если всем по 2 пирожка, а всего нас четверо, то сколько надо приготовить?


Учим считать. Мне очень нравятся игры Никитина. Для обучения счету подходит игра "Точечки". Если ребенку нет 3 лет используйте точки одного цвета. Не всякий ребенок в состоянии сам, без помощи взрослого, построить дорожку правильно. Я помогаю так: разложив перед ребенком карточки одного цвета, прошу найти карточку, на которой нет ни одной точки - пусто, ноль точек. С этим может справиться любой ребенок. После этого ищем карточку с одной точкой - одна голова, один стол. Так мы доходим до пяти. Можно поставить на каждую точку по пальчику. А вот дальше обычно бывает трудно. Я поступаю так: прошу найти среди оставшихся ту карточку, на которой точек меньше всего. Когда дорожка построена, по ней можно возить машинку, может пройти какая-нибудь игрушка - собачка, мишка, и эти игрушки умеют считать - машина бибикать, собачка - лаять. 

Важно в первую очередь научить ребенка видеть количество. Я считаю, что лет до 4 цифры учить не нужно. 
Следующая игра может помочь в этом. На карточках нарисуйте точки. В разных местах комнаты положите различное количество игрушек. Например: 1 зайчик, 2 мишки, 3 кубика, 4 шарика. Не берите много первый раз. Попросите ребенка найти 3 игрушки, показывая карточку с 3 точками, вы можете не говорить слово три, замените его словом столько же. Если ребенок принесет другое количество игрушек, не спешите сказать - неправильно. Попробуйте разложить каждую игрушку на точку, закрыть точки игрушками, сразу будет видно, осталась ли точка не закрытой, или игрушке не хватило точки.
Хорошо, если вы будете все измерять, длину предметов, вес.

Забавно, как детей легко ввести в заблуждение. Возьмите штук 6 крупных пуговиц и 8 мелких. Выложите вряд крупные пуговицы, а мелкие положите ниже крупных более плотно, чтобы края совпадали. Спросите, где пуговиц больше или их количество одинаковое. Чаще всего дети отвечают, что да, одинаковое. Если теперь мелкие пуговицы раздвинуть в стороны, то для ребенка их будет больше, если раздвинуть крупные, то больше станет их. Причем, ребенок может хорошо считать. Придумав подобные задания, вы принесете большую пользу ребенку. 

Обратный счет очень легко освоить запуская воздушный шарик, как ракету. Надуйте шарик, но не завязывайте. Считайте от 10 до 0. Как только дошли до 0, скажите пуск и отпустите шарик. Он полетит. Эта игра очень нравится всем детям и они легко учатся считать обратно.

Следующая игра легко научит складывать до 12. Для нее нужна любая настольная игра, в которой надо бросать кубик и делать ходы. Только вместо одного кубика возьмите 2. Ход делаем на сумму выпавших точек. Игра становится более динамичной. Можно сделать ее еще более интересной. Напишите разнообразные задания: хлопнуть 3 раза, подпрыгнуть 5 раз, сложить или вычесть разные числа, отгадать загадку, сказать слово по английски и т.п. Только хочется предупредить родителей, будьте терпеливы. Дети достаточно долгое время пересчитывают точки, бывает несколько месяцев. Это очень раздражает взрослых. Что поделаешь. Для нас очевидно, что три и три будет шесть, а для ребенка это совершенно не очевидно и ему надо много времени для того, чтобы понять это. Если с 2 кубиками игра пойдет легко, можно взять и 3.

Отрицательные числа. Мне всегда было не понятно, почему я должна говорить ребенку, что из 2 нельзя отнять 3. В литературе это объясняется тем, что ребенку рано, он не поймет. Но все дети у меня это понимают легко. Тем более, что у нас холодная зима и дети слышат прогноз погоды. Я нарисовала градусник и мы на нем поупражнялись, а потом уже пользовались настоящим. Можно еще нарисовать лестницу, идущую на 2, 3 этажи и в подвал. В подвал - минус одна ступенька, минус две... потому что ниже земли.

Десятки, переход через десяток. Это очень простая задача даже для ребенка 4 лет. Сделайте палочки из веток, можно и купить. Надо около 120 штук. Разделить палочки по 10 штук и скрепить их резинками. Хорошо, если вы будете делать это вместе с ребенком. Тогда не придется его убеждать, что там, где резинка - всегда 10 палочек. Возьмите целый десяток и по палочке добавляя считайте до 20. Спросите - сколько палочек добавили. Чаще всего ребенок не ответит, что добавили 10 шт. Пересчитайте добавленные палочки. Их должно быть 10 шт - поменяйте отдельные 10 палочек на десяток в резинке. Теперь у вас 2 десятка. Прибавляйте так же до 30, повторите вопрос - сколько добавили. Только не сердитесь. Поверьте, подавляющее большинство детей даже после нескольких раз не в состоянии догадаться, что добавили 10 палочек и им требуется все пересчитывать.



Предварительный просмотр:

Как научить ребенка считать?

Казалось бы, в счете нет ничего сложного, однако малыши совершенно отказываются понимать, почему после десяти идет одиннадцать, а после двадцати – двадцать один. Они меняют местами цифры или же вовсе их пропускают, доводя своих родителей до отчаяния. «Вроде бы не глупый мальчик, а не может понять такие мелочи! Что же дальше – то будет?». Так как научить ребенка считать?

