"Развитие творческих способностей умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности"
методическая разработка по музыке (3 класс) по теме

Лыга Елена Николаевна

Роль театрализованной деятельности в развитии умственно отсталых детей. Система работы, музыкальные игры- драматизации. Программы по театрализованной деятельности "Арт- фантазия" Чуриловой Э.Г. и "Театр- творчество-дети" Сорокина Н.Ф.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ ДОМ - ИНТЕРНАТ

ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

«ЮЖНОЕ БУТОВО»

Департамента социальной защиты населения города Москвы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

                                     Выполнила: ЛЫГА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА,

                                                        учитель музыки.

Москва 2012 год.

У Януша Корчака в книге "Как любить детей" есть такие строчки: "Ребёнок-это сто масок, сто ролей способного актера". Он увидел в этой детской потребности к подражанию, преображению, превращению наиболее яркое проявление творческой природы ребенка. Игре как естественной форме воспитания и одному из средств обучения должно быть отведено значительное место в процессе занятий. Игра у умственно отсталого ребенка является основным видом деятельности, с помощью которого он овладевает знаниями о внешнем мире. Различаются дидактические игры, театрализованные игры - драматизации, подвижные игры, сюжетно- ролевые игры. Театрализованные игры - драматизации в сопровождении музыки. Ее суть заключается в том, что при проигрывании небольших спектаклей музыка как бы иллюстрирует переживания и эмоции действующих лиц. В процессе исполнения музыкальной роли умственно отсталый ребенок «входит» в образ персонажа и перенимает черты его характера. Систематически возникающие в процессе идентификации положительные и отрицательные эмоции становятся регулятором дальнейшего поведения умственно отсталого ребенка. Возникают возможности для творческого решения, импровизации. В процессе театрализованной деятельности у умственно отсталых детей развивается образное мышление, детская инициатива, создается атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Общаясь непосредственно искусством театра ,у умственно отсталых детей развивается умение быть терпимыми друг к другу,  предельно внимательными ,чтобы вовремя включиться в театральное действие. Teaтральные импровизации способствуют эмоциональному перевоплощению детей , умению выплеснуть свою энергию, передать свое видение мира.

Театральная деятельность развивает личность умственно отсталого ребенка, npививает устойчивый  интерес к театру, литературе, живописи, музыке, совершенствуя навык воплощать в игре  определенные  переживания, побуждает к созданию новых образов. А также позволяет ему решать многие проблемные ситуации опосредственно от лица какого-нибудь персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе, волнение  и страх перед выступлением, доставляющие умственно отсталому ребенку много неприятностей. Весьма перспективными для преодоления сценического волнения являются и разные виды кукольных театров. Действуя за ширмой, умственно отсталый ребёнок получает возможность  как  бы  оградить  себя  от  зрителей.

Общение с куклой помогает ему почувствовать себя свободным, раскрепощенным, обрести уверенность в своих силах. Только слившись с куклой в единое целое, умственно отсталый ребёнок сможет создать образ данного персонажа. Желание создать яркий, запоминающийся образ подсказывает ему именно те выразительные средства, которые необходимы . Главное не погасить в умственно отсталом ребенке стремление к творчеству, не навязывать свое решение данного образа, не давать готового образца для подражания, а лишь побуждать ребенка к творчеству искренней заинтересованностыо , внимательным, чутким отношением к его творческим проявлениям.

Для организации детского кукольного театра нужны куклы различных систем, формирующие у умственно отсталых детей определенные умение и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное,танцевалъное ,игровое),побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. В нашем детском доме интернате существует такой кукольный театр, в состав которого входят куклы различных систем:  настольно-плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, верховые куклы на гапите. Исходя из этого, мы решили что программа "Театр-творчество-дети" (Н.Ф. Сорокиной и Л..Г. Миланович) наиболее полно развивает все виды детского творчества в театрализованной  деятельности (игровое, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах), а также психофизические способности (мимику, пантомимику), психические процессы(восприятие, воображение, фантазию, мышление, внимание, память), речь(диалогическую и монологическую), умение манипулировать куклами различных систем. Впервые научно обосновано поэтапное использование отдельных видов творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения.

Театрализованная деятельность раскрывает духовный и  творческий  потенциал умственно отсталого  ребёнка, оказывая большое и разностороннее влияние на его личность, что позволяет использовать театрализованные игры как сильное, но  ненавязчивое педагогическое средство. Ведь умственно отсталые дети во время игры чувствуют себя более раскованно, свободно, естественно. И очень важен креативный принцип в развитии умений и навыков, в воспитании, т.е максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Занятия по развитию творческих способностей умственно отсталых детей средствами театрального искусства предполагают решить следующие задачи:

1.Последовательно знакомить умственно отсталых детей с различными видами театра, театральными жанрами, видами кукольного театра (настольный, пальчиковый, верховые куклы на гапите) и правилами манипуляции с куклами.

2.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; умение составлять небольшие рассказы, сказки, используя театральных кукол.

3.Совершенствовать память, внимание, мышление, .воображение, восприятие .

4.Поддерживать стремление умственно отсталых детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

5.Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, .импровизацию на детских музыкальных инструментах.

На музыкальных занятиях использовались различные методы и приемы: просмотр диафильмов, видеофильмов, мотивация, музыкально-дидакгические игры, ситуация успеха, внесение пиктограмм, куклы различных систем,  декорации,  костюмы, парики, музыкальные инструменты, иллюстрации и т.д.

Роль театрализованной деятельности в развитии умственно отсталого  ребенка.

Театральное искусство близко и понятно умственно отсталым детям, ведь в основе театра лежит игра .Театральная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит её и в какой способен её выразить.

Разностороннее влияние этой деятельности на личность умственно отсталого ребёнка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны:

её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания умственно отсталого ребенка.  Участвуя в театрализованной деятельности, умственно отсталые дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит умственно отсталого ребенка перед необходимостью  ясно, четко, понятно изъясняться.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, художественно–эстетического и музыкального воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий умственно отсталого ребёнка, приобщает его к духовному богатству .Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и "В процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки., просто сообщаемые и усваиваемые" (В.А.Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии -условия, необходимого для организации совместной деятельности умственно отсталых детей.

В литературе подчеркивается: основа эмпатии - в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В.А Петровский, Л.П.Стрелкова и др.) "Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю. нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место"(Б.М.Теплов). А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате умственно отсталый ребёнок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно .способность умственно отсталого ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на таких детей.

