"Воспитание культуры поведения младших школьников".
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Пузина Татьяна Александровна

 

Без воспитания внешней формы поведения нет и внутренней культуры и наоборот

. Культура поведения – это и красивая внешность, и красивая одежда, и приятные манеры, и, конечно же, хорошие мысли и поступки.

Помните знаменитое высказывание А.П. Чехова «В человеке должно быть всё прекрасно…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury_povedeniya_mladshikh_shkolnikov.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Поведение – это зеркало,

в котором каждый показывает свой лик».

И.Гёте.

Без воспитания внешней формы поведения нет и внутренней культуры и наоборот. Культура поведения – это и красивая внешность, и красивая одежда, и приятные манеры, и, конечно же, хорошие мысли и поступки. Помните знаменитое высказывание А.П. Чехова «В человеке должно быть всё прекрасно…»

 С самого детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. В силу того, что дети годами живут в нашем учреждении, то появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, а это способствует выработки положительных привычек. Работая с детьми младшего возраста можно достичь большего уровня в воспитании культуры поведения. Поэтому  считаю свою тему по самообразованию: «Формирование культуры поведения младших школьников в условиях колледжа-интерната», более своевременной на сегодняшний день, тем более в нашем учебном учреждении. Это актуальный вопрос нашего общества и нужно уделять больше внимания подрастающему поколению.

Содержание культурного поведения определяется совокупностью норм и правил, регулирующих общение между людьми, требованиям к речи людей как основному средству общения и требованиями к внешнему виду (к одежде, осанке, жестам, мимике, походке) человека. Следовательно, культура поведения – это культура общения, культура речи и культура внешнего вида. В правилах культурного поведения соединяются предписания этики и эстетики. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведение человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постоянно формируют соответствующие отрицательные качества личности. Поэтому с  младшего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.

Со своими детьми я работаю второй год. Это учащиеся музыкального отделения. Планируя воспитательную работу  в классе, мной была поставлена следующая цель:

  Формирование культуры поведения младших школьников.

Решались   задачи:

1. Познакомить детей с понятиями по теме: этикет, этика, культура поведения.              

2 .Изучить с детьми младшего школьного возраста основы этикета  как формы отношения к человеку.  

3. Систематизировать наработанный материал по теме: формирование культуры поведения младших школьников в условиях колледжа-интерната.

 4. Развивать у детей младшего школьного возраста навыки культуры поведения в различных социальных ситуациях.

Для ребенка естественно то, что в процессе воспитания и обучения он развивается, становится тем, кто он есть. И очень важно, чтобы педагог помог ребёнку в его становлении. Если у ребенка, получается, общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми. Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но, увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура – человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни и здесь важно, чтобы рядом с ребёнком был взрослый человек – педагог, который в любой момент смог бы помочь, подсказать в определённой ситуации. И поэтому за основу  своей работы я взяла такие правила:

  • принимать ребенка таким, каков он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом;
  • увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества;
  • для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце;
  • способность к общению, к признанию равенства души; 
  • главное – идти вместе с детьми по пути их взросления, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая.

Поведение ребенка, конечно, может быть непоследовательным, так как отсутствие социального опыта затрудняет его выбор действий, поскольку он ориентируется пока, подражая взрослым, живущим рядом с ним. Характерная особенность их в том, что они с большим доверием относятся к взрослым.

 Если моральное требование взрослым преподносится доброжелательно, ясно, с привлечением ярких примеров, то дети стремятся обязательно его выполнить. По мере того как их жизненный опыт обогащается знанием этических норм и представлений, приобретаются навыки социально значимых действий, вырастают возможности альтернативных решений. Постепенно развивается способность совершенствовать свое поведение на основе полученных знаний.

Чтобы реализовать поставленные задачи перспективное планирование включало следующие направления воспитательной работы:

1). Развитие личности ребёнка (изучение личности ребёнка, индивидуальная работа с детьми, работа с родителями, работа с преподавателями по специальности,  работа классным руководителем, консультации у психологов).

2).Организация воспитывающей деятельности (ценностно-ориентированная, трудовая, познавательная, спортивно-оздоровительная, творческая).

3).Формирование коллектива (организация самоуправления, традиции класса, влияние на межличностные отношения).

Для реализации данной проблемы мною были разработаны разнообразные формы мероприятий, направленные на формирование культуры поведения учащихся:

- классные часы,  

-беседы,

- анкетирование,

-этические занятия,

-занятия - игра,  

-экскурсии,

-театрализованное представление,

-беседы с родителями,

- коллективные походы на природу,

-этические ситуации,

-чтение художественной литературы и т.д. 

Приведу пример некоторых форм работы с детьми.

В своей работе с детьми я часто использую стихи А. Барто, Э.Мошковской, С. Маршака, Г. Остера и других поэтов. Подбор рассказов и игровых ситуаций из книг «Весёлый этикет» Н.Е. Богусловской и Н.А. Куприной, «Хорошие манеры» составитель Марина Новикова и другие источники.  Это яркие эмоциональные изложения конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ или стихотворение помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у детей положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом использования положительного примера в воспитании.  Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев.

Если на классном часе просто прочитать детям лекцию о культуре поведения, то дети плохо усвоят эти правила. Поэтому я включаю в занятия игры. «Вежливые слова», «Доскажи предложение», «Да» и «Нет», «Скажи комплимент», в которые дети играют с большим удовольствием.

Именно в игре раскрываются понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учащихся позволяют мне судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им малознакомы  или  незнакомы совсем.

Так же в работе с детьми широко применяется этическая беседа, этические занятия. Например, этические занятия: «Будем вежливы»,  «Поведение за столом», «Воспитание человечности» и другие. Особенность проведения этических бесед и занятий в начальных классах в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий: беседа должна носить проблемный характер. В ходе беседы стараюсь стимулировать нестандартные вопросы, задать наводящие вопросы, если ребёнок затрудняется ответить на него.

 Для того чтобы узнать как дети усвоили материал проводятся тесты. Например, «Поведение за столом», где все учащиеся на 100% справились с заданием. Тесты: «Усвоили ли вы правило этикета в общественных местах», «Настоящий ли вы друг» дети также блестяще ответили на все вопросы.

Итак, я рассказала лишь о некоторых   формах работы с детьми по формирования мотивов этического поведения младших школьников. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса та или иная форма может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими, без взаимодействия с ними она утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается педагогом, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки.  Воспитатель для ребёнка - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нас лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.

«Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является - народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения…Всё чем жив человек».
(Михаил Юхма)

В своей работе используя различные методы и приёмы воспитательной работы с детьми, такие как:

Разъяснение – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе, повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

Психологической основой примера служит подражательность.
Благодаря ней дети овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме – это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение иотражение. Подражательность – деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведение людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо.
Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет воспитателя - педагога абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.

Важным  средством приучения младших школьников к культуре поведения является упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребёнка и проводятся в процессе систематических занятий.
Дети - наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, вдругом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка?

Литература:

  1. Основы возрастной педагогики. А.С.Белкин, Екатеринбург,1992г.

  1. Как себя вести. В.Волина, Санкт-Петергурб, 2001г.

  1. Как стать хорошим. В.Волина, Санкт-Петербург, 2001г.