Дело все в том, что память ребенка весьма избирательна. Дети усваивают только те вещи, которые их заинтересовали, обрадовали, удивили или же чем – то испугали. Вряд ли они быстро запомнят что–то неинтересное на их взгляд, даже если взрослые на этом настаивают. Поэтому родителям необходимо заинтересовать ребенка, чтобы он сам захотел заниматься счетом. В этом случае маленькие непоседы даже не заметят, как станут легко считать.

Считайте всегда, считайте везде…

Лингвистами давно замечено, что при изучении языков человек легче всего осваивает именно числительные. Если изучение письма и азбуки нуждается в особенных условиях, то для обучения счету ни надо сидеть за столом с карандашом и книгой. Считать можно везде: дома, в транспорте, на прогулке.

Как научить ребенка считать до 10?

Ребенку уже исполнилось два года значит, пора начинать учиться считать. Сначала научите его считать от одного до пяти. Гуляя на прогулке, считайте деревья, детей на площадке, подъезды в доме, машины. Считать можно совершенно все. Одевая малыша, обращайте его внимание на то, что колготки одни, а носков всегда два, шапка одна, двое сапог и так далее. Возвращаясь с прогулки, пересчитайте обувь в коридоре. Пусть ребенок поразмышляет о том, сколько человек может обуться в четыре ботинка. При чтении книжки не пропускайте иллюстрации. Пусть малыш посчитает количество нарисованных мячиков, щенят, котят и так далее. Если вас интересует, как научить ребенка считать, то знайте, что хороши при обучении счету стихи – считалочки.

Помимо всего прочего, малыш должен осознать, что он не просто так учится считать – он извлекает из этого пользу. Таким образом, он теперь знает, как можно разделить конфеты поровну. Накрывая на стол, обратитесь к ребенку за помощью, пусть он подаст Вам определенное количество ложек, потому – что будет обедать такое – то количество человек, а не наоборот, например: «Обедать будет четверо, потому что на столе лежит четыре ложки».

Прежде чем идти в магазин, скажите малышу: Нам нужно столько всего купить… Запомни: лук, свеклу, морковь, картошку, хлеб – всего пять покупок. Напомни мне, пожалуйста, а то вдруг я что – то забуду». При перечислении покупок, загибайте пальцы, после чего попросите ребенка повторить список. Совершая покупки в магазине, если ребенок Вам забывает подсказывать, что надо купить, спрашивайте его сами: «Ты не помнишь случайно, что нам надо купить?». После того, как покупки сделаны, обязательно пересчитайте их. Если вдруг чего – то не хватает, проверьте все вместе с ребенком еще раз. Ребенок, поняв, что маме без него не справиться, постарается сконцентрироваться, и тем самым потренирует свои навыки в счете и слуховую память. И тогда вы больше не будете переживать о том, как научить ребенка считать. Если ребенок вспомнил весь список покупок, то обязательно его похвалите. В следующий раз задание надо усложнить.

Игра в магазин поможет закрепить навыки счета. С малышами проще будет играть без денег. Трехлеткам, кстати, больше интересен процесс оплаты. При этом можете играть, не применяя настоящие деньги, а используя «семейную валюту»: конфеты, фантики или пуговицы. Можете поощрять ребенка за правильные подсчеты. Например, предложите ему разделить на троих пять конфет, а лишние пусть останутся у него.

Цифровая азбука

Если ребенок научился считать, можете переходить непосредственно к изучению цифр. Обычно, малыши просто заучивают числа от одного до десяти. Главное, чтобы малыш понимал, что цифры обозначают количество определенных предметов. Три ли это котенка, три яблока или три шарика – это всегда обозначают одной цифрой. Малышам очень нравятся магнитные цифры и различные «книжки-липучки»,  которые прикрепляют к холодильнику, кафельной плитке или к специальной доске. Если цифры всегда будут у ребенка перед глазами, то он их выучит даже незаметно для себя.

Когда малыш выучит цифры от одного до десяти, то вводите понятие «ноль». Для этого можете предложить ребенку посчитать то, чего нет. «Если у нас есть конфеты, то мы их может посчитать, а если мы съели все конфеты, и не осталось ничего, то мы имеем «ноль конфет». Слово «ноль» обозначает то, что «ничего нет».

Детям более старшего возраста (четыре – пять лет) можно объяснить то, как образуются числа. Положите десять счетных палочек в ряд – в древности десять называли сокращенно «дцать». Одну палочку положите сверху (желательно чтобы она была другого цвета). Таким образом, «один» на «дцать» получается «одиннадцать». В верхний ряд добавляйте по одной палочке и постепенно доходите до двадцати. Затем поясните образование десяток: два десятка будет «два-дцать», а три десятка будет «три-дцать» и т.д.

Исключением является число сорок, в древности это значило «очень много» и девяносто, означающее «девять до ста».

Как научить ребенка считать от одного до ста?

Когда учите ребенка считать от одного до ста не надо требовать мгновенного запоминания. Лучше всего двигаться поэтапно, например, увеличивать знания на десяток каждую неделю: от одного до ста, затем до двадцати. На следующий день, прежде чем приступать к изучению новых цифр, следует повторить то, что было пройдено вчера. Дальше двигаться можно лишь в том случае, если ребенок хорошо усвоил предыдущий материал. Таким образом, постепенно ребенком будет изучен счет от одного до ста. При этом необходимо помнить, что малыш должен понимать счет, а не запоминать его. Математика основана на поиске закономерностей и понимании. Ребенку надо разобраться, по какому именно принципу цифры расположены так, а не иначе.

