«Интегрированный урок как одна из эффективных форм индивидуального обучения».
статья на тему

Кузнецова Ирина Анатольевна

описание опыта работы по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta_kuznetsovoy_ia.docx55.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Шеркальская СОШ»

Интегрированный урок

как одна из эффективных форм

индивидуального обучения.

Описание педагогического опыта

учителя Кузнецовой Ирины Анатольевны

с.п. Шеркалы, 2013г

Содержание

Введение

3

  1. Теоретическая основа интегрированных уроков

  1. Сущность понятия интеграция.

4

  1. Формы организации образовательного процесса на основе интеграции.

5

  1. Межпредметные связи – основа интегрированного урока.

6

  1. Особенности интегрированных уроков.

7

  1. Практическое использование процесса интегрирования учебного материала на уроках.

  1. Интеграция в преподавании русского языка

7

  1. Интеграция уроков литературного чтения

8

  1. Возможности интеграции на уроках математики

10

  1. Интеграция уроков изобразительного искусства

12

Заключение

14

Литература

15

Введение.

Тема опыта работы:

«Интегрированный урок как одна из эффективных форм индивидуального обучения».

С 2004 года Кузнецова Ирина Анатольевна работает педагогом индивидуального обучения: занимается обучением детей, которые по медико-педагогическим показаниям не могут обучаться в классах образовательного учреждения.

Индивидуальное обучение аналогично обучению в школе, с той лишь разницей, что в данном случае внимание учителя полностью посвящено одному ученику, давая возможность раскрыть предмет учитывая умственные способности ребёнка, больше времени уделив непонятному и не останавливаясь надолго на легко доступном учебном материале.

По учебному плану на индивидуальное обучение в начальных классах выделяется 8 часов: математика - 3 часа, русский язык – 3ч., литературное чтение – 1ч., изобразительное искусство – 1 ч. Как же при таком ограниченном количестве часов и отсутствия таких учебных дисциплин как окружающий мир, технология добиться освоения обучающимися образовательной программы в рамках государственного образовательного стандарта?

Специфика работы учителя индивидуального обучения такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Это интересно тем, что учётом возрастных особенностей школьников и современным уровнем развития науки каждый учебный предмет можно преподнести как систему знаний и умений из разных областей действительности. Поэтому решением возникшей перед учителем проблемы стало использование в процессе индивидуального обучения интеграции учебных предметов.

Цель педагогической деятельности  – достижение оптимального общего развития обучающихся через проведение интегрированных уроков.

Начиная работу по теме самообразования «Интегрированный урок как одна из эффективных форм индивидуального обучения» И.А.Кузнецова поставила перед собой задачи:

  • изучить методическую литературу по интеграции современного образования;
  • выявить особенности проведения интегрированных уроков;
  • выявить наиболее рациональные сочетания различных учебных предметов в одном уроке;
  • способствовать посредством проведения интегрированных уроков формированию у обучающихся целостной картины мира;
  • способствовать развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления обучающихся (логического, художественно-образного, творческого).
  1. Теоретическая основа интегрированных уроков
  1. Сущность понятия интеграция.

Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Но на всех этапах развития общества уделяется особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни.

Успешность на современном рынке труда во многом зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Научить школьника адаптироваться становится первостепенной задачей школьного образования, так как умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы становится интеграция содержания образования.

Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать три значения:

Во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции - ученик получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, в которой все элементы связаны.

Во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения). На стыке уже имеющихся традиционных предметных знаний учащиеся получают все новые и новые представления, о явлениях окружающего мира систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в позиции по спирали).

В-третьих, как результат - развитие учащихся. Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления. Для учащихся наблюдение изучаемого объекта не остается изолированным элементом. Обучаемый, сравнивая, строя умозаключения, мыслит данный объект в равносторонней сфере представлений и понятий, актуализируемых благодаря разностороннему восприятию данного предмета. Установление связей между различными формами мыслительных процессов и предметным действием, обеспечивает целостность деятельности учащихся, ее системность[1].

Введение интеграции предметов в системе образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.