Желание педагогов понять психологические проблемы умственно отсталого ребенка, стремление помочь ему выйти победителем из тупиковой ситуации создают предпосылки для дальнейшей творческой деятельности . Необходимо вовремя помочь умственно отсталому ребенку справиться с возникшими проблемами. Иначе боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, страх быть осмеянным своими сверстниками, нежелание получить негативную оценку своей деятельности со стороны взрослых - всё это как снежная лавина обрушивается на маленького человека, загоняя его в мир страхов и сомнений. В этой ситуации на помощь ребёнку приходят театральные куклы. Они никого не могут оставить равнодушным, так как напоминают малышу те привычные детские игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни. И чем раньше начать заниматься с умственно отсталыми детьми кукольным театром ,тем меньше маленьких людей придется в последствии выводить из тупиковой ситуации.

Не случайно  к  кукольному театру вновь и вновь обращаются педагоги и психологи, логопеды и врачи, используя магическую силу его воздействия. И, наверное, самый главный секрет кукольного театра заключается в неисчерпаемом запасе форм и методов, способствующих решению насущных проблем совершенствования  личности ребенка на разных уровнях: активизация познавательной деятельности, развитие речи, памяти, внимания, мышления; психокоррекционная  работа со страхами, агрессией, замкнутостью, сложностью в общении; устранение речебоязни  и свобода органики  движений.

Кукольный театр - это игра: фантазии и реальности, слов и света, красок и звуков - всего того, что и есть по сути творчество.

Но без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных вокальных навыков, умения импровизировать на музыкальных инструментах добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Какой же театр может обойтись без музыки! Музыкальные звуки пронизывают всю ткань  спектакля, дополняя характеристики героев и раскрашивая действие весьма необычным  способом. Главное –  услышать звуки окружающего мира., найти их в себе и "включить" фантазию.

Детские музыкальные инструменты обладают довольно специфическим тембром, который наиболее приемлем для создания волшебного. Образы могут возникнуть совершенно неожиданные: дождь, эхо, восход солнца, шум ветра, хрустальный звон, кукование, писк мышки. поступь медведя и так далее. Главное здесь не создание музыкальных шедевров, а сам творческий процесс, необходимый умственно отсталым детям, возможность их самовыражения. Несомненно, сотворение для кукольного спектакля звукового полотна вне зависимости от его протяженности и предназначения - настоящее творчество, которое не бывает без вдохновения. Но в этом процессе человеческий мозг не создает нечто совершенно новое, а синтезирует то, что в нем уже есть и что он приобрел. Никакой творческий акт невозможен без опоры на репродукцию (воспроизведение),уже имеющихся знаний.

Формированию детского творчества способствуют не только специально разработанные, постепенно усложняющиеся творческие задания, но и музыкально - дидактические игры для развития детского творчества. Музыкальные задания, выполняемые с помощью этих игр, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.

Итак, занятия, по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития умственно отсталого ребенка, и педагог обязан:

-создавать условия для развития творческой активности умственно отсталых детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество,  развивать способность свободно и. раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.);

-приобщать умственно отсталых детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

-обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Для этого необходимы определенные условия. В первую очередь организация работы. Только разумная организация театрализованной деятельности поможет выбрать основные направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребёнку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьёй и т.д., в итоге - целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни умственно отсталых детей и взрослых.

Необходимо обсуждать с умственно отсталым ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат, отмечая достижения и определяя пути дальнейшего совершенствования. А также поддерживать желание детей исполнять понравившуюся роль в домашних условиях, помогать детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и т.д., рассказывая затем знакомым в присутствии ребенка о его достижениях. Посещать с детьми театры, кинотеатры, делясь впечатлениями, полученными в результате просмотра спектаклей и кинофильмов.

Педагогам  же  рекомендуется:

-вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание высту-пать вместе с коллективом сверстников;

-побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.), помогая в создании выразительных средств;

-учить согласовывать свои действия с действиями партнера, выполняя движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия, вызывая желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги;

-знакомить детей с историей театра марионеток и театра теней, обучая управлению простейшей куклой - марионеткой-с применением разнообразных движений, согласовывая свои действия с действиями партнеров.

Решение программных задач осуществляется на основе методики.

Раздел "Музыкальная игра-драматизация" вбирает в себя не только то, чему научился ребёнок в каждом виде музыкальной деятельности, чего он  достиг в плане музыкальности, но и всё ,что он приобрел в общем психическом развитии: и интеллект, и речь, и , эмоции, и умение общаться, и многое другое .Этот своеобразный итог, синтез всего, что умеет ребенок, что он собой представляет на данном этапе, является в то же время стартом его дальнейшего развития. Музыкальная игра-драматизация обладает не только большим развивающим потенциалом, но и служит великолепным средством коррекции  личности. Опыт показывает, что многие зажатые закомплексованные дети неожиданно свободно проявляют себя в этом виде деятельности ..Это  объясняется его тесной связью с игрой, как ведущей деятельностью дошкольного детства и ролью, как средством психологической защиты.

Авторы программы "Гармония", излагая в ней свои общие подходы к методике работы над музыкальной игрой-драматизацией, утверждают: "Чем больше ребёнок услышит новой музыки, чем с большим количеством литературно-художественного материала познакомится, чем больше ролей сыграет, тем более развитым он станет."

Но игра-драматизация - это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Это новая и довольно сложная форма игровой деятельности.

Раздел "Театрализованная деятельность" представлен и в программе "Из детства в отрочество" ( Т. Дороновой, журнал "Ребенок в детском саду."  №2–2001г.). В ней предпринята попытка по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Воспитателям предлагается поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, присутствовать на детских спектаклях. Обсуждать перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат, отмечая достижения и определяя пути дальнейшего совершенствования. А также поддерживать желание умственно отсталых детей исполнять понравившуюся роль в домашних условиях, помогать детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и т.д., рассказывая затем знакомым в присутствии ребенка о его достижениях. Посещать с детьми театры, кинотеатры, делясь впечатлениями, полученными в результате просмотра спектаклей и кинофильмов.

Педагогам  же  рекомендуется:

-вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;

-побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.), помогая в создании выразительных средств;

-учить согласовывать свои действия с действиями партнера, выполняя движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия, вызывая желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги;

-знакомить детей с историей театра марионеток и театра теней, обучая управлению простейшей куклой - марионеткой-с применением разнообразных движений, согласовывая свои действия с действиями партнеров.