Закрепляя изученный материал, предложите ребенку следующее задание:

-Какое число находится перед цифрами 5;9;21;46;85;100.

-Назвать число, находящееся после цифр: 8;16;26;57;82;99.

-Назвать число, находящееся между цифрами 5 и 7; 11 и 13;45 и 47.

-Найти пропущенное число: 5,6,7,9,10.

Если для вашего ребенка счет от одного до ста не вызывает трудностей, то можете начинать изучать обратный счет. Демонстрировать его лучше всего на пальцах рук, загибая их, или же на счетных палочках. Начинать стоит с пяти. Здесь многое зависит от особенностей малыша, а именно от того, какое мышление у него лучше развито: воображение или пространственное. Случается, что ребенок легко производит довольно сложные математические расчеты, при этом, обратный счет для него оказывается затруднительным. Не стоит давить на ребенка. Покажите ему обратный счет на наглядных примерах, к примеру, при спуске в лифте.

Прикладная математика

В наши дни первоклассники могут пользоваться компьютером и калькулятором, однако им довольно нелегко считать в уме. Мозг, так же как и мышцы, нуждается в регулярной тренировке. А устный счет, изучаемый с раннего детства, хорошо помогает развитию умственных способностей.

Некоторые родители уверены, что их дети, особенно до пяти лет, еще не готовы заниматься устным счетом. Но готовность к математическим занятиям просто вдруг не появляется, она формируется. Если такую готовность не развивать, то она может и к десяти годам никак не проявиться. Уже с трехлетнего возраста, вместе с цифрами, можно преподносить малышу первые уроки математики. Вы убедитесь в том, что результаты превзойдут все ваши ожидания. И вы уже других родителей будете учить, как научить ребенка считать в уме.

Следует объяснить ребенку что такое «больше-меньше». Читая книгу, обращайте внимание ребенка на рисунок. Предложите ему посчитать изображения на нем: цветочки, бабочек и так далее. Например, каждой ли бабочке хватит по цветку? Кого больше здесь: цветков или бабочек? При игре в кубики, обязательно их считайте. Пусть малыш продемонстрирует, каких именно кубиков больше: маленьких или больших, желтых или красных, деревянных или пластмассовых. Первое время ребенку может быть нелегко различать такие понятия как «маленький кубик и большой» и «каких кубиков здесь больше», однако в этом нет ничего страшного.

Главное тренировка

Чтобы объяснить малышу понятие «поровну» применяйте такие примеры, как: «У Лены есть две куклы и у Маши, так же, две. У кого больше кукол? Ни у кого! Потому что их поровну». Предложите малышу разделить четыре яблока поровну на двух человек, шесть на трех и так далее. Затем переходите к простым логическим задачам. Например – на ветке сидит четыре белки, у каждой есть по одному орешку. Сколько орешков всего?

Стало все получаться? Пора приступать к осваиванию элементарных математических действий: минус, плюс, равно. « У тебя есть два яблока, тебе дали еще одно. Таким образом, получилось три яблока». Считать до 10 лучше учиться на пальцах рук – это к тому же и полезная гимнастика. Чтобы сложить два и четыре, необходимо поднять два пальца на одной руке, и четыре – на другой и посчитать, сколько всего «открыто» пальчиков. Тоже самое можно выполнять при помощи конфет, игрушек и счетных палочек. Бесполезно настаивать, чтобы малыш просто запомнил, что пять плюс три будет восемь. Ребенку необходимо понять механизм счета: сначала необходимо посчитать, сколько всего было, затем – сколько прибавили, а потом уже сколько стало. Аналогично объясняйте и вычитание: считаем, сколько было, потом – сколько нужно отнять, затем – сколько осталось. Запомнить здесь надо следующее: при сложении всегда получается больше, нежели было, а при вычитании наоборот, становится меньше.

Объясните малышу, что в какой бы последовательности он не складывал предметы,  результат получится один и тот же. Например, если на стол положить сначала три яблока, потом еще две груши, то на столе будет лежать пять фруктов. И если сначала положить две груши, а потом уже два яблока – все равно получится пять фруктов. Этим Вы объясните своему чаду первостепенный закон сложения «От перемены мест слагаемых сумма не изменяется».

Сегодня в продаже есть большой выбор пособий и книг по раннему детскому развитию. В том числе и как научить ребенка считать тоже. Однако прежде чем приобрести их для своего ребенка, изучите их сами очень внимательно. Следует избегать примеров, в которых есть фразы, как «попробуй угадать, сколько получится» или «определи без счета». Поскольку это ошибочный подход к математическим занятиям. Математика, как известно, является точной наукой, она не угадывает, а считает. Нельзя обучать детей счету с помощью таких вопросов, как «догадайся», «угадай», поскольку они обладают неоднозначными ответами и малыш может подумать, что правильный ответ можно просто угадать, а не вычислить.