К.Д. Ушинский путём интеграции письма и чтения, разработал и внедрил аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Более того, в интеграции изначально состояла новизна и сущность этого метода, так как он, по замыслу автора, позволял приспособить и слить в единое целое отдельные элемент двух видов речевой деятельности – письмо и чтение – для быстрого и прочного достижения одной цели: формирования у детей способности к дистанционному общению с помощью текста. Путь слияния – однонаправленность всех исполнительских действий на интуитивное, практическое постижение ребёнком приёмов соотнесения устной и письменной речи[2].

Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В.О. Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», которые он проводил в Павлышской школе для шестилетних детей Это – интеграция основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления, речи) с целью обучения, воспитания и развития детей[3].

Идеи интегрированного обучения актуальны сегодня особенно, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.

  1. Формы организации образовательного процесса на основе интеграции.

В педагогике выделяются следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции:[4].

Пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания (Приложение1, рис. 1).Например, образ природы (весна) раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п.

Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются (Приложение1, рис. 2). Познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом. Например, можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.

Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро – зло), познании целого через часть, множества и через единичность. (Приложение1, рис. 3). Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке. Например, чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья», сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» раскрывает перед учащимися ценность дружбы в сравнении с ненавистью, враждой.

Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. (Приложение1, рис. 4). Например, в ходе урока-путешествия «В стране Геометрии» (2-й класс) дети включаются в самостоятельную игровую деятельность. Учитель строит общение с целью раскрытия «тайны царицы Геометрии и ее окружения». На основе этого разворачивается эстетическая деятельность, связанная с восприятием изобразительного искусства (иллюстрации, модели изб, теремов и других построек), творчество – выполнение аппликации «Царство Геометрии», театрализации – самовыражение в образах окружения царицы Геометрии и т.д.

Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия (Приложение1, рис. 5): дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение. Например, из рисунков можно создать композицию, придумать и поиграть в сказку, создать постройку, изучить и обсчитать ее математически и др. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.

  1. Межпредметные связи – основа интегрированного урока.

«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» (Я.А. Каменский[5])

Методической основой интегрированного подхода является установление межпредметных связей в усвоении основ наук и понимании закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубления и обогащения, вычленения доступных данному возрасту существенных признаков, понятий. Дж. Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого.  

 По определению Г.Ф. Федорца: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве»[6].

Межпредметные связи выполняют в обучении школьников ряд функций:

  • методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на окружающий мир, современных представлений о его целостности и развитии.
  • образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость.
  • развивающая функция: межпредметные связи на первоначальных этапах их включения в учебный процесс играют роль побуждающего стимула.
  • воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении какому-либо предмету.  
  • конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.  

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса[7].

  1. Особенности интегрированных уроков.

Интегрированный (от лат. «полный», «целостный») – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Он способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения материала, который позволяет с разных сторон познавать явление или предмет изучения[8].

К использованию интегрированного урока учителя прибегают в случаях:

  • обнаружения дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
  • при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
  • изучения межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности.

Интегрированные уроки должны отвечать следующим требованиям: во-первых, урок должен дать ребёнку самые различные знания, во-вторых учитель должен повысить познавательный интерес школьников, в-третьих, урок должен активизировать мыслительную деятельность учащихся, и, наконец дети должны проявлять творческие способности, ум[9].

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

  • В интегрированном уроке объединяются блоки знаний различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока и форму интегрирования. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации – определяется характер связей между соединяемым материалом.
  • При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры урока, методов, приёмов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке, формы и виды контроля обученности обучающихся на данном уроке.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

  • предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
  • логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  • большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

Из всего вышесказанного следует вывод о том, что интегрированные уроки представляют собой достаточно сложную систему. И для того, чтобы эффективно, удачно, профессионально использовать их на практике нужно знать теоретические аспекты интегрированного обучения, чтобы осуществить какой-то определенный педагогический замысел.

II. Практическое использование процесса интегрирования учебного материала на уроках.

2.1. Интеграция в преподавании русского языка

Связи русского языка как предмете школьного преподавания с другими учебными дисциплинами в зависимости от дидактических целей могут рассматриваться с разных позиций.