Решение программных задач осуществляется на основе методики, разработанной для каждого возраста. Авторы программы предлагают две формы организации театрализованной деятельности:

– специально организованная форма работы педагога с детьми;

  1. нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

Эффективность развития детей в театрализованной деятельности во многом определяется присутствием других детей в качестве зрителей. Авторы предлагают проведение "театральной пятницы", которая должна стать доброй традицией в еженедельном общении умственно отсталых детей, педагогов и родителей. По их мнению, в ходе работы они постепенно овладевают средствами выразительности, которые помогут им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих  возможностях.

Очень интересна программа "Арт-фантазия" (Чуриловой Э.Г "Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар"). Эта программа компенсирует средствами драматургии недостаточное внимание современной педагогики к эмоциональной сфере, личности ребенка. Занятия театрализованной деятельностью, по мнению автора, не только вводят умственно отсталых детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интересна главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребёнка  – в коллективе.

Кроме игр и упражнений в ней содержатся методические рекомендации по всем видам деятельности. Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми продолжается в течении двух лет, т., с детьми старшего дошкольного возраста.

1. "Teaтральная игра,"

2. "Ритмопластика"

3. "Культура и техника речи"

4."Основы театральной культуры"

5. "Работа над спектаклем"

Деление программы ".Арт–фантазия" на пять разделов, ориентируясь на психологические особенности возраста, весьма условно, поскольку не всегда, как утверждает автор программы, возможно определить границы перехода от одного к другому.

Существуют общие для всех разделов задачи, например: развитие воображения, произвольного внимания, памяти, активизация ассоциативного и образного мышления.

Если на первом году занятий первоочередными задачами является умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами, то в дальнейшем большее внимание уделяется формированию культуры и техники речи, активизации познавательных процессов Умственно отсталые дети учатся моделировать своё поведение, вспоминать и восстанавливать полученные ранее впечатления, ощущения и чувства.

На втором году перед дошкольниками старшего возраста ставятся более сложные задачи и проблемы, увеличивается количество упражнений и творческих заданий, повышаются требования, к качеству их исполнения.

Процесс театральных занятий отроится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетический способностей умственно отсталыхдетей. Если игра для ребёнка – это способ существования, способ познания и освоение окружающего мира, то театральная игра-это шаг к. искусству , начало художественной деятельности.

Театральные игры программы "Арт-фантазия" рассчитаны на активное участие умственно отсталого ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия предлагается проводить в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

Помимо систематических занятий, основанных на  играх и упражнениях базовых разделов программы "Арт-фантазия", автор предлагает ежеквартально проводить итоговые (интегративные) занятия, с определенным сюжетом, используя в них упражнения и игры из разных разделов программы.

Ещё одна авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности представлена в книге "Театрализованные игры в детском саду" (Петрова Т. И., Сергеева Е.Л,  Петрова Е.С.). В ней даны и методические рекомендации, и разработки занятий для всех возрастных групп.

Данная технология является интегративной, т.е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами занятий таких программ, как: окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, дизайн-технология, конструирование, изобразительная деятельность. Большое количество игр и упражнений находят свое применение на занятиях по математике, ритмике, на музыкальных и физкультурных занятиях.

Данная авторская технология включает в себя следующее:

1. Развитие психофизических способностей; психических процессов, речи, творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать).

2. Участие умственно отсталых  детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песен, сказок, мини-оценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами  театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, пальчиковый, театр игрушки и т.д.)

3. Амплификацию (обогащение) театрального опыта: знания о театре, профессиях, театральной терминологии.

4.Изготовление и подбор атрибутов проходят совместно с педагогами и родителями: изготовление кукол и игрушек, костюмов, создание родительского театра "Театр для всех", "Домашний театр", совместное празднование Дня театра (последняя неделя марта).

Авторы предлагают первые театрализованные игры проводить самому воспитателю, вовлекая в них умственно отсталых детей. Далее предлагается в занятиях использовать небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в её организации .Для правильной организации  авторы рекомендуют учитывать следующие принципы.

1.Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное  включение театрализованных игр во все  формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны, таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

Система развития творческих способностей детей

средствами театрального искусства в программе

 "Театр-творчество-дети" (Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович)

Актуальность программы "Театр–творчество–дети" в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает утвержденной в 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию "Концепции дошкольного воспитания", которая наметила курс на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми и пробудила интерес к психологическим особенностям периодов детского развития.

Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства. В программе выделено два типа задач. Первый-это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра. Второй тип-это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Авторы программы предлагают проводить театрализованные занятия два раза в неделю в утренние часы, а для наиболее яркого воплощения изображаемого образа проводить работу с детьми по подгруппам и индивидуально.

В основу реализации программы положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, необходимо стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.                                        

На основе этой программы очень своевременно была выпущена книга Сорокиной Н.Ф. "Играем в кукольный театр." (Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений).

Книга о том, как создать в детском доме театр, изготовить кукол различных систем и научить умственно отсталых детей управлять ими. Автором, разработаны этюды, обучающие детей приемам кукловождения. Они помогают ребятам освоить азы этого занятия. Пособие содержит большой практический материал по развитию внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия. Для каждого вида театра предлагаются специально подобранные тексты, позволяющие педагогам поставить с детьми кукольные и драматические спектакли, провести театрализованные игры, развивающие у детей способности к песенному, игровому и танцевальному творчеству, побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах.

Раздел "Музыкальная игра-драматизация" вбирает в себя не только то, чему научился ребёнок в каждом виде музыкальной деятельности, чего он  достиг в плане музыкальности, но и всё ,что он приобрел в общем психическом развитии: и интеллект, и речь, и , эмоции, и умение общаться, и многое другое .Этот своеобразный итог, синтез всего, что умеет ребенок, что он собой представляет на данном этапе, является в то же время стартом его дальнейшего развития. Музыкальная игра-драматизация обладает не только большим развивающим потенциалом, но и служит великолепным средством коррекции  личности. Опыт показывает, что многие зажатые закомплексованные дети неожиданно свободно проявляют себя в этом виде деятельности ..Это  объясняется его тесной связью с игрой, как ведущей деятельностью дошкольного детства и ролью, как средством психологической защиты.

