Диалог как одна из эффективных форм проведения родительских собраний
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ануфриева Ольга Александровна

В данной статье делюсь опытом работы в организации и проведении родительский собраний в начальной школе. Родительское собрание – один  из необходимых атрибутов школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Для этого существуют различные формы проведения родительских собраний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диалог как одна из эффективных форм проведения родительских собраний

«Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Старый школьный афоризм. Правильно выстроить эту работу, чтобы она давала результаты, - вот одна из приоритетных задач классного руководителя.

Родительское собрание – один  из необходимых атрибутов школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Для этого существуют различные формы проведения родительских собраний.

В начале учебного года организую целеполагание и планирование работы. В процессе коллективного планирования выявляю проблемы, способы их решения, конкретные дела. Затем дети и родители определяют дела, в которых они могли быть организаторами.

На первом родительском собрании раздаю анкету (приложение 1).

Цель анкеты: Выяснить, какие проблемы в воспитании возникают у родителей, на что следует учителю обратить внимание в работе с детьми класса. Ввести коррективы в работе педагога с родителями.

Анализируя анкеты, я разрабатываю  цикл докладов (приложение 2).  

Для решения новых задач, которые ставит перед классными руководителями быстроменяющаяся школа и окружающая социальная действительность, мы, педагоги, буквально как в воздухе нуждаемся в новых технологиях и методах работы с родителями. Если раньше классный руководитель на собраниях выступал лишь в роли информатора, сегодня уже этот номер не пройдёт. Классный руководитель должен занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус педагога, позволила бы решать поставленные задачи, а также активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей. Поэтому классный руководитель должен выступать не только информатором, но и фасилитатором – т.е. человеком, облегчающего общение двух и более людей, контролирующего ход встречи, для того, чтобы участники смогли сконцентрироваться на обсуждении содержания и решения задач диалога, дискуссии.

Педагог-фасилитатор на родительском собрании организует общение родителей и способствует тому, чтобы дискуссия, диалог были продуктивны и вели к решению поставленных вопросов. В данном случае  педагог обеспечивает развитие того содержания, которое задают сами участники.

Ещё недавно для педагога подобная роль, да ещё в отношении родителей,  была экзотической. Сейчас потребность в ней возникает всё чаще, так как родители претендуют (и не без основания) на то, чтобы активно влиять на образовательную среду той школы, в которой учатся, живут, развиваются их дети.

Только вместе с родителями можно результативно решать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью. Однако, не все родители открыты для такого разговора и сотрудничества. Причин этому немало:

- пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;

- следование сложившимся стереотипам воспитания, моделям, привнесенным из собственного детства;

- ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей.

Все перечисленное позволяет предположить, что именно родительское собрание, построенное на новых, диалогических основаниях, способно стать отправной точкой для выстраивания партнерских отношений. Нельзя забывать, что учитель вместе с родителями делает одно и очень важное дело – образование и воспитание детей.

Совершенно очевидно, что традиционно сложившиеся формы проведения собрания (монолог, а не диалог, пассивность присутствующих, невостребованность их родительского и жизненного опыта) себя изжили. Необходимо включать родителей в обсуждение проблем, превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску вариантов их разрешения.

 С этой целью использую диалогические формы проведения собраний (приложение 3, 4, 5).  

Как сплотить родительский коллектив и превратить каждую встречу с родителями в значимую? Конечно же нужно менять формы собраний. Я часто практикую собрание-диалог. Разговор о самом главном и дорогом для человека (ведь именно такое место занимают дети в жизни любого родителя) должен быть тёплым и искренним.

Одна восточная пословица гласит: «ХОЧЕШЬ ПРИБЕЖАТЬ ПЕРВЫМ – БЕГИ ОДИН». Очень правильные слова. Стоит лишь педагогу один раз оступиться, выбрать для общения неправильный тон, проявить бестактность, словом позволить своему сердцу быть слепым и глухим – ряды родителей, стартовавшим с ним в начале учебного года, заметно поредеют. Мудрый педагог не допускает такого. Любая его встреча с родителями – это ступенька на пути поиска истины для каждого из участников диалога. Только сотрудничая и учась друг у друга, учитель и родители могут эту истину найти.