Русский язык связан со всеми школьными дисциплинами, “поскольку язык является необходимым средством выражения по всем предметам”[10], “поскольку он отражает все стороны действительности и поскольку без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность”[11]. Наличие такой связи бесспорно. В цепочке “русский язык - другие предметы” эта связь устанавливается не столько для русского языка, сколько для всех других предметов, так как язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету.

Наиболее распространённой является интеграция русского языка с чтением, природоведением, изобразительным искусством, музыкой. А так же эти связи могут переплетаться ещё теснее, где интегрируются не два предмета, а три и даже больше. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

На интегрированных уроках русского языка и природоведения в начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений. Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениями о предметах и явлениях природы, наполняются богатым жизненным содержанием. Все это подготавливает детей к сознательному чтению рассказов, статей, стихотворений, посвященных описанию природы. Дети с большим интересом читают и лучше понимают то, что перед этим сами видели, о чём беседовали с учителем.

При изучении темы “Предложение”, знакомя с видами предложений по цели высказывания и знаками препинания в конце, учитель использует упражнения следующего содержания. Предлагает учащимся прочитать слова о русской природе художника Левитана: “Природа не терпит ничего безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами нет ничего мертвого, все дышит, живет, понимает. Она волнуется в бурю и зябнет в снегу, задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз”. Спрашивает детей: «Чем привлекают слова И.Левитана?», «как художник выражает свою любовь к природе?». Далее учитель сообщает ребятам о том, что «Исаак Ильич Левитан по-особому любил русскую природу. Такие прекрасные картины, как “Золотая осень”, “Март” мог создать только человек, горячо любящий Родину. Изучение природы невозможно только на одном каком-либо уроке. При изучении русского языка мы будем говорить о природе, бережном отношении к ней, о том, как и для чего нужно любить ее. Помогут в этом сочинения по картинам, по художественным открыткам, по иллюстрациям из учебников и журналов. А сейчас спишите высказывание И.Левитана и постарайтесь его запомнить. С него мы и начнем разговор о русской природе».

При повторении темы “Предложение” учитель говорит с ребятами о русской белоствольной березке, дети составляют её словесное описание, определяют цвет и форму листа, лежащего на каждой парте, обращают внимание на яркую белизну ствола березы, растущей у школы, его красоту. Затем прослушивается аудиозапись шелеста березовой листвы при дуновении ветра. После этого обучающиеся составляют повествовательное, восклицательное и вопросительное предложения о березе. Лучшие записываются в тетрадях, делаем синтаксический разбор одного из них. Итогом работы становится разговор о берёзе, о её удивительной красоте и бережном отношении человека как к берёзе, так и к другим деревьям.

При изучении имени прилагательного рассматривается поэтический образ русской березы. Дети вспоминают отрывки из произведений русских писателей. (Приложение 2). Дети называют словосочетания звучный лес, белые березы, тихий дождь, алмазных слез, зеленые косы, горячее лето, русскую светлую, грустную, нарядную, ясную, кипучую, родную, ненаглядную, плакучую березу, молодые белоствольные березки, сказочное дерево и т.д. и объясняют их значение. После этого им предлагается создать образ березы в целом, используя названные слова. На таких ярких примерах дети убеждаются в необходимости использовать имена прилагательные.

Осуществление интеграции предметов русского языка и изобразительного искусства предполагает проявляется на минутках чистописания. Вырисовывая замысловатые узоры в тетради, ученики тем самым тренируют руку для того, чтобы красиво написать букву, слово, предложение.

Очень большую образовательную ценность несут в себе такие задания: к тексту, как нарисовать иллюстрацию. Это способствует более осмысленному пониманию текста. Дети начинают замечать мелкие элементы, которые при обычном прочтении могли бы просто не запечатлеться в памяти ребёнка. Составляя свой рисунок с текстом, обучающиеся осваивают своеобразие художественной речи, расширяют свое представление о переносном значении слов, о богатстве оттенков значений.