Авторы программы "Гармония", излагая в ней свои общие подходы к методике работы над музыкальной игрой-драматизацией, утверждают: "Чем больше ребёнок услышит новой музыки, чем с большим количеством литературно-художественного материала познакомится, чем больше ролей сыграет, тем более развитым он станет."

Но игра-драматизация - это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Это новая и довольно сложная форма игровой деятельности.

Решение программных задач осуществляется на основе методики, разработанной для каждого возраста. Авторы программы предлагают две формы организации театрализованной деятельности:

– специально организованная форма работы педагога с детьми;

  1. нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

Эффективность развития детей в театрализованной деятельности во многом определяется присутствием других детей в качестве зрителей. Авторы предлагают проведение "театральной пятницы", которая должна стать доброй традицией в еженедельном общении умственно отсталых детей, педагогов и родителей. По их мнению, в ходе работы они постепенно овладевают средствами выразительности, которые помогут им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих  возможностях.

Существуют общие для всех разделов задачи, например: развитие воображения, произвольного внимания, памяти, активизация ассоциативного и образного мышления.

Процесс театральных занятий отроится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетический способностей умственно отсталыхдетей. Если игра для ребёнка – это способ существования, способ познания и освоение окружающего мира, то театральная игра-это шаг к. искусству , начало художественной деятельности.

Театральные игры программы "Арт-фантазия" рассчитаны на активное участие умственно отсталого ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия предлагается проводить в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

Помимо систематических занятий, основанных на  играх и упражнениях базовых разделов программы "Арт-фантазия", автор предлагает ежеквартально проводить итоговые (интегративные) занятия, с определенным сюжетом, используя в них упражнения и игры из разных разделов программы.

Ещё одна авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности представлена в книге "Театрализованные игры в детском саду" (Петрова Т. И., Сергеева Е.Л,  Петрова Е.С.). В ней даны и методические рекомендации, и разработки занятий для всех возрастных групп.

Данная технология является интегративной, т.е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами занятий таких программ, как: окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, дизайн-технология, конструирование, изобразительная деятельность. Большое количество игр и упражнений находят свое применение на занятиях по математике, ритмике, на музыкальных и физкультурных занятиях.

Данная авторская технология включает в себя следующее:

1. Развитие психофизических способностей; психических процессов, речи, творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать).

2. Участие умственно отсталых  детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песен, сказок, мини-оценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами  театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, пальчиковый, театр игрушки и т.д.)

3. Амплификацию (обогащение) театрального опыта: знания о театре, профессиях, театральной терминологии.

4.Изготовление и подбор атрибутов проходят совместно с педагогами и родителями: изготовление кукол и игрушек, костюмов, создание родительского театра "Театр для всех", "Домашний театр", совместное празднование Дня театра (последняя неделя марта).

Авторы предлагают первые театрализованные игры проводить самому воспитателю, вовлекая в них умственно отсталых детей. Далее предлагается в занятиях использовать небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в её организации .Для правильной организации  авторы рекомендуют учитывать следующие принципы.

1.Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное  включение театрализованных игр во все  формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны, таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

Содействуя развитию творческих способностей умственно отсталыхдетей средствами театрального искусства через атмосферу совместной деятельности родителей, сотрудников детского дома и детей, в конце года, благодаря анкетированию , было выявлено, что у детей повысился интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников. Дети познакомились с различными видами театров, театральными жанрами, видами кукольных театров, правилами манипуляции с ними, расширились у детей и границы речевого общения. Наши дети с большим удовольствием: участвовали в играх–драматизациях, музыкальных спектаклях , кукольных, сами организовывали развлечения.

В ходе театрализованных игр у умственно отсталых детей развился художественный вкус, музыкально-творческие и декламационные способности, сформировалось чувство коллективизма. У ребят повысился эмоциональный тонус, стремление принимать активное, участие в общих затеях. Teaтральные импровизации способствовали эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать свое видение мира.

Занимаясь с умственно отсталыми  детьми театром, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремились к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, наши дети смогли использовать и в повседневной жизни. Надеемся, что искренность и доброту они пронесут через всю свою жизнь.    


Список использованной литературы

1.Антонова Т., Волкова Е., Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка (Дошкольное воспитание 1998, №6).

2.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М. 1991.

3.Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы (Дошкольное воспитание 1998, №6).

4.Буренина А.И. Современные подходы к развитию детского творчества в театрализованной деятельности (Музыкальная палитра .2000,№1).

5.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.1967.

6.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. Издание 5, М.1966.

7.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Издание 2.

8.Григорьева И., Козлова Л. Как мы работаем с родителями (Дошкольное воспитание 1998, №9).

9.Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности (Ребенок в детском саду  2001,№2).

10.Выготский Л.С. Психология искусства. Издание 2. М.1968.

11.Запорожец А.В. Развитие произвольных приложений. М. Издательство АПН РСФСР,1960.

12.Иванцова Л., Коржова О. Секреты ширмы. Ростов–на–Дону,1998.

13.Корчак Я. Как любить детей.

14.Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок–дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей ( Дошкольное воспитание 1995, №9).

15.Медведева И., Шишова Т. Улыбка судьбы. Роли и характеры. М. 2002.

16.Медведева Е.А. Изучение особенностей развития воображения старших до-школьников с задержкой психического развития в театрализованных играх     ( Дефектология 1998, №4).

17.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М. 199.

18.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М. 2002.

19.Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников  (Дошкольное воспитание 1996, №8).

20.Родари Дж. Грамматика фантазии. Алма–ата : МЕКТЕП, 1982.

21.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М. 2001.

22.Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа "Театр–творчество–дети" (До-школьное воспитание , 1996, №8,9,11).

23.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1997.

24.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей, М. 1988.

25.Тарасова К.В., Нестеренко К.В., Рубан Т.Г. Программа "Гармония".

26.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Сборник "Проблемы индивидуальных различий., 1961.

27.Чистякова И. Психогимнастика .Издание 2, М. 1995.

28.Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. Ставрополь, 1998.

29.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. М. 2001.            




Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ ДОМ - ИНТЕРНАТ

ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

«ЮЖНОЕ БУТОВО»

Департамента социальной защиты населения города Москвы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

                                     Выполнила: ЛЫГА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА,

                                                        учитель музыки.

Москва 2012 год.

