Формы проведения родительских собраний
презентация к уроку по теме

Пищаскина Мария Михайловна

В своем выступлении я раскрываю взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся, направленное на создание единого воспитательного поля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.

На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения — это уродливое воспитание».

Сегодня мы продолжим поиск новых форм общения с родителями и подробнее остановимся на родительском собрании. (слайд 2)

Главное назначение родительских собраний - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. Но при этом не следует забывать о требованиях к проведению собраний. (слайд 3) Оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Тема должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер - разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. Немаловажным условием взаимодействия семьи и классного руководителя является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ребенку.

Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе. В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно следующими:

  1.  Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
  2.  Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
  3.  Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  4.  Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
  5.  Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
  6.  То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
  7.  Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
  8.  Готовясь к встрече с родителями ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
  9.  Каждая встреча с родителями ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
  10.  Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
  11.  Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.

По содержанию родительские собрания могут быть: (слайд 4)

  1. организационные - это собрания с традиционной повесткой дня, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет.
  2. тематические - это, собрания, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития, учащихся класса.
  3. итоговые - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.

А по форме самые разнообразные: (слайд 5)

  1. педагогические ринги (Столкновение мнений детей и родителей, каким быть ученику, каким быть родителю)
  2. собрание - диспут
  3. деловая игра
  4. родительская конференция по обмену опытом воспитания
  5. конференция отцов
  6. итоговые совместные собрания детей и родителей
  7. собрание-чаепитие "за круглым столом"
  8. презентация семейного воспитания
  9. пикник и т д.

Готовясь к родительским собраниям, я продумываю каждый этап подготовки к нему.

1 этап: Организация родительского собрания

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников

Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будет носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка. Этому тоже нужно уделить большое внимание.

При подготовке собрания продумываю и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить наглядный материал, анкеты, рисунки и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформляю благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах.

Завершает организационную часть этапа подготовки  оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Нам не раз приходилось наблюдать, как меняется в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречает элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном классе.

2 этап: Подготовка сценария и проведение собрания

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее на каждом собрании делаю анализ учебных достижений учащихся класса, знакомлю родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала предупредаю родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

Знакомлю родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе, делюсь наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, и переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний.

Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов» школьников.

Важно помнить о психолого-педагогическом просвещении родителей, о том,  что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Иногда предлагаю родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных телепередачах, делюсь методическими материалами по русскому языку и математике, т.н. тренажерами.

Обсуждаем  организационные вопросы (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий, ремонт и т. д.), причем финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.

Во время личных бесед с родителями  объектом внимания номер один должны стать дети, имеющие проблемы в учении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель, уважая чувство родителей, должен дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!»

Примерная тематика консультаций для родителей.

  1. Ребенок плохо пишет. Как помочь исправить почерк.
  2. Ребенок плохо читает. Какие упражнения для чтения делать дома?
  3. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
  4. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в и        
  1. воспитании.
  1. Грубость и непонимание в семье.
  2. Талантливый ребенок в семье.
  3. Вредные привычки. Как с ними бороться.
  4. Как работать с электронными тренажерами по умножению и делению.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания

(Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать также персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.)

Тематику родительских собраний тщательно  подбираю. Пытаюсь добиться, чтобы на собрании присутствовал не только монолог учителя, а диалог, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, современный поиск решения возникающих проблем.

Считаю, что родители приходят на собрание не только слушать лекции и нравоучения, им нужны конкретные рекомендации с наглядным представлением. Я думаю, что для родителей при восприятии информации также важна наглядность (презентации, видеоролики), как и для детей, поскольку какая бы актуальная не была тема,  мы знаем, что необходимы "якоря", которые позволят закрепиться информации в большем объеме.  Для этого использую презентации, тренинговые упражнения, изготавливаю и раздаю буклеты на обсуждаемые темы, провожу экспресс-опросы, анкеты, читаю притчи. Могу сказать, что это эффективно, поскольку, помимо информации, родители получают положительные эмоции, задумываются, стремятся понять отношения с ребенком и т.д.

В 1 классе провела собрание-диалог «О времени,  детях и  о себе…» (слайд 6 ), эпиграфом к которому послужили такие строки: (слайд 7).

На этом собрании читала притчу, родители обменивались мнениями по теме, прозвучали факты исследований Института возрастной физиологии, анализировали ситуации, расшифровали значение рисунков детей на тему «Моя семья», провели тест для самопознания (слайд 8), узнали о стилях общения в семье (слайд 9).  Диалог получился интересным и познавательным.

Во 2  классе провела собрание рецептов «Режим дня школьника. Каким он должен быть?»,

В 3  классе провела встречу родительской гостиной «Как здорово, что есть семья, которая от бед хранит меня» (слайд 10),  эпиграфом для которой взяла строки Бальзака (слайд 11)

Родители разделились на 3 творческие группы (слайд 12) и выполняли задания по группам. Прозвучали факты социологического опроса детей нашего класса   «Что для тебя самое главное в жизни?»  «Плохо жить без…» «Хорошая жизнь – это…» Я порекомендовала родителям метод объятий для рождения в маленьком сердце желания быть лучше, быть самим собой (слайд 13).

Актуальной становится в 3 классе тема отметок, поэтому подготовила и провела собрание-консультацию  «Папы, мамы и школьные отметки», где познакомила родителей с нормами оценок по каждому предмету, раздала памятки «Как относиться к отметкам ребенка».

Уже традицией стали открытые уроки для родителей, которые провожу 1 раз в год. В 1 классе по чтению, во 2 классе – по русскому языку, в 3 классе по чтению на тему «Подрастательный секрет».

 Огромную возможность сотрудничества школы с родителями дает проведение совместных классных праздников. Это традиционные «Прощай, любимая азбука!», Осенние утренники, Новый год, праздники,  посвященные 8 Марта и Дню защитника Отечества,  открытые мероприятия, приглашаю родителей на проведение классных часов  и еще много вариантов  такого сотрудничества (слайд 14)

Я  считаю, что новые формы  работы учителей начальной школы с родителями  учащихся эффективна. Об этом свидетельствуют хорошая посещаемость родительских собраний, сложившиеся традиции, совместные дела, взаимное уважение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения родительского собрания на тему: "Развитие памяти младшего школьника. Учим стихи наизусть".

Как помочь ребенку выучить стихи наизусть? В данном материале представлены методы заучивания стихов наизусть в зависимости от ведущего типа памяти ребенка....

Формы проведения родительских собраний в начальной школе

В данном материале описани виды, формы проведения родительских собраний...

Нестандартные формы проведения родительского собрания

Сценарий итогового родительского собрания. Мастер-класс проводят обучающиеся......

Доклад "Содержание и формы проведения родительских собраний"

Доклад полезен начинающим педагогам, основан на собственном опыте работы....

Нетрадиционные формы проведения родительского собрания.

Мастер-класс по нетрадиционным формам родительского собрания (конспект)....

Протокол проведения родительского собрания. Конспект выступления на родительском собрании «Влияние бесконтрольного пользования компьютером на становление и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Протокол проведения родительского собрания. Конспект выступления на родительском собрании «Влияние бесконтрольного пользования  компьютером на становление и развитие детей дошкольного и мла...

Диалог как одна из эффективных форм проведения родительских собраний

В данной статье делюсь опытом работы в организации и проведении родительский собраний в начальной школе. Родительское собрание – один  из необходимых атрибутов школьной жизни. Как сделать е...