Заслуживает внимание такой методический прием, как работа с картинами, фотографиями, плакатами, изображающими природные объекты. Эти изображения очень яркие, эмоциональные, выразительные, воздействуют на ребенка положительно, учат любить и понимать природу. (Приложение 3) Учитель предлагает детям следующие задания и вопросы: «Чем понравился тебе этот фотоснимок (плакат, картина)? Составь и запиши по данному изображению повествовательное и восклицательное предложение. Одно из них разбери по членам предложения. Составь и запиши предложения о небе, листьях, кустарниках. Определи падеж имен существительных».

2.2. Интеграция уроков литературного чтения.

Перед уроками чтения как и перед уроками природоведения стоят общие образовательные и воспитательные задачи. Наличие общих тем и объектов для изучения, различный аспект и метод в их освещении на уроках чтения и природоведения позволяют целесообразно использовать интегрированный подход к работе над материалом, при котором будут решены задачи ознакомления детей с природой и воспитания у них гуманных чувств. При этом изучении природоведения будет идти от сознания к чувствам, при изучении чтения, воздействуя прежде всего на чувства, будут формироваться убеждения, развиваться эстетически качества.

Например, по чтению дети в ряде произведений читают произведения, в которых говорится о птицах ("Серая Шейка" Д. Мамина-Сибиряка,"Журка" Н. Бельева об отлёте журавлей, ласточек, диких гусей, грачей говорится в ряде стихотворений: "Осень" Трутнева, "Осеннее" И.Исаковского, "Уж небо осенью дышало" А. Пушкина). По предмету природоведения дети знакомятся с перелетными птицами: внешним видом журавлей, дикой утки, ласточки, грача и других, с тем, как и чем питаются эти птицы, почему улетают в тёплые края, когда улетают, как готовятся к перелёту, как летят, в какой последовательности, когда и где выводят птенцов. На интегрированном уроке чтения учащиеся получают научные знания в доступней, интересной для них форме. Воздействуя на чувства детей, художественные произведения воспитывают у них бережное отношение к природе.

Эмоциональное восприятие литературных произведений усиливает применение на уроках чтения музыкальных произведений.

Так целью открытого урока КузнецовойИ.А., проведённого в 4 классе, «…то прекрасное, чем должен жить человек» (Приложение 4) являлось с помощью музыкальных произведений Э.Грига создать условия для эмоционально-образного восприятия смысла рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Зачитывание описания норвежской природы идёт в сопровождении музыки Э. Грига, которая подчёркивает красоту утреннего леса. Включение в урок радиоспектакля «Корзина с еловыми шишками» Радио Озёрска (фрагмент, когда Дагни на концерте впервые услышала посвящённую ей музыкальную пьесу «Утро») помогает раскрыть замысел музыкального произведения Э.Грига, прочувствовать музыку и эмоциональные впечатления девушки от услышанного.  Включение в урок музыкальных произведений Э.Грига позволило раскрыть смыл рассказа К Паустовского - человек должен жить видя, слушая и чувствуя всё то прекрасное, что нас окружает; стараться сделать людей счастливыми.

Большие возможности по интеграции чтения и музыки имеют произведения о сезонных изменениях в природе и фортепьянный цикл П.И.Чайковского «Времена года», сказки (например, «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина и опера Н. Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане») и т.д.

Рассмотрим урок литературного чтения «Б.Л. Пастернак «Золотая осень» (Приложение 5), как пример интеграции нескольких учебных предметов. Включение в начало урока музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь» с демонстрацией анимационных картин природы эмоционально настраивает учащихся на тему осени, позволяет задействовать воображение детей. Буйство красок осени, её сказочную красоту даёт почувствовать не только стихотворение Б.Л.Пастернака, но и музыка Антонио Вивальди «Времена года. Осень». На уроке затрагиваются причинно-следственные связи природных явлений: «осенние изменения», «почему опадают лисья», т.е. идёт интеграция предметов: чтения и окружающего мира. При анализе стихотворения средства литературной выразительности: эпитеты - «янтарный цвет», «зари вишнёвый клей», «золотой обруч»,  сравнение - «флигеля, словно в золоченых рамах», метафоры – «залы  вязов, ясеней, осин», «липы обруч золотой», олицетворения – «просеки дорог, заглядевшихся в озёра» - всё это рассматривается как картины осенней природы, таким образом, чтение интегрируется с изобразительным искусством. Домашнее задание связано с музыкой и ИЗО: иллюстрирование стихотворения об осени, которое подбирают дети основываясь на эмоциональном впечатлении от музыкального произведения П.И. Чайковского«Времена года. Октябрь. Осенняя песнь». Таким образом в уроке были задействованы знания, умения литературного чтения, музыки, окружающего мира, изобразительного искусства