У Януша Корчака в книге "Как любить детей" есть такие строчки: "Ребёнок-это сто масок, сто ролей способного актера". Он увидел в этой детской потребности к подражанию, преображению, превращению наиболее яркое проявление творческой природы ребенка. Игре как естественной форме воспитания и одному из средств обучения должно быть отведено значительное место в процессе занятий. Игра у умственно отсталого ребенка является основным видом деятельности, с помощью которого он овладевает знаниями о внешнем мире. Различаются дидактические игры, театрализованные игры - драматизации, подвижные игры, сюжетно- ролевые игры. Театрализованные игры - драматизации в сопровождении музыки. Ее суть заключается в том, что при проигрывании небольших спектаклей музыка как бы иллюстрирует переживания и эмоции действующих лиц. В процессе исполнения музыкальной роли умственно отсталый ребенок «входит» в образ персонажа и перенимает черты его характера. Систематически возникающие в процессе идентификации положительные и отрицательные эмоции становятся регулятором дальнейшего поведения умственно отсталого ребенка. Возникают возможности для творческого решения, импровизации. В процессе театрализованной деятельности у умственно отсталых детей развивается образное мышление, детская инициатива, создается атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Общаясь непосредственно искусством театра ,у умственно отсталых детей развивается умение быть терпимыми друг к другу,  предельно внимательными ,чтобы вовремя включиться в театральное действие. Teaтральные импровизации способствуют эмоциональному перевоплощению детей , умению выплеснуть свою энергию, передать свое видение мира.

Театральная деятельность развивает личность умственно отсталого ребенка, npививает устойчивый  интерес к театру, литературе, живописи, музыке, совершенствуя навык воплощать в игре  определенные  переживания, побуждает к созданию новых образов. А также позволяет ему решать многие проблемные ситуации опосредственно от лица какого-нибудь персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе, волнение  и страх перед выступлением, доставляющие умственно отсталому ребенку много неприятностей. Весьма перспективными для преодоления сценического волнения являются и разные виды кукольных театров. Действуя за ширмой, умственно отсталый ребёнок получает возможность  как  бы  оградить  себя  от  зрителей.

Общение с куклой помогает ему почувствовать себя свободным, раскрепощенным, обрести уверенность в своих силах. Только слившись с куклой в единое целое, умственно отсталый ребёнок сможет создать образ данного персонажа. Желание создать яркий, запоминающийся образ подсказывает ему именно те выразительные средства, которые необходимы . Главное не погасить в умственно отсталом ребенке стремление к творчеству, не навязывать свое решение данного образа, не давать готового образца для подражания, а лишь побуждать ребенка к творчеству искренней заинтересованностыо , внимательным, чутким отношением к его творческим проявлениям.

Для организации детского кукольного театра нужны куклы различных систем, формирующие у умственно отсталых детей определенные умение и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное,танцевалъное ,игровое),побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. В нашем детском доме интернате существует такой кукольный театр, в состав которого входят куклы различных систем:  настольно-плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, верховые куклы на гапите. Исходя из этого, мы решили что программа "Театр-творчество-дети" (Н.Ф. Сорокиной и Л..Г. Миланович) наиболее полно развивает все виды детского творчества в театрализованной  деятельности (игровое, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах), а также психофизические способности (мимику, пантомимику), психические процессы(восприятие, воображение, фантазию, мышление, внимание, память), речь(диалогическую и монологическую), умение манипулировать куклами различных систем. Впервые научно обосновано поэтапное использование отдельных видов творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения.

Театрализованная деятельность раскрывает духовный и  творческий  потенциал умственно отсталого  ребёнка, оказывая большое и разностороннее влияние на его личность, что позволяет использовать театрализованные игры как сильное, но  ненавязчивое педагогическое средство. Ведь умственно отсталые дети во время игры чувствуют себя более раскованно, свободно, естественно. И очень важен креативный принцип в развитии умений и навыков, в воспитании, т.е максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Занятия по развитию творческих способностей умственно отсталых детей средствами театрального искусства предполагают решить следующие задачи:

1.Последовательно знакомить умственно отсталых детей с различными видами театра, театральными жанрами, видами кукольного театра (настольный, пальчиковый, верховые куклы на гапите) и правилами манипуляции с куклами.

2.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; умение составлять небольшие рассказы, сказки, используя театральных кукол.

3.Совершенствовать память, внимание, мышление, .воображение, восприятие .

4.Поддерживать стремление умственно отсталых детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

5.Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, .импровизацию на детских музыкальных инструментах.

На музыкальных занятиях использовались различные методы и приемы: просмотр диафильмов, видеофильмов, мотивация, музыкально-дидакгические игры, ситуация успеха, внесение пиктограмм, куклы различных систем,  декорации,  костюмы, парики, музыкальные инструменты, иллюстрации и т.д.

Роль театрализованной деятельности в развитии умственно отсталого  ребенка.

Театральное искусство близко и понятно умственно отсталым детям, ведь в основе театра лежит игра .Театральная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит её и в какой способен её выразить.

Разностороннее влияние этой деятельности на личность умственно отсталого ребёнка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны:

её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания умственно отсталого ребенка.  Участвуя в театрализованной деятельности, умственно отсталые дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит умственно отсталого ребенка перед необходимостью  ясно, четко, понятно изъясняться.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, художественно–эстетического и музыкального воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий умственно отсталого ребёнка, приобщает его к духовному богатству .Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и "В процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки., просто сообщаемые и усваиваемые" (В.А.Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии -условия, необходимого для организации совместной деятельности умственно отсталых детей.

В литературе подчеркивается: основа эмпатии - в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В.А Петровский, Л.П.Стрелкова и др.) "Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю. нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место"(Б.М.Теплов). А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате умственно отсталый ребёнок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно .способность умственно отсталого ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на таких детей.

Желание педагогов понять психологические проблемы умственно отсталого ребенка, стремление помочь ему выйти победителем из тупиковой ситуации создают предпосылки для дальнейшей творческой деятельности . Необходимо вовремя помочь умственно отсталому ребенку справиться с возникшими проблемами. Иначе боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, страх быть осмеянным своими сверстниками, нежелание получить негативную оценку своей деятельности со стороны взрослых - всё это как снежная лавина обрушивается на маленького человека, загоняя его в мир страхов и сомнений. В этой ситуации на помощь ребёнку приходят театральные куклы. Они никого не могут оставить равнодушным, так как напоминают малышу те привычные детские игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни. И чем раньше начать заниматься с умственно отсталыми детьми кукольным театром ,тем меньше маленьких людей придется в последствии выводить из тупиковой ситуации.

