Воспитание внимания при подготовке домашнего задания
статья по теме

Чикина Светлана Анатольевна

Советы родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание внимания при подготовке домашнего задания.

Чикина Светлана Анатольевна,

            учитель начальных классов,

ГБОУ ЦДК г. о. Сызрань

Соблюдение режима дня - важное условие успешной учебы ребенка.

        Приучать школьников выполнять режим дня необходимо с ранних лет. Неправильно построенный распорядок дня или частая его ломка вредно сказывается на здоровье и работоспособности  учащихся, что приводит к развитию переутомления. К сожалению не всегда родители уделяют достаточное внимание распорядку дня детей. Ведь именно на школьные годы приходится наиболее важный этап роста и совершенствования организма, развития высшей нервной деятельности, формирования основных черт характера. В эту пору закладываются и приобретаются знания, навыки, необходимые в жизни и труде, укрепляется здоровье.

        История знает многочисленные примеры невероятной работоспособности, хотя не у всех людей были какие-то сверхъестественные способности, необыкновенная память. Произведения Л. Н. Толстого составляют десятки томов, вместе с тем в течение многих лет он служил в Крыму и на Кавказе, учил детей в Яснополянской  школе, часто беседовал с многочисленными посетителями. Чем же он обязан своим выдающимся достижениям? Таланту? Да! Но одного таланта мало, он был замечательным организатором своей работы, особенно режима дня. Соблюдение режима дня вырабатывает у детей привычку к порядку, дисциплинированность, воспитывает у них чувство ответственности за проведение тех или иных мероприятий. Учащиеся начинают дорожить своим временем, приобретают навыки систематического труда.

        Школьник должен чувствовать, что для него установлен определенный распорядок дня и он обязан его выполнять. Хорошо, если все это школьник будет делать вместе с родителями. При планировании учебной работы школьника и других его обязанностей по дому, свободных занятий  родителям важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время. Иногда приходится просить детей помочь в чем-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребенок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу - его просят полить цветы, села девочка играть в куклы, ее посылают погулять с младшим братом.

        В зависимости от типа нервной системы ребенка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медлительные испытывают при этом особые трудности.

        Младший школьник в силу своих возрастных особенностей еще не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребенку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своем и не выполнить просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения. Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение одного из родителей выполнить неожиданное поручение ребенок вдруг говорит:"Не пойду я никуда! Всегда как, только начну что-нибудь интересное, так обязательно другое заставят делать." Родители должны дать ребенку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Например, дочка читает книгу, а ее необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери:"Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин. Вот я тебе здесь положила деньги." Или сыну:"Заканчивай играть в игру, через десять минут будем накрывать на стол."

Всякое необоснованное переключение ребенка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребенок вынужден бросать начатую работу, не закончив ее. Если это войдет в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка - не доводить дело до конца.

        Режим предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе. Главная задача родителей - помощь ребенку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребенок будет хорошо работать на уроке и дома.

        Преобладающим видом внимания младшего школьника является непроизвольное внимание. В этом возрасте все еще сильная реакция  на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. У него преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Учащиеся все свое внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы. Непроизвольное внимание а период обучения ребенка в школе развивается. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащихся. В начальных классах происходит развитие  произвольного внимания учащихся. У детей с различной успеваемостью внимание развивается по-разному. От класса к классу у хорошо успевающего ребенка происходит интенсивное развитие произвольного внимания, а у слабо успевающих показатели внимания в 1-2 классах примерно одинаковы. Развитие произвольного внимания у школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению.  Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.

        Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослых, распределение внимания слабее. У учащихся 1 классов небольшая устойчивость внимания. Устойчивость внимания первоклассники могут сохранять в течение 30-35 минут, а третьеклассники и четвероклассники 40-45 минут. Но важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление.

        Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. У детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете. Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних - ленность  мысли, у других - отсутствие  серьезного отношения к учению, у третьих - повышенная возбудимость центральной нервной системы.

        Когда ребенок садится за уроки, сначала идет "врабатывание" - период неполного, ослабленного внимания. Это потому, что организм еще не перестроился на урок и потому, что он еще не увлекся, он еще не поймал ту мысль, за которой будет следить. Ребенок  должен ощутить хоть маленькое удовлетворение от сделанного, кое-что понять,  познакомится с материалом. Тогда появляется интерес и внимание. Чем интереснее работа, чем больше он чувствует необходимость ее, тем больше он сосредоточен.

        Шум, не отвлекающий школьника, не слишком важный для него, полезен, а не вреден. Абсолютная тишина - самый сильный раздражитель. Тишина сама по себе привлекает внимание! Если есть небольшой шум, приходится немного напрягать внимание, чтобы отвлечься, и это напряжение полезно, а не вредно, оно помогает сосредоточению. На шум хорошо сваливать свое нежелание работать, плохое настроение, но когда станет тихи, то окажется, что желание работать от этого не пришло.