  1. Возможности интеграции на уроках математики

В методической статье Кузнецовой И.А «Развитие математической речи в начальных классах»[12] (Приложение 6) рассматривается связь математики и русского языка как основа грамотной математической речи, в которой существуют определённые правила синтаксиса и семантики: синтаксис устанавливает правила чтения (произношения) математических знаков в выражениях, равенствах, неравенствах, других предложениях математического языка; семантика определяет смысловое значение каждого математического знака. В ней приведены задания способствующие формированию грамотной математической речи на уроках математики в начальных классах.

Интеграция математики с уроками чтения строится на постановке урока математики на основе сюжета литературного произведения (Приложение 7). При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком её понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

Удобным материалом для развития внимания и памяти детей, изучению математики служат считалки, скороговорки. Например, при знакомстве детей с числом и цифрой «4» можно предложить такую скороговорку: «У четырёх черепашат по четыре черепашонка». После её разучивания педагог предлагает вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу, назвать соседей числа (последующее и предыдущее).

 Включив в урок стихотворение о квадрате и треугольнике (Приложение 8), учитель работает над содержательной стороной стихотворения рассматривая моральные стороны поступка Треугольника, делается вывод, что здесь зависть показана с отрицательной стороны, и в то же время следует указать, что иногда зависть к чему-то может послужить толчком к самосовершенствованию, саморазвитию.

Кузнецова И.А. использует в своей работе уроки-путешествия по природным зонам. Такие уроки расширяют сведения учащихся о географических объектах (например, «Урок-путешествие в Африку» - расположение, особенности климата) и биосфере (решение на данном уроке задач о животных: например, на сравнение массы взрослого слона и родившегося слонёнка, на нахождение (сравнение) скорости льва, леопарда и т.д.)

Содержание задач включённых в учебник «Математика» педагог рассматривает с целью интеграции учебных предметов. Например (Приложение 9), задачу про гусеницу («Математика 3кл», с.16 №2) можно раскрыть, опираясь на знание предмета «окружающий мир». Дети разгадывают загадку о гусенице, сообщают, что знают о гусеницах, учитель дополняет рассказ обучающихся дополнительными сведениями.

При изучении единиц времени: год, месяц, неделя – используются сведения таких наук как астрономия, история. А темы связанные с единицами длины, темы «Деление и умножение на 10, 100, 1000» включает в урок работу с географическими картами (масштаб).

  1. Интеграция уроков изобразительного искусства

В основу программы изобразительного искусства заложена система межпредметных связей с чтением и окружающим миром, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Ш.И. Ганелин отмечал, что «первый интерес к книге у детей дошкольников возникает чаще всего благодаря иллюстрациям, этому "волшебному ключику", который открывает перед маленькими читателями дверь в живой и многообразный мир художественной литературы. Уже в этот период рисунок будит воображение ребёнка, формирует его представления о мире реальном и мире сказочном, приобщает к искусству линий и красок»[13]. В школе отношение детей к рисунку, к иллюстрации делается осознанным и оценочным. Ученик не только получает специальные знания об изобразительном искусстве, но и сам пробует свои силы в создании рисунков, иллюстраций. Именно это положено за основу интеграции предметов чтения и изобразительного искусства.

Программа по изобразительному искусству предполагает, что дети смогут в своих собственных рисунках "композиционными приёмами выделять интересное в сюжете", передавать смысловую связь, эмоциональное отношение. При правильно построенной работе на интегрированном уроке чтения и изобразительного искусства за счёт использования картин, рисунков, иллюстраций обогащается словарный запас детей, появляется смысл и значение многих новых слов, относящихся к историческому быту или к области духовной жизни человека. А иногда и поясняется смысл целого рассказа или сказки. Так, например, на обобщающем уроке чтения «П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». Иллюстрирование сказки» в 3 классе по ходу работы над текстом учитель иллюстрирует прочитанное, поясняя смысл, одновременно спрашивая мнение ребят, касающееся содержания сказки. Таким образом, дети завершают иллюстрирование, используя сведения о настроении, характере героев, месте действия героев, полученные путём логической переработки предыдущей информации. В этот урок можно включить и музыку композитора Цезаря Пуни из балета «Конёк-Горбунок, или Царь-девица».

