Главные вкладки

    Статья по теме:
    Статья УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ:УЧЁТ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Умственная отсталость как понятие объединяет разнообразные и многочисленные формы патологий, которые вызваны недоразвитием познавательной сферы. Данная патология поражает лишь развивающийся мозг, то есть в возрасте до 3-х лет: во время внутриутробного развития, при неудачных родах, при травмах или серьёзных заболеваниях раннего или младшего возраста. Недоразвитие познавательной сферы является следствием общего патологического развития психики, и, как сопутствующее ей, недоразвитие и ряда других высших психических функций. Дефект данного рода провоцируют нейроинфекции: энцефалиты и менингоэнцефалиты, а так же интоксикации и черепно-мозговые травмы. Современные этиологические исследования указывают так же на генетический характер умственной отсталости, имея в виду генетические мутации: генные и хромосомные.

    Исходя из данных предпосылок, можно говорить о неоднородности происхождения умственной отсталости, результатом которых является дефект развития психики: недоразвитость, и дезадаптивность. Общая симптоматика такова: мышление тугоподвижно – больным сложно установить логические связи, они неспособны к абстрактному мышлению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya2.docx24.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное казённое учреждение города Москвы

    Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Южное Бутово»

    Департамента социальной защиты населения города Москвы

    Статья

    УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ:

    УЧЁТ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Составил воспитатель ГКУ ДДИ "Южное Бутово"

    Глебов Илья Сергеевич

    Москва 2013г.


    Умственная отсталость как понятие объединяет разнообразные и многочисленные формы патологий, которые вызваны недоразвитием познавательной сферы. Данная патология поражает лишь развивающийся мозг, то есть в возрасте до 3-х лет: во время внутриутробного развития, при неудачных родах, при травмах или серьёзных заболеваниях раннего или младшего возраста. Недоразвитие познавательной сферы является следствием общего патологического развития психики, и, как сопутствующее ей, недоразвитие и ряда других высших психических функций. Дефект данного рода провоцируют нейроинфекции: энцефалиты и менингоэнцефалиты, а так же интоксикации и черепно-мозговые травмы. Современные этиологические исследования указывают так же на генетический характер умственной отсталости, имея в виду генетические мутации: генные и хромосомные.

    Исходя из данных предпосылок, можно говорить о неоднородности происхождения умственной отсталости, результатом которых является дефект развития психики: недоразвитость, и дезадаптивность. Общая симптоматика такова: мышление тугоподвижно – больным сложно установить логические связи, они неспособны к абстрактному мышлению. Внимание непроизвольно и нецеленаправленно, сосредоточение как таковое отсутствует. Память в смысловой и ассоциативной сферах очень слабая. Новые знания усваиваются лишь с помощью многочисленных повторений и приведением конкретных примеров. Речь полностью соответствует имеющемуся интеллектуальному дефекту: она недоразвита, словарный запас скуден, фразы построены упрощённо, косноязычно и часто - аграмматично. Иногда наблюдается псевдоаутизм - нарушение контакта, вызванного различными фобиями.

    Большинство умственно отсталых детей обладают недостатком мышечной силы, наблюдаются неточности мелкомоторых движений, сложности выработки произвольных движений. Явное выражение в нарушении поведения у неосложнённой формы умственной отсталости детей не наблюдается. При адекватном воспитании можно научить таких детей контролю за своими действиями и поступками.

    Воспитание и обучение детей с подобного рода дефектами является задачей специальных учебных заведений, образовательный процесс в которых естественным образом отличается от программ обучения в обычных школах. Основными задачами педагога-дефектолога является не только передача знаний, навыков и умений по предметам, но помощь в адаптации подобных детей к социуму.

    Главными принципами школ для умственно отсталых детей являются следующие:

    1. Обучение имеет воспитывающую и развивающую направленность.

    2. Обучение научно и в то же время доступно – то есть основывается на научных достижениях в области специальных психологии и педагогики, и в то же время, учитывая интеллектуальный дефект учащихся, все объяснения даются в простой форме.

    3. Обучение систематично и напрямую связано с жизнью - все приводимые примеры должны быть наглядны и взяты из повседневных необходимостей.

    4. Обучение идёт параллельно с процессом коррекции личности, индивидуально и дифференцировано.

    5. Обучение должно побуждать учеников к сознательным и активным действиям.

    Рассмотрим данные принципы более подробно.

    Понятие направленность обучения обозначает привитие и интериоризацию представлений о нравственности и адекватном поведении в социуме. Данное направление включено в учебный материал и во внеучебную деятельность. Существует 2 группы предметов, которые отвечают этим требованиям: первые воспитывают словом (чтение, география, история, естествознание), а вторые - действием, способствуя адаптации в

    обществе (трудовое обучение, социально-бытовая ориентировка, профессионально-трудовое обучение, физкультура, рисование, музыка). Естественно, эффективность данных мероприятий напрямую зависит от чёткой и продуманной организации, высокого методического уровня подготовки, оснащённости учебных кабинетов и классов, а так же от высокого уровня подготовки учителей.