Нередко родители первоклашек сетуют на то, что их дети обладают гуманитарным складом ума и у них отсутствуют способности к математике. Однако чтобы заниматься математикой - не нужно обладать особенными способностями. Математические вычисления способствуют сами по себе повышению умственных способностей, развивают память, смекалку, помогают формироваться логическому мышлению. Чем раньше Вы приметесь тренировать мозг ребенка при помощи математических вычислений, тем быстрее ваши старания принесут хороший результат. Удачи в изучение математики, надеемся, что эта статья поможет вам научить ребенка быстро считать. 



Предварительный просмотр:

Как научить ребенка писать правильно

Папы и мамы часто находятся в недоумении, почему это их чадо пишет а-ля «курица лапой». Ведь у самих-то почерк очень даже ничего. Да и разнообразие канцелярских принадлежностей разных цветов, размеров, запахов располагают к тому, чтобы писать красиво. Но желаемого результата нет. Поэтому у родителей и возникает вопрос, как правильно и быстро научить ребенка красиво писать. 

Конечно, научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку — задача не из легких, тем более, что к 5—б годам уже складывается определенная поза при рисовании и письме, часто неправильная, и неправильный способ держания ручки. 

Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента: 
-научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме; 
-научить ребенка правильно держать карандаш (ручку); 
-научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме. 

Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым. 

Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается. 

Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам не осознает этого, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно. 

Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей). К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим “мелочам” не получается. Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат “как удобно”. 

Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа — “опять сидишь неправильно” или “неправильно держишь ручку”, а чаще — “плохо сидишь” и “плохо держишь ручку”, ничего не меняют, а главное — не могут изменить. 

Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит хорошо, правильно и что именно неправильно, плохо. При этом нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы или правильного положения ручки. Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки. 

Довольно часто при жалобах на плохой почерк ни учитель, ни родители не принимают во внимание лишь один элемент положения кисти: на какую часть кисти опирается рука при письме. Если не на мизинец, а на тыльную часть, то письмо становится неудобным, затруднено продвижение руки по строке, невозможно правильное положение ручки и т. п. Четкий (не говоря уже о красивом) почерк в этом случае просто невозможен. 

Как надо сидеть при письме? 

Менялись времена и люди, изменялись требования к письму, менялась мода на почерк. Конечно, изменялась и поза при письме, и орудия письма. Еще в 1879 году французское гигиеническое общество опубликовало ряд правил по гигиене письма, которые не потеряли своего значения и сейчас. Вот эти правила: 
1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь. 
2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно. 
3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких). 
4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги). 

Парта, стол и стул, за которыми сидит ребенок, должны соответствовать его росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7—10 см от линии края стола. Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и в коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол. Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20— 30 см от тетради (бумаги). Для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше. Впрочем, не обязательно измерять это расстояние линейкой, попросите ребенка сесть прямо, пусть он положит руки на стол (не опираясь локтями) и вытянет пальцы. У кончиков его пальцев должна лежать тетрадь при письме (и книга при чтении). Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки. 

Крышка парты (стола) во время письма должна быть наклонной. Это очень важно для охраны зрения и снижения утомления мышц шеи и спины. Наклонное положение позволяет видеть книгу, тетрадь под наибольшим углом зрения и наименьшем наклоне головы, а также значительно облегчает аккомодацию глаз при письме. 

Итак, правильная поза при письме:
 
- сидеть прямо; 
- опираться спиной на спинку стула; 
- не опираться грудью на стол; 
- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке; 
- туловище, голову, плечи держать ровно; 
- обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола 

Однако правильная поза при письме это еще не все. Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно. Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу (рис. 7). По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху. 

Особое внимание следует уделить тому, как помочь научиться писать левше. 

1. Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения: 
нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо; 
особое внимание следует уделить направлению письма: слева — направо; 
необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы); 
- очень подробно разобрать инструкцию вместе с ребенком; 
- несколько раз выполнить движение в замедленном темпе; 
- попросить ребенка “продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать; 
- выполнить все задания в медленном темпе. 

2. Поза леворукого ребенка должна обеспечивать достаточно свободное и удобное письмо: 
- ручка должна составлять одну линию с рукой; 
- рука при этом должна располагаться под линией письма; 
- особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки при письме. Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий, - на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела; 
- правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости; 
- свет при письме падает справа. 

Одно из главных правил письма — свободное движение пишущей руки, и обеспечивается оно, прежде всего, тем, как человек держит ручку. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно, рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Все эти движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно, прогнув указательный палец, держится вертикально или инвертирование (свободный конец ручки направлен от пишущего). Невозможны свободные движения при письме и в том случае, если рука опирается о стол тыльной стороной. 

Как правильно держать ручку?
 

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. 

Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается. 

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма. 



Предварительный просмотр:

Как научить ребенка грамотно писать?

Перед походом в первый класс практически каждый ребенок клянется родителям, что будет учиться на одни пятерки и знать больше всех. Но проходит время и родители ужасом понимают, что малыш не может правильно писать по-русски. В возникновении ошибок мамы и папы склонны обвинять кого угодно – ребенка, учителей или вообще всю систему образования. Но вместо этого лучше задуматься, как самим научить ребенка грамотно писать. Задача эта совершенно не сложная. Главное, запастись терпением и знать некоторые секреты.

