Совершенствование навыков чтения.
статья (1 класс) на тему

Вяткина Надежда Александровна

Рекомендации для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_navykov_chteniya.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ   НАВЫКОВ     ЧТЕНИЯ.

      Цель:

  1. привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания ребёнка;
  2. помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.

Значение книги в жизни человека огромно. Даже в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать. Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией.  Из него вырастет увлеченный читатель.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок успешно учился.

По оценкам психологов на успеваемость школьников влияют более 200 факторов. 40 из них являются наиболее важными. Естественно, что все их в работе учесть просто невозможно. Однако, существует фактор номер один, влияние которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Это – техника чтения.

Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Плохо читающий ребенок будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Плохо читающий ребенок неусидчив, ему неинтересно на уроках, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

Научившись хорошо читать, ребенок сможет открыть для себя мир большой литературы. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память  и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах, когда учебный материал увеличивается в несколько раз, будет затруднено.

Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90-100 слов в минуту. Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту..

Ученые сопоставили успеваемость учащихся 6-8 классов со скоростью чтения этих же учащихся в третьем классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу третьего класса в среднем 150 слов в минуту, хорошисты – 120 слов в минуту, троечники – 80-90 слов в минуту. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши дети учились преимущественно на «отлично», необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

2. Жужжащее чтение

Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Такой способ чтения на уроке позволяет увеличить время тренажа в несколько раз.

         3. Чтение перед сном также дает хорошие результаты.

Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.

4. Режим щадящего чтения.

Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается при просмотре диафильмов: прочитал две строчки под кадром – посмотрел картинку, отдохнул.  Этот прием необходимо использовать, если ребенок не любит читать.

Для приобщения детей к чтению можно использовать музыку караоке. Начинать лучше с популярных песен, которые каждый ребенок знает, чуть ли не наизусть. Это обеспечит успешность их первых опытов. А следить по тексту они все равно будут. Изюминка такого пения по складам в том, что детям приходится тянуть гласные, таким образом, связывая слоги друг с другом и тем самым, преодолевая барьер послогового чтения. По мере роста мастерства следует переходить к новым песням, текст которых детям совсем незнаком.

Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей жизненной необходимостью?

Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Здесь могут быть два подхода. Первый подход – это «рабочая» библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, справочники, энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания и др. Второй подход – приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми. Следует записать ребенка в сельскую библиотеку, где из изобилия книг можно выбрать то, что нужно именно ему.

Родителей и детей сближают совместная покупка книг и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного.

Начинать самостоятельное чтение надо с книг с большими рисунками, так как страница, содержащая только шрифт, пугает ребенка. С каждой самостоятельно прочитанной книгой уверенность ребенка растет – и можно постепенно переходить к книгам, не имеющим иллюстраций.

Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научная фантастика, рассказы, стихотворения, фольклор.

Читайте только те книги, которые нравятся вам. Выбирайте подлинно художественные произведения - именно благодаря им чтение станет для ребенка удовольствием. Читайте как бы по ролям - с выражением, меняя интонацию в зависимости от того, какой персонаж говорит.

Просите ребенка пересказывать хотя бы небольшие отрывки из прочитанного или дополнять вас по ходу рассказа. Чтобы заинтриговать его содержанием, останавливайтесь на самом интересном месте и делайте паузу.

Хорошо, если ежедневное чтение вслух войдет в привычку и станет традицией. Читайте даже тогда, когда ребенок научится читать сам. Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы. Таким образом у него всегда будет поддерживаться желание узнавать из книг что-то новое и интересное, ребенок захочет активно и решительно действовать в неожиданных ситуациях, научится сопереживать полюбившимся ему героям.

При чтении ребенку могут встречаться слова, которые не знакомы ему или значение которых забыто. Родители должны следить за тем, чтобы дети могли повторить и объяснить значение прочитанного слова, а также смысл предложения и текста в целом. У них должна выработаться привычка спрашивать у взрослых о значениях новых, непонятных слов и понятий. Потом из этого вырастет потребность обсудить с родителями прочитанную книгу, обратиться к словарям и справочникам.

В семье должны быть как книги с короткими рассказами и сказками, легко понятные и напечатанные крупными буквами, пригодные для самостоятельного чтения (лучше вслух!), так и более сложная детская литература, необходимая ребенку по возрасту.

Становление навыков чтения – сложный и длительный процесс. Использование предложенных технологических приемов позволит Вам сделать его менее болезненным и более успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Флипчарт "Гроза" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "За грибами" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Колышек" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Куда все подевалось" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках  литературного чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Лед на реке" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Малыши" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "На горке" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....