Не случайно  к  кукольному театру вновь и вновь обращаются педагоги и психологи, логопеды и врачи, используя магическую силу его воздействия. И, наверное, самый главный секрет кукольного театра заключается в неисчерпаемом запасе форм и методов, способствующих решению насущных проблем совершенствования  личности ребенка на разных уровнях: активизация познавательной деятельности, развитие речи, памяти, внимания, мышления; психокоррекционная  работа со страхами, агрессией, замкнутостью, сложностью в общении; устранение речебоязни  и свобода органики  движений.

Кукольный театр - это игра: фантазии и реальности, слов и света, красок и звуков - всего того, что и есть по сути творчество.

Но без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных вокальных навыков, умения импровизировать на музыкальных инструментах добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Какой же театр может обойтись без музыки! Музыкальные звуки пронизывают всю ткань  спектакля, дополняя характеристики героев и раскрашивая действие весьма необычным  способом. Главное –  услышать звуки окружающего мира., найти их в себе и "включить" фантазию.

Детские музыкальные инструменты обладают довольно специфическим тембром, который наиболее приемлем для создания волшебного. Образы могут возникнуть совершенно неожиданные: дождь, эхо, восход солнца, шум ветра, хрустальный звон, кукование, писк мышки. поступь медведя и так далее. Главное здесь не создание музыкальных шедевров, а сам творческий процесс, необходимый умственно отсталым детям, возможность их самовыражения. Несомненно, сотворение для кукольного спектакля звукового полотна вне зависимости от его протяженности и предназначения - настоящее творчество, которое не бывает без вдохновения. Но в этом процессе человеческий мозг не создает нечто совершенно новое, а синтезирует то, что в нем уже есть и что он приобрел. Никакой творческий акт невозможен без опоры на репродукцию (воспроизведение),уже имеющихся знаний.

Формированию детского творчества способствуют не только специально разработанные, постепенно усложняющиеся творческие задания, но и музыкально - дидактические игры для развития детского творчества. Музыкальные задания, выполняемые с помощью этих игр, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.

Итак, занятия, по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития умственно отсталого ребенка, и педагог обязан:

-создавать условия для развития творческой активности умственно отсталых детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество,  развивать способность свободно и. раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.);

-приобщать умственно отсталых детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

-обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Для этого необходимы определенные условия. В первую очередь организация работы. Только разумная организация театрализованной деятельности поможет выбрать основные направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребёнку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьёй и т.д., в итоге - целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни умственно отсталых детей и взрослых.

Необходимо обсуждать с умственно отсталым ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат, отмечая достижения и определяя пути дальнейшего совершенствования. А также поддерживать желание детей исполнять понравившуюся роль в домашних условиях, помогать детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и т.д., рассказывая затем знакомым в присутствии ребенка о его достижениях. Посещать с детьми театры, кинотеатры, делясь впечатлениями, полученными в результате просмотра спектаклей и кинофильмов.

Педагогам  же  рекомендуется:

-вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание высту-пать вместе с коллективом сверстников;

-побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.), помогая в создании выразительных средств;

-учить согласовывать свои действия с действиями партнера, выполняя движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия, вызывая желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги;

-знакомить детей с историей театра марионеток и театра теней, обучая управлению простейшей куклой - марионеткой-с применением разнообразных движений, согласовывая свои действия с действиями партнеров.

Решение программных задач осуществляется на основе методики.

Раздел "Музыкальная игра-драматизация" вбирает в себя не только то, чему научился ребёнок в каждом виде музыкальной деятельности, чего он  достиг в плане музыкальности, но и всё ,что он приобрел в общем психическом развитии: и интеллект, и речь, и , эмоции, и умение общаться, и многое другое .Этот своеобразный итог, синтез всего, что умеет ребенок, что он собой представляет на данном этапе, является в то же время стартом его дальнейшего развития. Музыкальная игра-драматизация обладает не только большим развивающим потенциалом, но и служит великолепным средством коррекции  личности. Опыт показывает, что многие зажатые закомплексованные дети неожиданно свободно проявляют себя в этом виде деятельности ..Это  объясняется его тесной связью с игрой, как ведущей деятельностью дошкольного детства и ролью, как средством психологической защиты.

Авторы программы "Гармония", излагая в ней свои общие подходы к методике работы над музыкальной игрой-драматизацией, утверждают: "Чем больше ребёнок услышит новой музыки, чем с большим количеством литературно-художественного материала познакомится, чем больше ролей сыграет, тем более развитым он станет."

Но игра-драматизация - это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Это новая и довольно сложная форма игровой деятельности.

Раздел "Театрализованная деятельность" представлен и в программе "Из детства в отрочество" ( Т. Дороновой, журнал "Ребенок в детском саду."  №2–2001г.). В ней предпринята попытка по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Воспитателям предлагается поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, присутствовать на детских спектаклях. Обсуждать перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат, отмечая достижения и определяя пути дальнейшего совершенствования. А также поддерживать желание умственно отсталых детей исполнять понравившуюся роль в домашних условиях, помогать детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и т.д., рассказывая затем знакомым в присутствии ребенка о его достижениях. Посещать с детьми театры, кинотеатры, делясь впечатлениями, полученными в результате просмотра спектаклей и кинофильмов.

Педагогам  же  рекомендуется:

-вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;

-побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.), помогая в создании выразительных средств;

-учить согласовывать свои действия с действиями партнера, выполняя движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия, вызывая желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги;

-знакомить детей с историей театра марионеток и театра теней, обучая управлению простейшей куклой - марионеткой-с применением разнообразных движений, согласовывая свои действия с действиями партнеров.

Решение программных задач осуществляется на основе методики, разработанной для каждого возраста. Авторы программы предлагают две формы организации театрализованной деятельности:

– специально организованная форма работы педагога с детьми;

  1. нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

Эффективность развития детей в театрализованной деятельности во многом определяется присутствием других детей в качестве зрителей. Авторы предлагают проведение "театральной пятницы", которая должна стать доброй традицией в еженедельном общении умственно отсталых детей, педагогов и родителей. По их мнению, в ходе работы они постепенно овладевают средствами выразительности, которые помогут им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих  возможностях.