Учимся писать правильно

Если у вашего ребенка нормальное зрение, слух и развитый интеллект, это совсем не значит, что он обязан писать без ошибок. Все дело в развитии его мозга. Вплоть до 18-ти лет отдельные его части собираются словно пазл. Причиной допущения ошибок в письме может стать незрелость отделов мозга отвечающих за речевое внимание, ориентацию в пространстве, двигательные функции рук, а также взаимодействие между левым и правым полушариями. Именно поэтому обучение детей писать грамотно следует начать с развития всех этих функций. Что для этого нужно:

1. Чаще гуляйте с ребенком на свежем воздухе. Предпочтите компьютеру активные игры на улице.

2. Правильное питание также способствует улучшению деятельности мозга. Исключите продукты, содержащие химию. Давайте ребенку орехи, мед, фрукты и рыбу.

3. Перед сном делайте ребенку массаж шеи, ступней ног, пальцев и ладоней рук. Можно купить специальный массажный коврик.

4. Развивайте мелкую моторику. Именно от нее зависит развитие отдела мозга, отвечающего за речь ребенка. Вам помогут следующие занятия:

вырезайте с малышом мелкие и крупные предметы, составляйте из них аппликации;

купите ребенку раскраски, в которых нужно аккуратно заштриховывать картинки, дорисовывать фигуры по клеточкам или соединять по точкам;

занимайтесь лепкой из пластилина и создавайте оригами. Это занятие разовьет не только моторику, но и творческое мышление малыша.

5. Играйте с ребенком и «города», «слова» и «ассоциации». Чем лучше он будет осваивать язык, тем меньше у него возникнет проблем с тем, как грамотно писать по-русски.

Помимо творческих занятий, следует уделить внимание непосредственно грамоте. В этом вам помогут некоторые советы, как научить ребенка правильно писать:

1. Первое и главное, что обязан сделать каждый родитель, это создать у ребенка мотивацию и тягу к знаниям. Объясняйте, зачем мы все учимся писать грамотно, и для чего ему нужно учиться, заинтересовывайте его. И обязательно создайте все условия для спокойного приготовления уроков.

2. Мотивируйте ребенка к чтению. Старайтесь как можно реже допускать его до компьютера. Постарайтесь объяснить, что только книги делают человека сильным, грамотным и успешным.

  1. 3. Многие слова не поддаются проверке, поэтому обучение детей грамотному письму не обходится без заучивания. Чтобы это занятие легко далось вашему малышу, попробуйте несколько интересных вариантов:
  2. дайте ребенку самостоятельно прочитать слово. Объясните его значение, выделите другим цветом трудную букву и поставьте ударение;
  3. для запоминания этого слова подберите к нему однокоренные слова. Составьте загадки, предложения, антонимы и поговорки, в которых есть это слово;
  4. напишите картинный диктант. Т.е. выкладывайте перед ребенком картинки и предложите написать названия изображенных предметов;

предложите ребенку написать слово с закрытыми глазами. При этом он должен проговаривать то, что пишет. Мысленно ваш ребенок должен выделить трудную букву. Одно слово нужно написать около пяти раз.

Каждое занятие должно быть интересным ребенку. Позвольте ему войти в удивительный мир грамматики, и он самостоятельно подружится с правилами русского языка. Хорошую помощь в этом деле окажут упражнения из серии «Говорим и пишем правильно». Вы можете создать ребенку список словарных слов и расклеить их по всему дому с помощью стикеров. Постоянно натыкаясь на них взглядом ребенок автоматически будет запоминать их написание и уже никогда не допустит ошибок. А с детьми постарше вы можете совместно почитать такую интереснейшую книгу, как «Секреты орфографии» (Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А) Докажите своему ребенку что быть грамотным это здорово и очень скоро он докажет, что может учиться без ошибок.



Предварительный просмотр:

Как выучить таблицу умножения?

 

Не секрет, что изучение таблицы умножения – сущая каторга для многих детей. А ведь процесс познания азов математики можно заметно упростить.

Инструкция

Уровень сложности: Несложно

1 шаг

Используйте игры.
Чтобы ребёнок смог выучить таблицу умножения, его необходимо стимулировать. Можно, конечно сказать "Выучишь – что-то получишь”. А можно помочь ему, ведь запоминание во время игрового процесса проходит лучше. Вот одна из самых распространённых игр: сделайте карточками с вопросами из таблицы умножения, например "6х7=?”. Также необходимо создать карточки с ответами. Выберите из всех карточек лишь те, в которых умножение происходит на 3 числа (то есть весь числовой ряд умножается на три числа, должно получиться 30 карточек). Разложите карточки с ответами перед ребёнком. Он должен вытащить из столбика с вопросами верхнюю и сопоставить с ответами, что перед ним. Если он делает это правильно, то парные карточки откладываются в сторону, если нет, то карточка с вопросом убирается под низ колоды. Таким образом, повторив несколько раз неправильный пример, ребёнок сможет запомнить правильный ответ. Если он справится, поощрите его каким-либо презентом.

 2 шаг

Тренируйтесь ежедневно.
Тренировки лучше начать ещё до изучения таблицы, причём они должны не должны заключаться в простом зазубривании. Просто невзначай спрашивайте у ребёнка о том, например, сколько нужно дать конфет ему и его другу, чтобы у них получилось по 3. Задавайте любые вопросы, которые могли бы развить его знания или могли бы помочь в их приобретении. Творческий подход – путь к успеху, ребёнок должен пройти таблицу умножения на практике.