Тематика собраний должна быть актуальной.

Например:

  1. Дети и их отношение к современным играм, деньгам, книгам.
  2. Проблемы гиперактивных учеников и конфликтных ситуаций в семье.

Эти и другие проблемы являются насущными (злободневными) во многих современных семьях. Задача классного руководителя не давать какие-то рецепты, а подтолкнуть родителей к совместному поиску решений, научить родителей проверять рекомендации сердцем.

Хочу поделиться рекомендациями по ведению родительского собрания (приложение 6.) и опытом  проведения родительских собраний. Собрание, которое проходило в форме диалога. (Приложение 7.)

В современных условиях увеличивается профессиональная нагрузка на педагогов и родителей, с каждым днем сокращается время, отводимое на общение, имеющее отношение к обучению и воспитанию детей. Но появление и массовое распространение информационных и телекоммуникационных технологий вооружает педагогов, родителей и обучающихся средством ведения и дистанционного диалога. 

Например, очень помогает организовать оперативное взаимодействие учителя, ученика и родителя использование электронного дневника.

Кроме этого мною используется такие сервисы, как мобильная почта и короткие телефонные сообщения (SMS). На сегодняшний день  доступно множество приложений для мобильных устройств, которые позволяют бесплатно обмениваться сообщениями, аудио- и видео-звонками в приложениях WhatsApp, Viber и Skype. Плюсы использования данных сервисов – оперативные бесплатные сообщения, создание групповых чатов, быстрый обмен видео и фотографиями.

 Для ведения диалога использую такие варианты внеурочной работы с родителями:

1) Дни творчества детей и их родителей.

2) Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

3) Помощь в организации и проведении внеклассных дел.

4) Родительское общественное патрулирование.

5) Участие родителей в работе Совета школы.

6) Выполнение проектов, подготовка мероприятий.

7)  Совместные походы, экскурсии, поездки в другие города.

Таким образом, взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы - развитость, целостность личности.

Приложение 1.

Анкета № 1

1.Какие доклады вы бы хотели прослушать на родительских собраниях? О чём?

2. Какие вопросы воспитания вас волнуют?

3. Какие журналы вы выписываете и есть ли дома  библиотека?

4. Какие детские журналы вы выписываете?

5. На что следовало обратить внимание учителя в работе с вашим ребенком?

6.Чем вы можете помочь учителю в работе с детьми нашего класса        

        

Приложение 2 .

Циклы докладов

1 класс

  1. Первый раз в первый класс.
  2. Младший школьный возраст.
  3. О развитии внимания школьников.
  4.  Как поощрять детей.

2 класс

  1. Что такое педагогический такт и в  чём он должен проявляться.
  2. Как воспитать у ребёнка любовь к чтению.
  3. Что должны усвоить дети (профилактика культуры поведения).
  4. О роли родительского авторитета в семье.

3 класс

  1. О детской дружбе.
  2. Воспитание в детях добрых чувств.
  3. Воспитание у школьников сознательного отношения к учёбе.
  4. Развитие познавательных интересов детей в  семье.

4 класс

  1. Дети и мы (о родительском авторитете).
  2. О мерах поощрения и наказания в семье.
  3. Как руководить внеклассным чтением детей.
  4. Нравственное воспитание младших школьников в семье.

Приложение 3.

        «Формы проведения родительского собрания».

Традиционные

Нетрадиционные (диалогические)

  1. Лекции
  2. Беседы
  3. Вечер вопросов и ответов
  4. Встречи со специалистами
  1. Семинар-пратикум
  2. Тренинги
  3. Деловые игры
  4. Диспуты
  5. Дискуссии

   

Приложение 4.

 «Деловая игра»

  • разъяснение смысла игры;
  • формирование группы участников;
  • распределение игровых ролей;
  • постановка задач по группам;
  • «мозговой штурм» (поиск варианта решения проблемы);
  • Предъявление результатов;
  • Выступление экспертов, формирование «конечного продукта», работы в виде памяток, предписаний, алгоритмов действий, советов родителям;
  • Рефлексия участников.