Включение в урок музыкальных и литературных произведений способствует развитию ассоциативного мышления и воображения, воспитанию чувства прекрасного, любви к родной природе. (Приложение 10)

При изучении темы «Народные промыслы России» дети знакомятся с видами декоративной росписи. Предложив выполнить элементы росписи на тарелке из папье-маше педагог объединяет ИЗО и технологию, а результат такой работы послужит декоративным украшением комнаты ребёнка.

Заключение

В ходе работы над темой «Интегрированный урок как одна из эффективных форм индивидуального обучения» И.А.Кузнецова изучив методическую литературу о возможности интеграции учебных дисциплин, проводя интегрированные уроки, отметила преимущества данного вида уроков перед другими:

  • Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве.
  • Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления; они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание  обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков
  • Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, что в конечном итоге способствует развитию его учеников.

Проведение интегрированных уроков и включение в обучение интегрированных упражнений на уроках индивидуального обучения привело к тому, что:

  • интеграция учебных предметов позволила расширить рамки преподаваемых предметов без дополнительных временных затрат;
  • использование различных видов работы поддерживает внимание обучающихся  на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков
  • повысился познавательный интерес обучающихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
  • изменился уровень интеллектуальной деятельности, обеспечиваемой рассмотрением учебного материала с позиции разных учебных предметов, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
  • изменения в эмоциональном развитии  обучающихся, основаны на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;
  • происходит включение  обучающихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Нельзя не согласиться со словами К.Д.Ушинского: «Педагогика - это искусство, и в теории этого искусства есть очень много такого, что совершенно необходимо узнать людям, берущимся за практику воспитания и обучения»[14].

Интегрированные уроки – это давно известная форма обучения школьников. В совокупности с новыми педагогическими технологиями она обретает вторую жизнь

Литература:


[1] http://referatplus.ru/pedagogika/ksovobr.php

[2] Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти томах. / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика. 1989.

[3] Сухомлинский В.О. Сердце отдаю детям. М: Педагогика, 1996.

[5] Коменский Я. А. Великая дидактика. – Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955.

[6] Федорец Г.Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью–в основу обучения. – Нар. образование, 1979, №5.

[7] Лошкарева Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса - Вып.5. - М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1981.;

[9] Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика, 1997.- №5.- С. 52-55.

[10] Ганелин Ш.И. Дидактический принцип сознательности. М., 1961.

[11] Добромыслов В.А. О разработке научной теории обучения русскому языку.// Русский язык в школе. – 1986. - № 4

[12] http://festival.1september.ru/articles/521569/

[13] Ганелин Ш.И, Дидактический принцип сознательности.- М:Просвещение, 1961.

[14] Ушинский К.Д. - М.: Педагогика, 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки как одна из форм повышения мыслительной активности учащихся

С учетом возрастных особенностей младших школьников, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, м...

Тестирование как одна из эффективных форм контроля на уроках русского языка

В современной школе одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых техноло...

Мастер-класс по теме "Изо-терапия, как одна из эффективных форм коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»

В настоящее время в практику коррекционно-педагогичекой работы с детьми с умственной отсталостью вошла изо-терапия, и стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции...

Презентация "Изо-терапия, как одна из эффективных форм коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»

Презентация к мастер-классу по теме: "Изо-терапия, как одна из эффективных форм  коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»...

Общественный смотр знаний – одна из эффективных форм работы с родителями

В работе представлен опыт работы по организации общественных смотров знаний для родителей. Общественный смотр – это одна из нетрадиционных форм работы с родителями, общественностью, учителя...

Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе

Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе...

Доклад :"Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью".

Доклад :"Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью."...