3 шаг

Упростите ребёнку задачу.
У многих детей проявляется предрасположенность к литературе, но полное отторжение математики. В таком случае ему будет проще запомнить таблицу умножения в 
стихотворной форме . При счёте у него будут возникать ассоциации с этим стихом, и он сможет правильно производить вычисления.


Еще один способ

1)  Начинать учить таблицу лучше с конца, т.е. не с 2х2=, а с 9х2=, потом переходить на таблицу 8х2=…, потом на 7х2=…, потом 6х2=… и т.д. 

Примечание. Во-первых, когда ребенок "спустится" до столбика умножения на 5, то ему уже, практически учить ничего и не придется, во-вторых, если начинать с таблицы умножения традиционно снизу вверх по мере усложнения, то очень часто детки так и не выучивают качественно умножение на 6, на 7, на 8, на 9. 

2) Учить таблицу нужно не только как стишок (причем снизу вверх и сверху вниз в каждом столбике), т.е. подряд, но и обязательно вразброс: х9, х2, х6, х8... 

3) Изучая каждый столбик таблички, обязательно спрашивать ребёнка, переставляя местами множители, т.е. 9х6=54, а сколько будет 6х9 =? 

Примечание. Во-первых, таким образом ребенок автоматически учит уже примеры из последующих столбиков, а во-вторых, ребёнок на практике осознает математическое правило, что от перестановки умножаемых цифр, результат не изменится. 

4) Не переходить к следующему столбику, пока предыдущий не будет у ребёнка "отскакивать от зубов" (и как стишок туда-обратно, и в разброс, и с перестановкой местами умножаемых цифр).

 



Тренажер "Таблица умножения" (Этот файл можно скачать (341.17 Kb) и установить на свой компьютер.)

Рекомендую: http://dictare-mentis.ru



Предварительный просмотр:

Развиваем навыки чтения

Поступая в школу, кто-то из ребят читает бегло и правильно, а кто-то постоянно спотыкается и делает много ошибок. Если ребенок, умея читать, делает это очень медленно, пропускает и заменяет буквы, искажает слова, проглатывает окончания и с трудом понимает смысл, надо бить тревогу. Необходимо обратиться за помощью к логопеду, который установит причины нарушений и поможет их скорректировать. Но лучше предупредить эти проблемы заранее.

Навык чтения включает в себя техническую сторону - скорость, способ чтения, его правильность, и смысловую сторону - выразительность чтения и понимание прочитанного текста. Осознание прочитанного зависит от уровня развития речи, от круга интересов, запаса знаний и наблюдений. Читать выразительно - значит правильно находить нужную интонацию, произносить фразы достаточно внятно и громко, делать паузы и логические ударения.

Каждый ребенок начинает читать сначала по слогам, затем произносит короткие слова целиком, потом - большую часть слов слитно и лишь некоторые по слогам. На последнем этапе переходит к чтению целых слов и групп слов.

Причины, вызывающие трудности в овладении чтением:

  1. нарушения артикуляции;
  2. малое поле зрения;
  3. низкий уровень развития внимания и памяти;
  4. недостатки речевого развития: бедный словарный запас, недоразвитие фонематического слуха;
  5. нарушения пространственных представлений у малыша.

С помощью этих упражнений можно помочь ребенку успешно овладеть чтением и предупредить различные нарушения.

1. Тренируем артикуляцию

Недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, невнятность произношения могут тормозить скорость чтения. Язык, губы, нижняя челюсть работают несогласованно, плохо переключаются с произнесения одного звука на другой. Поможет решить эту проблему артикуляционная гимнастика, а также чтение чистоговорок и скороговорок. Просите малыша четко артикулировать слова и увеличивайте скорость их произнесения. 
Устраивайте такие разминки каждый раз перед чтением в течение 5 минут.

Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Ры-ры-ры - мы спускаемся с горы.
Са-са-са - прилетела в сад оса.
Иван-болван молоко болтал.
Болтал, болтал, да не выболтал.
Трут морковь на терке
Рае и Егорке.
Сплетница-сорока для гостей
Сочинила много всяких новостей.

2. Расширяем поле зрения

Установлено, что объем поля нашего зрения при восприятии зрительной информации значительно влияет на скорость чтения. Увеличить его помогут несложные упражнения.

"Что вокруг?"
Найдите на стене или в окружающем пространстве какую-либо точку, на которой ребенок зафиксирует взгляд. Попросите, глядя на нее, назвать видимые справа и слева от малыша предметы.

"Цифровая таблица" (размер 15*15)
Положите таблицу перед глазами ребенка, попросите зафиксировать взгляд на квадратике в центре. Пусть малыш, не переводя взгляд, назовет все цифры, которые он видит. Начинать тренировку можно с близких к центру цифр, постепенно расширяя поле зрения.

1

24

15

8

2

23

11

9

4

3

17

6

16

21

22

5

18

7

13

10

14

19

20

12

3. Развиваем внимание и память

Умение сосредоточиться и сконцентрироваться очень важно для результативной работы. Если внимание вашего ребенка рассеянно и он не может длительно сосредоточиться на чтении, потренируйтесь в выполнении таких несложных упражнений.

"Запомни, нарисуй"
В течении 2 секунд покажите малышу карточку с изображенной на ней фигурой, буквой, набором букв, коротким словом (например, "РПНТ", "СТЛШГ", "ДОМ" и т.д.). Попросите его записать, нарисовать то, что он запомнил. Увеличивайте объем материала по мере тренировок.

