«Воспитание культуры поведения младших школьников».
материал по теме

Кротова Ирина Сергеевна

Лекторий для родителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_kultury_povedeniya_mladshih_shkolnikov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекторий для родителей.

Тема: «Воспитание культуры поведения младших школьников».

Цели:

 - психолого-педагогическое просвещение родителей,

 - развитие воспитательных умений родителей.

 - интеграция усилий родителей и педагогов по формированию культуры поведения у младших школьников.

Задачи:

 - озвучивание проблем взаимодействия родителей с ребёнком по воспитанию культуры поведения учащихся,

 - ознакомление родителей с воспитательными и психологическими приёмами воспитания культуры поведения у младших школьников

Место проведения: актовый зал начальной школы.

Повестка собрания:

 1. Воспитание уважения к людям.

 2. Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в общественных местах.

 3. Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка .

 

Ход беседы:

     

  Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на очередном родительском собрании.

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, отношение к труду, своим обязанностям и самому себе.

 Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Эти особенности являются залогом воспитуемости младших школьников. Ребятам 7-8лет свойственны непосредственность и доверчивость. Взрослые должны бережно относиться к  проявлениям честности, искренности и прямолинейности в рассуждениях и поведении детей.

Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

 Сегодня мы в очередной раз возвращаемся к разговору о воспитании наших детей. Мы поведём беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми.

 Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения. Задачи взрослых в воспитании культуры поведения у детей:

 1. Воспитание уважения к людям.

 2. Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в общественных местах.

 3. Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка.

 Вопрос 1.

 

Воспитание уважения к людям.

 Осуществляется главным образом, через семейное воспитание. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь.

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками – помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.

 Помните:

 - Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает – подражая, он очень скоро вернёт их вам.

 - Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка.

 - Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок станет отзываться так и о вас.

 - Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.

 - Проявляйте благородство при любых обстоятельствах.

 Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребёнка.

Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребёнок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком.

 С какого же возраста эти правила могут быть вводимы в поле зрения ребёнка?

 С первых лет жизни. Осознаются они постепенно не в виде отвлечённых понятий, а в живых впечатлениях из окружающей жизни. Тут мало просто познакомить ребят с нормами нравственного поведения, важно строить в соответствии с ними всю их повседневную жизнь.

 Дети должны понять, что любое их слово и действие не безразлично для людей, а так или иначе касаются окружающих, что каждый их шаг, поступок – это испытание. Как поступить: добро совершить или зло?

 Дети – всегда носители определённых ценностей. Переходя из одной общности в другую, из одного коллектива в другой, человек вносит свои системы ценностей и требований в мир людей. Знают ли они о том, что каждый поступок, каждое желание отражается на людях? Проверяют ли они свои поступки сознанием: не причиняю ли я зла, неприятностей, неудобств людям? Могу ли бескорыстно делать добро?

С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнёт «говорить совесть». Она, как строгий и неподкупный судья, оценивает все поступки и переживания человека. Если он поступил хорошо, то испытывает мир и спокойствие в душе. И, наоборот, после совершения нехорошего поступка чувствует угрызения совести. Совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения.

Вопрос 2.

О правилах поведения и хороших манерах дома и в общественных местах говорится и пишется достаточно много.

 

Однако бывают случаи, когда ребята знают правила поведения, но не выполняют их.

 Причин этому несколько:

 - дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правил – причина простая и легко устранимая.

 - некоторые правила поведения ребята знают, однако не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, которая формируется неоднократным упражнением.

 - иногда ребёнок знает правила поведения, знает, как их выполнять, но… не выполняет. Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия волевого усилия в достижении чего-то.

 - часто ребята не выполняют правила, считая их ненужными, неважными, что их просто придумали взрослые.

 Большая роль принадлежит взрослым и в воспитании культуры поведения в общественных местах. Являясь примером, они должны прежде всего следить за своим поведением. Это обязательное правило культуры поведения, которая воспитывается не с помощью нравоучений, какого-то специального морализаторства, а всем образом, укладом жизни, отношениями, существующими в семье.

 Если отец в течение всей жизни приносит маме в праздник цветы, не забывает поздравить в юбилейные даты и подарить что-нибудь красивое и приятное, уходя на работу и возвращаясь с неё, целует мать, ребёнок будет делать то же самое по отношению к своей матери и матери своих детей. Грубость детей в отношении родителей в большинстве случаев происходит потому, что бестактность и грубость царили в отношениях между ними самими.

 Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо.

 Советы родителям:

 1. Не учите культуре назидательно. Излишняя морализация вызывает желание действовать назло.

 2. Привлекать ребёнка к посильной деятельности (накрыть на стол, почистить обувь и одежду, подготовиться к встрече гостей).

 3. Создавать специальные ситуации-задания: встретить тётю Машу, пригласить кого-то на прогулку, позвонить по телефону знакомым и др.

 4. В выработке культуры поведения широко использовать игры и игровые ситуации.

 5. Помнить, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще никакие слова не нужны, достаточно примера, образца поступка.

 6. Создавать вместе с детьми различные памятки: «Мой внешний вид», «Культура поведения в музее, кинотеатре» и т.д.

 7. Помнить: вы – главный воспитатель, вы – пример.

Если спросить любого из вас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок вырос высоко нравственным человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно. Но у одних родителей, казалось бы, вопреки их стараниям ничего не выходит. У других, напротив, без особых усилий получается всё как надо. В чём же дело? Дело во многом, в том числе – в силе, разрушающем или созидающем смысле родительского слова.

 Не злословьте, не обличайте, не позволяйте себе, хотя бы в присутствии детей говорить о людях плохо. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а наоборот, отмечайте их положительные качества, чаще хвалите окружающих. Если пойти по такому пути, то неудач в воспитании будет меньше.

Вопрос 3.

Культура речи.

 Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и по какому поводу. Гнев, как и насморк, весьма насущная проблема, и игнорировать её нельзя. В гневе мы теряем рассудок и общаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей? И некоторым родителям стоит задуматься, не умерить ли свой гнев по отношению к детям. Вот какие советы дает по этому поводу психолог:

 1. Назовите вслух своё чувство.

 - осторожно, пора остановиться

 - я очень недовольна, я рассержена

 - я разгневана, но это скоро пройдет

 2. Затем назовите причину своего гнева и попробуйте найти причину его в дурном настроении, в плохой погоде, ссоре с супругом, но ни в коем случае не вините ребёнка.

 3. Посмотрите в окно, переключите внимание.

 Гнев пройдет, не причиняя никому вреда. А потом, спокойно, тихо поговорите со своим ребёнком о том, из-за чего вы дошли до такого состояния.

 А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные дни.

Заключение.

 «Всё начинается с дома»

 С. Соловейчик высказал следующую мысль: «Не обязательно страстно любить детей, будь то любовь слепая или разумная. И не имеет значения, отказывают детям в чём-то, во всём или ни в чём не отказывают. Но очень важно, чтобы кто-нибудь из двух родителей или из 4 дедушек и бабушек – хоть один! – любил людей. Только эта любовь к людям и передаётся детям: делает добрыми и отзывчивыми, только она одна обладает педагогической силой». Возможно, это одно из правил воспитания «домом».

 Отчий дом… В нём начинается все самое главное, самое важное в жизни ребёнка. Так пусть же все в нём будет гармоничным, наполненным высокой духовностью, освящено нравственной чистотой. А чтобы он стал именно таким, укрощайте свой гнев, делитесь друг с другом добрыми чувствами, любите людей, умножайте добро.

 

Друзья мои!

 Внушайте людям веру!

 И чаще говорите «Добрый день»

 И следуйте хорошему примеру:

 Продляйте добрым словом

 Жизнь людей!

 (В. Боков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников

В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог замечает, что некоторые правила повторяются. Это закономерно.  Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меня...

"Воспитание культуры поведения младших школьников".

Без воспитания внешней формы поведения нет и внутренней культуры и наоборот. Культура поведения – это и красивая внешность, и красивая одежда, и приятные манеры, и, конечно же, хорошие мысли и п...

Воспитание культуры поведения младших школьников.

Данный материал пригодится учителю начальных классов для проведения внеурочной деятельности, родтиельских собраний....

Воспитание культуры поведения младших школьников

  Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу.  Группы продлённого дня имеют большие возможност...

Родительское собрание "Воспитание культуры поведения младших школьников" 2 класс

Данную презентацию можно использовать для проведения родительского собрания во 2 классею Конспект собрания прилагается....