Главные вкладки

    Мастер-класс по теме "Изо-терапия, как одна из эффективных форм коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»
    учебно-методический материал на тему

    Сотникова Ирина Николаевна

    В настоящее время в практику коррекционно-педагогичекой работы с детьми с умственной отсталостью вошла изо-терапия, и стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_izo-terapiya_v_korektsionno.docx26.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №7»

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

    «РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО  ДЛЯ ДЕТЕЙ

    С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  »

    МАСТЕР-КЛАСС

    «Изо-терапия, как одна из эффективных форм

    коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»

    Сотникова Ирина Николаевна,  

    учитель начальных классов,

    высшая  квалификационная категория

            

    Мценск, 2017

    Цель: обучение участников мастер - класса применению изо-терапии в рамках учебно-воспитательного процесса, освоение и последующее активное применение здоровьесберегающей технологии в практической деятельности учителя.

    Задачи:

    1. познакомить участников мастер-класса с использованием изо-терапии для  развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания обучающихся;

    2. повысить уровень профессиональной компетентности учителей,  их мотивацию на системное использование в практике изо-терапии.

    Участники: учителя ОУ.

    Материалы и оборудование: листы формата А4 , А3; краски, гуашь, фломастеры, карточки с заданием для работы в группе; презентация

    Ход мастер-класса

    1. Теоретическая часть

    В  дефектологической практике все более активно используются арт - педагогические технологии в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями интеллекта. Искусство не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает уберечь и защитить человека от того, что мешает ему нормально развиваться. Что такое арт-терапия.

    Термин "арт-терапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.
    Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.. На сегодняшний день достаточно изучены и широко применяются технологии музыкотерапии, изо-терапии, драма-терапии, кукло-терапии, библио-терапии, имаго-терапии.

    В настоящее время в практику коррекционно-педагогичекой работы с детьми с умственной отсталостью вошла изо-терапия, и стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны.

    Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

    Изотерапия предоставляет участникам высокую степень свободы и самостоятельности. Поощряется спонтанный характер творческой деятельности. Участники определяются с замыслом, выбирают форму, материалы, цвета в соответствии с выбранной темой, сами контролируют последовательность действий.

    Ценность изо-терапии в психокоррекционной работе

    • Осознание себя в мире
    • Фантазии, интерес
    • Творчество
    • Двигательное развитие
    • Развитие речевой культуры
    • Познавательные процессы
    • Эмоции, чувства
    • Эстетическое развитие
    • Восприятия, ощущения
    • Нравственно-эстетическое развитие
    • Внимание
    • Память: зрительная, слуховая, словесно-логическая
    • Воображение
    • Ощущение красоты окружающего мира
    • Мышление: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, выделение главного
    • Коммуникативные функции

    В целом, использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации. Кроме того, работа с различными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева, фрустрации.

    В процессе изо-терапии не рекомендуется:

    1.  В арт-педагогическом процессе неприемлемы команды, указания, требования и принуждения.
    2. Ребенок вправе выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.
    3. Ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения.
    4. Ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.
    5. В процессе арт-педагогических занятий запрещено использовать сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.

    Большое внимание  уделяется  подбору материалов для работы детей. Наряду с акварельными красками, карандашами, восковыми мелками,  используется   также уголь, краски для рисования пальцами, маркеры для создания изображений на стекле, пластические материалы различной плотности и цвета, бумага  разных форматов и оттенков, клей, скотч и др.

    В процессе арт-педагогических занятий с детьми с использованием изо-терапии

    Выполняется пять основных видов заданий:

    Предметно-тематические задания – задания, связанные с изображением человека и окружающих его предметов («Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома» и др.).

    1. Образно-символические задания – в основе таких заданий лежит рисование нравственно-абстрактных понятий, таких как «добро», «зло», «счастье», а также изображение ребенком эмоциональных состояний и чувств, например, «радость», «страх» и др.
    2. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции – это задания, основные на принципе проекции – «волшебные пятна», «рисование по точкам».
    3. Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, мелками, пластилином и др.) – это может быть рисование пальцами, экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание простейших форм, их уничтожение).
    4. Задания, направленные на организацию совместной деятельности – это коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений и т. д.

    В проективном рисовании используются следующие методики (классификация Кратохвила):

    * Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами  группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин., затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение.

    Сначала о рисунке  высказываются члены группы, а затем сам автор. Обсуждаются асхождения в интерпретации рисунка.

    * Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.

    * Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). по окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

    * Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

    Существует два способа работы с готовыми рисунками:

    1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.
    2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании).

    Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса.

    При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфические особенности.

    Задачи и ожидаемые результаты арт-педагогического процесса:

    • развитие уверенности в себе, в своих способностях;
    • снятие тревожности перед выполнением более сложной работы;
    • формирование положительной установки на дальнейшую творческую деятельность;
    • избавление от чувства обиды, гнева, страха;  
    • развитие умений взаимодействовать друг с другом;
    • снятие эмоциональной напряженности.

    2.Практическая работа в группах.

    Каждая группа получает карточку с содержанием работы и материалы.

    1. Рефлексия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ручной труд как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей

    Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики как на уроках так и на занятиях кру...

    "Развитие творческих способностей умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности"

    Роль театрализованной деятельности в развитии умственно отсталых детей. Система работы, музыкальные игры- драматизации. Программы по театрализованной деятельности "Арт- фантазия" Чуриловой Э.Г. и "Теа...

    Статья УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ:УЧЁТ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Умственная отсталость как понятие объединяет разнообразные и многочисленные формы патологий, которые вызваны недоразвитием познавательной сферы. Данная патология поражает лишь развивающийся мозг, то е...

    Контрольная работа по специальной психологии детей с нарушением интеллекта ТЕМА «Внимание умственно отсталых детей»

    Контрольная работа была написана на основе опыта работы с детьми с нарушением интеллекта. В этой работе описано,чем отличается внимание у умственно отсталого ребёнка, от внимания ребёнка с сохранным и...

    Дидактические игры по сенсорному воспитанию умственно отсталых детей».

    Введение_________________________________________________Глава I. Психолого-педагогические основы использования дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшего школьного возраста с умст...

    Основы умственного и физического воспитания умственно-отсталых детей

    Оглавление:·         Физическое воспитание·         Умственное воспитание умственно-отсталых·...

    Презентация "Изо-терапия, как одна из эффективных форм коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»

    Презентация к мастер-классу по теме: "Изо-терапия, как одна из эффективных форм  коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»...