Приложение 5.

 «Семинар-практикум»

1 этап – вводный теоретический семинар по заявленной проблеме

2 этап – посещение открытых уроков, воспитательных мероприятий, консультаций

3 этап – рефлексия, обмен мнениями, принятие рекомендаций, алгоритмов, предписаний.

Приложение 6.  

Рекомендации по проведению родительского собрания:

  1. Чтобы вас услышали. Главная задача классного руководителя – чтобы его слушали и услышали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи существует много приёмов. Например, начало разговора должно быть кратким, эффектным, чётким по содержанию.
  2. Никогда не надо начинать с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки какие-то недоразумения.
  3. Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание.
  4. Начинать  разговор нужно  с изложения самой логики встречи, её основных этапов: «Сначала мы с вами…», «Затем мы рассмотрим ...», «В конце разговора  нам с вами предстоит…»
  5. Во время диалога  лучше всего сидеть, в общем кругу или сбоку от собственного стола. Но ни в коем случае не за столом!
  6. Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести  итоги.

Приложение 7.

Собрание-диалог (из опыта работы).

Тема: «О времени, о детях и себе…»

Цель:

Познакомить родителей с типами семейного воспитания; помочь в решении возможных семейных проблем.

I блок «О времени...»

Обсуждение вопроса: Какие трудности в воспитании создаются реальной сегодняшней жизнью?

Родители обмениваются своими мнениями. Чаще всего озвучиваются такие проблемы, как раннее взросление, увеличившееся расстояние между богатыми и бедными, нежелание читать, зависимость от компьютера и телевидения, ранняя чрезмерная самостоятельность детей.

II  блок «О детях…»

В этом блоке можно дать информацию, которая прольёт свет на природу стрессов современных детей.

III  блок «О себе…»

Разговор можно начать с притчи о том, как изменить мир. 

В ней один человек решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него была такая большая, одних детишек десяток. Так этот человек добрался до того единственного, что он в силах был изменить, будучи таким маленьким: самого себя.

- НАЧНЁМ С СЕБЯ?

Тест «Как ты открываешь конверты»

- Для начала предлагаю тест, позволяющий кое-что поведать о вашем характере.

Тест.  Скажи мне, как ты вскрываешь конверты…

9D24416

-Внимательно посмотрите на рисунок и определите, какой из изображённых на нём приёмов вам ближе.

А) Вы требуете от жизни многого. Слывёте человеком с переменчивым настроением, нервным, нетерпеливым.

Б) И на работе, и дома руководствуетесь прежде всего голосом разума, а не эмоциями. Ненавидите беспорядок.

В) Окружающие нередко страдают от перепадов вашего настроения. Но несмотря на это вы человек рассудительный.

Г) Вы не слишком уверены в себе.

Вот такие мы все разные. Люди как люди.

- А какие родители? Какой стиль общения присущ  вам?

1. Авторитетный стиль. Родители признают и поощряют автономию своих детей.

2. Авторитарный стиль. Категоричны.

3. Либеральный стиль. Слишком высоко ценят своего ребёнка.

4. Индиферентный стиль. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому.

Далее можно предложить оценить поведение родителей в отдельных ситуациях.

Ещё можно провести тест, оценивающий собственную стратегию семейного воспитания.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СОБРАНИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы проведения родительских собраний в начальной школе

В данном материале описани виды, формы проведения родительских собраний...

Формы проведения родительских собраний

В своем выступлении я раскрываю взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся, направленное на создание единого воспитательного поля....

Нестандартные формы проведения родительского собрания

Сценарий итогового родительского собрания. Мастер-класс проводят обучающиеся......

Тестирование как одна из эффективных форм контроля на уроках русского языка

В современной школе одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых техноло...

Доклад "Содержание и формы проведения родительских собраний"

Доклад полезен начинающим педагогам, основан на собственном опыте работы....

Нетрадиционные формы проведения родительского собрания.

Мастер-класс по нетрадиционным формам родительского собрания (конспект)....