    Для успешной адаптации умственно отсталых детей необходимы определенные условия, главным из которых является их обучение в специальной школе, учитывающей психофизиологические факторы данного дефекта.

    Несмотря на то, что обучаются умственно отсталые дети элементарным вещам, преимущественно практической направленности, обязательным является познание реального мира с научных позиций. Часто наблюдающиеся случаи неверных, ложных представлений окружающей действительности являются прямым следствием дефекта интеллектуальной сферы, проявляющимся в непонимании сущности явлений абстрактно.

    Говоря об индивидуальном подходе и дифференциации, имеется в виду то, что уровень проявления основного и сопутствующего дефектов у умственно отсталых детей одного и того же возраста различен. Следовательно, одни усваивают материал лучше и быстрее, а другие - медленней. Принцип доступности обучения в специальной школе, таким образом, имеет следующие нюансы: предполагается разный процент усвоения материала в соответствии с имеющимися учебными способностями детей, и в то же время находится возможность разделения их на группы для эффективности усвоения учебной программы. Более того, учебная программа непрерывно совершенствуется, опираясь на многолетнюю практику, разрабатывается оптимальный объём данных для обучения по годам. Непрерывно совершенствуется и методические приёмы, применяемые учителями-дефектологами, а так же методы обучения умственно отсталых детей.

    Систематичное и последовательное обучение - это возможность приведения в логическую систему полученных в специальной школе знаний, которые можно использовать в обычной жизни, повышая адаптацию детей с интеллектуальными дефектами в социуме. Именно это обстоятельство способствует верному формированию картины мира, ибо знания умственно отсталых учеников, как правило, отличаются обрывочностью, неточностью и затруднённостью применения на практике. Учебные пособия создаются таким образом, чтобы весь изучаемый материал по всем предметам был согласован, объединён логической связью, каждая последующая темы была продолжением предыдущей, готовила к усвоению нового материала. Исключение составляет изучение истории: умственно отсталые дети плохо понимают хронологию событий, поэтому знания по данному предмету эпизодические, отражающие лишь самые значительные факты.

    Большинство специальных школ – это интернаты, что автоматически ведёт к оторванности от окружающего мира. После окончания школы выпускники будут вынуждены вступить в самостоятельную жизнь, и успех напрямую связан с тем, насколько хорошо они были к ней подготовлены. Именно поэтому специальные школы стараются планировать учебно-воспитательную работу в тесной и множественной связи с местными предприятиями, организациями и учреждениями. Это может быть обучение несложному производственному труду: столярному, токарному делу, шитью, кулинарии, сельскохозяйственным работам. Формы данных связей могут быть различны, но обязательным является знакомство с правовыми и социально-экономическими производственными отношениями, включение в общественные дела шефствующих предприятий: проведение субботников на их территории и т.д. Такими действиями специальная школа не только даёт возможность своим ученикам адаптироваться, но и поднимает свой авторитет в местной общественности, которая может в последующем взять на себя посильное трудоустройство выпускников.

    При обучении умственно отсталых детей главной задачей воспитателя и учителя является коррекция дефекта для последующей реабилитации в обществе. Это достигается

    с помощью специально разработанных методических приёмов, которые способствуют преодолению одних недостатков и ослабеванию других, что эффективно влияет на процесс развития личности в целом. Обучение и развитие учеников на основе коррекционного процесса – это взаимосвязанные процессы.

    Сложность обучения умственно отсталых детей заключается в том, что сдвиги в развитии интеллектуальной деятельности, волевой сферы, процесса адаптации бывает очень сложно. Можно увидеть степень освоения материала, но судить об уровне развития на этом основании нельзя. Для выявления данной характеристики применяется выявление уровня самостоятельного выполнения новых трудовых и учебных задач. Именно самостоятельность является показателем уровня сформированности учебных и трудовых навыков. Умственно отсталый ученик должен научиться самостоятельно анализу условий выполнения задания, спланировать, используя уже имеющийся опыт, скорректировать свои действия и сделать вывод о качестве выполнения.

    Коррекционная работа это сложный процесс, требующий от учителя огромного терпения, наблюдательности, обширных знаний, выдержки и готовности придти на помощь. Для эффективной коррекции необходимо точно выявить затруднения, которые испытывают ученики и подобрать соответствующие методы их устранения. Как правило, коррекция в специальных школах проходит по общему принципу и индивидуально: общая - со всеми учениками, а индивидуальная - в группе со схожими проявлениями расстройств. При общей коррекционной работе – на уроке в классе - наиболее эффективным признан метод фиксации внимания учителя и работы попеременно с разными учениками.