        Так что не стоит, садясь за уроки, терроризировать всю семью,  заставляя домашних ходить на цыпочках:"Тише! Коля уроки делает!" Ребенок должен уметь работать при любых обстоятельствах. Чем больше увлечение работой, тем дольше сохраняется внимание. Но слишком долгое внимание ведет к умственной усталости, тогда - не дожидаясь переутомления - надо дать ребенку отдых. Ученик устает не от умственной работы, а от усилий сосредоточить внимание. Первый признак усталости - падение внимания.

        Долго сидеть за приготовлением уроков - это не значит хорошо их сделать. Бесконечные сидения за уроками, которые можно сделать гораздо быстрее, обычно объясняется  неустойчивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете. В этом случае ребенок напишет, например, строчку, а затем отвлечется и начнет рассказывать о том, что было сегодня в классе; опять  вернется к письму, вновь отвлечется - начнет затачивать карандаш и т. д. Это отражается на качестве выполнения задания.

        Чтобы приучит ребенка к усидчивости, родители ставят перед ним задачу - уложиться  в определенное время, ставят перед ним часы; он же, глядя на часы учится распределять свои занятия по времени. Нет ничего хуже, чем сидеть за столом и думать о чем-то, не относящемся к делу, то есть заниматься рассеянно.

        Без внимания невозможен успех в умственной работе. Без успеха невозможно увлечение. Учение с увлечением - это учение со вниманием.

        Добросовестное выполнение домашних заданий способствует закреплению и углублению знаний получаемых детьми на уроках в школе. Правильно организованные домашние занятия вырабатывают  и закрепляют у детей навыки  самостоятельной работы, приучают контролировать ее результаты.

        Для ребенка должно быть определено постоянное время для приготовления домашних заданий. У школьников, привыкших заниматься  всегда в одни и те же часы, появляется к этому времени настрой всего организма к  напряженной умственной работе. Нередко приходится наблюдать, как садясь заниматься с самыми наилучшими намерениями, учащийся то и дело вынужден отвлекаться - то понадобился карандаш, то нет резинки, то нужна линейка. На это уходит много времени, а главное - отвлекает внимание. Одним из способов экономии времени является  установление порядка на рабочем столе.

        Большую роль в умственном труде играет привычка к постоянному месту работы. Письменный стол, стул, полка для книг или шкаф, освещение, звуковой фон. Постоянное место занятий дома вызывает соответствующее настроение. Привычная обстановка не отвлекает внимания и настраивает на деловой лад,  обеспечивая хорошую работоспособность.

        На столе школьника во время работы находится много книг, тетрадей, черновиков. Во все этом нужно завести определенный порядок. Все с чем работать уже не придется (черновики, тетради и учебники сделанных уроков), можно складывать справа от себя или вообще убрать со стола. Все, что еще потребуется (линейка, карандаш, бумага) лучше класть слева от себя. Книгу, тетрадь, письменные принадлежности, т. е. чем пользуется в настоящий момент удобнее положить перед собой. На письменном столе не должно быть лишних предметов. До начала занятий следует подготовить учебники, тетради, ручки, карандаши на свои постоянные места.

        Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенку было удобно сидеть во время приготовления уроков, для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Если плоскость, на которой пишет школьник, оказывается низкой, ему приходится работать согнувшись, что приводит к искривлению позвоночника. Если же рабочая плоскость поднята слишком высоко, учащийся  "пишет носом", а это вредно для зрения.

        Многие родители спрашивают, в каком порядке следует делать уроки? Единой последовательности приготовления уроков для всех школьников нет, т. к. у детей индивидуальные различия в усвоении нового материала, устойчивости внимания, свободы переключения с одного вида работы на другой.

        В начальных классах учителя рекомендуют начинать приготовление уроков с письменных заданий, а потом переходить к устным. Дети 7-8 лет (1-2 класс) еще не привыкли к учебным нагрузкам и быстро утомляются. У них не бывает длительного периода втягивания в работу, поэтому школьникам следует начинать приготовление уроков с трудных заданий, как правило, такими являются письменные. В 1 классе домашние задания не задаются. Время на подготовку домашних заданий во 2 классе - 1 - 1,5 часа, в 3-4 классе - 2 часа. Умственная работа без отдыха не может быть эффективной. Неправы те родители когда вводят правило:"Не выходи из-за стола, пока не сделаешь все уроки!" При выполнении домашних заданий очень важно правильное чередование труда и отдыха. Через 40-45 минут занятий устраивать короткие перерывы.

        Главная задача родителей - проконтролировать, когда ребенок сел за уроки, все ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по подготовке домашних заданий для родителей и учащихся

Памятки помогут родителям организовать подготовку домашних заданий с детьми, а детям - готовиться к урокам ....

Рекомендации родителей по подготовке домашних заданий

Родители могут использовать эту памятку при подготовке домашних заданий со своими детьми....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (Рекомендации для родителей при подготовке домашних заданий).

Рекомендации для родителей при подготовке домашних заданий. Рекомендации по просмотру телевидения младшими школьниками....

Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

Несколько советов родителям первоклассников....

Памятки для подготовки домашнего задания

Эти правила помогут быстро и качественно выполнить домашнее задание по математике....

Роль подготовки домашнего задания в процессе обучения и воспитания младшего школьника.

Роль подготовки домашнего задания в процессе обучения и воспитания младшего школьника....