"Слушай внимательно"
Скажите ребенкку, что вы дадите ему задачку, а результат он должен записать только тогда, когда последует команда: "Пиши!" Пример задания: "У меня есть два чисала - 2 и 3. Сложи первое и второе. Из того, что получится, отними 1. Пиши!" Меняйте варианты задания, усложняя количество действий.

"Перепутанные линии"
Нарисуйте путаницу из линий, каждая из которых имеет номер в своем начале. Задача малыша - проследить глазами каждую линию слева направо и вконце поставить ее номер.

"Фигуры из спичек" (развитие зрительной памяти)
Выложите фигуру из спичек и накройте ее листом бумаги. На 1-2 секунды приподнимите бумагу, покажите фигуру ребенку, затем спрячьте ее снова. Пусть малыш посчитает, сколько спичек вы использовали, и выложит из них то, что он запомнил.

"Сколько ты запомнишь?"
Предложите вашему малышу запомнить 3-4 картинки и назвать их по памяти. Затем он должен отыскать их среди 10-12 похожих. Можно использовать карточки с буквами или цифрами, постепенно увеличивая количество запоминаемых картинок.

4. Развиваем речь и слух

Дети со сложностями в речевом развитии составляют группу риска при обучении чтению. Это те ребята, которые поздно начинают говорить, имеют проблемы со звукопроизношением, речь их отличается бедностью словарного запаса, неумением грамотно и четко построить предложение, описать какое-то событие или пересказать сказку. 
Особое внимание уделите фонематическому слуху. Здесь вам пригодятся такие игры.

"Назови слово"
Придумывайте слова на определенные буквы ("А, "К", "Т", "З" и т.д.) Пусть слово или начинается на заданную букву, или заканчивается ею.

"Поймай звук"
Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, букву "К" в словах, которые вы ему называете.

"Придумай новое слово"
В этой игре необходимо заменить вторую букву в слове так, чтобы получилось другое слово, например:
"ДЫМ-ДОМ", "КОТ-КИТ", "РУКИ-РАКИ", "СТАЛ-СПАЛ".

"Подбери слово"
Попросите малыша подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: "Какой?", "Какая?", "Какое?".
Яблоко (какое?) - спелое, сочное, румяное, зеленое и т.д.
Зима (какая?) - снежная, лютая, морозная, промозглая.
Дом (какой?) - высотный, кирпичный, низкий, разрушенный.

"Один - много"
Это упражнение хорошо тренирует грамматические навыки. 
Предложите назвать по картинкам слова, используя сочетания со словами "один-много".
Например, один человек - много людей, одна скамейка - много скамеек. Объясните, что есть такие слова, которые нельзя заменить, например, "пальто", "пианино".

"Придумай предложение"
Дайте ребенку задание придумать предложения, используя следующие слова и словосочетания: "холодное лето", "колючий куст", "смешной котенок", "веселая поездка", "длинный поезд".

"Закончи фразу"
Начните предложение, не договаривая слово, пусть малыш угадает конец.
В саду растут ли...
Зимой на улице мо...
Щенок грызет ко...
В корзине много гри...

5. Ориентировка в пространстве

Дети к началу школьного обучения должны хорошо ориентироваться в схеме своего тела, знать, где "право - лево", "верх - низ" не только на себе, но и в окружающем пространстве, на листе бумаги.
Упражнения, помогающие развить пространственное мышление:

"Найди точку"
Попросите млыша дотронуться правой рукой до левого уха, потом левой рукой - до правого колена, указательным пальцем правой руки до левого плеча.

"Возьми предмет"
Из разложенных перед ребенком игрушек он дожен по команде взять в правую (левую) руку названную игрушку.

"Накрой ладошкой"
Разложите на столе картинки. Предложите накрыть правой рукой, например, яблоко, а левой - машинку. Пусть малыш скажет, что лежит под правой, а что под левой рукой.

"Выложи узор"
Выкладывайте буквы и узоры из спичек, счетных палочек. Конструирование букв из спичек - захватывающее занятие. Попросите малыша, например, переложить спичку так, чтобы из буквы "Н", получилась буква "П".

"Графические диктанты"
Важно выучить ребенка ориентироваться на листке в клеточку. Он должен видеть правый, левый, нижний и верхний углы клетки, ее стороны.
Попросите малыша поставить точку в левом верхнем углу клетки и двигаться по вашей команде: "Одна клетка вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, две клетки вниз, одна вправо, две клетки вверх, одна вправо, одна вниз".
Дальше пусть малыш продолжит узордо конца строки. Усложняйте узоры. Детям нравится такая игра - всегда интересно знать, что же "за зверь" получится в результате.

Не забывайте постоянно хвалить и поощрять ребенка. Занятия должны вызывать интерес и проходить в игровой форме. Пусть ему будет весело и интересно, и тогда вы со временем воспитаете настоящего книгочея!



Предварительный просмотр:

Как грамотно распорядиться свободным временем?