    Коррекция волевой и эмоциональной сфер умственно отсталых детей представляет определенную трудность, так как эмоции являются своеобразной реакцией на личное взаимодействие индивида со средой. Так как дефекты, определяющие общий диагноз «умственная отсталость», изменяют психику ребенка, нарушают связи между мышлением и восприятием, то реакции таких детей бурные, подчас неконтролируемые и возникают спонтанно. Очень хорошо помогает установлению контроля над своими эмоциями общение с природой, музыка и живопись. Любые дети хотят ярких впечатлений – и не важно, нормальные ли они или умственно отсталые. Обучение последних умению видеть красоту в ветках цветущих каштанов, в плавниках рыбки из аквариума обогащает душу и развивает интерес. Более того, прививая ученикам любовь к природе, можно сочетать и трудовое отношение к ней - обучая приёмам земледелия на школьном участке, прополки и посадке растений.

    Принцип наглядности в обучении умственно отсталых детей реализуется посредством включения наглядных пособий и средств в процесс усвоения знаний. Но, если в обычной школе обучение наглядно лишь в той степени, которая нужна для сознательного усвоения, то в специальной школе использование предметного показа больше. Это продиктовано тем, что наглядность обогащает чувственный опыт, который необходим для умения абстрактно мыслить, ощущения – это начало познания. Лишь познав, человек овладевает понятиями, определениями, понимает законы и правила. Умственно отсталые дети, из-за интеллектуального дефекта, с трудом осваивают даже обычные понятия. Следовательно, чтобы их знания были отражением осознанной объективной действительности, наглядные пособия должны постоянно обеспечивать опору получаемых знаний на ощущения. Данный принцип применим как для изучения чего-либо, так и для изготовления поделок. Рассеянность восприятия умственно отсталых детей затрудняет выделение главных признаков предметов, потому сознание получает искаженные, нечеткие и неполные образы, в речи же нет соответствующих слов для выражения характеристик объектов. Именно эти особенности психики и заставляют применять такие наглядные пособия, которые содержат самые основные признаки изучаемого предмета, без детализации, которая отвлекает детей от основной цели познания главных свойств изучаемого объекта. Создавая в сознании учащегося чёткое

    представления о предмете, учитель должен научить правильному использованию соответствующей терминологии, которая обозначает свойства, признаки, отношения и взаимосвязь этого объекта с окружающим миром. Инструкции учителя - главный регулирующий и организующий момент, способствующий формированию у умственно отсталых детей общих понятий и представлений.

    Если говорить об активности включения в учебный процесс и сознательности получения знаний умственно отсталых детей, то в данном случае это означает верное понимание приемов, операций, смысла своих действий во время выполнения заданий, сущности изучаемых понятий. Осознанность гарантирует применение полученных знаний на практике, что превращает их в убеждения, избегая формализма. Данный принцип является важнейшим в специальных школах, потому как именно он является катализатором психического развития детей с интеллектуальным дефектом. И именно этот принцип наиболее сложен для реализации в силу нарушения аналитической деятельности, которая характерна для таких детей. Именно это аналитико-синтетическая деятельность сознания затрудняет полное понимание учебного материала. Контроль за степенью усвоения новых знаний, как уже отмечалось выше, сложен, и может быть осуществлён сначала по высказываниям ученика при ответах на заданные вопросы, а затем по эффективности применения при выполнении упражнений. Для достижения высокого процента усвояемости знаний, применяются следующие методические приёмы: материал делится на части, которые логически завершены и взаимосвязаны друг с другом, главные признаки и характерные детали выделены, любые действия ученика постоянно сопровождаются комментариями учителя, постоянно проводится параллель новых знаний с уже усвоенными.

    Говоря об умственно отсталых детях, необходимо отметить, что, хотя и существуют определенные сложности в обучении и воспитании, использование вышеперечисленных методических приёмов и методов преподавания, опирающихся на научные знания специальной психологии, данный процесс может дать хорошие результаты в адаптации и будет способствовать психическому развитию детей с интеллектуальным дефектом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья «ИКТ в обучении детей с умственной отсталостью».

    В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебн...

    Использование ИКТ для эффективности обучения

    В своей педагогической деятельности я очень широко применяю цифровые образовательные ресурсы на уроках и во внеурочной деятельности. Применение цифровых образовательных ресурсов можно рассматрив...

    АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

    Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

    АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса

    Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

    АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса

        Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интелл...

    АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса

         Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (...

    Рабочая программа логопедического сопровождения для учащихся начальной школы с легкой умственной отсталостью и средней школы с умеренной умственной отсталостью по обучению грамоте

    Программа для работы с детьми, обучающимися в начальной школе, с легкой умственной отсталостью и детьми, обучающимися в средней школе с умеренной умственной отсталостью....