Очень интересна программа "Арт-фантазия" (Чуриловой Э.Г "Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар"). Эта программа компенсирует средствами драматургии недостаточное внимание современной педагогики к эмоциональной сфере, личности ребенка. Занятия театрализованной деятельностью, по мнению автора, не только вводят умственно отсталых детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интересна главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребёнка  – в коллективе.

Кроме игр и упражнений в ней содержатся методические рекомендации по всем видам деятельности. Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми продолжается в течении двух лет, т., с детьми старшего дошкольного возраста.

1. "Teaтральная игра,"

2. "Ритмопластика"

3. "Культура и техника речи"

4."Основы театральной культуры"

5. "Работа над спектаклем"

Деление программы ".Арт–фантазия" на пять разделов, ориентируясь на психологические особенности возраста, весьма условно, поскольку не всегда, как утверждает автор программы, возможно определить границы перехода от одного к другому.

Существуют общие для всех разделов задачи, например: развитие воображения, произвольного внимания, памяти, активизация ассоциативного и образного мышления.

Если на первом году занятий первоочередными задачами является умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами, то в дальнейшем большее внимание уделяется формированию культуры и техники речи, активизации познавательных процессов Умственно отсталые дети учатся моделировать своё поведение, вспоминать и восстанавливать полученные ранее впечатления, ощущения и чувства.

На втором году перед дошкольниками старшего возраста ставятся более сложные задачи и проблемы, увеличивается количество упражнений и творческих заданий, повышаются требования, к качеству их исполнения.

Процесс театральных занятий отроится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетический способностей умственно отсталыхдетей. Если игра для ребёнка – это способ существования, способ познания и освоение окружающего мира, то театральная игра-это шаг к. искусству , начало художественной деятельности.

Театральные игры программы "Арт-фантазия" рассчитаны на активное участие умственно отсталого ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия предлагается проводить в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

Помимо систематических занятий, основанных на  играх и упражнениях базовых разделов программы "Арт-фантазия", автор предлагает ежеквартально проводить итоговые (интегративные) занятия, с определенным сюжетом, используя в них упражнения и игры из разных разделов программы.

Ещё одна авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности представлена в книге "Театрализованные игры в детском саду" (Петрова Т. И., Сергеева Е.Л,  Петрова Е.С.). В ней даны и методические рекомендации, и разработки занятий для всех возрастных групп.

Данная технология является интегративной, т.е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами занятий таких программ, как: окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, дизайн-технология, конструирование, изобразительная деятельность. Большое количество игр и упражнений находят свое применение на занятиях по математике, ритмике, на музыкальных и физкультурных занятиях.

Данная авторская технология включает в себя следующее:

1. Развитие психофизических способностей; психических процессов, речи, творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать).

2. Участие умственно отсталых  детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песен, сказок, мини-оценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами  театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, пальчиковый, театр игрушки и т.д.)

3. Амплификацию (обогащение) театрального опыта: знания о театре, профессиях, театральной терминологии.

4.Изготовление и подбор атрибутов проходят совместно с педагогами и родителями: изготовление кукол и игрушек, костюмов, создание родительского театра "Театр для всех", "Домашний театр", совместное празднование Дня театра (последняя неделя марта).

Авторы предлагают первые театрализованные игры проводить самому воспитателю, вовлекая в них умственно отсталых детей. Далее предлагается в занятиях использовать небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в её организации .Для правильной организации  авторы рекомендуют учитывать следующие принципы.

1.Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное  включение театрализованных игр во все  формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны, таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

Система развития творческих способностей детей

средствами театрального искусства в программе

 "Театр-творчество-дети" (Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович)

Актуальность программы "Театр–творчество–дети" в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает утвержденной в 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию "Концепции дошкольного воспитания", которая наметила курс на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми и пробудила интерес к психологическим особенностям периодов детского развития.

Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства. В программе выделено два типа задач. Первый-это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра. Второй тип-это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Авторы программы предлагают проводить театрализованные занятия два раза в неделю в утренние часы, а для наиболее яркого воплощения изображаемого образа проводить работу с детьми по подгруппам и индивидуально.

В основу реализации программы положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, необходимо стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.                                        

На основе этой программы очень своевременно была выпущена книга Сорокиной Н.Ф. "Играем в кукольный театр." (Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений).

Книга о том, как создать в детском доме театр, изготовить кукол различных систем и научить умственно отсталых детей управлять ими. Автором, разработаны этюды, обучающие детей приемам кукловождения. Они помогают ребятам освоить азы этого занятия. Пособие содержит большой практический материал по развитию внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия. Для каждого вида театра предлагаются специально подобранные тексты, позволяющие педагогам поставить с детьми кукольные и драматические спектакли, провести театрализованные игры, развивающие у детей способности к песенному, игровому и танцевальному творчеству, побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах.

Раздел "Музыкальная игра-драматизация" вбирает в себя не только то, чему научился ребёнок в каждом виде музыкальной деятельности, чего он  достиг в плане музыкальности, но и всё ,что он приобрел в общем психическом развитии: и интеллект, и речь, и , эмоции, и умение общаться, и многое другое .Этот своеобразный итог, синтез всего, что умеет ребенок, что он собой представляет на данном этапе, является в то же время стартом его дальнейшего развития. Музыкальная игра-драматизация обладает не только большим развивающим потенциалом, но и служит великолепным средством коррекции  личности. Опыт показывает, что многие зажатые закомплексованные дети неожиданно свободно проявляют себя в этом виде деятельности ..Это  объясняется его тесной связью с игрой, как ведущей деятельностью дошкольного детства и ролью, как средством психологической защиты.

Авторы программы "Гармония", излагая в ней свои общие подходы к методике работы над музыкальной игрой-драматизацией, утверждают: "Чем больше ребёнок услышит новой музыки, чем с большим количеством литературно-художественного материала познакомится, чем больше ролей сыграет, тем более развитым он станет."

Но игра-драматизация - это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Это новая и довольно сложная форма игровой деятельности.

Решение программных задач осуществляется на основе методики, разработанной для каждого возраста. Авторы программы предлагают две формы организации театрализованной деятельности:

– специально организованная форма работы педагога с детьми;

  1. нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

Эффективность развития детей в театрализованной деятельности во многом определяется присутствием других детей в качестве зрителей. Авторы предлагают проведение "театральной пятницы", которая должна стать доброй традицией в еженедельном общении умственно отсталых детей, педагогов и родителей. По их мнению, в ходе работы они постепенно овладевают средствами выразительности, которые помогут им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих  возможностях.