Жизнь – сложная штука. Детям дают больше домашних заданий, чем в наше время, нагрузка выше, объем передаваемых знаний серьезнее, современные реалии требуют даже от первоклашек посещения многочисленных кружков и секций; график их занятий, внешкольной деятельности, мероприятий и увлечений гораздо насыщеннее, чем когда-то был у нас. Иногда получается даже так, что каждое новое занятие отвлекает их от предыдущих. У родителей график дел не менее впечатляющ. Как бы то ни было, если мы хотим, чтобы и мы сами, и все наши домочадцы преуспевали в своих занятиях и делах, и всем удавалось функционировать в ровном, спокойном режиме, семье в целом необходимо поработать над грамотным планированием времени.

Ну а раз уж большинство детей не рождаются четко организованными, родители должны обучить их навыкам достойного распределения своего времени. Возможно, нижеследующие советы помогут преподать вашим детям урок искусства планирования и мультизадачности.

Сложность: умеренная.

Вам понадобятся:

календарь с большими клетками для записей (или приобретите ребенку его первый ежедневник);

доска для заметок – белая, на которой пишут специальными маркерами, или та, к которой при помощи декоративных кнопок прикрепляют записки, либо магнитная;

маркеры.

1. Прежде всего, как обычно, станьте образцом для подражания. Неорганизованные родители, постоянно несущиеся куда-нибудь в окружении ореола хаоса и паники, обычно растят неорганизованных детей, с сильной склонностью к полной дезориентации при возникновении цейтнота. В конце концов, для начала просто составьте график личных дел и придерживайтесь его. Самим своим поведением демонстрируйте ребенку, как налаженный быт, грамотное расписание способно помочь ему успешно управлять своим временем и достичь успеха.
2. Распределяйте домашние дела на всю семью. Собирайте семейные совещания и обсуждайте рутинные задачи и работу, которую необходимо сделать. Пусть каждый член семьи внесет свой вклад, выделив среди прочих собственных занятий удобное ему время на выполнение поставленной задачи. Неплохо было бы и установить разнообразную награду за хорошее и своевременное выполнение каждым членом семьи его части работы по дому – так ребенок поймет, что грамотная организация всегда несет в себе много выгоды. Не обязательно вещественное вознаграждение или, например, разрешение смотреть телевизор только после того, как сын вынесет мусор, это скорее неверный подход, - но проявите фантазию, придумайте что-то приятное для детей, вроде любимого пирога, т. к. у «мамы благодаря вашей помощи появилось время его испечь». С другой стороны, решите, какие последствия ожидаются в случае, если кто-то отлынивает от своих поручений или выполняет их спустя рукава.

3. Для каждого возраста по-своему планируйте список дел, время для выполнения заданий, насущные дополнительные события, время для увлечений. Для родителей и взрослых детей достаточно просто дать список, сказать, что и когда можно и нужно сделать, детям младшего возраста необходимы записки с напоминаниями – их можно вешать на общую доску в гостиной/коридоре или в личной комнате ребенка. Эти доски станут своеобразными мотиваторами и подсказками для тех, кто еще не умеет распределить свое время самостоятельно. Для малышей, которые еще не умеют читать, вы всегда сможете нарисовать небольшие схематичные картинки или объяснить карточка какого цвета, прикрепленная к доске, означает какое задание.

Если все записки и списки будут находиться в одном месте общего пользования в доме, семья сможет собираться и обсуждать задания вместе. Если в личной комнате ребенка, тот сможет быстрее узнать и не забыть посмотреть, что конкретно требуется от него на сегодня. Общее участие в выполнении домашних дел так же поможет сформировать у детей верные моральные приоритеты и узнать, что это такое, когда вся семья поддерживает друг друга.

4. Снабдите ребенка всеми необходимыми ей или ему для выполнения поставленных задач инструментами и приспособлениями. Когда все есть под рукой (имеется в наличии в доме/лежит на своем месте/ребенок знает, где что находится/знает, что все нужно класть на место) – это тоже одна из косвенных сторон организации работы и грамотного распределения времени. Так же не забудьте о вспомогательных элементах, таких как хороший будильник, 
наручные часы и личный календарь, куда можно вписывать все дела на будущее. Купите ежедневник взрослым детям. Младшим приобретайте ежемесячные календари с большими клетками, куда сами будете вписывать необходимые напоминания, касающиеся кружков, занятий, важных событий, и проч.
И помните, что позитивный настрой, поощрения и доброжелательное окружение (включая критику в верном, положительном ключе) – это основы основ любого планирования.

5. Вырабатывайте последовательность и в себе и у ребенка. Если ребенок не занимается планированием своего времени на постоянной основе, он или она скорее будут стараться бороться со всевозможными графиками и схемами. Летом и во время других каникул, несомненно, можно и нужно намного облегчать график заданий, при этом сохраняя несколько обязанностей в день. Но в остальное время старайтесь почаще напоминать детям, что список дел у них имеется и выделено особое время на их выполнение. При всем при этом будьте всегда открыты для обсуждения – вполне возможно, некоторые задачи и/или временные рамки для вашего ребенка крайне неудобны и обременительны, а вы этого не замечаете.
 Дополнения и предупреждения:

В любом случае, не перегружайте детей, ведь все-таки это их детство, более беззаботной поры у них в жизни больше никогда не будет;

Искусство управления временем требует практики, пробуйте различные личностные подходы и методы, чтобы улучшить данные навыки у ребенка;

Соответственно, не ожидайте больших успехов на этом поприще от детей, если у их родителей подобные навыки практически отсутствуют;

Настенный календарь с крупными клетками для записей всегда можно начертить от руки - это не долго и не сложно.