Существуют общие для всех разделов задачи, например: развитие воображения, произвольного внимания, памяти, активизация ассоциативного и образного мышления.

Процесс театральных занятий отроится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетический способностей умственно отсталыхдетей. Если игра для ребёнка – это способ существования, способ познания и освоение окружающего мира, то театральная игра-это шаг к. искусству , начало художественной деятельности.

Театральные игры программы "Арт-фантазия" рассчитаны на активное участие умственно отсталого ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия предлагается проводить в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

Помимо систематических занятий, основанных на  играх и упражнениях базовых разделов программы "Арт-фантазия", автор предлагает ежеквартально проводить итоговые (интегративные) занятия, с определенным сюжетом, используя в них упражнения и игры из разных разделов программы.

Ещё одна авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности представлена в книге "Театрализованные игры в детском саду" (Петрова Т. И., Сергеева Е.Л,  Петрова Е.С.). В ней даны и методические рекомендации, и разработки занятий для всех возрастных групп.

Данная технология является интегративной, т.е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами занятий таких программ, как: окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, дизайн-технология, конструирование, изобразительная деятельность. Большое количество игр и упражнений находят свое применение на занятиях по математике, ритмике, на музыкальных и физкультурных занятиях.

Данная авторская технология включает в себя следующее:

1. Развитие психофизических способностей; психических процессов, речи, творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать).

2. Участие умственно отсталых  детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песен, сказок, мини-оценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами  театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, пальчиковый, театр игрушки и т.д.)

3. Амплификацию (обогащение) театрального опыта: знания о театре, профессиях, театральной терминологии.

4.Изготовление и подбор атрибутов проходят совместно с педагогами и родителями: изготовление кукол и игрушек, костюмов, создание родительского театра "Театр для всех", "Домашний театр", совместное празднование Дня театра (последняя неделя марта).

Авторы предлагают первые театрализованные игры проводить самому воспитателю, вовлекая в них умственно отсталых детей. Далее предлагается в занятиях использовать небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в её организации .Для правильной организации  авторы рекомендуют учитывать следующие принципы.

1.Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное  включение театрализованных игр во все  формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны, таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

Содействуя развитию творческих способностей умственно отсталыхдетей средствами театрального искусства через атмосферу совместной деятельности родителей, сотрудников детского дома и детей, в конце года, благодаря анкетированию , было выявлено, что у детей повысился интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников. Дети познакомились с различными видами театров, театральными жанрами, видами кукольных театров, правилами манипуляции с ними, расширились у детей и границы речевого общения. Наши дети с большим удовольствием: участвовали в играх–драматизациях, музыкальных спектаклях , кукольных, сами организовывали развлечения.

В ходе театрализованных игр у умственно отсталых детей развился художественный вкус, музыкально-творческие и декламационные способности, сформировалось чувство коллективизма. У ребят повысился эмоциональный тонус, стремление принимать активное, участие в общих затеях. Teaтральные импровизации способствовали эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать свое видение мира.

Занимаясь с умственно отсталыми  детьми театром, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремились к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, наши дети смогли использовать и в повседневной жизни. Надеемся, что искренность и доброту они пронесут через всю свою жизнь.    


Список использованной литературы

1.Антонова Т., Волкова Е., Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка (Дошкольное воспитание 1998, №6).

2.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М. 1991.

3.Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы (Дошкольное воспитание 1998, №6).

4.Буренина А.И. Современные подходы к развитию детского творчества в театрализованной деятельности (Музыкальная палитра .2000,№1).

5.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.1967.

6.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. Издание 5, М.1966.

7.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Издание 2.

8.Григорьева И., Козлова Л. Как мы работаем с родителями (Дошкольное воспитание 1998, №9).

9.Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности (Ребенок в детском саду  2001,№2).

10.Выготский Л.С. Психология искусства. Издание 2. М.1968.

11.Запорожец А.В. Развитие произвольных приложений. М. Издательство АПН РСФСР,1960.

12.Иванцова Л., Коржова О. Секреты ширмы. Ростов–на–Дону,1998.

13.Корчак Я. Как любить детей.

14.Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок–дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей ( Дошкольное воспитание 1995, №9).

15.Медведева И., Шишова Т. Улыбка судьбы. Роли и характеры. М. 2002.

16.Медведева Е.А. Изучение особенностей развития воображения старших до-школьников с задержкой психического развития в театрализованных играх     ( Дефектология 1998, №4).

17.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М. 199.

18.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М. 2002.

19.Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников  (Дошкольное воспитание 1996, №8).

20.Родари Дж. Грамматика фантазии. Алма–ата : МЕКТЕП, 1982.

21.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М. 2001.

22.Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа "Театр–творчество–дети" (До-школьное воспитание , 1996, №8,9,11).

23.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1997.

24.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей, М. 1988.

25.Тарасова К.В., Нестеренко К.В., Рубан Т.Г. Программа "Гармония".

26.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Сборник "Проблемы индивидуальных различий., 1961.

27.Чистякова И. Психогимнастика .Издание 2, М. 1995.

28.Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. Ставрополь, 1998.

29.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. М. 2001.            



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и воображения детей младшего школьного возраста в условиях ГПД.Развивающее занятие по технологии «Панно из втулок от туалетной бумаги».

Данное занятие разработано с целью раскрытия творческого потенциала ребенка, развития пространственного мышления, фантазии, моторики рук, создания устойчивой мотивации, стремления выразить свое отноше...

Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.

В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...

Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.

В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...

Мастер-класс по теме "Изо-терапия, как одна из эффективных форм коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»

В настоящее время в практику коррекционно-педагогичекой работы с детьми с умственной отсталостью вошла изо-терапия, и стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции...

Презентация "Изо-терапия, как одна из эффективных форм коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»

Презентация к мастер-классу по теме: "Изо-терапия, как одна из эффективных форм  коррекционно-развивающей работы развития и воспитания умственно отсталых детей»...

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...

«Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»

laquo;Развитие творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности посредством театрального искусства»...


 

Комментарии

Лыга Елена Николаевна

Музыкальные игры-драматизации, организация театрализованной деятельности для умственно отсталых детей.